6. Развал

Виталий Тоболяк
     Прошёл ровно год с того приснопамятного выездного заседания Бюро Райкома КПСС на территории завода. Достаточно много воды утекло с той поры. В прямом и переносном смысле. Работа по техническому перевооружению и реконструкции завода продвигалась темпами поражающими воображение иностранцев, которые никак не могли понять,например, зачем надо плавильный агрегат устанавливать на готовый уже фундамент за трое суток, когда по их графику производства работ, отводилось для этой цели аж десять суток, при обычной производительной работе, по шесть часов в сутки, плюс два обеденных перерыва, поскольку работа была и трудоёмкой, и требовала очень тщательного выставления всех математически выверенных параметров. И не меньше и не больше. Десять суток. Согласно графика и в срок.
       Мы, точнее я, в разговоре с Ярским очень хорошо понимал о чём он говорил и даже о чём молчал, тоже понимал. Поэтому, памятью своей мы оба возвращались в нашу ещё совсем недалёкую молодость. При этом никто из здраво мыслящих людей никогда не говорил, что опыт одних, чужд для других. И если мы говорили о темпах производства работ, то мы то понимали, что существует план производства работ, но ведь в наших генах сидело и сидит такое слово, как - "надо". Достаточно непопулярное слово сейчас, и даже презираемое, возможно, как раз в среде тех, кто украл игрою бумаг, то что было создано пОтом и кровью тех, кто когда-то очень хорошо понимал значение слова - "надо". Поэтому на трассах, где мы работали строя линейную часть трубопроводов, либо НПС в относительно стационарных условиях, либо, либо..., так можно повторять долго очень, однако бесспорно одно, что работа в условиях вечной мерзлоты и объёмы работ в этих условиях, были просто беспрецедентны, с точки зрения отсутствия мирового опыта работы в этих условиях.
        Создавая этот опыт, мы учились сами, и поэтому научились организовывать работу по принципу непрерывного цикла в тех самых условиях Заполярья, но если без деталей, то подобная схема утраивала производительность, при увеличения количественного состава специалистов процентов на двадцать, не более, и в основном за счёт более квалифицированной подготовки, именно этих специалистов в том числе. Это была системная работа - СИСТЕМНАЯ. И если говорить об иностранцах, то за время работы в строительстве нефтегазового комплекса мы их столько видели, что на Первомайской демонстрации в Москве, например, можно было бы сформировать целую колонну Вашингтонского обкома, по многочисленности сравнимую с Кунцевским районом, например.
       Как я понял из разговора с Виталием, что в отличие от заводчан, он перед иностранцами особо не робел, и не особо - тоже, при его-то опыте. Поэтому приведенные в систему формы взаимоотношения с ними, плюс квалификация наших специалистов, а она как минимум не ниже "импортной", и плюс форма работы в непрерывном цикле, оказалась востребованной в интересах дела, несмотря на некоторое неудовольствие не только иностранцев, но и наших "спецов", особенно тех кто был из "неприкасаемых". Кстати, это они так думали, но когда их мировоззрение поменялось, а поменялось оно достаточно быстро, то темпы производства работ ещё выросли, и значительно. И потом, методы капиталистического воздействия, тоже оказались кстати. Конкуренция никогда не являлась пороком, если она не "подковёрная".
         До августа 1991 года, подобных заседаний Бюро Райкома КПСС (на которых рассматривался ход работы по техническому перевооружению завода) было ещё два. Ну никак не мог успокоится Первый Секретарь в вопросе (прости Господи за казённый язык) не членства в партии Главного инженера. И так его это беспокоило долго, аж до того момента, пока Райком "не почил в бозе". Зловредным мужик оказался. И когда на втором заседании Ярский выразил возмущение по вопросу отсутствия прямой связи с поставщиками, т.е. с зарубежными партнёрами, многие члены этого Бюро, готовы были залезть под стол от страха перед гневом Секретаря. А вопрос был очень прост (и актуален одновременно) на поверку, и в простом жизненном обиходе. а в служебных делах, тем более.
