Валькирии Пауло Коэльо

Василиса Фед
                ПАУЛО КОЭЛЬО. СЪЕЛ, НАВЕРНОЕ, ЧТО-НИБУДЬ НЕ ТО

Отец! - в бессмертие твоё,
Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слёзы лить.
               Русский поэт Гаврила Державин.
Из стихотворения "Бог". 1784 г.

   "Съел, наверное, что-нибудь не то", - это мысль  Пауло. Он главный герой книги бразильского (родился в Рио - де - Жанейро в 1947 году) писателя Пауло Коэльо "Валькирии" (АСТ. Астрель. Москва. 2011).
    Не знаю, как сам автор назвал её: романом, повестью или   фантастической  феерией. Он дал герою своё имя. И место, где разворачивается сюжет, то же, где побывал и сам писатель. Об этом он сообщил в "Послесловии". И даже некий Ж. у них то ли общий, то ли  просто назван одинаково.
   Впрочем,  всех писателей, даже реалистов, можно называть фантастами. Был Коэльо в  пустыне Мохаве или нет,  не важно. Главное - что сочинил и предложил читателям.
   Прочитав "Валькирии", я  подумала об авторе: "Съел, наверное, что-нибудь не то".
   К этой фразе я ещё вернусь.

   Хочу  поделиться своим впечатлением о "Валькириях". Настораживает предупреждение издательств: "Все права охраняются, включая право на полное или частичное воспроизведение в какой бы то ни было форме".
   Ничего себе!  А как же быть литературным критикам и мне, читательнице? Если, рассказывая о сюжете или каких-то перипетиях  персонажей произведения, не использовать  его"частичного воспроизведения", то читающий народ подумает, что это выдумки того, кто о книге пишет.

   Просмотрела сборник статей великолепного русского писателя-историка, философа Дмитрия Сергеевича Мережковского "В тихом омуте" (Москва. Советский писатель.1991). Никакого  подобного предостережения от издательства нет.
   Рассказывая о творчестве Леонида Андреева (супер статья "В обезьяньих лапах"), Льва Толстого,  Александра Пушкина, Николая Некрасова,  Фёдора Тютчева и других литераторов, Дмитрий Мережковский  берёт из их произведений весомые куски.
   А  талантливый критик, наделённый литературным даром,  Виссарион Белинский в  свои статьи о поэтических произведениях поэта-гения Александра Пушкина переписывает значительную часть его стихотворений, и особенно много из поэмы "Евгений Онегин".

   Считаю шедевром мнение о критике в статье "Мысли вслух об истекшем тридцатилетии России", опубликованной в сборнике "Голоса из России" А.И.Герцена и Н.П.Огарёва ( сборники издавались в Лондоне; перепечатаны издательством "НАУКА" -  Москва. 1974):
   "Критика, вызывающая к  благородной полемике, есть проточная вода в литературной и учёной жизни; где её нет - там застой и плесня".
   Автор статьи литератор и журналист Н.А.Мельгунов (1804-1867). Упомянутая статья написана  в 1855 году.
 
   Время не убавляет необходимости проточной воды в литературной жизни.
   Не желая, как говорят, дразнить гусей, буду передавать своими словами  прочитанное  в этом  ординарном  произведении.
 
   Не отношу себя к поклонницам  произведений Пауло Коэльо.  По поводу: нравятся или не нравятся сочинения какого-то  собрата по перу,  английский писатель Грэм Грин (1904-1991)  сказал: " Я уважаю Энтони Пауэлла, хотя он, как выражаемся мы, англичане, не моя чашка чаю"  ( Евгений Евтушенко. Война - это антикультура. Москва. "Советская Россия". 1983).
    Присоединяюсь к такому суждению, но о Пауло Коэльо.  Его  "Алхимик" мне понравился; "Заир" и что-то ещё  пролистала.  Ничего особенного в этом моём отношении к  его  книгам  , как читательницы, нет.   Уверена, что все писатели не  настроены  на то, что все  их  сочинения будут приниматься "на ура".
   Известно: сколько читателей - столько и мнений. И каждый имеет право его высказать.

   Для  всех писателей  важно, чтобы нашлось издательство, которое возьмётся опубликовать его труд, распространит  тираж и заплатит хороший гонорар ( чтобы хватило на приличную жизнь до следующей книги). 
   В том, что книгоиздание - бизнес, россиянам давно надо привыкнуть. В ХХ веке  все, кто имел отношение к литературе, пеклись о её начинке: чтобы было  больше о добродетельности, долге, справедливости; а  если в сюжете было зло, то оно должно быть побеждено.
   С этой  точки зрения рассматривались и сочинения зарубежных авторов. Сейчас другое отношение к литературе.  Выпускаются книги и с дурно пахнущей  начинкой,  в которой  завелись черви. Главное - чтобы были покупатели.
  Почему  сейчас находятся покупатели для таких книг, как "Валькирии"  -  другая тема.

    Тираж книг Пауло Коэльо более 130 миллионов экземпляров.  Значит, он схватил свою лошадь удачи.  Оказался в нужном месте в нужное время. Возможно, права моя приятельница- писатель-историк, которая сказала, что Коэльо пишет маленькие книги ( имеется в виду объём);  они лёгкие,  недорогие, на  чтение уходит мало времени и быстро узнаёшь в чём суть. Не понравится - ничего страшного; траты небольшие.
    Но осадок  от прочитанного никуда не девается. С  популярных   писателей другой спрос .  Есть такое латинское выражение: currente calamo (куррэнтэ  калямо) - беглое перо, то есть писать что-то быстро и не очень обдуманно.
   У меня такое впечатление, что Коэльо написал "Валькирии" currente  calamo.

                НЕ ПОМИНАЙТЕ  БОГА ВСУЕ

   "Валькирии"  я прочитала и даже кое-какие страницы перечитала.
   Не потому, что мне понравился сюжет. А из-за того, что в книге  затронут тот, кого люди называют Богом.

   Верить или не верить в Бога - дело индивидуальное. Но я не считаю верным в таком произведении, как "Валькирии" обращаться с Богом  так  фамильярно. Хотя бы  потому, что в книге намешана куча всего:  наркотики, глюки, второе сознание, маги и магия, ангелы,  валькирии,  молитвы, внутренний канал,  обнажённые женские груди, архангел Михаил,  эротика...
   И среди всего этого Бог. Как один из  невидимых персонажей. Вроде бы, Бог здесь главный над всеми событиями и людьми. И в то же время, с ним  все персонажи панибратствуют.
   Один из примеров (это будет дальше): наслаждаясь  пивом, они (женщины!) говорили о Боге.

   Есть, с моей точки зрения, в книге  сомнительные размышления о  мире, Земле,   миссии человека на планете, о вере в Бога.  Все реальные персонажи книги витают в эмпиреях.
   Читая  зарубежного автора, всегда надо думать о том, что возможны искажения каких-то понятий при переводе с  иностранного  языка на русский язык.  В названной книге Е.Евтушенко есть интересное мнение о переводе литературы.  Аргентинский писатель Хулио Кортасар сказал, что читая  сочинения  Лермонтова, Достоевского, Пушкина, "вынужден делать это через мутное стекло  перевода".

   Но в переводных сочинениях  остаются сюжет, персонажи и главное - идея, ради которой автор книги взялся за перо. 
   Идея (основная, главная мысль; замысел, определяющий содержание сочинения) "Валькирий" не выписана, размыта. Ради чего написана эта книга, не ясно.

   Бродят по страницам книги молодые мужчины, едва оперившиеся,  ещё ничего не сделавшие особенного в мире, где живут, преподносят себя не меньше как Сократами.  Они говорят так заумно, что невозможно  понять смысл их речей; это, скорее, декламации, как  на театральной сцене. Им не веришь, потому что их декламации о рае, об ангелах-хранителях, о заклинаниях и прочем подобном  - как одежда с чужого плеча.

