Крылатый пудель

Ольга Васильева 7
Маленький Марсель очень любил свою маму (отец у него давно умер) и старого фокусника Шарля, своего лучшего друга, которого он считал волшебником. И в самом деле, как можно было усомниться в таинственном искусстве волшебства, когда Шарль без труда высыпал из карманов звёзды прямо в ладони ошеломлённому мальчику, превращал батистовые платочки в белых лебедей, зажигал свечи пустыми руками? Много и других необыкновенных вещей проделывал Шарль, и Марсель неизменно восторженным шёпотом повторял своему другу: «Ты волшебник! Ты самый настоящий волшебник!» Однако сам виновник столь великого восхищения относился к своему таланту весьма скромно и с улыбкой отвечал маленькому другу: «Нет, Марсель, я вовсе не волшебник, я всего-навсего фокусник». «А в чём разница?» – удивлялся мальчик. «Ну… как тебе сказать? Мы, фокусники, лишь создаём видимость волшебства благодаря ловкости рук». Мальчик хмурил лоб и говорил: «Получается, фокусники – обманщики?» «Можно и так сказать…» – и Шарль с виноватым видом опускал голову, как будто и сам был маленьким мальчиком. «Я тебе не верю! – восклицал Марсель. – Ты не можешь быть обманщиком! Ты добрый, честный и справедливый! Ты никогда не отводишь глаза, когда я смотрю на твоё волшебство! Знаешь, у меня был друг, который украл у меня однажды деревянного солдатика. Он не знал, что я всё видел, а когда я спросил его, не он ли украл мою игрушку, он отвёл глаза и ответил, что не понимает, о чём я говорю. Так я и узнал, что обманщики всегда отводят глаза!» Шарль удивился проницательности своего юного друга и ответил: «Иногда бывает ложь во благо». «Это как?» – спросил Марсель. «Когда ложь приносит радость другому человеку. Например, я показываю тебе фокусы, ты веришь, что это волшебство, и радуешься. И тебе ни к чему думать, что здесь одна лишь ловкость рук и ничего больше». Шарль посмотрел на Марселя, который вдруг закрыл лицо руками и начал громко плакать, ежесекундно всхлипывая: «Врёшь! Врёшь! Врёшь!». С тех пор фокусник никогда больше не называл себя обманщиком, а когда Марсель вновь восклицал: «Ты волшебник!», Шарль лишь молчал и улыбался в ответ. Пусть мальчик верит в то, во что сам хочет верить.
Однажды Шарль показал ему пуделя, который летал как птица. Это был необычный пёс, у него за спиной красовались два роскошных крыла. На этот раз волшебство не было обманом. Такой пудель в самом деле существовал и был единственным на свете крылатым псом. Нет в мире слов, чтобы описать восторг Марселя при виде такого чуда! Он долго расхаживал по саду, то и дело присаживаясь у хризантем, и повторял: «Мама! Я видел летающего пса! Мама! Он летал как птица!» Марсель позвал фокусника домой, чтобы мама увидела своими глазами столь необычного пса. Мальчик сорвал хризантему и дал её в зубы пуделю, который тут же стал парить над садом. Все зачаровано смотрели наверх, но никто, кроме фокусника, не заметил, что хризантема поникла и полила слёзы. Все подумали, что шёл дождь. Шарль вздохнул, но ничего не сказал Марселю, хотя тот и погубил прекрасный цветок.
Так они и жили. Фокусник по-прежнему радовал мальчика своим искусством, Марсель с нетерпением ждал встреч с другом, вернее, уже с двумя друзьями, поскольку он очень полюбил крылатого пуделя. Но однажды произошло несчастье. Мама Марселя тяжело заболела и умерла. Вся подушка мальчика промокла от слёз, все цветы поникли под солёными дождями, льющимися из глаз безутешного ребёнка. Он побежал к Шарлю, принялся теребить его рукав и воскликнул: «Оживи её, Шарль! Ведь ты же волшебник! Ты всё можешь!» Фокусник вздохнул, поднял мальчика на руки и тихо произнёс: «Увы, Марсель. Я умею выпускать птиц из рукава, но не умею воскрешать умершего человека. Я не волшебник. Я всего-навсего фокусник. Я говорил тебе об этом, но ты не хотел меня слушать». «Ты врёшь! Ты просто не хочешь помочь мне, злодей!» Фокусник стал качать мальчика на руках и говорить разные добрые слова, хотя понимал, что слова здесь были лишними. Но ему хотелось хоть немного утешить своего маленького друга. Сердце Шарля разрывалось от слёз Марселя, который кричал: «Оживи её! Оживи!» И когда Шарль в очередной раз вздохнул и признался, что не может этого сделать, Марсель резким движением соскочил с его рук на землю, топнул ногой и крикнул: «Уходи прочь и никогда больше не приходи ко мне! Я тебя ненавижу! Ненавижу!» «Марсель! – фокусник растерянно протянул руки к ребёнку. – Я скорблю вместе с тобой, я плачу о потере твоей мамы, но это единственное, что я могу сделать для тебя!» «Что мне с того, что ты скорбишь и плачешь? Я не хочу тебя больше знать! Я тебя ненавижу!» – и мальчик убежал, окропляя землю горькими слезами. «Что мне делать?» – вздохнул Шарль и присел на пень. К нему тут же подошёл крылатый пудель, посмотрел на него и сбросил одно своё крыло. Шарль взял крыло, поднялся над землёй – сначала невысоко, потом всё выше и выше, и полетел куда глаза глядят.
