Норвегия. 50 оттенков зелёного. Дорога в океане

Борис Готман
 
   Boris Gotman, Ph.D
      
   Из Мольде – Города Роз мы выехали в восемь утра 12 августа, взяв курс на Кристиансунн.

   Сначала предстояло проехать 47 километров до Атлантической дороги  (англ. The Atlantic Ocean Road; норв. Atlanterhavsveien). 

   Об одной из главных, если так можно сказать, туристических достопримечательностей Атлантической дороги  - самом высоком её  мосту, который называется Storseisundet,  я уже писал.
    
   Те, кто читал ту заметку, знают, почему этот мост называют и "американскими горками", и "пьяным мостом". Вот на моём левом нижнем снимке  Storseisundet  видно  в ещё одном ракурсе.
 
   Эту дорогу, являющуюся участком национальной дороги номер 64, часто называют лучшей туристической дорогой Норвегии.
   
   Об Атлантической дороге  мы знали раньше и ещё до поездки почитали о ней и посмотрели фотографии в интернете.
      
   На фотографиях она не выглядела "Строением века Норвегии", как титуловала её "The Guardian" в 2006 году, и мы ещё не знали, что в натуре она окажется куда интересней, чем на "портретах".
   
   Поэтому для нас  дорога была, в первую очередь, символом Атлантического океана.

   Притягивала сама возможность  автомобильной  прогулки  в Атлантическом океане -  почти как в известной песне: "…чтоб плыть по морю, но на самолёте…", точнее, на автобусе.

   Длина Атлантической дороги составляет всего около 8.5 километров. Она связывает маленькие острова в океане и состоит из дорожного полотна, уложенного по дамбам и 12 мостам. Фактические данные я беру на норвежских официальных сайтах. Эти данные несколько отличаются от опубликованных на русском языке.

   Фотография этой дороги, которую я переснял с информационного щита на одной из четырёх смотровых площадок, помещена в верхнем левом углу коллажа.
   
   А  нижний правый снимок, который я сделал на ходу через лобовое стекло автобуса, даёт представление о том, как это же видят туристы.
   
   О дороге много написано, поэтому здесь добавлю только несколько слов о том, чего не нашёл в статьях на русском языке.
   
   Везде пишут, что строительство Атлантической дороги началось в августе 1983 года  и было завершено в июле 1989 года, когда её открыли для движения.
   
   На самом деле, как рассказывали нам норвежцы, её строительство было начато ещё в 1900 году, сначала как железной дороги между несколькими островами.
   
   Интересно, что дорогу начали строить ради 120 жителей маленьких островков в океане, которые большую часть года были отрезаны не только от большой земли, но и друг от друга.
    
   По разным причинам строительство дороги затягивалось, пока в конце 30-х годов решили строить не железную, а автодорогу, соединив все обитаемые острова.
    
   Потом были война и гитлеровская оккупация. И боевое подполье – настоящее, а не такое, как в большинстве оккупированных немецкими нацистами стран…
      
   До середины 70-х годов  автомобили на острова переправляли паромы, курсировавшие между Ромсдалем и Авероем.
      
   В 1970 году опять вернулись к проектированию дороги. А дальше её история уже соответствует тому, как об этом пишут: в августе 1983 года было начато строительство Атлантической дороги.
    
   Финансирование дороги тоже интересный вопрос, но, наверно, только для специалистов. После открытия  дороги в 1989 году она была платной десять лет, пока не окупились затраты на её строительство.
    
   Строить дорогу было очень непросто -  из-за штормов и ураганов многое приходилось переделывать многократно.
    
   Любителям острых ощущений рекомендуется проехать по Атлантической дороге в шторм – будет полное ощущение полёта сквозь ревущие волны океана, перехлёстывающие не только дорогу, но и мосты.
   
   Я уже говорил, что по виденным ещё до поездки фотографиям дорога казалась узкой и невзрачной. В натуре же небольшая её ширина позволяет лучше видеть и океан, и острова.

   Конечно, на первой же остановке началась фотосессия с Океаном – примерно, как на моём правом верхнем снимке.

   Иногда на расстоянии видимости с дороги появляются киты, поэтому чей-то возглас: "Киты!" был принят на полном серьёзе – левый снимок в средней строке коллажа.

   Но… это только скала.

   На одном из островов рядом с мостом Storseisundet в 1999 году был построен и торжественно открыт скромный мемориал в память людей, погибших в море – снимок во второй строке справа.
    
   Он напоминает всем, что труд в полном опасностей океане имеет особую цену, взимаемую природой человеческими жизнями…
    
   Каждый год в одно из воскресений августа вокруг мемориала собираются местные жители.
    
   Короткие слова мэра и Главного рыбака района. Возлагаются венки… Один из венков - в океан …
    
   Рядом с этим мемориалом туристы обычно останавливаются в минуте молчания. Не стала исключением и наша группа.
    
   О продолжении нашего путешествия смотрите в следующих репортажах.