Глава 19. Ликбез по рынку

Георгий Кончаков
          - Дожили! - гневно повышенным тоном заявила появившаяся в дверях кабинета истории Вера Александровна.
          Аркадий Львович и Андрей Дмитриевич удивленно смотрели на коллегу. Молодой учитель поспешил предложить стул. Такое возмущение было крайней редкостью для всегда выдержанной, казалось не способной раздражаться немолодой учительницы. На учеников вообще никогда не повышала голос. Уж если в школе кто и следовал и не только следовал, но и соблюдал принципы педагогики сотрудничества, так это уважаемая Вера Александровна.


- Кто же её так мог вывести из равновесия? - недоумевали историки.
Оказалось — рыночная экономика.


- Это надо же! - продолжала несколько спокойнее женщина. - Нам теперь зарплату платят не за обучение детей, а за услуги в деле образования. И где это пропечатано! В «Учительской газете»!  Всю жизнь были учителями. Уважаемая профессия. А теперь мы стали слуги! Приравняли к официантам и прочему обслуживающему персоналу. Вот и платят слугам за услуги! И сколько платят! Встретила на днях бывшего ученика. Рассказывает о работе, зарплате. У меня 20 тысяч в месяц, у него — 80 тысяч. Я, конечно, рада за него. Насколько мне известно, большинство ребят хорошо зарабатывает. И это здорово! Но почему государство не любит тех, кто готовит будущее страны или отвечает за здоровье народа?


- Но, Вы же, понимаете, что стало с экономикой после распада СССР, - пытается успокоить коллегу Аркадий Львович. - Переход к рынку такой громадной страны оказался титанически сложным. Реформаторы не знали, не предвидели, как это произойдет, какие ближайшие последствия. Исходили из теоретических соображений. Командно-административная система экономики оказалась нежизнеспособной.

 
- Ну. и что дал нам рынок?

- Он пока не дал. Он формируется.

- И сколько же он будет формироваться? Нам как жить? Как будем выживать? - подал свой голос Андрей Дмитриевич.

- Этого вряд ли знают экономисты-реформаторы. Но у нас другого пути нет.

- И чем же хорош рынок? Чего мы можем ожидать от рыночной экономики? - продолжал Андрей Дмитриевич.


- Чего ожидать? Мы летим в пропасть, - не скрывая раздражения, ответила Вера Александровна. - Возврат к рынку с изобилием товаров на прилавках после измучившего всех вечного дефицита «планового» хозяйства, к обществу, где идеалами являются лишь потребительские ценности, их всеобщий эквивалент — деньги, сыграет с нами злую шутку.


- Потребительские ценности существовали всегда, - пытается противостоять своими аргументами Аркадий Львович. - Иметь в достаточном количестве еду, одежду, обувь, приличный, удобный кров провозгласил Маркс. Ради этого и задуман коммунизм. Жители хижин должны переселиться во дворцы. Не с этого ли начинается социальная справедливость? Советский социализм обещал то же самое, но социалистическая экономика не справилась. И потому тех, кто за счет бережливости и добросовестного труда начинал жить лучше других, сразу обвиняли в мещанстве. Сатирики, даже самые признанные и выдающиеся, изощрялись в сатирическом развенчании живущих в достатке, лучше других.


- Но ведь сатирики боролись с корыстными людьми, которые обретали достаток неправедным путем, - не уступал Андрей Дмитриевич. -  Разного рода жулики, нечистые на руку работники злачных служб, недобросовестные начальники, обеспечивающие взятками свое жизненное благополучие.


- Большинство населения жили в нужде, бедности, - со своими возражениями продолжал Аркадий Львович. - Создать всем обеспеченную, достойную жизнь коммунисты не смогли. Потому на протяжении всех семидесяти лет потребительская идеология осуждалась. Как будто голодные люди более сознательные, преданнее идеалам коммунизма, надежнее в строительстве светлого будущего. Нападающие на потребительскую идеологию почему-то считают, что это непременно будет сопровождаться утратой нравственности, духовности, отказом от общечеловеческих ценностей.


