Мышарик и Шаробантик

Сергей Артёмов
Своих родителей я почти не помню. Они погибли в автомобильной катастрофе, когда мне было четыре года. Поэтому меня растили и воспитывали мои дедушка и бабушка. Жили мы в двухкомнатной квартирке на первом этаже пятиэтажного дома шахтёрского посёлка, которых полным-полно на Донбассе. До пенсии дедушка и бабушка всю жизнь проработали на шахте: он – в проходке, она – в бухгалтерии. И даже познакомились они, когда были студентами горного института. Только дед не доучился – турнули его перед самым дипломированием, отчислили за какую-то драку в студенческой общаге. Об этом эпизоде своей жизни дед вспоминал  не охотно, но на любые другие темы любил и поговорить, и пошутить. Среди жителей нашего и соседних домов он слыл весельчаком - мастером различных розыгрышей и приколов. Сколько себя помню, мне нравилось слушать деда, причём, не только детские сказки, но и разные шахтёрские байки, а знал он их великое множество. 
Я любила деда. И бабушку тоже очень любила. И, наверное, из чисто женской солидарности всегда поддерживала её в изредка случавшихся домашних ссорах. Особенно, когда дед с сотоварищами заглядывал в рюмочку, и бабушка начинала его пилить по этому поводу. Но такое случалось не очень часто, а когда случалось, то последующие несколько дней дед был тише воды, ниже травы и всячески старался загладить свою вину, чем я успешно пользовалась, капризно выпрашивая у него покупку очередной игрушки или чего-нибудь вкусненького.
В общем, дедушка и бабушка заменили мне и отца, и мать. С ними моё детство пролетело без особых забот и тревог.   
Но вот пришла беда. Она накатила и ударила, словно выскочивший из тёмной подворотни не имеющий жалости убийца. В один из дней, когда  уже начинались школьные выпускные экзамены, бабушке вдруг стало плохо. Она потеряла сознание, а через два дня умерла. Инсульт. На похоронах дед держался молодцом и старался поддержать меня.
- Не раскисай, - повторял он мне в эти дни. – Прошлого не вернёшь, а у тебя ещё вся жизнь впереди. Думай о поступлении в институт. Ведь бабушка очень хотела, чтобы ты училась.
Возможно, именно эта поддержка деда помогла мне не расклеиться: я успешно сдала экзамены и поступила в Харьковский политехнический институт.
* * *
Началась осень и моя учёба на первом курсе ВУЗа. И тут появилась проблема: раскис тот, кто не позволил раскиснуть мне - дед. Это я поняла по его не совсем внятной речи, когда два дня подряд звонила ему на мобилку.
- Дед, ты чего так говоришь? – напрямую спросила я. – Забухал?
- Да как ты про меня – спортсмена могла такое подумать? – пошутил дед, запинаясь и неестественно растягивая слова. – Я сухой, аки лист. Это у меня конфета во рту.
- Опять во рту конфета? – спросила я, позвонив на третий день.
- Точ-но-о! К-кон-конфета-та-та, - с трудом ответил дед.
- Ты чересчур сильно увлёкся сладким, - зло сказала я и отключила телефон.
Несколько раз дед набирал меня, но я, не отвечая на его звонки, решила  сделать ему сюрприз и этим же вечером приехала домой – благо, впереди были два выходных дня.
Дед дремал на диване а, услышав звук открываемой двери и мои шаги, очнулся:
- Это кто… Это как… Настя?.. Как ты здесь… Кто тебя привёз?
- Автобус меня привёз, - раздражённо ответила я, увидев на кухне возле холодильника батарею из-под пустых бутылок пива и пакетов из-под дешёвого вина.
- А как же занятия?
- Не будет больше занятий, – пошла на хитрость я.
- Как это, не будет?
- Так,  не будет. Заберу документы из института и устроюсь кем-нибудь на нашу шахту.
- Почему?
- Потому что тебя одного нельзя оставлять.
- Ты что себе позволяешь, Настя?
- А ты себе, что позволяешь? Бухаешь здесь беспробудно! На тот свет решил отправиться? А ты обо мне подумал? – спросила я и произнесла гневный бабушкин монолог, которым она иногда отчитывала выпившего деда.
