Глава 13. Трудные дети

Георгий Кончаков
           Собрались в кабинете истории у Аркадия Львовича на большой перемене три историка. Чайку попить. Многие учителя в это время обедают в школьной столовой. Некоторые ограничиваются чаепитием, предпочитая обедать дома. Женщины, выросшие в условиях социалистического дефицита на продукты питания, были искусными кулинарами. Из ограниченного набора доступных недорогих ингредиентов советские домохозяйки создавали чудеса кулинарного искусства, одобрительно поедаемые неприхотливыми мужьями.

А вы бы посмотрели, как виртуозно срезает кожуру с картофелины советская домохозяйка, одной непрерывной лентой от начала до конца оголяя корнеплод. А посмотрите эту ленту на свет, толщину ни миллиметрами, микронами можно измерять. Современные женщины так не умеют. Да и к чему им? Из магазина можно принести очищенный полуфабрикат. Ещё проще готовое блюдо в кулинарии приобрести. По вкусовым качествам не уступают домашнему приготовлению. Не то что борщи и рагу, приготовленные в столовой. Знатно готовили в ресторанах во все времена, но рядовому советскому человеку это не по карману. Так вот и жили-поживали, изощряясь в самодеятельном кулинарном творчестве, не оканчивая кулинарных техникумов.


          Вера Александровна появлялась размеренной плавной походкой женщины в летах. Парторг школьной организации, лет на десять старше Аркадия Львовича, с университетским образованием, уважаемый в школе человек. С учителями ведет себя просто, на равных, но с достоинством. Парторг в школе - лицо заметное. Должность не административная, смахивает на комиссара времен гражданской войны, эдакий идеологический наставник в коллективе. На беспартийных учителей, а они составляют подавляющее большинство, её власть не распространяется. Но к ней прислушивается весь коллектив, советуются, признают в ней неофициального лидера. Она своим особым положением не злоупотребляет. С пониманием относится к коллегам, пользуется доверием. Одета, естественно, не в кожанку с маузером на боку, она современна, на ней костюм неброского цвета, как того требует возраст, выглядит элегантно, без вычурностей.


          Невысокого роста, ладно скроенная, с привлекательным для взыскательных мужчин телом, с ровно поднятой головой, уверенно смотрящая на собеседника. Глаза маленькие, словно бусинки на кукле, но как искрятся внутренним светом, излучают тепло, доброжелательность. Непредубежденный собеседник сразу отмечает в ее взгляде мудрость пожившего на веку человека. Прищур глаз выдает неисправимого оптимиста, наделенного способностью иронически, с юмором относиться к превратностям судьбы.


          Другой участник чаепития молодой, третий год работающий в школе выпускник Ленинградского университета Андрей Дмитриевич Осипов. Отец — зубной врач, специалист по коронкам. Так что детство и юность у Андрея были безбедными. Прошел через все увлечения модной молодежи, джинсы - непременно иномарка, танцы современные, искрометные, не в пример отошедшим в прошлое вальсам, танго и фокстротам. У современной молодежи иной темп жизни, тусовки и дискотеки, на которые девочки предпочитают появляться без трусиков. Но, по его словам, все эти увлечения молодости, оправданные для соответствующего возраста, уступают место, уходят в прошлое по мере взросления и определения своего места в жизни.


         Одет, как подобает учителю в строгий костюм, рубашки светлых расцветок и непременный атрибут среднестатистического советского интеллигента — галстук. Обувь, безусловно, импортная, недешёвая, заработки родителя позволяют.
          Перед учителями старшего поколения сидел знающий специалист и умный собеседник.
          О чем могут в свободное время беседовать учителя истории? Понятное дело, в школе о школе. Под впечатлением проведенных уроков, о детях.


          В е р а  А л е к с а н д р о в н а: - Не кажется ли Вам, Аркадий Львович, что ваше общение с Лебедевым и Хозеусом может плохо кончиться?


Что Вы имеете ввиду?

Я их постоянно замечаю в Вашем кабинете после уроков. Не обернется ли потворство им, покровительство нежелательными последствиями и для них и для Вас?


А н д р е й  Д м и т р и е в и ч: - Это те два оболтуса, с которыми не знают что делать учителя? Мало того, что учатся безнадёжно плохо, сквернословят в присутствии взрослых, что ни день совершают проделки, от которых в ужасе жители микрорайона.


