Введение в философию

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ, ПРОЧИТАННОЙ ОБУЧАЮЩИМСЯ 11-Х КЛАССОВ МБОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ Г. ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛ. В РАМКАХ НЕДЕЛИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (9 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА)

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Что такое мировоззрение?
2. Основные элементы мировоззрения.
3. Типы мировоззрения, особенности каждого из них, сходство между ними и преемственная связь.
4. Что такое философия?
5. Специфика философского знания.
6. Структура философии, ее функции и роль в жизни общества и человека.
7. Что такое основной вопрос философии? Его содержание.
8. Материализм и идеализм. Дуализм. Агностицизм.
9. Диалектика и метафизика.

1. Мировоззрение – это целостная система взглядов на мир (на природу, общество, мышление), оказывающих существенное воздействие на деятельность человека. Научные, философские, социально-политические, моральные, эстетические, религиозные взгляды и идеалы, из которых складывается мировоззрение, формируются у индивида в практической жизни, через освоение им накопленного человечеством опыта. Мировоззрение имеется у всех людей, только у одних оно складывается стихийно (так называемое обыденное мировоззрение), а другие вырабатывают его у себя сознательно, стремясь осмыслить жизнь общества и свою собственную жизнь, свое отношение к миру путем изучения социально-исторического опыта, конкретных наук и философии.

В понятие “мировоззрение” входят “мир” и “человек” (две так называемые субстратные подсистемы) и четыре подсистемы, выявляющие отношения между ними: 1) генетическая подсистема, раскрывающая природную и социальную обусловленность индивида и человечества в целом; 2) гносеологическая или теоретико-познавательная подсистема; 3) аксиологическая или ценностно-ориентационная подсистема; 4) духовно-практическая подсистема.

2. Мировоззрение – образование интегральное. В нем принципиально важна связь его элементов, их “сплав”. В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания – повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Мировоззрение – комплексная форма сознания, объемлющая самые разные “пласты” человеческого опыта. В различных формах мировоззрение отражает интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание. Оно бывает жизненно-повседневным и теоретическим.  В жизненно-повседневном миропонимании нет глубокой продуманности, систематичности, обоснованности. Не всегда выдерживается логика, эмоции в критических ситуациях захлестывают разум. Повседневное мышление часто пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. Теоретическое миропонимание (к нему принадлежит и философия) является уже более высоким уровнем.

Жизнь в природном и общественном мире рождает в людях сложную гамму чувств и переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувство единства с природой, сопричастности человеческой истории, восхищения, тревоги, напряжения. Среди мировоззренческих эмоций – чувство неуверенности, беспомощности, бессилия, печали, душевного надрыва. Вместе с тем выделяют целый спектр “светлых” эмоций – ощущение радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил. Сочетания таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений.

Таким образом, мировоззрение представляет собой сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения, мировосприятия и миропонимания.

3. В качестве наиболее распространенных в истории человеческой культуры и наиболее значимых для ее развития выступают следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное.

Мифологическое мировоззрение – это такая система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно- эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием  большими группами людей социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа состоит в том, что он объясняет “все”, для него нет непознанного и неизвестного. Миф является наиболее ранней, а для современного сознания архаичной формой мировоззрения.

Религиозное мировоззрение – это такая система взглядов, которая аппелирует к фантазиям и чувствам (как и мифологическое), однако не смешивает земное и сакральное (неземное), а разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что после смерти его ждет вечная жизнь и встреча с Богом. Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не неизменны. На протяжении истории человечества они развивались, приобретали многообразные формы как на Востоке, так и на Западе. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни. Эти ценности и ведущий к ним жизненный путь переносятся в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в “вечную” жизнь. Все дела и поступки человека и его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Научное мировоззрение – это система взглядов, которая раскрывается с четырех основных сторон. Во-первых, со стороны теоретической, как системы объективно-верного знания о существенных связях действительности. Во-вторых, со стороны общественного разделения труда, как вид общественной деятельности. В-третьих, с точки зрения институциональной как определенной социальной организации, социального института, регулирующего научную деятельность. В-четвертых, со стороны практической роли, общественной функции. Все эти стороны тесно связаны друг с другом. Поэтому научное мировоззрение (наука) – это динамичная система объективно-истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате специальной общественной деятельности и превращаемых благодаря их применению в непосредственную практическую силу.

4. Философия – слово греческого происхождения, состоящее из двух частей: “phileo” – люблю, “sophia” – мудрость, то есть “любовь к мудрости”. Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Философия – учение о сущности человека.

5. Философия – древняя, но вечно обновляющаяся форма мысли, теоретически развитый, логически разработанный вид и уровень мировоззрения. Философская мысль есть мысль о вечном. Это не значит, что сама философия внеисторична. Философское знание (как и всякое теоретическое знание) развивается, обогащается новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Философское знание имеет две стороны. Одна сторона идейного содержания философии - научно-теоретическое знание. Другая сторона – духовно-практическое знание. Она выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий тип философского сознания в целом. Было время (античность, средневековье), когда никакой науки еще не было, но философия находилась на высоком уровне своего развития. Более того, сама наука своим происхождением (в новое время) во многом обязана философии.

