Деревенский умелец

Лариса Калюжная
Деревня в лицах
 
ДЕРЕВЕНСКИЙ УМЕЛЕЦ
 
Весной, когда я приехала на все лето в деревню, на меня свалилась куча застарелых проблем. Продолжали дымить печи, не смотря на то, что я выгребла золу из всех отдушин и прочистила все дымоходы, которые только смогла достать рукой. Три конфорки на газовой плите еле теплились, так что готовить еду можно было только на одной. В довершение всего взбесился холодильник - он то молотил несколько часов к ряду, не отключаясь, то размораживался и тёк, причем почему-то исключительно по ночам… Холодильный агрегат меня особенно раздражал: я просыпалась ночью по несколько раз только потому, что он переставал гудеть…
Заглянувший ко мне близкий родственник, которому я пожаловалась на свои беды, сказал, что надо покупать новую плиту, что я не умею топить печи, и уехал. Про холодильник - со дня покупки которого прошло лет 50 - и так было понятно, что его надо менять. Тем не менее, я все же позвонила в ремонтную мастерскую районного городка, где мне ориентировочно назвали сумму в 2 500 руб только за приезд и диагностику, без всякой гарантии на то, что холодильник можно будет починить…
По дороге в магазин я встретила Иваныча - местного жителя, разбиравшегося, по слухам, в печном деле - и тот пообещал заглянуть ко мне в ближайшее время.
Начали с «голландки». Иваныч обошел вокруг нее, особенно пристально разглядывая что-то вверху, и сказал:
- Чудес не бывает. Просто забился дымоход в изгибе между трубой и печкой. Вот здесь, сверху, надо разобрать кирпичи и выгрести золу и сажу. Работы часа на три. Нужны стол, табуретка и ведро. Пыли не будет, все буду смачивать водой, - он повертел перед моим носом пластиковой бутылкой с отверстиями в пробке.
Золы и сажи я вынесла два с половиной ведра…
Когда дыра в «голландке» была заделана, Иваныч сказал:
- Зажигай бумагу, проверим.
Тяга была отменная!
Теперь – плита русской печки. Иваныч заглянул во все отдушины, задал мне несколько вопросов, посидел несколько минут в раздумье перед печкой на табуретке и опять сказал:
- Чудес не бывает, все понятно.
Он лег на спину перед печкой, засунул руку по самое плечо в отдушину и начал выгребать совком золу из каких-то тайных загибов дымохода. Я вынесла еще полтора ведра золы…
Проверили тягу – дым весело уходил куда надо!
Расплатившись с мастером, который взял за работу весьма умеренную плату, я пожаловалась на капризы холодильника. Расспросив меня о том, как именно проявляются неполадки холодильника, Иваныч, к моему удивлению, уверенно сказал:
- Чудес не бывает. Одно из двух: или дело в том, что окислилась обмотка реле или барахлит переключатель температуры. Сейчас все исправим.
Он снял какую-то крышку, что-то почистил мелкой наждачкой, что-то подкрутил, что-то пошевелил, включил холодильник и сказал:
- Будет работать! Подождем, проверим.
Я недоверчиво покосилась на холодильник, предложила Иванычу попить чайку и тут вспомнила про свои три неработающие газовые горелки!
Иваныч осмотрел горелки и сказал:
- Чудес в этом деле не бывает, сейчас все сделаем. Неси тонкую иголку и прутик.
Он вставил иголку ушком в прутик. Потом снял с конфорки крышечку, приладил по центру газовой горелки иглу и легонько, без нажима, повращал прутиком. Чпок – и иголочка ушла вниз.
-Так, один жиклер прочистили.
Иваныч занес иглу над второй конфоркой. Повертел прутиком. Чпок – иголочка снова провалилась вниз.
Когда все четыре жиклера были прочищены, мастер сказал:
- Зажигай.
Все конфорки бодро горели ярким ровным пламенем!
Пока мы пили чай и разговаривали «за жизнь» - холодильник исправно включался и выключался. Забегая вперед, скажу, что с тех пор он прекрасно работает вот уже два месяца, а когда я топлю печи, пламя от дров с ревом уходит куда-то вглубь дымохода!
Ремонт холодильника обошелся мне в 200 руб, а за горелки, как я ни упрашивала, Иваныч платы не взял…