Фотограф газеты Cкороходовский рабочий

Виктор Кутуркин
-Моим первым учителем в газете “Скороходовский рабочий “ был Фрома…..
/Михаил Веллер, рассказ “Голубые города” Б.Вавилонская ./


Фрома…Фромченко Игорь Леонидович – фотограф фабричной многотиражки Скороходовский рабочий. Невысокий худой, с редкими, но длинными седыми волосами, которые иногда прикрывала, невесть откуда взятая капитанская фуражка. В модном клетчатом пиджаке, рубашке с расстегнутым воротником и темным модным шарфиком на шее, он появлялся на всех мероприятиях в фабричном Доме культуры и цехах предприятия. Его знали и пропускали везде. Значок ТАСС на лацкане пиджака и дорогой японский фотоаппарат не заставляли усомниться в том, что перед вами настоящий профи. Игорь и был таким. Огромные глаза и крючковатый нос делали его похожим на хищную птицу.
Слегка сгорбившись и глядя в видоискатель фотоаппарата, он щелкал очередного передовика производства и быстро исчезал. Мы были знакомы, и когда у Игоря не было задания редакции, нам удавалось побеседовать. Тогда, в начале семидесятых, я работал в ДК техником-радистом. Увлекался фотографией, которую изучал в институте киноинженеров. Нам было о чем поговорить, так как наши интересы во многом совпадали. 
 Однажды Фрома пригласил меня в свою лабораторию, которая размещалась в подвале Дома культуры. Показал класс для занятий – он руководил кружком фотолюбителей, комнату отдыха, на полу которой меня поразила лежащая шкура белого медведя. В тот день он был свободен и мы хорошо посидели. Фрома любил рассказывать забавные случаи из своей журналистской практики. Один из них был о том, как фабрику “Скороход” посетил министр легкой промышленности. Ходил по цехам, беседовал с народом, интересовался жизнью трудового коллектива. Как это обычно бывает, высокого гостя сопровождала толпа руководителей. Ну и Фрома, конечно,  сопровождал эту делегацию, фотографируя наиболее интересные эпизоды для газеты. В какой-то момент он заметил, что у министра узел галстука съехал набок и решил проявить инициативу – поправить галстук. Я живо представил, как растопыренные пальцы Игоря тянутся к толстой шее министра. Натренированная охрана слуги народа мигом заломила Фромины руки за спину.
Но были и приятные эпизоды в его рассказах. В 1972 году первый секретарь Ленинградского обкома партии Г.В. Романов, накануне выборов в Верховный Совет СССР, решил выйти к народу. Для встречи с трудящимися он выбрал фабрику “Скороход”, трудовой коллектив которой должен был выдвинуть секретаря на эту ответственную работу. К встрече готовились основательно, был разработан маршрут следования высокого гостя по цехам предприятия и места остановок для бесед с передовиками производства. Известно, что роста Романов был небольшого, и тут Фрома предложил установить площадку у пресса вырубки заготовок, на которую должен был подняться секретарь и на равных поговорить с членом бригады коммунистического труда. Идея всем понравилась и встреча прошла замечательно. Это запечатлели кадры кинохроники и фотографии, которые сделал Фрома.
 А спустя несколько дней, из обкома партии в администрацию “Скорохода” пришло письмо, в котором была выражена благодарность коллективу и руководителям за хорошо проведенную встречу, а Фрома был отмечен благодарностью и получил бесплатную путевку в дом отдыха.
Закончив учебу в институте, я перешел работать на производство и два десятка лет отработал в ЛПОО Скороход. Теперь мы встречались значительно реже. Наше общение  ограничивалось обычным в таких случаях вопросом о делах. Фрома продолжал все эти годы работать в газете и, открывая свежий номер фабричной многотиражки, я встречал выполненные им фотографии. Не раз газета писала о моем цехе, да и я мог тиснуть в нее материал на производственную тему. Несколько экземпляров различных номеров “Скороходовского рабочего”  храню до сих пор.
Последний раз я встретил Фрому в начале девяностых. Его лаборатория теперь располагалась в доме 119 на Московском проспекте. Из подвала ДК его “попросили”, так как “капрашка” разваливалась и должна была пойти под снос. А в 1991 году развалилась страна под названием СССР, и   обувное объединение Скороход.