   В словаре я натолкнулась на слово, которое никогда до этого не употребляла, фидеизм. Это религиозное учение, ставящее веру над разумом. Содержание  "Валькирий" я бы назвала литературным фидеизмом, ибо в книге фантазия выше разума.
                В ПОИСКАХ АНГЕЛОВ
 
   Главные персонажи книги Пауло и его супруга Крис. Им по двадцать шесть лет. Живут  в Бразилии. Когда они познакомились, Пауло  работал на звукозаписывающей студии. 
   Они переспали,  и вскоре  она перебралась жить в его квартиру.
  Позже мы узнаем, что он  также сочинял тексты для песен. Пел их другой; этот  исполнитель пожинал все лавры, но Пауло относился к этому спокойно, без ревности.
   Знакомые говорили Крис, что Пауло  колдун. В конце концов, он признался, что занимается магией. Но, как выяснится дальше, и в ней что-то этакое таилось.
   Они поженились.
   
    Крис пришлось  привыкать  к новой жизни. Супруг не сидел на месте. То он отправлялся  искать священные тропы и мечи, то  назначались рандеву с  ангелами... И были ещё разные странные  дела,  связанные с магией.  Нередко Крис  его сопровождала.
   На каком-то этапе этой странствующей жизни  молодая женщина подумала, что ей следовало бы  стать женой инженера.

   Пауло  часто менял работу, что её удивляло.  Он даже создал Альтернативное общество, за что был арестован.  Потом он начал писать  сценарии для телевидения. Гонорар за них  был таким приличным, что они  хорошо жили и даже накопили немного денег.
    Потом  Пауло всё надоело; он метался.  Однажды он решил, что  ему надо найти себя. Но в другой обстановке. И  они отправились путешествовать.
 
   Состояние то же, что и у  Евгения Онегина - героя из одноимённой поэмы А.С.Пушкина:
    Им овладело беспокойство,
    Охота к перемене мест
    (Весьма мучительное свойство,
    Немногих добровольный крест)...

   Была ещё одна причина: их недолгий брак, как говорят,  трещал по всем швам.
   Это было непростое путешествие. Адрес указал Ж. - наставник Пауло по магии. Крис  видела его в Амстердаме. Ничего таинственного в его облике:  высокий светловолосый человек, одет в деловой костюм. Возраст не указан.
   Вместе с Ж. Пауло куда-то  надолго уезжал. Если  муж отправлялся  в какие-то края со своим наставником, то Крис оставалась дома.   Возвращаясь, Пауло рассказывал о проведённых ритуалах, о  многочисленных встречах  с мужчинами и женщинами; про себя Крис называла  этих людей  странными.
   А в книге  подчёркивается, что от всех  этих магических ритуалов и встреч исходила аура чувственности.

   Я ещё вернусь к  тому, что называют чувственностью. Расшифровка в "Словаре  русского языка" С.И.Ожегова: " Чувственность - то же, что сладострастие; плотский, с сильно выраженным половым влечением".
   Автор рассказывает, что Крис с уважением относилась к магическому миру  мужа и его единомышленников. Её знакомые  были уверены, что она полностью разделяет его  увлечение  и  активно участвует в его жизни.
   На самом деле,  супруги редко говорили на эти темы. Крис ездила с Пауло по всему миру (какой женщине не хотелось бы этого!);   как-то была удостоена  чести - носить  во время  магического обряда  его ритуальный меч. И  попутно  постигла   кое-что из области сексуальной магии.
   Вот так. Оказывается, есть и сексуальная магия.
 
   В  художественном фильме "Оптимистическая трагедия", снятом  по пьесе ( написана в 1933 году) советского писателя Всеволода Вишневского , есть интересная   сценка. На военный корабль назначают комиссаром  даму-большевичку (играет, если не ошибаюсь, актриса Володина,  а в роли молодого матроса  неподражаемый Вячеслав Тихонов). Она, конечно, в "кожанке".
   Увидев её, кажется, машинист или кочегар корабля решил  с ней развлечься. Она всадила ему в живот пулю из нагана. И сказала примерно такое: я - здоровая женщина   и к половым отношениям отношусь нормально, но мне совсем не нужно стадо мужчин ( или - самцов) для того самого.

   Вспомнила о комиссарше,  так как возник вопрос:  а Крис -  в том же плане здоровая женщина?  Не понятно,  какие особенности может иметь сексуальная магия,  которую  она  постигла. Расшифровки в книге нет. Что хочешь, то и думай.
   Может, это  групповые развлечения?  Хотя не верится, что подобные развлечения могут привлекать Крис. Из  немногочисленных персонажей книги, она самая трезво смотрящая на  жизнь. Ради мужчины, она, как и многие замужние женщины, на  многое  соглашается. До поры до времени.
   Но  зачем   упоминание о подобном  в книге о Боге и ангелах?

    Я со страхом думала, читая "Валькирии", не расскажет ли автор об интимных отношениях между ангелами - хранителями и между ангелами и теми, кого они охраняют?  Персонажи  книги то и дело открывают то, что они называют "вторым сознанием". А это, как я понимаю, из области фантастики, а у фантазии  границ нет.
   Мы ещё прочитаем  о сценках  соблазнения.

    Если бы в книге на полном серьёзе не говорилось об Иисусе Христе, об ангелах, не читались молитвы "Отче наш", "Аве Мария" и другие;  если бы  герои книги в трудные минуты не обращались за помощью к Богу,  архангелу Михаилу; если бы  валькирии  являлись лишь некими таинственными  сущностями, допустим,  заброшенными с другой планеты, а не земными женщинами (сексуально, к тому же, озабоченными), то  можно было бы спокойно отнестись к  обнажённым грудям  валькирии и ещё кое к чему похлеще в этом духе.

   В книге  странная  смесь: Бог, как высшая сила Вселенной, и заурядные персонажи, ничего  особенного из себя не представляющие, но с  таким большим самомнением о своей  какой-то особой миссии на планете Земля, что без лупы видно - они мнят себя  на одной ступени с Богом.
   Прочитав "Валькирии", я  подумала, что, возможно, Пауло Коэльо   ангелы нужны были как фон для эротических страниц в книге, и что именно ради них  она была  написана.
   Можно найти примеры, когда писатели-пуритане вдруг сочиняли произведения с эротическим накалом.  Это  роман "Что делать?" Н. Г. Чернышевского; повесть "Крейцерова соната" Л.Н.Толстого...
   
  Пауло, чтобы  встретиться со своим ангелом-хранителем,  отправляется  на сорок дней в пустыню Мохаве, расположенную в  Соединённых Штатах Америки - огромную, тянущуюся до Мексики. Именно там, как ему сказал Ж.,  и обитали ангелы. Он прихватил с собой и Крис, так как не хотел быть в пустыне один.
   А зачем  Пауло  хотел встретиться со своим ангелом-хранителем (уже после того, как он смог с ним поговорить), не понятно. Не ясно также, когда закрываешь книгу,  стал ли этот мужчина лучше или хуже, понял ли он что-то важное в жизни, решил ли он как-то поменять свою жизнь.  И нашёл ли себя?
   Нет намёка на то, что называют, например в России, главными задачами мужчины:  построить дом, посадить дерево и родить сына.

    Пауло и Крис  двенадцать часов летели из Бразилии в Лос-Анджелес, а потом много часов на машине добирались до пустыни. Хотя, как потом Пауло признается жене, чтобы встретиться с ангелом-хранителем, вовсе не обязательно  было ехать в такую даль,  так как  важно  вовсе не место встречи.
   Правильно: те, кто верит в Бога и в ангелов-хранителей, уверены, что Бог и ангелы всегда рядом, где бы человек не находился.