        Предыстория такова. Ярскому и ещё четырём специалистам из заводчан (наладчикам) разрешили на семь дней командировку в Австрию для консультаций и ознакомления с производством, высокотехнологичным производством, поэтому у Ярского, как у любого глубокого человека появлялись вопросы технического порядка очень часто, плюс и с собой он привёз целый ворох вопросов, и к вящему удивлению Ярского, они с его Венским коллегой, прямо из его кабинета звонили в любую страну Мира по любому техническому вопросу, сомнения в правильности решения по которому, у них возникали. Всё это было так далеко от той нашей Советской действительности, в которой мы жили. Так далеко... .
       И ещё одна ремарка. Необходимо вернуться на несколько лет назад, просто для того, чтоб понять, где же мы, Страна, находились со своим технологическим багажом в сравнении с "капиталистами", во время создания нефтегазового комплекса страны и в момент работы Ярского на заводе.
В первом случае, если смотреть на предмет разговора с субъективных позиций (поскольку я - субъект) и не опираться на кучу документов различного толка, но поскольку мы всё-таки непосредственные исполнители того дела которому служили, то мне думается, что мы имеем право на свою точку зрения. Во всяком случае в научно-технических вопросах - безусловно.
Поскольку технология нефтегазадОбычи имеет очень солидный временной багаж, то страны Мира, имеют примерно, равный уровень технологии дОбычи. Какие-то страны производят более высоко технологичное оборудование, какие-то менее качественное, но есть в этом некий паритет. Многое зависит от среды обитания, климатических условий, экстремальных ситуаций, в частности в наших условиях, условиях Северной страны мы это и имеем, и наблюдаем, и в этих условиях работаем. Надо сказать, что наше машиностроение не всегда вовремя реагировало на запросы северян. В частности, когда наша промышленность начала производить более качественную фонтанную арматуру для дОбычи нефти, скважины начали ускоренными темпами переводить на механические способы дОбычи. А это значит, что "деньги на ветер".
И для тех кто не знает : практически все магистральные газопроводы в нашей Стране построили из труб произведенных на Западе. И это факт, оспорить который - невозможно. А отсюда вытекает факт того, что наша промышленность несколько запоздала с техническим перевооружением. Кричать о модернизации и провести её, это не одно и тоже.
       Примерно с такой ситуацией и столкнулся Виталий Израилевич Ярский на заводе. Технология предложенная зарубежными поставщиками, естественно не была Советской (глуповато звучит на первый взгляд), и причём, комплектовалась от разных производителей в одну технологическую цепочку, а поскольку технологию производства одни не купили, а другие не продали, ремонт же технологического оборудования в будущем (а что оно не вечно - это тоже факт) необходимо будет проводить, следовательно, надо покупать за валюту запасные части, либо платить за обслуживание и ремонт зарубежным партнёрам, но тоже валютой. Это те реальные условия в которых оказался завод, а значит и Главный инженер Ярский. Недоработка Министерства? Так кто же с ним будет конфликтовать? Тем более, что люди, столь "удачно" исполнившие задание Министерства, уже, наверное и забыли о том, как они "удачно катались по заграницам". У них же теперь наверняка другие, не менее грандиозные планы. И это тоже реальность.
А вот заводчане к их предыдущим планам допущены не были. И когда на этом несчастном Бюро Ярский задал всего два вопроса:
1. Что делать с производством запасных частей к оборудованию, либо с их поставками на завод, по запросу опять же завода, и кто этими вопросами должен заниматься, и на каком уровне? Валютного счёта на заводе нет.
2. Почему необходимо делать заявку в КГБ на разрешение переговоров со специалистами  стран-поставщиков и при этом ещё и ждать разрешения на переговоры в течение 4-х суток, для того чтоб их (переговоры) провести в присутствии представителя КГБ, да ещё и на Городской телефонной станции?
При этом мы теряем время, а значит оперативность, и всё это в купе тащит за собой шлейф проблем...!
...Пауза из Гоголевского "Ревизора" в данной ситуации, проигрывала безоговорочно. Эх, Гоголь, Гоголь... !
Началось что-то невероятное. Брюзжание, брызганье слюной и призывы уволить этого "капиталиста", т.е. Ярского... .