- Да что же мне и расслабиться нельзя? - жалобно огрызнулся дед. – Не имею права принять лекарство от депрессии и одиночества? 
- Теперь ты не одинок,  - съязвила я. – Устроюсь работать на шахту. Стану, например, машинисткой подъёмной машины или диспетчером, а между сменами буду развлекать тебя, чтобы ты совсем в алкаша не превратился.
- Настя, ну не дави ты на мозг, - попросил дед. – Не видишь, тяжело мне.
Кряхтя, он встал с дивана и направился на кухню. Оттуда раздался шорох пластиковых пивных бутылок и винных пакетов.   
- Опять лекарство употребляешь? – поинтересовалась я из своей комнаты.
- Закончилось лекарство, - чуть ли не простонал дед. – Сходить надо бы. Я сбегаю, подлечусь?
- И даже не мечтай! Дед, обещаю: только сейчас уйдёшь, и я тоже уйду. На ночь глядя! Переночую на вокзале и утром уеду обратно в Харьков за документами. Я не шучу! Лучше ложись спать.
- Внучка называется, - беззлобно бормотал похмельный дед, залезая обратно на диван. – Воспитал, называется… Пороть надо было тебя в детстве, а не подарками баловать… Вот и добаловался, не имею теперь права из квартиры выйти… А ты думаешь, приятно одному в четырёх стенах изо дня в день?.. Вот крышу и сносит… Хоть бы какое-то живое существо рядом было,.. – дед что-то ещё пробормотал несвязное и захрапел. 
Когда утром я проснулась, он угрюмо бродил из угла в угол по своей комнате.
- Плохо? – спросила я. - Может быть в аптеку сходить?
- Сходи, - оживился дед, но сразу приуныл: - Не знаю, как в Харькове, но в наших «аптеках» продают с двадцати одного года. А тебе ещё восемнадцати нет. Давай, я сам сгоняю!
- Опять? Дед, лучше не зли меня, - строго сказала я и, порывшись в нашей аптечке, нашла пластинку цитрамона. – Вот, глотни таблетку.
Затем, заставив его выпить два стакана чая, я пошла в магазин за продуктами.
- Сидоренко! – окликнула меня в магазине одноклассница. – Какими судьбами? Ты ведь вроде бы в Харьков поступила.
- Поступила, - ответила я. – К дедушке приехала, проведать. 
- А-а, - протянула одноклассница, думая о чём-то своём. И вдруг оживившись, схватила меня за руку. – Слушай, Сидоренко, а дедушке твоему котёночек не нужен? Хорошенький такой, маленький. Глазки уже открыл, и даже кушает самостоятельно. У моей Муськи четыре котёнка родилось, троих мы уже раздали, а четвёртого никто брать не хочет. Возьми своему дедуле.
- Ему только котёнка и не хватало, - сказала я, но вдруг вспомнила ночное высказывание деда. – А знаешь что, Ручкина, давай! Котёнок хоть и не человек, но ведь тоже живое существо…
  * * *
- Дед, смотри, что я тебе принесла, - сказала я, заходя в квартиру.
- Неужели чекушечку дедушке умудрилась купить? Умница, внученька моя, отличница!
- Размечтался! – строго сказала я, хотя по голосу деда поняла, что он просто решил поюморить.
- Вот, смотри! – я протянула ему пакет с тряпочкой, в которую был завёрнут дремавший котёнок.
- Что это? – офигевший дед перевёл взгляд с содержимого кулька на меня: - Ты зачем эту мышь в дом притаскала?   
- Какую мышь?! Это котёнок!
- Ну и на кой он?
-  Ты же сам сказал, что тебе дома не хватает живого существа. А котёнок – это живое существо.
- Когда я такое сказал?
- Когда вчера лёг спать.
- Я сказал?
- Ты сказал. Не помнишь?
- Что-то припоминаю, - неуверенно ответил дед, а потом добавил: – Ну, так я ведь собаку хотел. Щеночка. А ты какого-то серого кошака приволокла. Забирай его отсюда!
- Куда?
- Куда хочешь. Хоть в свой Харьков.