                АНГЕЛЫ  -  ВЕСТНИКИ

   Жаль, что я  не могу  напечатать  кусок текста из книги и оставить  его без комментария. Пусть бы каждый читатель  составил своё мнение о содержании прочитанного.
   Придётся пересказывать своими словами суть.
   Супруги доехали до пустыни, оставили машину,  и пошли бродить  по каменистой почве.  Они восхищались   созвездиями, а когда  видели падающие звёзды, то загадывали желания. Значит, верили в приметы.
   Потом сели и разговорились. Тему определил Пауло: он считает, что за жизнью людей кто-то наблюдает со стороны.  Такое же ощущение было  и у Крис.
   
   Пауло  с уверенностью говорит, что за людьми ( откуда-то с небес) наблюдают ангелы.  Ангелы - посланники Бога. Ещё одно определение этого мага: ангелы -  живые мысли Господа.
   А дальше Пауло, как оракул, вещает, что все религии признают, что ангелы существуют. Они везде и всюду. И кто из нас хоть раз стал свидетелем чего-то сверхъестественного, тот признаёт, что ангелы - не выдумка.

    Прочитав взволнованные слова Пауло о  его ощущении, что и за ним наблюдают ангелы, ждёшь: вот  сейчас он будет говорить о том, как важно людям творить хорошие дела, прилежно работать, не воевать, не убивать, не предавать, не отнимать чужое, не поселяться в домах, которые не строил;  как важно сеять  милосердное и доброе...
   Ничего подобного он не говорит.  Такой персонаж у меня, читателя, вызывает недоверие и усмешку.

   А что  делают  ангелы за  планете Земля?  По словам Пауло,  приносят разные вести. От Бога, конечно.
  Допустим,  один из ангелов  оповестил земной мир о рождении Мессии ( из энциклопедического словаря: ниспосланный свыше божественный спаситель человечества). Это описано в Библии и других книгах.
  И ещё о том, что  возле рая  стоят ангелы с огненными мечами.

  Более странным  в его речи оказалось  участие ангелов  в избиении младенцев. Мне не поверят, если я не приведу короткую цитату из книги: "Приносят они и другие вести, как тот карающий ангел, что уничтожал в Египте младенцев ...".   
   Напомню, что это всё из беседы Пауло и Крис в  пустыне. Кому интересны и другие дела ангелов (со слов "всезнающего" Пауло), тот может прочитать об этом сам. Здесь и о каких-то запретных книгах, и о трубах Судного дня, и о том, на что ангелы могут воодушевлять людей.
   
   Книга "Валькирии" выпущена  тиражом в 120 тысяч экземпляров. Возможно, были и ещё дополнительные тиражи. Надеюсь, что среди этих читателей найдутся люди, которые знают, что не карающий ангел  уничтожал в Египте младенцев  (см. текст выше), а царь Иудеи Ирод I Великий (ок.73 - 4 до нашей эры).
   Весть о рождении Иисуса (Царя Иудейского) Ирод  узнал от волхвов (мудрецов)  с востока, которые  явились  поклониться Христу. Они  пришли в дом, где была Мария с Младенцем, поклонились и оставили дары. Волхвам  было во сне откровение- предупреждение, чтобы они не возвращались к Ироду. И они отошли другим путём в свою страну.
   
   Из Евангелия от Матфея:
   "Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его".
   Иосиф так и сделал.
   " Тогда Ирод, увидев себя  осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал у волхвов".
   А Вифлеем не в Египте. 
   
    Остаётся только гадать: Пауло Коэльо  написал, что  карающий ангел  уничтожал в Египте младенцев  или  переводчик  по-своему  понял текст? 
   В выходных данных книги  указаны зав. редакцией, ответственный редактор, корректор. Они-то должны были внимательно читать текст.

    На мой взгляд,  редактура  "Валькирий" была весьма поверхностная; в тексте немало  шероховатостей; многие фразы можно трактовать и так и этак.  Есть большие куски текста, в которых  никакой логики. 
   Сплошные силлогизмы (термин логики; когда из двух суждений получается третье суждение). Можно предположить, что, как получилось у переводчика, так и напечатали.

   Я удивлялась   в книге  определениям: "карающий ангел", "ангелы с  огненным мечом", которые преграждают людям путь в рай...
   Библию я читала.  А теперь решила посмотреть, что написано об ангелах в Новом Завете (Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Издательство "Жизнь с Богом". Брюссель. 1965 год).  Чтобы не было кривотолков,  напишу, что это издание легальное.
   Достаточно посмотреть в  "Именном и предметном указателе" об ангелах, чтобы понять, насколько разнообразны их, если можно так сказать, обязанности: прославление Бога; исполнение поручений от Бога; служение избранным; учителя и проповедники церквей; ангелы стихий. Есть и такое: " падшие, злые ангелы" и "запрещено поклоняться ангелам как Богу".
    В "Откровении" Святого Иоанна рассказывается жуткая история о семи ангелах с чашами гнева Божия.
 
   Новый Завет - церковная  книга. А "Валькирии" - популярное литературное произведение. Не понимаю, зачем Пауло Коэльо  захотелось  использовать  сюжет, в котором  поверхностно  и  весьма вольно говорится о Боге, ангелах;  о том, что человек может заключать договор со Всевышним, а потом некая валькирия  способна  этот договор расторгнуть?   И так  экстравагантно:  используя  обнажённые перси!

                КТО В  ГОЛОВЕ НАСВИСТЫВАЕТ ПЕСЕНКУ?

   Что такое "второе сознание"? Текст в книге о нём - тема для изучения психиатрами.  Я не знаю,  существует ли самогипноз, то есть может ли человек сам себя гипнотизировать? Но я верю, что один человек может загипнотизировать другого. Да и медицина этот метод воздействия на сознание не отрицает.
   
   В пустыне Пауло надо было встретиться ещё и с нужным человеком . Это был Тук - двадцатилетний маг, который жил  здесь  отшельником; жилищем ему был трейлер.  Между прочим, бродя по пустыне, он слушал музыку из плеера.
   Ему ангел-хранитель показался на горе.
   Зачем Тук лучшие свои годы проводит в исходящей жарой  пустыне? Оказывается, и маги не лишены амбиций. Его отец - могущественный маг; сын должен продолжить дело отца. Но не только это  загнало его в пустыню.
   Он, если пройдёт все испытания  по системе, названной в книге Традицией, то  потеснит  магов-ветеранов и явится среди них, как первый молодой мастер.   

   Из книги можно узнать  ещё и о том,  что   Тук  наделён  уникальной способностью влиять на  сверхъестественные (хоть бы намекнул автор, что он имел в виду) процессы.
    В пустыне этот маг обучался достаточно  оригинальной миссии: когда раскроются врата рая, он должен будет быть готов к действию.
   К  какому действию, не уточняется.

   Можно предположить, что праведник ( по логике автора книги) Тук будет стоять с мечом у врат открывающегося  рая  и сечь головы грешникам,  туда рвущимся .
    А грешны все. Многие, вероятно, помнят притчу: к  Иисусу Христу толпа привела блудницу.  Возмущённый народ кричал, что  женщину надо побить камнями. Спросили совета у Христа.  Сын Человеческий, как Иисус Христос называл себя,  сказал, что тот, кто не грешен, пусть бросит в женщину камень. Ни одного безгрешного  не нашлось.
    
   ...Тук был недоволен, что Пауло приехал с женой.  Причина недовольства была совсем прозрачной:  молодой маг хотел  искусно выпытать у Пауло некоторые особенности магии,  применяемые  могущественным в их среде Ж.  Пригодилось бы, чтобы прорваться  в мир старых магов. А женщина мешала.
   Но делать было нечего.  К тому же,  ангел-хранитель Тука попенял ему, что он нетактичен с дамой, и посоветовал влиять на Пауло через его жену.
  Чтобы разрядить обстановку, Пауло попросил Тука объяснить Крис, что такое второе сознание.