        Вопрос о "харакири" не ставился, поскольку многие полагали, что Ярский это уже сделал сам, как истинный самурай. Битва "при Бюро" была острой на столько, что заводчане покинули зал заседания побитые, но гордые, посчитав, что даже битву они не проиграли.
Пили водку в Парткоме, но ... по чуть-чуть и разошлись уже за полночь. Стратегия защиты должна быть, причём с аргументами и предложениями строго по делу... . С позиции сегодняшнего дня об этом и думать даже не смешно. Но... времена не выбирают. Так было. И "война" с партийцами, казалось вечной. Но грянул 1991-й, потом 1993-й и мы "свободные люди, свободной страны". Фантазёры?!
     ...Мы вдвоём, в неплохом отеле, общаемся, размышляем, анализируем, как люди с каким-ни-каким, но жизненным опытом, который даёт нам на это право. Мы, каждый со своими "тараканами", проблемами, семейными, и даже социальными, находимся на сломе эпох. Очень похоже что так. Но новую эпоху тоже строить кто-то должен. Поскольку криминальное деление страны на бедных, очень бедных и богатых, не может продолжаться постоянно, бесконечно и безнаказанно для богатых, потому что игрой, страшной, несправедливой "игрой" в бумажную приватизацию, заложена мина замедленного действия! Она, эта мина совсем не та о которой говорит Президент РФ, это совершено другая мина, он либо не понимает, либо не хочет понимать, что он (они) творят. Глаза застит зависть к людям котору те создавали и создали, которую Он с СОТОВАРИЩИ до сего времени ещё на растащили, не разворовали? Очень трудная у них работа. Но самое страшное даже не в том, что они на самом деле "неучи", они очень трусливые неучи... . Помните у фашистов:"Убивайте, убивайте, убивайте.! Я отвечаю за всё..!". Здесь же даже никто не берёт на себя ответственность за Варварство. Когда она рванёт? Не знает ни кто, но она обязательно рванёт. Мы почему то пришли к такому выводу. Поскольку никак не решается и не решён вопрос с теми кто находится между богатыми и бедными? Средний класс? Смешно! Это представители малого и среднего бизнеса? А здесь надо горько плакать! В Нашей державе не любят свободных людей, и поэтому УК РФ ЕСТЬ, ПРАВИЛ ПО КОТОРОМУ ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬСЯ МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС ("БИЗНЕС") - НЕТ. ОНИ В КАКОЙ-ТО МОМЕНТ ВРЕМЕНИ ПОЯВИЛИСЬ И БЫСТРО ИСЧЕЗЛИ. Поэтому этой массе людей как выживать? Неужели через УК РФ?
       Ярский закончил свою работу на заводе незадолго до нашей встречи. Техническое перевооружение и реконструкцию постепенно переименовали в "модернизацию", видимо, слово более красивое. Завод "встал на ноги", превратившись в лучший завод своего профиля в Стране. На тот период времени - это общепризнанный факт. Получилось всё своевременно и здорово. Когда СССР трансформировался в РФ, и началась приватизация, то в новую эпоху завод вошёл весьма и весьма подготовленным технологически и вполне конкурентоспособным даже с аналоговыми фирмами Запада, а впрочем, и Востока тоже. Это точно Божья воля, не иначе.
Свой же уход с завода Виталий обосновал просто, а мне, честное слово было не по себе. В самом начале приватизационных процессов с завода "увели" практически 70% акций, и при этом слово "украли" преследовалось законом. А ты докажи, что украли? Или докажи, или... . И Ярский решил для себя, что "или" ему совсем не нужно, жена и дочь уже на Земле Обетованной, ждут, адаптируются и ему пора... "домой".

                --:--

         На следующий день я провожал Ярского в Адлерском Аэропорту. Адлер-Москва-Тель-Авив - таков маршрут следования моего друга. Мы знали друг о друге, если не всё, то почти всё. И поэтому о моём отъезде на ПМЖ в Австралию, не случившемуся по трагическому стечению обстоятельств (конечно речь о моей семье) мы не говорили, но понимали, что это трагизм Страны, в которой мы родились и выросли, но оказались не особенно то ей и нужны, и что она, Страна, уже не в первый раз в своей истории, теряет самое главное своё богатство - ЛЮДЕЙ. Страна не для ЧЕЛОВЕКА, это страшно и трагично на самом деле.
       Самолёт Ярского уже давно скрылся за тучами облаков этого хмурого утра, но ехать в Отель мне почему-то очень не хотелось. Пустота. Неосязаемая пустота. Холодный космос людей. И есть ли в нём место для нас сегодня, наверняка не знает никто!?


 г.г. Адлер - Сочи.

(ПС - НЕ СЛЕДУЕТ).