- Ах так? – я выхватила у деда кулёк и, не зная, что теперь делать с  котёнком, отнесла его к себе в комнату.
В дверь позвонили.
- Кого это принесло? – дед защёлкал дверным замком.
- Наверное, твои друзья пришли, - язвительно предположила я. – «Лекарство» принесли.
- Это не мои, а твои друзья пришли, - отозвался дед.
Я вышла из комнаты, недоумевая, кто бы это мог быть. В коридоре стоял мой одноклассник Витька Жижко.
- Привет, Настюха, - поздоровался он. – С приездом! Тут такое дело… Мне Ленка Ручкина позвонила. Говорит, ты у неё котёнка взяла. Для дедушки. Обеспечила, его живым существом, так сказать…   
- Ну, взяла. И что?
Из пакета в Витькиной руке раздалось попискивание.
- Вот, - Витька распахнул пакет и вытянул из него щенка.
Щенок был совсем маленький, чёрный и пушистый. Как и несколько минут назад дед, теперь офигела и я.
- Правда, прикольный? – сказал Витька и пустил щенка на пол.
Миновав мои ноги, щенок протопал по коридору и зашёл в комнату деда. За ним туда же двинулись и мы с Витькой.
 - Правда, прикольный? – повторил он, очевидно, обращаясь уже не ко мне, а к деду. – Вот вам ещё одно живое существо будет. 
Живое существо вышло на центр комнаты и напрудило лужицу. Дед что-то пробормотал себе под нос.
- Что ты говоришь? – спросила я.
- Выражаю восхищение такой непринуждённости, - ответил дед. – По манерам сразу видно – аристократ. Какая порода?
- Порода, в общем-то, оригинальная. Мама – пекинез, а папа… - Витька замялся. – Ну, гулял мой брат как-то с нашей Фаней во дворе, с пацанами заговорился, а тут пёсик… шустрый такой. Вот он и…    
Произведение любовной утехи пекинезихи Фани и залётного шустрого пёсика подошло к деду и принялось обнюхивать его тапочки.
- Так возьмёте? – спросил Витька. – Ведь классный щеночек.
- Понимаешь, Витя, - начала я: - за ним же ухаживать надо, а мой дедушка...
 - Возьмём, - кратко сказал дед.
- А как же котёнок? – спросила я. – В самом деле, в Харьков забирать?
- Сама поедешь в Харьков. А мы будем жить вместе: я, кошачок и полупекинез.
  * * *
Около месяца после этого визита домой я каждый день звонила деду и строгим голосом проводила допрос, типа:
- Как ты там, дед? Не впал без меня в алкогольную зависимость?
Даже иногда пыталась его протестировать:
- Дед, что-то ты говоришь как-то странновато. Скажи, пожалуйста: «На дворе трава, на траве дрова». Только быстро произноси!
Иной раз дед отшучивался, иной раз - сердился:
- Настя, не доставай! Говорю же тебе – не пью!
- Дед, не ври мне!
- Настя, не парь мозги. Не вру я!
Обычно мои подобные расспросы заканчивались нравоучительной фразой:
- Учти, дед, мы в ответе за тех, кого приручили. Будешь бухать - и сам быстро погибнешь, и фауну свою квартирную погубишь. Как пёс и кот будут жить без тебя?
В наших телефонных разговорах тему выпивки дед не любил и всячески пытался увильнуть от неё, зато ему нравилось рассказывать о своих питомцах:
- Ты знаешь, Настя, они такие забавные! Играют, словно маленькие дети. И друг без друга не могут, дружбаны - не разлей вода. Даже едят из одной миски и спят на одном коврике. И растут быстро, ты их не узнаешь, когда приедешь!..