   В "Валькириях" о гипнозе ни слова. Но тогда что это такое, как не гипноз?
   Крис села в кресло и закрыла глаза.
   Тук стал настойчиво расспрашивать Крис, о чём она думает. Из её ответа следует: обо всём понемногу. Но маг не отставал. Он подошёл к женщине и прикоснулся к её вискам. И, конечно,  посоветовал расслабиться.
   "Расслабьтесь" - магическое слово всех, кто занимается гипнозом.

   А дальше сцена из жанра: хоть стой, хоть падай.
   Крис сосредоточилась и услышала... мелодию, которая крутилась в её голове чуть ли не весь день, пока она с мужем ехала  к пустыне. Об этом она и сказала Туку.
   И маг выдал перл: это и есть второе сознание; именно оно и насвистывало песенку.   
   Не знаю, что бы сказали  врачи, прочитав, что второе сознание  может насвистывать песенку и существует ли оно вообще. А я отсылаю  к книге тех, кому хочется читать о подобном дальше.
   Лучше  пусть меня жарят в сметане, только бы этого не  читать.

   Недавно я увидела интересный мультфильм "Как грибы с горохом воевали". Король - гриб решил выдать свою дочь за какого-нибудь достойного в его царстве гриба. Приходят свататься мухомор, ещё какие-то грибы. Они разодеты, поют, танцуют, превозносят себя  до небес, рассказывают о своём богатстве.
   А принцесса к ним равнодушна. Рассерженный отец спрашивает: "Кто  тебе  нравится?" Она отвечает: "Груздь". Король в гневе говорит примерно такое: она начиталась сказок; только в них принцесса выходит замуж за мужика ( то есть - за парня из низшего сословия).
   Строптивая и влюблённая  девушка-гриб поёт: "Лучше пусть меня жарят в сметане, если я выйду не за него (за груздя)!"

   Если кому-то из читателей захочется узнать, какие песенки поёт его второе сознание; о чём оно может твердить,  Пауло Коэльо  советует (через Тука): надо смотреть на горизонт ( до этого заумный текст о том, как научиться жить в настоящем и  контролировать второе сознание).
   Я удивляюсь вместе с Крис.  Она не знала, что у человека может быть то, что Тук и Пауло назвали вторым сознанием.

   Согласна, человек ещё недостаточно изучен. Не сомневаюсь, что его организм, в целом, и мозг хранят ещё немало интересных тайн. Возможно, есть и то, что Коэльо называет "вторым сознанием". Известны случаи, когда фантазия писателей потом  воплощалась в реальность. Но в  названной книге  рассуждения не убедительные. Или убедительность автора пропала при переводе текста.
   В общем, если есть время, смотрите подолгу на горизонт. Авось,  ваше второе сознание назначит вам свидание.
   
   Крис - женщина без заморочек.  Когда они расстались с Туком, она  сказала супругу, что так и не поняла, чему  маг хотел её научить. И ещё она здраво рассудила: если длительное время находиться в пустыне и не общаться с людьми, то это может разорвать  связь отшельника с реальным миром.
   Представляю,  какими круглыми от удивления стали глаза Крис, когда она услышала от Пауло, что Тук - не совсем отшельник, у него  есть подружка. И добавляет: возможно, и не одна.

   Я  предполагала, что маги -  больше  девственники и всё земное им чуждо.  Или - что секс у них на сотом месте.  Очень может быть, что в технике того, что Коэльо назвал "сексуальной магией", есть такие нюансы, которых двадцатилетний  мужчина Тук не смог найти в интимных отношениях  с женщинами в своём городе Лос-Анджелесе.
   А в пустыне, где, очевидно, жара способствует повышению чувственности людей, он нашёл полное удовлетворение своим желаниям. А магия была лишь прикрытием.
   
  И  никто бы не стал осуждать Тука за поиск любовных изысков, если бы он, как и другие персонажи книги, не напускали тумана, рассуждая о втором сознании, внутреннем канале и прочем  подобном. И не примешивал бы ко всему этому  Бога и ангелов.
                ЧТО-ТО ЗАБЫЛИ? СЧИТАЙТЕ ДО ДВАДЦАТИ
               
    Хочется  проститься с Туком. Хоть он и маг, но его нелогичные рассуждения уже утомили.  Напоследок  ещё несколько его перлов.
  ... В книге есть такой эпизод. В первый день приезда в пустыню Пауло и Крис  отправились погулять по ней.  Машину они оставили у края пустыни, с собой взяли воду.
   Конечно,  всё окружающее  поджаривало солнце. Супруги решили дойти до соляного озера, которое, вроде бы, было недалеко. Они его видели.  Шли и шли, а озеро не приближалось.

   В какой-то момент Пауло пришла в голову оригинальная мысль: он предложил  жене раздеться. Крис смутилась. Если за ними, как и за остальными людьми,  подсматривают ангелы, то  стыдно  предстать перед ними голыми.
   На что Пауло  ответил, что в пустыне никого нет, так что некого будет стесняться, а ангелы видели их обнажёнными много раз. Наверное, это намёк на их супружеские  интимные отношения. Кстати, в книге за сорок дней, что они пробыли в пустыне,   ни одного такого любовного события между ними нет. Что странно.
   Часто бывает так: чем экстравагантнее путешествие, тем больше страсти.

   Итак, в шляпах и кроссовках и без остального, они ещё долго шли к озеру. Наконец, решили возвращаться.  Но они изжарились до потери сил; хотелось лечь и не двигаться. Однако настроение у них было  отличное - это была эйфория, как от  наркоза.
   И остались бы в пустыне их  высохшие,  молодые  и красивые тела, если бы не некий незнакомец. Это был местный житель,  хорошо знавший  правила   поведения в пустыне,   и то, как могут  легкомысленно себя  вести  понаехавшие туристы.

  Он ехал  куда-то по своим делам на грузовике. Увидел машину Пауло,  стал всматриваться и  обнаружил уже  близких к смерти супругов.
  Незнакомец их расшевелил, довёл до машины, заставил одеться и отвёз... Куда бы вы думали?  Не к магам, а в  какой-то реальный медицинский пункт. Когда к Крис и Пауло вернулось сознание, они увидели, что в их руках торчат иголки, по которым в  вены идёт живительная влага.
   В пустыне они чуть не умерли от обезвоживания. Вывод: в пустыне  не раздеваются, а надевают на себя как можно больше одежды - чтобы из тела не уходила влага.

   Пауло рассказал  об этом случае Туку.  Маг, нисколько не сомневаясь, выдал такое:  незнакомец -  это человек-посредник.   Ангел  поручил ему найти и спасти супругов.
   Можно было бы  не вспоминать случай в пустыне, если бы  не дальнейшие  рассуждения Тука. Чтобы ещё больше убедить  Пауло и Крис в недремлющем оке ангелов-хранителей, маг привёл такой пример.

   Допустим, он, уходя из своего трейлера, что-то забыл ( в данном случае речь о фонарике). Что  Тук  делает?  Возвращается, берёт забытый предмет, садится и... считает до двадцати. Зачем?
    Оказывается, это всё  делает ангел: заставляет что-то забыть, потом считать.  Придерживая человека дома на какое-то время,  он оберегает его от какой-то аварии, на месте которой он мог бы оказаться, если бы не вернулся домой за вещью, или  отправит  ему навстречу  нужную  персону.

   Если бы было всё так просто! Не спорю, в этом что-то есть. Ангел или интуиция.  Или ещё что-то,  что могут объяснить лишь учёные. Остаётся  такой вопрос: почему не все ангелы  оберегают людей, для которых они - хранители?
   Есть такая примета: забыв что-то, надо вернуться, подойти к зеркалу и улыбнуться. Тогда будет удача в намеченном деле. Особенно верят в эту примету наши "звёзды  эстрады".