- А разве не так? - упорствовала Вера Александровна. - Стали невыгодны  любовь, дружба, сострадание, совесть, порядочность, благородство, элементарная вежливость.

- А вспомните, все люди при социализме, во всех случаях проявляли сострадание, порядочность, элементарную вежливость? Следователи на допросах репрессированных, вертухаи при сопровождении заключенных, начальники всех уровней и рангов, продавщицы в магазинах?


- Вы берете крайности. Простые советские люди, рядовые труженики в городе и селе, те, кто представлял основную, самую большую часть общества проявляли готовность оказать помощь, поддержку, проявить сочувствие, были примером бескорыстия и благородства. Всё то, чем была сильна наша страна в эпоху «командно-административной системы», безвозвратно утратили. Что имеем в итоге?


- Эти люди и в новых условиях сохраняют человеческие качества. Возможность хорошо заработать, чтобы безбедно жить, не сделала их хуже.


- А что творится с молодежью? Не хотят вкалывать ни в учебе, ни в производственной сфере. Одна забота — заполучить вузовскую корочку, затесаться в офис торговый или банковский, чтобы там бездельничать за высокую «зряплату».


- В советское время организация труда была такая низкая, что срабатывало правило: зарплату начисляли только за то, что человек вышел на работу. Вспомните время Андропова, когда в рабочее время в магазинах, парикмахерских и прочих общественных местах массово вылавливали лиц, которые в это время должны быть на рабочем месте. Сегодня у предпринимателя, чтобы получить хорошие деньги, надо трудиться в поте лица. Частный собственник не станет платить за ничего не деланье.


- Ввели в школе преподавание «Основы экономики». Вдалбливают в головы учащихся
секреты бизнеса и его главную единственную сущность — максимизацию прибыли.


- У вас неверные, ошибочные представления о том, что представляет собой рыночная экономика. Второй год веду этот предмет. Отношусь с полным уважением. Современная экономическая наука ориентирована на поиск эффективных путей использования ограниченных ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей. Экономическая наука способствует эффективной организации хозяйственной деятельности. Цель экономической политики в любом современном обществе обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, иными словами — более высокий уровень жизни. Без этого все разговоры о коммунизме — утопия. Целью экономической политики является полная занятость трудоспособного населения.


- В СССР проблема занятости была решена, - реплика Андрея Дмитриевича.

- Весь фокус, каким образом. Ставили двух работников там, где справится один. Безобразная организация труда, а вернее её отсутствие. По этому поводу вспомнил анекдот того времени. Приезжает турист из-за рубежа. Смотрит в окно гостиницы: рабочие на одинаковом расстоянии капают ямки, похоже для посадки деревьев. Следом идет группа таких же рабочих и эти ямки закапывает. По выходу из гостиницы поинтересовался, почему так странно проходит работа. Получает ответ. Должны работать три бригады. Одна — копает ямки, вторая — расставляет деревья, третья — ямки закапывает. Сегодня вторая бригада не вышла на работу. Две остальные не должны простаивать, исполняют свои обязанности. Теперь понимаете, почему в стране не могло быть безработицы?


- Было и такое. Но работников во всех отраслях всегда не хватало.

- Опять же от нашей неорганизованности, неумения и нежелания рационально использовать человеческие ресурсы. Хочу обратить ваше внимание, что всякий раз подчеркивается ограниченность ресурсов. Это действительно так. Экономика на каждый момент испытывает недостаточность  инвестиций, материальных средств и оборудования, ресурсов человеческих. Поэтому важным моментом выступает экономическая эффективность. Получить максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся в распоряжении ограниченных ресурсов. А вот дальше стоит провести сравнение рыночной и командно-административной экономических систем. Из этого сравнения получаются любопытные выводы.


- О каком сравнении может идти речь? Цель жизни — постоянное совершенствование личности, а не в бесконечном ублажении бренного тела. Потреблять надо для того, чтобы жить, а не наоборот. Только в таком случае жизнь обретает смысл, достигается полная самореализация личности.