В е р а  А л е к с а н д р о в н а: - От проделок наших недорослей голова кругом идет. Потому именуем — трудные дети. Мало того, что значатся среди неуспевающих, сколько доставляют хлопот не только в школе, но и жильцам близлежащих к школе домов, а также проживающим по месту жительства этих непутёвых детей. На уроках безобразничают, развлекаются, видя бессильный гнев учителя. На возмущенные предупреждения и запреты, невинно взирая на учителя, заявляют, что так обращаться с ними непедагогично. Больно нравится им это слово.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: -Трудными называем, потому что не можем сделать нормальными. Не знаем, как. Эти дети не поддаются никаким уговорам, разъяснениям, призывам к совести и благоразумию. Им нравится быть неблагоразумными. Их это веселит. Им от этого не скучно жить.  Выводить учителя из себя доставляет наслаждение, появление эдакой лихости. Наказания не пугают. Знают, что серьезно пострадать не могут. Выслушивать угрозы даже от директора льстит их самоотверженности. Знают, что самая высшая мера наказания — исключение из школы — запрещено.


В е р а  А л е к с а н д р о в н а: - Поведение ужасное. То на перемене устроят поджог мусоропровода в соседнем со школой доме или разведут костер под дверью не понравившегося жильца, позволившего делать им замечания, порой оскорбительные для их достоинства. То недавно подвесили в одной из квартир к ручке входной двери кошку так, чтобы она нещадно визжала, вызывая истерику у владельцев квартиры.
А что вытворяют по месту жительства, не перечислить. В результате разгневанные жильцы приходят к директору школы и возмущенно вопрошают: «Чем занимается школа? Почему дети такие невоспитанные? Чем занимаются учителя, чему учат? Школа должна нести ответственность за поступки и деяния несовершеннолетних хулиганов». Однажды к директору в кабинет явился участковый старший лейтенант и потребовал показать план воспитательной работы школы, где было бы конкретно указано, что школа делает по предотвращения правонарушений учащимися. «Это форменное безобразие! - поучал директора милиционер. - Школьники совершают правонарушения, не дают спокойно жить взрослому населению микрорайона, а школа бездействует!»


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Что ещё хуже, в своем несовершеннолетнем возрасте воруют, курят на глазах взрослых, совершают массу других пакостей. Подключена милиция. Ставят на учет в детскую комнату милиции. Заводят дела. Вызывают на заседания комиссии по делам несовершеннолетних. Кстати, я член такой районной комиссии. Привлекаем к ответственности родителей. А дети-подростки не только продолжают совершать правонарушения, идут на преступления. Таких детей в каждой школе немного набирается. Но по району это уже внушительный контингент. Детская преступность в большом городе — это уже проблема, над которой взрослые безутешно ломают головы.

А н д р е й  Д м и т р и е в и ч: - Это как и проблема взрослой преступности вряд ли разрешима.

А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - У Макаренко получилось. Наш ленинградский Иванов из Герцена
организовал и возглавил коммунарское движение. Последователи по всей стране. А воплотить в масштабах страны не удается. Академия педнаук безмолвствует, в педвузах, нет признания. Нужно, чтобы этим делом занимались не энтузиасты-одиночки, а внедрялось на государственном уровне.


В е р а  А л е к с а н д р о в н а: - Я читала статьи Соловейчика «Воспитание по Иванову». Результаты изумительные. Им создан в середине 50-х Совет энтузиастов, где разрабатывалась методика организации жизни пионерского коллектива. Вы упрекаете пединституты. С 61-го года Иванов преподает в институте Герцена. В 63-м при институте создал Коммуну имени Макаренко. На базе этой Коммуны  возникло коммунарское движение, объединяющее студентов, преподавателей и педагогов-практиков.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Всё это так. Я тоже читал Соловейчика в «Учительской газете». Иванов разработал и применяет методику коллективного воспитания в детских лагерях, на лагерных сборах. А как воспользоваться в школе? У нас классы. Как из них сформировать разновозрастные отряды? Как организовать самоуправление  в школьной практике? Вопросов больше, чем ответов. А пединституты не зря помянул, не получила методика Иванова признания и поддержки, осталась делом самоотверженных энтузиастов.

А н д р е й  Д м и т р и е в и ч: - Пионерские отряды надо составлять не из учащихся одного класса, а смешанные, включая старшеклассников-комсомольцев.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Мысль правильная. Но и районное руководство и школьная администрация время от времени только заводят разговор о введении ученического  самоуправления. Практически ничего не делается. А главное, никто толком не знает, как организовать. Потому я и сблизился с трудными пацанами. В надежде взять их под свою опеку, повлиять на них, привлечь, заинтересовать полезными делами. Отвлечь от хулиганских проказ. Лебедев уже в пятом. Только один раз в начальной школе оставался на второй год. Но учиться действительно не хочет. Зато вытворять мастак. Хозеус на два года моложе, должен уже четвертый закончить, безнадежно застал во втором.  Класс специальный. Условно назвали — для детей с ослабленным здоровьем. На самом деле — это дети, которые комиссия не признает умственно отсталыми, но которым учеба явно не дается. А может мы просто не умеем учить таких детей?