В разные эпохи существовали различные типы философских (мировоззренческих) систем. Так, в древности основной философской (мировоззренческой) системой был космоцентризм. В средние века – теоцентризм. В эпоху Возрождения – антропоцентризм (гуманизм).

Философское знание объективно. Но переживается оно каждым по-своему, в соответствии с личным  жизненным и моральным опытом. Только так знание становится убеждением. Подобно науке, философия полагается на разум. В то же время философские проблемы таковы, что однозначного ответа на них получить невозможно. Вопросы философии нельзя разрешить исчерпывающе, потому что в процессе исторического развития, развития общественных отношений складываются иные ситуации, созревают иные противоречия. Чтобы понять, осмыслить, оценить их, необходима постоянная работа философской мысли. Философия не довольствуется объективной картиной мира. Она обязательно “вписывает” в нее человека. Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Сокровенная цель философии состоит в том, чтобы вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Философия всегда национальна. Нет и не может быть русской (немецкой, китайской) математики (физики, химии). Но есть русская (немецкая, китайская) философия.
Отличительной чертой философского творчества является и то, что оно глубоко личностно. Личность, образ жизни философа не отделимы от его мысли. Подлинный философ уникален. Творимый им мир никто сотворить не сможет.

6. Уже в древности философия имела свою внутреннюю композицию, свою структуру. Эта структура выглядела следующим образом:
- логика (учение о познании);
- физика (учение о природе);
- этика (учение о человеке, о его пути к смыслу жизни).
Последняя часть – главная, поскольку и логика, и физика только подготавливали, предваряли основные смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека.

В XVII в. в эту структуру были внесены изменения. Возникла гносеология (учение о познании). В понимании того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущения, восприятия, представления). То, что древние философы называли физикой, получило название онтология.

В XVIII в. немецкий философ И. Кант переосмыслил структуру философского знания. Он делил философию на 3 части:
- познавательная (в основе – истина);
- практическая (в основе – добро);
- эстетическая (в основе – красота).

В XIX в. немецкий философ Г. Гегель также внес коррективы в структуру философского знания. У него философия была разделена на 3 части:
- логика;
- философия природы;
- философия духа (комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии).

Современная структура философского знания такова:
- социальная философия;
- философия науки;
- философия религии;
- философия техники;
- философия природы;
- политическая философия;
- философия культуры.

Функции философии разнообразны. Прежде всего, она выявляет (эксплицирует) наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина – следствие, случайное – необходимое, часть – целое.

Помимо функции экспликации “универсалий” философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации – перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах.

Также важна критическая функция, которую выполняет философия в культуре. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию. Задачу критического философского мышления, разрушения, расшатывания догм, устаревших взглядов подчеркнул Ф. Бэкон.

Еще одной функцией философии в культурно-исторической жизни людей является согласование, интеграция всех форм человеческого опыта - практического, познавательного, ценностного. Их целостное философское осмысление – необходимое условие гармоничной и сбалансированной общественной жизни.

7. Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию. Его содержание представляет собой альтернативу – что является первичным: дух или природа.

8. Материализм – направление в философии, теоретическим ядром которого является сведение сущего к материи. Иначе говоря, все, что существует – материально, хотя и не обязательно вещественно. Термин “материалист” был впервые употреблен Г. Лейбницем в 1702 г. Однако первые попытки объяснений в материалистическом духе были сделаны еще в древнегреческой философии (Фалес, Демокрит, Эпикур). Классические образцы материалистических учений появились в XVIII в. в Англии (Д. Толанд) и Франции (Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах). Популярность материалистических доктрин в это время была тесно связана с распространением идей Просвещения и развитием науки, а также с оппозицией религии и церкви, по отношению к которым материалисты, как правило, занимали атеистические позиции. В 30 – 60-е гг. XIX в. интерес к материализму усиливается в Германии, где наиболее оригинальные и систематические материалистические концепции были выдвинуты Л. Фейербахом, а позднее Ф. Энгельсом. В XX в. главным представителем материалистического направления в философии был марксистско-ленинский диалектический материализм.

Материализм является одной из форм натуралистического мировоззрения, и в качестве такового отрицает существование каких-либо внеприродных (трансцендентных) начал (Бога, абсолютного духа). Материализму присущ антикреационизм: мир никем не был создан и будет существовать вечно, развиваясь во времени, которое выступает неотделимым свойством (атрибутом) всего материального. С материалистической точки зрения мир представляет собой совокупность материальных вещей и процессов, из взаимодействия которых спонтанно складываются объективные (ни от чьей воли не зависящие) законы, ими управляющие. Наряду с частными законами для отдельных групп явлений имеются и общие, которым подчиняются все без исключения явления природы, а также явления социальные и духовные.

