Первоклассница

Валентина Телухова
Моя внучка - первоклассница. Она уже вторую неделю "грызет гранит науки". Наверное, и в самом деле грызет. Передние молочные зубы у неё выпали.

- У многих в нашем классе зубы передние выпали. И у Даши - моей подруги - и у Елисея, который со мной за одной партой сидит.

- А что это у вас там массовый падеж зубов начал происходить?

- Думаем много! - сказала Любаша и посмотрела на меня своими васильковыми глазами немного печально.

Я первый раз слышала о том, что от раздумий могут выпадать зубы. Но подумала немного и согласилась. Вот у меня, например, тоже проблемы есть такие. И мне приятнее Любашина версия. Вот, оказывается, почему у пожилых людей зубов становится все меньше и меньше.

Тут я вспомнила о том, что можно легко доказать, что у таракана уши расположены на ногах. Если он застрянет на липком месте, хлопните в ладоши. Он не побежит. Значит, не услышал хлопок. Логично? Логично! Пошли в первый класс, стали больше думать, молочные зубы стали выпадать. Логично? Логично! А так с чего бы им выпадать? Других причин нет.

В первый же день первого сентября она чуть не свела с ума меня тем, что попросила найти скороговорку, которую нужно выучить к завтрашнему дню. У Миши - мыши, а у кое-кого кое-кто еще.

Интернет нам выдал кучу скороговорок, но искомой и даже похожей на Любашину версию мы найти никак не могли. Пришлось позвонить учительнице.

- У ежа - ежата,
  У ужа - ужата.

Пришлось долго объяснять, кто такой уж. И мы с ней придумали сказку. Как будто жил был в домике в лесу Ёж со своей женой. И у них появились детки - ежата. И папа-ёж повел их на прогулку. А навстречу ему - папа-уж со своими детьми. А мы стоим на опушке леса и смотрим. И мне внучка говорит: "У ежа - ежата, у ужа - ужата!" Скороговорка запомнилась мгновенно. А потом мы даже нарисовали такую прекрасную картинку про прогулку ежат и ужат вместе с отцами.

Сегодня она пришла ко мне в гости потому, что шел за окном дождь. Вот именно осенний: холодный и скучный. Она прошла на середину комнаты. Я должна была чем-то полюбоваться. Я не сразу поняла в чем дело. А плащ то был от дождя совершенно новый. Клеенчатый. И вся спина была у него разрисована какими-то страшными дамами с огромными косыми глазами и страшными прическами. Ах и ох! Это были какие-то Братс. Новые и весьма модные куклы. Они считались почему-то красавицами. Не дай Бог встретить такую в темном переулке.

Я восхитилась! Хоть и неискренне. Чего не сделаешь ради любимой внучки.

Любаша походила по комнатам. Подошла к стеллажам с книгами. Она почему-то проявляла неизменный интерес к оранжевым огромным и тяжелым томам Детской энциклопедии 1957 года издания. Книги мне были дороги тем, что они были куплены мне в подарок моим отцом. Им на предприятие пришел один талон всего на покупку этих книг. Тогда вот так поощряли передовых рабочих на предприятии. И мой отец просто убедил всех, что талон нужно отдать ему, потому что у него растет и подрастает очень умная дочь, которая всех замучила своими вопросами. И выкупил по этому талону и принес домой тома энциклопедии. Я прочитала все!

А теперь они стояли у меня на книжной полке. И моя внучка все время, когда подрастала, говорила, что когда научится хорошо читать, тоже все прочитает.

Она взяла том, на котором было написано "История", донесла до большого письменного стола, забралась в большое кресло, книгу положила перед собой и стала медленно перелистывать страницы. Когда она видела рисунки - она спрашивала, что на них нарисовано. Я тоже рассматривала картинки и давала к ним свои пояснения.

Одна иллюстрация привлекла её пристальное внимание. На ней были нарисованы пещерные люди. С копьями и стрелами, завернутые в шкуры животных они грелись у костра.

- Это мы? - спросила меня моя гостья.

- Да, в каком-то смысле - мы! Это наши предки. В пещерах жили. У костра грелись.

- Смотри ты, бабушка, они ещё беднее нашего жили, - сказала маленькая девочка и посмотрела на пещерных людей с жалостью, - у них даже печки не было.

- Много чего не было по сравнению с нашим временем, - засмеялась я. - Потом уже всего напридумывали. Но стали ли от этого счастливее - никто и не знает.

- Я знаю. Стали. Никто же не хочет в пещеры возвращаться. И без печки жить.

- Вот это - абсолютная правда! Ладно, давай новую скороговорку учить.

- Какую-то сушку кто-то сосал.

- Эту я знаю. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Эту мы тоже в школе учили.

- Давно?

- Давно!

"Какая сушка ей, этой Саше, досталась. Сколько лет прошло, а она бедная все идет по шоссе с этой сушкой!" - подумала я.

И опять в ход пошли цветные фломастеры. На альбомном листе появилось шоссе, по которому ехали машины, а по обочине, по левой стороне навстречу идущему транспорту шла девочка Саша с сушкой во рту.

- Может быть она хотела навестить свою бабушку, - предположила моя внучка, - куда то же она пошла!

- А кто же знает? Может и к бабушке пошла. И кто только её отпустил одну? Да ещё такую маленькую. С сушкой в руке! - сказала я и укоризненно покачала головой.