- И все-таки, продолжу пояснения. В основе рыночной частная собственность. Социализм строился на общественной собственности. Чем это обернулось для граждан страны? Крестьянин лишился земли, рабочий — завода. Народ был провозглашен собственником. Но распоряжаться этой собственностью не смел. Колхозники должны были продавать значительную часть урожая в соответствии с установленным сверху планом по низким, также установленным государством, ценам. В результате затраты не окупались. А оставшейся части урожая не хватало даже на посев, а про трудодни и говорить нечего. Государство обкрадывало крестьян. Не лучше обстояло дело с рабочими. Не только рабочий, директор промышленного предприятия не имел права распоряжаться полученной прибылью. Деньги находились в государственном банке. Государство диктовало, сколько и на какие нужды можно потратить деньги.


- Но ведь государство социалистическое. Потому все произведенные материальные блага распределялись в интересах трудящихся.

 
- Здесь я становлюсь на сторону Аркадия Львовича, - вмешался Андрей Дмитриевич. - В интересах трудящихся. Но как? Лозунг социализма: От каждого по способностям, каждому — по труду. Что из этого получалось? Шахтеры, за ними следовали железнодорожники, затем рабочие высокой квалификации получали по меркам советского времени приличные зарплаты. Инженеры, медики, учителя, по Марксу, не создающие материальных благ, не являются эксплуататорами, но материальных благ не создают. Живут за счет труда рабочих и крестьян. Они получили высокое образование, но поскольку не производители материальных ценностей, их зарплаты ниже, чем у производственных рабочих. Разве это не парадокс?


- Верно. Потому в современной экономической науке речь идет не только о товарах, но и услугах. Вот откуда, Вера Александровна, появилось выражение «услуги». Это экономическая категория, которая означает, что не только товары, но и услуги обладают стоимостью. Частной собственностью являются не только материальные ценности, но и интеллектуальная собственность. Собственник обладает свободой предпринимательства и выбора. Владельцы материальных ресурсов и денежного капитала используют их по своему усмотрению. Поставщики людских и материальных ресурсов зависят от потребительского выбора. Потребитель решает, что должна производить экономика. Не будет приобретать товар, который не удовлетворяет какую-либо человеческую потребность. В этом отношении производители не настолько свободны в своём выборе. И здесь мы переходим к самому интересному моменту. Личный интерес как главный мотив поведения в условиях рыночных отношений.


- Вот именно. Всё продается, все покупается. Богачам безразличны человеческие беды, их не волнует, что своей незаконной деятельностью они отбрасывают страну в рабовладельческий период. Благородные капиталисты – большая редкость. Гуманистические идеалы и моральные качества решающими не являются, гораздо более важными становятся расчётливость, жёсткость, хитрость и предприимчивость, железная хватка и страсть к наживе.


- Дело в том, - продолжал Аркадий Львович, - что при социализме пытались внушить, что общественный интерес должен стоять на первом месте, настоящий советский человек должен отказаться от личного интереса в пользу общественного.

 
- Так и было, - настаивала Вера Александровна. - Самоотверженным трудом советских граждан были построены Магнитка и Днепрогэс, создана социалистическая индустрия, восстановлено разрушенное войной хозяйство.


- Строители Днепрогэса и заключенные, проложившие Беломорканал, руководствовались не заботой о всеобщем благе, общегосударственном интересе. У тех и других не было иного способа выжить. И те и другие преследовали личный интерес, который сводился к получению того минимума жизненных средств, которые предоставляло общество в лице советского государства. Строители Днепрогэса, пережив все тяготы рабского труда и бытовой неустроенности, при этом могли тешить свое самолюбие рекламируемой на всю страну причастностью к ещё одной победе в строительстве социализма. Так что личный интерес был всегда и во все времена. Ничего предосудительного в этом нет. Естественное устремление человека. А вот реализовать его в условиях социализма не всем удавалось.
Потому и шли на всякие ухищрения, кого так яростно разоблачали сатирики.