А н д р е й  Д м и т р и е в и ч: - Как же их научишь? Они в упор не хотят учиться.

А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Потому и не хотят, что мы не знаем, как учить таких детей. Мне запомнилось посещение спецшколы-интерната. Собраны злостные правонарушители. Обычные школы с ними не справились. Сроки пребывания те же, что и в детской колонии: с 14-ти до 18 лет. Но там нет колючей проволоки, нет надзирателей. Воспитатели не офицеры МВД, а обычные школьные учителя. Мне кажется, что это вариант колонии Макаренко. И находится не в ведении МВД, а непосредственно РОНО. Дети не могут покидать интернат. По выходным устраиваются встречи-свидания с родителями. Как и колонисты половину дня проводят в производственных мастерских. Учеба организована с учетом возможностей каждого ребенка. И это дает благоприятные результаты.

В е р а  А л е к с а н д р о в н а: - Вашим Лебедеву и Хозеусу самое место в такой школе.

А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Мы не исчерпали свои возможности. И то что парнишки общаются со мной, проводят время в кабинете истории и Музее Боевой Славы, обнадеживает. Им интересно не только подержать в руках оружие, гильзы от снарядов, понарошку построчить из пулемета, охотно слушают рассказы о фронтовиках, читают заметки из газет фронтовых лет, рассматривают военные карты.

В е р а  А л е к с а н д р о в н а: - А у Вас не возникало опасение, что однажды мальчишки обворуют ваш Музей?

А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Такой соблазн у них может пробудиться. Например, стащить боевые награды — медали, ордена — для собственной коллекции или на продажу. Но надо уметь доверять подросткам. Именно на доверии строил свои отношения с колонистами Макаренко.


А н д р е й  Д м и т р и е в и ч: - Там была другая ситуация. Там действовала хорошо организованная система воспитания. Опиралась на коллектив, коллективную ответственность и ответственность перед коллективом. Там был авторитет Макаренко. А чем располагаете Вы? Приглянулись ребятам, видят, добрый, отзывчивый, позволяет многое. Доверяет. И вот на этом доверии однажды сыграют.


          Прошло немногим более месяца после этого разговора, в школе произошла кража. Из музея были украдены все ордена и медали, планшетка, фронтовой бинокль. Подозрение сразу пало на Лебедева и Хозеуса. Чаще других там бывали, знали, как попасть. Только подобрать соответствующий ключ.
          Обнаружить пропажу не смогли, хотя побывали дома, поставили в известность родителей. Воришек установить не удалось. Аркадий Львович мысли не допускал, что это сделали его подопечные. Кто из мальчишек в школе не хотел бы иметь такое богатство — настоящие боевые награды?


           На этом подозрения и беды двух закадычных дружков не кончились.
          В конце учебного года поступило сообщение из милиции. Группа подростков вскрыла товарный вагон на запасных путях и похитила коробки с женской обувью. Краденое было найдено в подвале дома по соседству со школой. Не стоило большого труда выследить воришек.
          В разбое принимали участие Лебедев и Хозеус. Лебедеву удалось скрыть свою причастность. А Хозеус попался с поличным.


          Следующий учебный год для Хозеуса проходил в спецшколе-интернате, о котором с восхищением рассуждал Аркадий Львович.
          Лебедеву повезло больше. Закончил восьмилетку и был принят в мореходную школу по специальности кок. Он мечтал о такой профессии. Кто-то непременно хочет быть летчиком, кто-то моряком, ходить в дальние плавания. Лебедев хотел стать коком. И стал. Его не столько влекли моря и дальние страны. Знал, что это обеспеченная сытая жизнь. Вырос в семье с малым достатком.


          Благополучно сложилась и судьба Хозеуса. Все его преступные действия были сделаны по малолетству, ради игры, ради забавы, детское лихачество. В нем не было задатков человека, который планирует построить и обеспечить свою жизнь за счет преступлений. В преступном мире каких только талантов не встретишь, которые определили для себя идти не таким как все путём.
          Уже взрослыми, не впервой встречаясь со свои постаревшим учителем, честно признались, что музей обворовали они.  Соблазн был велик, воспользовались доверчивостью учителя.
 А три учителя истории, в который раз собравшись вместе, обсуждают, как из каждого ребенка воспитать человека.


          А н д р е й  Д м и т р и е в и ч: - С благополучными детьми всё ясно. К тому же они составляют в школьном коллективе большинство. Они образуют ядро, основную силу каждого очередного поколения. Они творят и определяют развитие общества, его будущее.