- … А ты угадай, как я их назвал... Мышарик и Шаробантик!.. Почему ты в шоке?.. Кот – Мышарик, потому что серый, как мышь. А пёс у меня -Шаробантик… Да не смейся ты! Вполне нормальное имя,.. то есть, кличка. И как раз для него подходит! Я ведь ему в «Айболите» шарик-пищалку купил, игрушку такую для собак. Так он теперь с этим шариком не расстается – в зубах сжимает и таскает по квартире, да пищалкой попискивает. Особенно старается, если кто-то из соседей приходит. Ему ведь надо похвастаться своим сокровищем! Словно сказать хочет: «А посмотрите, что у меня есть!» Я у него попытался взять шарик. Да где там! Оскалился, рычит. Шерсть дыбом. Глаза, словно красные фонари от ярости. Прямо-таки не собака, а чёрт патлатый! И когда засыпает, шарик обязательно рядом кладёт, чтобы никто не украл. И уши у него висят с двух сторон, словно бантик. Вот и получается, что он Шаробантик…         
- … Да всё нормально, не волнуйся! И с животными – порядок! Хотя нет, одна проблемка нарисовалась… И смех, и грех!.. Угораздило меня, угостить Мышарика валерьянкой – хотел сделать коту приятное. Один раз дал ему таблетку, затем другой… Так он теперь мне жизни не даёт: садится под аптечкой и орёт благим матом – валерьянку требует. Пока не дам, не успокоится! И так три-четыре раза на день. В общем, из нормального кошака в нарика превратился… 
* * *
Быстро пронеслось время. Я окончила институт и, выйдя замуж, осталась жить в Харькове. К деду мы с мужем частенько приезжали: ведь от Харькова до нашего посёлка всего несколько часов езды. Но это было раньше, ещё при нормальной жизни – без АТО. Когда оно превратилось в затяжную войну, я позвонила деду и предложила ему переехать ко мне.
- Спасибо, Настя, - ответил он. – Но ты подумай, что предлагаешь. Переехать к вам в однокомнатную квартирку? И это притом, что вы собираетесь завести ребёнка.  А на кого оставить Мышарика и Шаробантика?  Ведь ты сама говорила, мы в ответе за тех, кого приручили.
- Давай и их заберём, - упорствовала я, хотя и понимала абсурдность своих слов. – Мы тебе найдём маленькую дешёвую квартирку или хотя бы комнату… Попытаемся найти… 
- Настя, ну не ерунди! Никуда я переезжать не буду. Тем более, что рядом с посёлком нет никакой войны и канонада у нас почти не слышна.
* * *
Дед позвонил, когда я вернулась с процедур в палату.
- Как дела? – осведомился он.
- Нормально. Скоро рожу, - несмотря на не очень-то хорошее самочувствие, я постаралась сказать это как можно бодрее.   
- Ты там того… врачей слушайся.
- Я слушаюсь! Не волнуйся, дед.
- Ну да,.. – дед помолчал, а потом жизнерадостно спросил: - А почему ты нас не поздравляешь?
- Кого – вас?
- Меня, Мышарика и Шаробантика.   
- А с чем же вас поздравлять?
- С юбилеем! Сегодня ровно десять лет, как мы вместе.
- Точно? – я рассмеялась.
- Точно! День в день!
- Праздновать будете?
- Только что отпраздновали. Вместо каши с жареным луком они у меня сегодня питались деликатесами. Я раскошелился и купил Мышарику баночку рыбных консервов, а Шаробантику – колбасу. Вон они разлеглись на диване и облизываются после обжорства, два старикана.
- Почему они стариканы?
- Так ведь они уже – ребята в возрасте. Можно сказать, пожилые! И мои человечьи семьдесят лет приблизительно равны их десяти годам. Так что мы с ними сейчас ровесники… А знаешь что, Настя, я их сейчас сфотографирую и тебе фотку вышлю.
Через десять минут ММСкой пришло фото с «ровесниками» моего деда:
* * *
Не спалось. Я лежала с открытыми глазами и смотрела на звёзды, мерцающие в небесных далях за окном палаты. Рядом на кроватях постанывали во сне две девчонки, такие же роженицы, как и я. Когда же кончится эта бесконечная ночь? Скорее бы уже рассвет!
Вроде небо чуть-чуть посветлело, или мне это только кажется. Чтобы узнать время, я из-под подушки достала смартфон. Затем, вспомнив про присланную дедом фотку, забыла про время и открыла её.
На диване, покрытом нашим стареньким покрывалом, лежали Шаробантик и Мышарик. Мне показалось, собачий хвост шевельнулся.
- Шаробантик! – позвала я. – Привет!