Наплакавшись вволю, Марсель вдруг подумал о фокуснике и решил разыскать его. Он обошёл все улицы, все сады, где они встречались, побежал в дремучий лес и заблудился в нём. К тому же небо покрылось тучами, намечалась гроза. «Шарль! Шарль! – кричал перепуганный ребёнок. – Помоги мне! Пусть ты не волшебник, но ты всё можешь!» Молния ударила в дерево, расколов его надвое и едва не убив Марселя, и прогремела ужасающим голосом: «Не ты ли прогнал своего друга? Не ты ли велел ему больше не показываться тебе на глаза? Не ты ли сказал, что ненавидишь его?» Марсель упал на землю и зарыдал. Он понял, что скорбеть и плакать вместе с кем-то – не так уж и мало, даже если не можешь ничем больше помочь. «Шарль! Прости меня!» – шептал Марсель, не чувствуя дождя и холода. И вдруг к нему с неба спустился крылатый пудель. «Возьми моё крыло! – сказал он. – Я специально отдал Шарлю только одно моё крыло, хотя мог отдать и два. Но я знал, что ты захочешь полететь к нему».
 С выражением бесконечной благодарности мальчик взял подарок и полетел ввысь, удаляясь от леса, над которым шёл дождь. И вот он спустился в город, где фокусник с одним крылом искал себе кров. Марсель побежал к нему и бросился ему на шею. «Шарль! Шарль! Прости меня! Я никогда больше не скажу ничего дурного о тебе, я никогда больше не обижу тебя, только не покидай меня, пожалуйста!» Шарль улыбнулся бесконечно доброй улыбкой и вновь взял мальчика на руки, как тогда, когда тот лил слёзы и прогонял его. Но на этот раз Марсель обвил шею друга руками и прижался к нему так крепко, как будто боялся, что фокусник вновь улетит. И вдруг мальчик спохватился: «Шарль! Шарль! Мы ведь с тобой оставили нашего друга пуделя! Давай вернёмся к нему!» И они взлетели в небеса, держась за руки, каждый со своим крылом, и издали казалось, что летит одна большая птица. Когда они спустились в лес, дождь уже кончился, а пудель лежал мёртвый под огромным дубом. «Он умер! – воскликнул Марсель и разрыдался. – Он умер из-за меня!» «Нет, друг мой, – тихо произнёс фокусник, сам не в силах совладать со слезами. – Он умер не из-за тебя, а ради тебя. Он умер ради того, чтобы мы с тобой вновь нашли друг друга, а мы бы этого не смогли сделать без крыльев. Давай же сплетём венки и похороним его со всеми почестями, которых он достоин! И давай никогда больше не будем разлучаться. А если ты когда-нибудь вновь рассердишься на меня, вспомни, что наш друг умер ради нас, и весь твой гнев как рукой снимет». «Я никогда больше не рассержусь на тебя, мой добрый волшебник!» – горячо воскликнул Марсель. «Я не волшебник, – с грустной и необыкновенно ласковой улыбкой произнёс Шарль. – Я всего-навсего фокусник». «Это неважно! – горячо откликнулся Марсель. – Для меня ты лучше любых фокусников и волшебников, отец мой!»
Они похоронили пуделя и медленно побрели домой, а когда вошли в сад и остановились у хризантем, они подняли головы, посмотрели на небо, и им показалось, что высоко-высоко в облаках парили женщина и крылатый пёс и улыбались фокуснику и мальчику. Впрочем, видение было настолько мимолётным, что Шарль и Марсель почти не успели ничего разглядеть.