                ОТ ЭЛЕМЕНТАЛЕЙ ДО САЛАМАНДР

   Тук привёл Пауло и Крис в своё священное место в пустыне.  Суровое место: скалы, колючки... Здесь он впервые увидел своего ангела.
   Рассказывая об этом, Тук   пришёл в сильнейшее возбуждение.  В  книге  написано, что он пребывал в трансе ( транс -  повышенное нервное возбуждение с потерей самоконтроля, а также помрачение сознания при гипнозе, экстазе).
   Возможно, из-за транса Тук говорил совершенно бессвязно: что лицо ангела - это лик пустыни, в которой  маг живёт, и прочее  такое, что можно назвать только бредом.
   
   Хотите узнать, с кем каждый из нас - землян - может вступить в контакт?
    Тук выдаёт такое (жаль, что приходится  этот текст передавать своими словами): вокруг  людей  существует невидимый мир; он населён ... элементалями, бесплотными душами, святыми и ангелами.
    Как вы думаете,  что такое элементали?  По мнению  персонажа  Тука, выпестованного автором Коэльо, это вибрации природных стихий - огня, земли, воды и воздуха.

   Дальше- больше. Оказывается, увидеть перечисленные выше сущности можно. Они показываются людям в виде ... гномов, фей и саламандр.
   То ли смеяться, то ли под  холодный душ стать (о холодном душе  ещё будет рассказано)!
   Гнома и фею вряд ли можно увидеть.  Разве только во сне. А  саламандра -  хвостатое живое существо. Придётся при встрече поклониться, как вибрации природных стихий.
                МАГИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА В... МАШИНЕ

    Ещё раз  сожалею, что не могу цитировать  книгу Коэльо.  Потому что  рассуждения Тука о любви - это нечто подростковое: когда уже что-то  известно и есть чувства, но выразить словами он не может.
    Тук говорит, что ангелы - это эманация* любви.  Что они - и есть сама любовь

   Как же меня подвела Крис!  Мне она представляется, как самой разумной в книге. Но и она туда же: сравнивает любовь с войной.  Об этом в её вопросе.
   На что Тук отвечает, что  невозможно представить рядом любовь и мир: " Ищущий мира обречён на поражение". Ничего себе заявочка!
  ( *Эманация - лат. emanatio - истечение; в древнеримской философии -  фантастическое "объяснение" происхождения мира путём мистического истечения творческой энергии божества).   

  Пауло  по оригинальности  недалеко  ушёл от Тука.
   Он  сделал  вывод, что Тук утаил от него четвёртый способ, с помощью которого можно общаться с ангелом.  А чтобы общаться с ангелом, надо  открыть внутренний  канал.
   Час от часу не легче.
   Я надеюсь, что  под вами устойчивый стул. Не свалитесь.
   Что такое ченнелинг?

   Сейчас будем открывать внутренний канал. Как узнать, есть ли он у меня и у вас? Из рассуждений Пауло. Человек ведёт машину  по оживлённой автомобильной трассе. И вдруг он начинает разговаривать сам с собой.
   Я бы предположила, что на него  отравляюще подействовали выхлопы из соседних автомобилей.  А Пауло утверждает, что это есть  одна из самых  сложных магических процедур. Правда, тут же в тексте написано, что, вроде бы, это одновременно и простая магическая процедура.

  Что должен  сделать автомобилист, поговорив сам с собой? Не поверите! На оживлённой трассе он должен выйти из машины, сесть в каком-нибудь тихом месте и  прислушаться к мыслям, которые в  те мгновения копошатся в его голове.
  Это и есть открытие внутреннего канала.       
  Подсказки в книге нет:  в какой части тела находится внутренний канал? Остаётся только гадать: он в мозге, или это продолжение тонкого кишечника, или нечто эфемерное, что маячит перед глазами...

   В книге есть сцена - как внутренний канал открывает Крис.  Женщина   начала с того, что  наклоняла голову вперёд, а затем - назад  и, самое неожиданное  -  издавала нечленораздельные  звуки.  Автору, наверное, захотелось лирики, а потому он написал, что это был язык сердца Крис.
   Да, и эта  съела, наверное, что-нибудь не то.
   Чтобы больше не возвращаться к этой фразе,  возьму из книги эпизод, как она появилась.
                ПРИ ГОЛОВОКРУЖЕНИИ...СЧИТАЙТЕ КНИГИ

   Это  случилось  с Пауло ещё до встречи с Крис. У него была  возлюбленная.
   Как-то он увидел сон. Вроде бы ничего особенного: партнёр Раул Сейхас, который пел песни Пауло;  директор  студии грамзаписи, их деловой разговор.
   Пауло после сна чувствовал  лёгкое головокружение. Он выпил кофе. Сначала хотел прогуляться, а потом пойти на встречу с партнёром. Надел кроссовки, а из-за головокружения не смог завязать шнурки.

    Дальше - больше.  В квартире стало темнеть, хотя  на улице было солнечно. Появился запах как от горевшей электропроводки. Он проверил: ничего не горело.
   Пауло начал задыхаться.  Понятно, что ему хотелось выбежать на свежий воздух. Но он не смог - так ему было плохо.
   "Съел, наверное, что-нибудь не то", - подумал он.
   Молодой человек пытается вспомнить, что он ел. Если бы он отравился каким-нибудь продуктом, то были бы сигналы, вроде рвоты. И тогда он вспомнил, что принимал наркотики и были глюки ( наркотик называется). Но Пауло уже несколько лет не употребляет наркотики. А если глюки вернулись?
   
    Потом в квартире  появится... чёрная дыра ( вот как разыгралась фантазия писателя!), которая попытается затянуть туда героя. Напрасно он сопротивлялся, ведь  из нутра той дыры  доносились  смех, голоса и звон чего-то  разбитого.
   Наверное,  там выпили и начали бить посуду.
 
   А дальше - из области юмора: Пауло заметил, что тошнота  меньше, если он чем-то занят.  Никогда не догадаетесь, чем он  потом  занимался. Он начал считать книги в своей квартире, потом - диски,  столовое серебро...
   Пришла возлюбленная - в таком же состоянии, что и Пауло. Он посоветовал ей... считать книги.  Она, как сомнамбула, пошла к книжному шкафу.  Не дошла,  упала на пол, зарыдала,  вспомнила, что у неё есть мама и захотела к маме.

  И Пауло вспомнил, что у него есть  где-то родители; он давно с ними не общался, так как сделал выбор в пользу магии. И вот теперь, когда непонятная мгла  заполнила его квартиру, у него кружилась голова и тошнило, он тоже захотел к маме. Ему нужна была помощь родителей. 
   Потом они несколько часов будут стоять под холодным душем, ибо Пауло верил в силу проточной воды.

   Я бы не стала так подробно рассказывать об этой сцене в книге, но она связана с валькириями.
  А  дальше, конечно,  речь о Боге.
  Пауло когда-то учился в иезуитской школе, умел молиться. И вот он не просто хочет попросить у Бога прощения (за что?), но и  предлагает обмен. Дескать, возьми наши (и возлюбленной тоже) тела, но спаси наши души.
   О том, как на  его предложение реагирует Бог, не известно. Но из  дальнейших событий можно понять, что обмен ( договор)  был принят. По крайней мере, в этом уверен Пауло. И встретившись с валькирией, о которой рассказ дальше, рассказал ей об обмене.
   Здесь нужно сделать оговорку. Никакого знака в книге нет, что Бог согласился на тот обмен. А вот валькирия  разыграла его, как по нотам.
   