Хвост дёрнулся и замахал, словно веер. Глаза пса весело заблестели. Мне стало смешно.
- Дай мне шарик, - попросила я.
Продолжая вилять хвостом, Шаробантик схватил зубами лежащий у его лапы шарик и зарычал. Рядом с ним зашевелился Мышарик. Он поднялся на лапы, выгнул спину, потянулся и вдруг протяжно заорал:
- Мау-у-у-у. 
- Мышарик, ты почему орёшь? – поинтересовалась я.   
- Потому что, это очень наглый кошак! – ответил мне дед. – Опять валерьянку требует. Типичный нарик! 
Он подошёл к дивану и положил перед котом жёлтенькую таблетку.
- Мау-у-у-у! – поблагодарил Мышарик деда, отправляя валерьянку в пасть.   
- Тебе тоже не спится? – спросил у меня дед, улыбаясь. – Или ты всё-таки спишь?
- Не знаю, - ответила я.
- А я знаю, что уже рассвело. Начинается утро нового дня,  - продолжая улыбаться, дед сел на диван рядом с псом и котом.
  - А почему ты такой весёлый? – спросила я. – Выпил?
Дед рассмеялся и скороговоркой чётко произнёс:
- На дворе трава, на траве дрова… Да не пил я! А радостно мне потому, что сегодня особенный день и для меня, и для тебя.  Ведь ты сегодня станешь мамой.
- Правда?
- Не сомневайся! Мальчика родишь, как мы и хотели, – дед посмотрел в окно, потом взглянул на меня: - Ну всё, Настенька, нам пора.
  - Куда пора, дед?
- Туда!.. Вон уже подлетает. Слышишь свист? - дед положил руки на головы Мышарика и Шаробантика. – Всё!
Нашу комнату вдруг заволокло серой беспроглядной пылью. Затем исчезла и эта жуткая пыль… Перед глазами маячило окно больничной палаты со светлым утренним небом.
Так это был сон? Мне всё приснилось? Не может быть! Ведь мы только что говорили с дедом!
Я пошарила под подушкой рукой. Под ней лежал смартфон. Значит, я его не доставала и это всё-таки был сон. Заснула перед самым рассветом! Возможно даже, с открытыми глазами. Какой странный сон! Нужно позвонить деду. Он всегда просыпается ни свет ни заря.
Чтобы не разбудить девчонок, я вышла из палаты и позвонила. Противный автоматический голос сообщил, что абонент не может сейчас принять мой звонок. Я продолжала звонить, но результат был тот же. Мне не лежалось. Изнывая от беспокойства, я бродила по больничному коридору. Затем сообразила, что можно позвонить кому-то из одноклассников.
- Алло!.. Алло, Настя! – ответила на мой звонок Лена Ручкина. – Ты уже знаешь?..
- Что знаю? – с ужасом закричала я.
- В вашу квартиру снаряд попал, или мина. Говорят, дедушку твоего убило и соседей со второго этажа… Что ты молчишь, Настя?..
  Чтобы не упасть, я схватилась за подоконник и даже не почувствовала, как по моим ногам заструилась жидкость.
- Воды отходят, - ко мне подскочил врач, как раз проходивший по коридору мимо меня. – Вам плохо? Сейчас… терпим, не волнуемся… Сестра! Давайте быстро её в родзал…
* * *
Роды прошли благополучно. Через три дня после них на нашем поселковом кладбище похоронили дедушку и его соседей со второго этажа. Вместе с ними хоронили и моего одноклассника Виктора Жижко, скончавшегося от полученных месяц назад ранений.
Вернувшись в Харьков с похорон, муж забрал меня из роддома.
- На кого больше похож: на меня или на тебя? - спросил он, суетясь возле нашего сына. 
- И на тебя, и на меня,.. – ответила я, - …и на моего деда. 
Сына мы назвали его именем.

Действующие лица этой истории вымышлены. Всякое сходство с реально существующими людьми (их фамилиями и именами), а также с животными и их кличками – не более чем случайное совпадение и плод фантазии автора.        Своё фото любезно предоставили автору его четвероногие друзья: кот Мышка и пёс Бантик