Рыночная экономика построена на личном интересе. Да, предприниматель руководствуется личным интересом, создавая предприятие, организуя его работу, обеспечивая выпуск продукции, которая нужна населению, которая пользуется спросом у потребителя. И чтобы удовлетворить свой личный интерес — получение прибыли, в противном случае его ждет банкротство — ему нужно проявить незаурядные способности. Изучить состояние рынка, что и в каком объеме производить. А так как производителей много, чтобы устоять в конкурентной борьбе, надо чтобы продукция не уступала по качеству остальных производителей. При этом совершенствовать производство, внедрять более производительную технику, рационализировать труд и его организацию. В итоге получается, преследуя, руководствуясь личным интересом, предприниматель в условиях рынка все свои усилия направляет на увеличение производимого товара и повышение его качества. Это как раз и нужно обществу. Личный интерес служит интересу общественному. То, чего не сумели исполнить при социализме.


- Рынок порождает нечестную конкуренцию, мошенничество и грабёж. Недобросовестные капиталисты ради наживы идут на любые преступления. В порочности и неэффективности рыночной экономики убедились народы многих стран. Неограниченная частная собственность ведет к деградации общества, к кризисам, увеличению преступности, разрушению нравственности, угасанию и возможной гибели цивилизации.


- Такие прогнозы делать преждевременно, - продолжал свои пояснения Аркадий Львович.- Конкуренция является мощным и надежным стимулом развития всего общественного производства. А что дало и к чему привело социалистическое соревнование, внедряемое в СССР? Практика государств, которые мы называем развитыми, свидетельствует, что ими достигнут высокий уровень развития материального производства и соответственно уровень жизни всех граждан. И в духовном развитии идут впереди остальных стран мира.


- Деятельность олигархов направлена на личное обогащение, - не унималась Вера Александровна. - Честно заработать большие деньги нереально. Чтобы капиталист мог получить сверхприбыль себе в собственность, он присваивает то, что должно принадлежать рабочим и государству. Народ считает миллионеров преступниками потому, что их богатства приобретаются нарушениями законов и моральных норм.


- Это в Вас говорит марксизм, - не уступал Аркадий Львович. - Усвоенное на лекциях по политэкономии из «Капитала» Маркса убеждение, что прибыль капиталиста создается трудом рабочего в виде неоплаченной прибавочной стоимости. Современная экономическая наука вместо «прибавочная стоимость» пользуется понятием «добавленная стоимость».  Создают ее все участники производственного процесса, не только непосредственные производители, но и инженерно-технический состав, транспортники, доставляющие товар оптовикам и в розничную торговлю. Конечная стоимость товара включает труд менеджера — организатора производства, а также дивиденды владельцу капитала, инвестирующего производство. Нам в эти дебри вдаваться не обязательно. Пусть этим занимаются специалисты. Но понять механизм рыночной экономики доступно каждому.


- То, что с нашей страной свершилось, никуда не денешься. Среди виновников развала страны не только первые лица государства, но и Гайдар, и Чубайс и прочие. Революционеров-реформаторов не отрезвило даже то, что под руинами оказались миллионы соотечественников. Несправедливо обвинять советскую власть в происшедшей трагедии. Не система виновата, а отдельные личности, спровоцировавшие самые худшие ситуации и руководившие процессом. Ругать советскую власть стало модным в годы перестройки, когда пришла "гласность".

Стали писать и говорить о дефиците товаров, об очередях, о недостатке свободы. Но на самом деле критиканов волновали не столько очереди за продуктами или цензура, сколько желание иметь больше доходов, чтобы забирать почти всю выручку себе. Господа, получившие в новых условиях простор для наживы, продолжают высмеивать советскую систему, не утруждая себя переживаниями о справедливости, добре, милосердии по отношению к тем, у кого жизнь совсем другая.
 
Люди против революций, но за реформирование и эволюционное развитие общества. В 90-е годы многие не приняли революционно навязанную рыночную экономику. Государство должно стать социально-ориентированным, регулировать развитие экономики и отношения между работодателями и работниками, когда доходами от экономической деятельности будут распоряжаться не частные лица. Тогда благополучная, достойная жизнь возможна для всех граждан, живущих в родной стране, нашей многострадальной России.

 
- Наши разногласия разрешит время, - поставил точку Аркадий Львович. - Социалистического государства больше нет. Теперь оно стало социальным. И это правильно.


                http://www.proza.ru/2017/01/06/78