   Я так и не поняла, чего Пауло испугался и почему сдался, предложил Господу свою жизнь, а за компанию, и жизнь возлюбленной, хотя она его об этом не просила.
   Из того, что написано в книге, не видно, чтобы им что-то конкретно угрожало; не рушилась крыша дома, не заливала вода комнату, где они находились, не залетела шаровая молния... Было голокружение, он испытывал тревогу. Подобное может с каждым случится.
   Да,  и впрямь, Пауло съел что-нибудь не то; какой-нибудь недоброкачественный продукт. Хорошо, что его только тошнило. Мог быть и понос.
   Или ещё не вышли из него наркотики, а потому случились  глюки - галлюцинации, миражи, видения.

   Вот таких героев российским читателям предложили названные выше издательства.

   В книге мало здравых  размышлений. И всё-таки одно я нашла.
   Подруга разочаровалась в Пауло и покинула его. До этого случая она  видела в нём смелого мужчину, восхищалась им. Особенно привлекало её в нём то, что он смог создать Альтернативное общество. В эту его организацию охотно шли люди, привлекаемые его рассуждениями о том, что, если  Альтернативное общество победит, то они будут жить без всяких правил; сильные будут править, а слабые подчиняться.
   И вдруг он рыдает и просится к маме! Пауло разбил её мечты о  друге, которому всё по плечу.   

   Секретарша (Лия Ахеджакова) в  художественном фильме "Служебный роман", увидев  обновлённой свою начальницу,   выразилась  так: "Отпад!"
    И я говорю "отпад", начинавшись о втором сознании, эманации,  элементалях, ченнелинге,  внутреннем канале...
   И такое надо было напечатать в 120 тысячах экземпляров  книги? Жалко деревьев,  которые срубили, чтобы сделать бумагу для них.

    Читать подобное больше нет сил. И если бы это было всё!  Держитесь, ибо впереди будет встреча с валькириями.
   В  книге  текст  о них веселее. Тут и что-то вроде "первой ночи", только здесь бал задают  женщины, и попытки соблазнения. Например, когда валькирия прижимает голову Пауло к своим обнажённым грудям. А жена Крис рядом. Но и глазом не моргнула.
                ВАЛЬКИРИИ ВО ВСЕЙ СВОЕЙ КРАСЕ

   Постепенно выясняется, что без валькирий  Пауло и Крис  увидеть ангелов не смогут.  И они  колесят по  бескрайней пустыне, чтобы напасть на их след; расспрашивают о них  жителей городков, где останавливаются отдохнуть.
    Кто  такие валькирии,  мнения расходятся.   Было  только ясно, что они - не дУхи, а женщины, имеющие плоть и кровь.
   В городке Гринго-Пас  супруги  зашли в магазин. На их вопрос о валькириях, продавщица сказала, что  "видела утром эту банду лесбиянок, но те уже куда-то укатили".
 
   Трудно поверить, но в книге написано, что задолго до появления валькирий в закусочной  при бензоколонке, где Пауло и Крис неторопливо пили кофе,  нарастал такой силы  гул, что дрожали  стёкла в окнах.
   И вот явление народу:
    Красивые лошади и не менее красивые всадницы подлетели, как вихрь.  Разгорячённые животные не могли устоять на месте, тем более, что валькирии щёлкали кнутами и кричали. Судя по поведению, в них было больше от мужского начала, чем от женского. Автор даже сравнивает их с ковбоями, которые подгоняют скот.

   Руки дам были в перчатках. Фигуры затянуты во всё  кожаное. На головах цветные шали; открыты лишь глаза. Понятно: так они, носясь по пустыне,  защищались от пыли.
   Их было восемь. Если лесбиянки - то каждой своя пара.
   Да, кожаным одеянием они  напоминают первых советских комиссарш. Но головы  большевистских воительниц  были покрыты красными косынками, а не цветными платками, напоминающими цыганские.

   Интересную информацию вычитала я в книге  Джекоба Коннера "Христос не был евреем" (Москва. Православное издательство "Энциклопедия русской цивилизации". 2004). Он рассказывает о скифах - "диких всадниках с севера", которых составители Ветхого Завета знали под именами "Гог и Магог".
    Скифы " скакали верхом неизвестно куда и исчезали мгновенно, как только оказывались за стенами города". Совсем как валькирии. Но скифы - обыкновенные люди. А  с валькириями не так-то просто разобраться.
   Коэльо не дал им полную характеристику; возможно, не знал сам, кого придумал.
   
    Во главе этих воительниц  стояла  Валгалла - старше  возрастом; имела длинные рыжие вьющиеся волосы. Вот она сразу же и  положила глаз на Пауло.
   Дальше много разных подробностей: взгляды в упор, таинственное кольцо Пауло...

   Это всё можно опустить, ибо есть что-то более интересненькое. Например, как эта дама стала  валькирией.  Она была служащей банка "Чейз Манхэттен",  а дома заботилась о муже и детях.
   И однажды она круто поменяла свою жизнь.
   Сидя в пустыне, Валгалла так об этом вспоминала. Всё было как в сказке.  Появился ангел и  предложил ей миссию:  стать валькирией.  Он не требовал, не угрожал, не обещал золотые горы; просто попросил.
   И что же сделала служащая банка -  жена и мать двоих детей?  Послала их всех куда подальше и уехала. Муж подал на развод, дети остались с ним.
   И эта съела, наверное, что-нибудь не то.

   А также  автор, всё больше удивляющий своими сравнениями. Например,  свою новую миссию  Валгалла называет тяжёлой ношей; она нередко плакала. А ангел её утешал тем, что рассказывал о Деве Марии, святой Терезе, Жанне д`Арк. Он  говорил, что эти женщины получили "послание от Бога",  потому что они   могли  быть образцом для мира людей. В тексте ещё о сражении за мечту.   
   Пусть бы изгалялся  автор со своими героями как бы хотел и над кем бы хотел. Но кощунственно упоминать в подобных книгах Деву Марию.

   Значит, Валгалла, как решил её ангел - пример, образец  для мира.  Чтобы  узнать, как Пауло Коэльо представляет себе образец для мира, придётся  дальше  пересказать о  делах этой дамы.
   Понятно, что служащей, уволившейся  из банка, надо было как-то зарабатывать деньги на  пропитание и на то, чтобы добраться до пустыни Мохаве. Почти год она жила где-то в районе Лас-Вегаса. Деньги, взятые с собой, были потрачены, ей пришлось даже голодать и спать на улице.  Она бедствовала до тех пор, пока ей не попалось... стихотворение.

    Стихотворение было  о святой Марии Египетской. Автор так рассказывает о её жизни. Женщина шла в Иерусалим. Надо было переправиться через речку. Денег у неё не было. Лодочника привлекла её внешность и он предложил Марии "переспать" с ним. Она согласилась. Когда пришла в Иерусалим, то там ей явился ангел и сказал что-то вроде того, что ей прощается случившееся.
   И ещё странная фраза о том, что  Мария Египетская   сейчас  почти забыта.

    Она вовсе не забыта, как не забыты все, кто причислен к лику святых.  Я  прочитала о ней в  "Новом энциклопедическом словаре" (РИПОЛ КЛАССИК. Большая российская энциклопедия. Москва. 2004) такую информацию:
   "Мария Египетская (6 в.),  христианская святая. По преданию, в молодости была блудницей; присоединившись к паломникам, которые шли в Иерусалим, обратилась к вере и 47 лет прожила в покаянии в пустыне заиорданской. "Стояние М.Е." - название покаянной службы в  Православной церкви во время Великого поста".

   И совсем  недавнее упоминание о ней в статье  "Море житейское"  (газета  "Москва вечерняя" от 5 сентября 2016 г.) митрополита Калужского и Боровского Климента: " Залог непотопляемости в житейских бурях - наше всецелое доверие Богу. Есть христиане, которые решительно предают себя в волю Божию, как преподобный Серафим  Саровский или преподобная Мария Египетская"...

