***

Азат Ахмеров
В январе 1974 г. я учился на Высших центральных офицерских курсах гражданской обороны СССР в Новогорске, что под Москвой. Почти все обучающиеся были офицерами запаса или в отставке.
По вечерам в казарме можно было услышать рассказы фронтовиков. Особенно врезались в память несколько рассказов.

Удар пошел на пользу

Весна 1944 года. Упорные бои под Севастополем. В подвальном помещении вплотную столкнулся с немцем. Первым успел ударить немца саперной лопатой по лицу. Видел, как у него отвалилась нижняя челюсть. Прошло много лет. 1973 год. Федеративная Республика Германия. Я в командировке, веду переговоры по закупке оборудования для завода -
Гляжуна следы швов на нижней челюсти одного из немцев.
Спрашиваю: «Вы случайно не воевали в апреле 1944 года под Севастополем?» Ответ: «Да. Получил там серьезное ранение, но нас успели самолетом эвакуировать в Германию. Остальные 90 тысяч наших солдат либо погибли, либо попали в плен». Говорю: "Это же я тогда ударил по вашему лицу саперной лопатой».
Немец пригласил меня в гости к себе домой. Жена немца расплакалась и благодарила меня, мол, это вы спасли моего мужа от гибели или плена.



Встреча в винном погребе

Это было в Молдавии в 1944 году. Мы стояли в обороне. Будучи разведчиком, я заметил, как немецкие солдаты из дома, находящегося на нейтральной полосе, уносят какие-то канистры. Похоже под домом винный погреб. Под вечер, с разрешения командира направился к этому дому. Только успел наполнить канистру вином и направиться к выходу, почти лоб в лоб столкнулся с немцем, тоже с канистрой. Как с моей, так и с немецкой стороны никакого желания взяться за автомат не возникало. Сказал ему на ломаном немецком: «Ладно, набирай вино - там еще есть». Конечно, об этом случае ни командиру, ни сослуживцам - ни слова. Одно дело ходить в рукопашную, другое - встреча в подобной ситуации.


 Как был взорван Днепрогэс

1941 год. Красная Армия беспорядочно отступает. Наша дивизия оказалась в Запорожье, в районе Днепрогэса. Я командир саперной роты. Получаю приказ: «Заложить взрывчатку и подготовить плотину электростанции к взрыву. Однако без приказа не взрывать!»
Покуда мы возились с закладкой взрывчатки, немцы подошли вплотную к Днепрогэсу. Связи с дивизией никакой. Как быть? Дал приказ на взрыв. Кое-как догнали свою часть. Доложился. Вопрос начальника Особого отдела: «Кто вам разрешил взорвать плотину?» Никто. Это было мое решение. Такая создалась обстановка.
Сняли с меня знаки воинского звания и взяли под арест.
Москва. Начальник Генштаба Вооруженных Сил СССР маршал Шапошников докладывает Сталину об обстановке на фронтах, в том числе об оставлении врагу Запорожья. Сталин спрашивает, успели ли взорвать Днепрогэс Шапошников: «Уточню... Да, успели».
Меня немедленно освободили из-под ареста и представили к награде орденом Красной Звезды.




Женитьба фронтовика

Закончил я войну в Берлине безусым лейтенантом. Служил там же, в составе оккупационных войск СССР.
Предоставили отпуск. По пути на Украину решил несколько дней погостить у друга в Ленинграде.
1946 год. Тогда в стране много было молоденьких вдовушек и девушек, женихи которых не вернулись с войны.
Танцы в Доме культуры им. Кирова, что на Васильевском острове. Слегка пьян. Танцы идут к завершению. Объявляют дамский вальс. Приглашает девушка на вид немного старше меня. Просит проводить ее до дома. Соглашаюсь. Она жила на Мойке, недалеко от Дворца Юсупова (тогда Дом учителя).
Поужинали. Она и говорит: «Я учительница. Не красавица. Может, и немного старше вас. Женихи моего поколения погибли на войне. Выйти замуж вряд ли удастся. Одолевает одиночество. Хотела бы иметь ребенка, чтобы под старость была хоть какая-то опора».
Остался ночевать. На другой день уехал из Ленинграда.
Прошло три года. Служу в Германии. Предоставили отпуск. Опять решил заглянуть к другу в Ленинград. Вспомнил учительницу Наташу. С трудом отыскал дом, вспомнил подъезд и комнату в коммуналке на первом этаже. Наташа была удивлена. Из-за занавески появляется кудрявый, чернявый, как я, красавец-паренек. Поженились. Сына вырастили, а теперь у нас растет внук.