Мир, несмотря на свойственную ему разнородность, многокачественность, един в своей материальности, и отсюда вытекает его познаваемость на основе общих методологических принципов.

Идеализм – направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего. Идеализм является философским антиподом материализма и реализма. Термин “идеалист” впервые был использован  Г. Лейбницем в 1702 г., который противопоставил “величайшего идеалиста” Платона “величайшему материалисту” Эпикуру. Однако исторически первым идеалистическим учением следует признать пифагореизм, считавший первоосновой вещей бестелесные начала: число, предел, беспредельное.

Идеализм бывает объективным (абсолютным) и субъективным. Объективный (абсолютный) идеализм – одна из основных форм идеализма. Первооснову мира составляет объективно существующее безличное сознание (абсолютная идея, мировой разум, мировая воля, Бог). Субъективный идеализм ставит существование внешнего мира, отдельных предметов, явлений и их свойств в зависимость от познавательной деятельности человека (его ощущений, восприятий, теоретического мышления, эмоциональных переживаний).

Дуализм – философское учение, исходящее из признания двух независимых и равноправных начал (принципов), составляющих фундаментальную основу мира и человеческого бытия. Дуализм противостоит монизму, то есть признанию единственности начала, и плюрализму, то есть признанию их множественности. Для дуализма характерно утверждение о противоположности исходных начал, об их взаимной никогда не прекращающейся борьбе, направленной на уничтожение одного начала другим.

Агностицизм – философское учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

9. Диалектика (от греческого – веду беседу, рассуждаю) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления; теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями. Диалектика родилась в Древней Греции, где с развитием античной демократии высоко ценилось умение полемизировать, доказывать, убеждать, обосновывать свою правоту, приобретать сторонников при обсуждении государственных, судебных и других дел. В диалоге участники задавали друг другу вопросы, стремясь понять альтернативные точки зрения, доказывая преимущества своих собственных позиций. В результате преодолевалась односторонность суждений, учитывались разные точки зрения, вырабатывалось более правильное понимание политических и иных событий, моральных норм и т.д. Под диалектикой тогда понимали искусство спора, дискуссии, умение плодотворно развивать обсуждаемую тему. Но в древности люди видели лишь общую картину мира, они еще не могли раскрыть закономерности бесконечных изменений.

Развитие диалектики приходится на XV – XVIII вв. (идея Р. Декарта о происхождении миров из первоначальных элементов; диалектический подход Б. Спинозы к проблемам свободы и необходимости). В XIX в. немецкие философы – идеалисты внесли значительный вклад в понимание сложности и противоречивости процесса мышления. Большую роль в этом плане сыграло учение И. Канта об антиномиях разума. Г. Гегель рассматривал мир как процесс всеобщего поступательного движения, развития от низших ступеней к высшим, движущей силой и источником которого являются противоречия, присущие всем явлениям и составляющие жизненную силу всего существующего. Он сформулировал основные законы этого развития, создал систему категорий диалектики. Но диалектика Г. Гегеля была построена на идеалистической основе. Движение, развитие существует в мире только потому, что всем управляет сверхприродное сознание, мировой разум.

Метафизика – это: 1) часть или область философии, занимающаяся наиболее отвлеченными проблемами бытия и познания. Исторически термин “метафизика” восходит к названию сборника, в котором были объединены собственно философские сочинения Аристотеля, имевшие иной предмет, чем “физика”, или наука о природе. В связи с этим под “метафизикой” стали понимать философию в собственном смысле слова, изучающую не природу, не мир конечных вещей, а то, что лежит в его основе. 2) метод мышления, противоположный диалектике. Именно в таком смысле употребляла термин “метафизика” марксистская философия. Впервые этот смысл термину “метафизика” придал Г. Гегель, который считал метафизическим мышление, оперирующее односторонними, застывшими понятиями, определениями. В основе метафизики – упрощенный, ограниченный взгляд на мир. Она или отрицает изменения, развитие, или сводит их к простым количественным уменьшениям (увеличениям), игнорируя качественные превращения вещей. Метафизика не видит внутреннего источника развития явлений (их противоречивости).

Историческая обусловленность господства метафизики в науке и философии (вплоть до начала XIX в.) объясняется тем, что наука только собирала факты о происходивших явлениях и процессах в природе, обществе, человеческом мышлении. А как только она стала проникать в глубь вещей и доказала, что все совершается диалектически, а не метафизически, метафизика как метод стала мешать развитию научной мысли.


Рецензии
А что это такое -МБОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ ???

Владимир Бровко   14.10.2016 23:26     Заявить о нарушении
Это образовательное учреждение (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования)в г. Шахты Ростовской области. Было создано в 1996 году, закрыто в 2013 году. Я работал там 5 лет преподавателем истории и обществознания и педагогом-психологом.

Андрей Ворожейкин   15.10.2016 15:55   Заявить о нарушении