   По замыслу  Коэльо,  Валгалла, прочитав стишок, решила, что это ей знак. 
  А дальше  в книге написано, что   два раза в неделю эта дама ходила в казино, предлагала себя мужчинам, у которых были деньги и которые могли  оплатить её  сексуальную услугу.  Но до этого она усердно  молилась Богу.
   Таким "праведным" образом  она накопила денег на дорогу в пустыню.
 
   Любопытная подробность: она  предварительно не посоветовалась со своим ангелом, а сама приняла решение о "работе". Она молчала и ангел молчал. Вот такое молчаливое согласие.
   Самое главное в подобной ситуации - найти того, на кого можно спихнуть свои грехи. А фразу "Днём она молилась Богу" оставляю без комментария.  Бедный Бог! Поведение людей - большое для Бога испытание.

   Бывшая служащая банка, чтобы заработать денег на жизнь,  не пошла полы мыть в казино или посуду мыть (хороший пример добродетельности в художественном фильме "Принцесса на бобах"), а  продавалась состоятельным мужчинам.
   Каждый  взрослый человек живёт по своему  сценарию. Никто не может запретить женщине продаваться мужчинам, если она этого хочет.  Но только не в книге, где на каждой странице упоминаются Бог, молитвы;  разные святые.
   
                ПОСЛАННИЦЫ БОГА  ИЛИ  БЛУДНИЦЫ?

   В одном из городков Крис пошла в книжный магазин и купила справочник.  В нём она прочитала, кто такие валькирии. Я была бы рада своими словами передавать суть написанного, но не получается из-за нелогичности текста. Например,  что такое "любовное приключение в сражении?" Ахинея!
  Напишу лишь, что это  посланники богов ( почему-то не посланницы), храбрые женщины, способные сражаться, если надо. Но основная их задача: вдохновлять воинов на поле брани не только  отвагой, но и своими прелестями.   
   
   ...Валькирии на месте не сидят. Вместе с ними  странствуют по пустыне Пауло и Крис. Валгалла  не открывает ему  приёмы, с помощью которых он сможет увидеть своего ангела-хранителя. Поэтому он и следует за ней, как привязанный на веревку.
   Пауло наблюдает за  женщинами-воительницами . Они постоянно меняют места дислокации,  проповедуют свои идеи в  поселениях, где останавливаются отдохнуть, не забывают о ритуалах.

    Теперь о самом оригинальном - если помнить, что  валькирии -  "посланники богов".
    Оказывается, они  были крайне любвеобильными. Если им где-то в пустыне встречались мужчины, которые не боялись полюбезничать с  такими нестандартными дамами, то всё заканчивалось большим любовным пиром. Вот только в книге нет такой подробности: все валькирии  занимались любовью с мужчинами  на одном участке пустыни или как-то уединялись? Представляю, как краснели ангелы!
   Самая экстравагантная  деталь:  у  Валгаллы было право - первой выбирать себе  в любовники мужчину. Остальным валькириям доставались отвергнутые.

   Рассказ о любовных похождениях своих героинь - валькирий Коэльо заканчивает фразами, что они пили пиво и говорили о Боге. А ещё они, устав от разных священных ритуалов,  отправлялись в скалы и там предавались любовным утехам. Надо думать, что с мужчинами.
   
    Видно, что валькирии - хорошие актрисы.  В разных поселениях они разыгрывали театральные представления.
   Один из их ритуалов: они связывают  концы  своих платков,  образуя кольцо, садятся  в круг и  сидят, опираясь локтями о колени. Валгалла пела псалмы (набор фраз; кому интересно, тот может прочитать). После она, превратив свой платок в мешок, обходила слушающий народ и собирала пожертвования.
   Понятно: хоть и нимфы, а кушать хочется.

   На одном из таких представлений Валгалла говорила зрителям, чтобы они открыли свои сердца, прислушивались  к тому, о чём сердца мечтают.  И всякое такое несуразное. Не   пропустил автор и здесь упомянуть  Господа.
   Из толпы раздался голос женщины. Она сказала, послушав Валгаллу, что та, похоже, рехнулась в пустыне.
   Это то, что называют гласом народа.
 
                МЕЖДУ ОБНАЖЁННЫМИ ГРУДЯМИ

    Валгалла хочет соблазнить Пауло. Опыт у неё в этом деле - ого-го какой! Первая попытка была, когда она пригласила его в заброшенную шахту, где раньше добывали золото.  Догадывался ли Пауло, что валькирия воспылала к нему страстью, не известно.  В книге, правда, есть слова, что он в неё влюбился и что она его полюбила.
   Возможно, что-то  у них и  было бы в той шахте, если бы они там оказались вдвоём.  Но упёрлась Крис: "Я пойду с тобой!" Женская интуиция!

   Они втроём бродили по тёмной шахте.  Можно сказать, что Валгалла и Пауло не замечали Крис. Они  много говорили о договоре -  обмене, который предложил Богу Пауло (см. текст выше).
   Выяснилось, что  главная валькирия знает, как Пауло может избавиться от того договора. А пока не избавится - не увидит своего ангела.

 Дальше эротическая сцена:
    Валькирия  была в кожаной куртке на "молнии". Она берётся за застёжку и медленно её расстёгивает. Под курткой ничего!
   Фонарь освещает её  обнажённые перси. Между ними висит медальон.
   Валгалла приказывает Пауло снять медальон. Он послушно это делает. На медальоне лик архангела Михаила.

    Задумана эта сцена ради одного: убедить Пауло, что только она может помочь  ему   разорвать тот  обмен-договор с Богом.
   Столько наигранного пафоса в её словах о славе Господней, о любви и победе, что  появляется оскомина на зубах.   
   Как, в конце концов, будет разорван тот договор,  текст приведу позже.

   И так далее и тому подобное. Представление как по системе  известного театрального режиссёра  Константина Станиславского.
   Потом валькирия стала приглашать Пауло на прогулки.
   Я посмеялась;  может, посмеётесь и вы, прочитав, что зачем то перед тем, как отправиться  прогуляться с  Валгаллой, Пауло вместе с Крис пытались открыть свои внутренние каналы. Кажется, им так это и не удалось сделать.
 
   Один из моментов во время их прогулок.  Они  гуляли по пустыне, потом сели и начали любоваться  заходящим  солнцем.
   Валгалла  положила голову Пауло на своё плечо. Сидят и молчат. Наверное, что-то всё же взыграло у Пауло, так как  он едва удержался, чтобы не положить голову  валькирии на свои колени.
   Мотив желания: хоть она и валькирия, но тоже нуждается в отдыхе. Причём тут отдых? Возможно, в оригинале книги вместо  "отдых" было другое слово; допустим, ласка.   
   Молодец, верный муж! Устоял перед искушением.

   Он устоит. Валгалла, в конце концов, поймёт, что ей, как она ни тщилась, не победить законную супругу Крис. Валькирия называет про себя Крис "орудием ангелов" и  отступает.
    Правда, не без добычи. Она умудрилась выведать у Пауло  многие ритуалы, которые его наставник Ж. практиковал только со своими учениками. Выболтал, пока они бродили по пустыне и она убаюкивала его рассказами об ангелах и ритуалах.
   
    Попытки  Валгаллы соблазнить Пауло   не удались. Она расстроилась? Нисколько;  по крайней мере, автор книги хочет, чтобы читатели так думали.
   Из дальнейшего текста видно, что она желала всё-таки заняться сексом с Пауло и это был только её... каприз. Она в роли валькирии  достигла такой высоты, что все  капризы ей прощались. Об этом ей сказал ангел. И ещё он поведал ей о том, что никакие её капризы не отвращают её от Бога.
   
   Ничего не понимаю. Всё же, Коэльо,  наверняка, съел что-нибуль не то. Он рассказывает о маге Туке, о валькириях - посланниках  Бога и думается, что их помыслы чисты, как у младенцев.  Они ведь намеревались осчастливить не только себя, но и человечество.
   Хотелось бы  читать о более нравственных героях, раз они крестятся и молятся.