          В е р а  А л е к с а н д р о в н а: - Не скажите. Именно из этих благополучных детей, когда получают высшее образование, профессию, занимают важные должности вырастают карьеристы, взяточники, хапуги. Хорошо образованные и хорошо подготовленные, они организуют и возглавляют преступный мир. В нашем представлении преступники — это убийцы, грабители, мошенники. Но самые великие мошенники занимают высокие должности. Если мошенничают, то в особо крупных размерах, если наживаются, то миллионными барышами.


          А н д р е й  Д м и т р и е в и ч: - Согласен. Но тогда что получается? Учим, воспитываем. Надеемся дать всем коммунистическое воспитание. А в итоге даже наши благополучные выпускники пополняют ряды преступников. И конца этому нет и не предвидится. Свыше шести десятилетий существует СССР — государство трудового народа. Каких успехов достигли не просто в ликвидации безграмотности, а высокого уровня грамотности и культуры. А что видим до сих пор? Как же тогда, Аркадий Львович, ваше сокровенное намерение, ваша цель жизни построить коммунистическое общество? Выходит, что все это утопия?


В е р а  А л е к с а н д р о в н а: - Насчет утопии, это,  Андрей Дмитриевич, вы загнули. Марксистское учение — наука, которая построила и сделала все выводы, опираясь на всю человеческую историю, на весь опыт, накопленный всем человечеством. То, что коммунизм наступит, нет и не может быть никаких сомнений. А вот со сроками, тут предсказать и определить трудно. Скажите, найдется в нашей стране хоть один человек, который бы отказался жить в условиях коммунистического материального достатка, при неограниченных возможностях духовного и физического развития каждого? Маркс предсказал, Ленин воплотил в жизнь. На нашу долю выпала обязанность этой дорогой повести всех ныне живущих: и нарождающееся поколение детей и тех, кто родился и вырос при социализме.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Всё верно. Мы сделали свой выбор. Мы посвятили свою жизнь строительству коммунизма. В коммунизм  пойдут и Лебедев с Хозеусом, и те, кто не осознает, не понимает, что для этого нужно. Успех коммунистического строительства зависит от многих факторов. Один из главных, может быть главный — экономическая база, фундамент. Он создается трудом. Организованным трудом всех: и сознательных и не сознательных, тех, кто разделяет идеалы коммунизма, и кто в них сомневается.
А наше участие - в формировании мировоззрения, воспитании всех граждан на принципах коммунистической морали, коммунистического образа жизни.


А н д р е й  Д м и т р и е в и ч: - А не правильнее было бы жить не будущим, а настоящим? Делать возможное, что в наших силах, по мере сил. При этом не забывать получать не только удовлетворение сделанным, достигнутым, но и удовольствие от жизни. Вы, Аркадий Львович уподобляетесь революционерам, тому же Рахметову  из романа Чернышевского, который готов не иметь семьи, отказаться от всех жизненных благ, посвятив всего себя делу будущего, работая на будущее, приближая, как ему кажется, будущее. Будущее придет в любом случае. Придет естественным путем. Оно неизбежно.

А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Да, но каким будет это будущее без нашего вмешательства?

А н д р е й  Д м и т р и е в и ч: - А, Вы, уверены, что правильно всё рассчитали? Что ваши действия не навредят? У Вас есть гарантии, что Вы знаете, как это надо делать?


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Но ведь мы только и делаем, что учим и воспитываем новые поколения, которые придут нам на смену. Заодно через детей пытаемся благотворно влиять на взрослых, общающихся с ними, на их родителей. Правда, пока получается нескладно. Нам не удается обучить и научить каждого ребенка до надлежащего уровня, преодолеть неуспеваемость. Не лучше обстоит и с воспитанием. Четыре поколения выросли в условиях социалистического строя, коммунистического воспитания. Но не только не преодолели преступность в обществе, в котором, по идеи Маркса, нет социальных условий антиобщественного поведения. Но даже сознательные граждане, разделяющие идеалы коммунизма, далеки от совершенства.

А н д р е й  Д м и т р и е в и ч: - Вот я и говорю, мы должны ставить посильные задачи, достижимые цели.

А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Мы так и поступаем. Мы же не говорим, что создав экономическую базу коммунизма, обеспечив всеобщий материальный достаток, все станут жить и соблюдать коммунистическую мораль. Благополучие господствующих классов не сделало их лучше, нравственнее бедствующего трудового народа. Поэтому процесс совершается одновременно: увеличиваем производство материальных благ и усиливаем воспитательную работу среди всех слоев населения.


А н д р е й  Д м и т р и е в и ч: - Вот и получается, что мы находимся в тупике, из которого я не вижу выхода. При всех преимуществах социализма мы за столько десятилетий не достигли уровня материального производства развитых капиталистических стран. Что касается воспитания и нравственного уровня населения, вряд ли мы превзошли по этим показателям ту же Америку, Англию или Швецию.


                http://www.proza.ru/2016/07/10/1466