                КАК  ДОБЕЖАТЬ  ДО РАЯ

   Из "Словаря русского языка" С.И.Ожегова: " Рай. 1. В религиозных представлениях: место, где души умерших праведников пребывают в  вечном блаженстве".
   И здесь же поговорки: как в раю; и рад бы в рай, да грехи не пускают; на чужом горбу в рай  въехать хочет.

   Потрясающе циничны умозаключения Пауло о рае.
   Разговор супругов. Муж открывает  Крис тайну: оказывается, Бог велел ангелам с мечами отойти от ворот рая, и с некоторых пор  ворота  открыты; в рай могут  войти все желающие.    
   Надо бы Крис и всем остальным кричать: "Ура!". Но не тут-то было. Всё человечество может войти в рай, но не скопом, а  каждый субьект должен дойти  до рая своей дорогой. Спрашивать у попутчиков о дороге бесполезно.  Только ангелы  могут указать  верный путь.  Вот почему люди стремятся найти своих ангелов и поговорить с ними.

   Получается интересная картина: не все успеют добежать до рая. А потому, как и  проповедовал Пауло, создав Альтернативное общество,  человечество будет разделено на  высшую касту людей и на низшую; это будет мир, "где всё дозволено, где сильный господствует над слабым".

   ИЗ КНИГИ:
   " - Каким же станет этот мир? ( вопрос Крис)
   - Он будет предназначен только для тех, кто войдёт в рай, - ответил Пауло. - Это будет мир "заговора". Мир людей, способных видеть перемены, людей, у которых хватило мужества следовать за своей мечтой и слушать ангелов. Мир для  всех тех, кто в него верит".

   Приведённые слова Пауло я  называю пропагандой  фашизма. Мир  это пережил совсем недавно -  в пятидесятых годах прошлого века: возвеличивание одной расы над другой, уничтожение "недостойных" в газовых камерах, захват чужих земель... Полученные раны от второй мировой войны ещё не зарубцевались.

   Если судить по авторскому значку, "Валькирии" были написаны (или - впервые опубликованы) в 1992 году.  Странно, что  писатель  с  такими  немилосердными суждениями о мире  стал Послом мира ООН  (2007 г.).
   Думаю, что ООН и другие организации, удостоившие Пауло Коэльо разных наград, были ослеплены  миллионными  тиражами его книг. Но книги его не читали.
   Как известно, не всё то золото, что блестит.

   В конце концов, герой "Валькирий" -  Пауло увидит своего ангела.  Но сначала будет знак - голубая бабочка.  И что? А ничего! Через сорок дней Пауло и Крис уедут домой. Стали ли они счастливее, как личности,  увидев и поговорив со своими ангелами-хранителями, укрепился ли их брак - не известно.
   Если бы не нагромождение событий, можно бы просто подумать, что молодые супруги  побывали в отпуске и выбрали  для  путешествия пустыню. Кто-то выбирает море, а кто-то - пустыню.
 
   Самое интересное и неожиданное  другое: Валгалле надоело кружить по пустыне.  Она должна ещё совершить один какой-то круг и всё: свободна, как ветер. Женщина хочет вернуться  в ту среду, из которой добровольно выпала.
   Заветное желание: чтобы кто-то её защищал, кроме ангелов.
   Нагулялась.  Спохватилась. Детей бросила, ни разу о них не вспомнила. Очень может быть, что именно  её дети станут ей опорой "в миру", и что бывшая  валькирия вновь станет служащей банка.

   Я вновь повторяю:  жанр литературного произведения, где  сплошное  трали-вали,  имеет право на жизнь, но  без упоминания Бога.   

                ЧТО ВЫШЕ НАС - ТО ВЫШЕ НАС

   "Валькирии" - чтиво для  дороги. Хотя и не такое безобидное, как кажется на первый взгляд.  Небезобидность  книги в том, что она может послужить учебным пособием для самодеятельных магов, колдунов и прочих, кто использует разные ритуалы.
   Достаточно посмотреть телевидение, чтобы увидеть, как подобные "чародеи" снимают порчу, сглаз, делают разные привороты, как они это называют. Они используют разные предметы, размахивают руками, зажигают свечи... И здесь же иконы.

    Нахожу подобный приём Валгаллы, когда  она, Крис и Пауло выходят из заброшенной золотой шахты. Чтобы  завершить рассказ о том, как  Валгалла помогла Пауло разорвать договор с Богом (см. текст выше), привожу ритуал из книги.
   Валькирия  взяла фляжку,  брызнула из неё немного воды на свои пальцы и нарисовала на лбу Пауло крест. Встала на колени и  заставила сделать также Пауло и Крис.
  Призвав в свидетели архангела Михаила ( по-другому никак не скажешь,  читая об этой  безобразной сцене), Валгалла на полном серьёзе заявила, что договор разрывается и об этом известно на небесах.
   А дальше своеобразная молитва.  И завершающий  аккорд: "Аминь".
   Это было бы очень смешно, если бы не было так печально.      
   
   Читая, я терялась от несуразиц  во   фразах, которые  декламировала Валгалла ( то есть - автор книги), потому что в них много было о Боге.
   Например: "Господи, даже если бы я сумела поднять этот кнут так высоко, что дотянулась бы до звёзд, я не смогла бы вложить его в Твою руку".
   Или Валгалла так обращается к архангелу Михаилу: "Даруй мне силу быть и мужчиной, и женщиной, быть  и твёрдой, и нежной".
   И мужчиной, и женщиной?  Да,  намудрил  Коэльо!
   Подобного в книге много.

   Должна ли литература чему-то нас учить? Только одному - думать. Нельзя  принимать на веру то, что написано в сочинениях; следовать призывам самих писателей или их героев.
   Литература, театр, музеи, кино,  изобразительное искусство и всё остальное, что входит в понятие "культура" -  обогащают  духовную жизнь людей. Именно такая у них миссия. И не более  того. Обогащать, а не сбивать с пути.

    Содержание  книг, пьес, картин не должно служить рецептами  для  построения нашей реальной жизни.
   Нельзя смешивать, как в  книге "Валькирии", веру в  Бога и  колдовство; ангелов и женщин-распутниц; молитвы и  ритуалы, при которых  позволяется бить  женщину (есть такая отвратительная сцена в книге; хорошо, что  дело не дошло до избиения валькирии Роты ремнём; бить должен был Пауло)...

   Будет ли когда-нибудь доказано: существует ли Бог на самом деле или не существует - это совсем не важно.  Не важно, что в мире много конфессий. Бог един!
   Людям нужна вера в Бога; людям нужно утешение. Если бы не было такой жажды в утешении, то   народы разных стран не строили бы церкви, костёлы, пагоды и другие храмы. Их много, их защищают.
 
  В храмы приходят помолиться, исповедоваться в грехах, попросить Бога о здоровье для  себя и ближних... Можно сказать, что в храмы приходят, чтобы очиститься от разной скверны. И эту веру  миллионов и миллионов людей надо уважать.
   А потому всё, что касается Бога, должно быть заповедным. В этот заповедный мир нельзя входить с  грязными мыслями, с  грязными помыслами, с грязным языком.

   Прочитав "Валькирий", я огорчилась.  Одно утешает: что выше нас - то выше нас. Эти слова принадлежат великому французскому поэту, прозаику,  историку Виктору Гюго.
   "Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать", - эти слова принадлежат также французу - Вольтеру.  Они из его, можно сказать, критического послания анонимному автору "Книги о трёх самозванцах".

   И ещё часть из стихотворения  "Бог" Гаврилы  Державина:
 О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трёх лицах божества! 
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог.
Кто всё собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: бог (курсив)...