Гл. 6 Превращение горошины Гл. 7 Сказка Светослава

Наталья Генералова 2
            
 Вечером  бабушка  предложила  поговорить  о воде.  Она  так  же  как  Солнце  с  Землей  играет  в  жизни  людей  важную  роль,  значит,  она  должна  тоже  принимать  участие  в  образовании  слов  русского  языка. 
    - Но  ты  же  обещала  сказку,  -  напомнили  ребята.
    - Это  и  будет  обещанная  сказка,  -  успокоила  их  бабушка,  еще  мы  узнаем,  что  означает  слово  ВОДА.
    Она  поглядела  на  дядю  Володю,  который  с  нетерпением  ожидал  сказочных  чудес,  и  рассмеялась.
       Итак,  живет  наша  Земля,  поживает,  добра наживает,  дождичек  ее  поливает.  Хорошо!
Все  живое  на  земле  любит  дождик.  Как  вы  думаете,  почему?
    - Я  люблю  дождик  за  лужи!  –  сказал  Светик  и  прочитал  стишок:
    Теплый дождичек прошел,
    Сразу стало хорошо,    
    Сразу стало весело
    Прыгать в лужах вместе нам!
   - Согласна,  чтобы  прыгать  по  лужам.  А  еще  за что?
   - За радугу! – высказал  свое  мнение  Сережа.
   - Да, когда  радуга  на  небе,  невозможно  оторвать  глаз,  налюбоваться,  –  согласилась  бабушка.  -  Красота!  Так  и  хочется  по  ней  пройтись,  до  облаков  подняться.
  А  вдруг  вода  в  тучах  закончится?  Что  тогда? Никогда  не  будет  дождика?  Все  растения  на земле  засохнут,  не  будет  лесов?  Высохнут  все лужи!?  И  люди  никогда  не  увидят  чудо-радугу? Нет?  Вы  считаете,  что  этого  не  случится?  Откуда  же  возьмутся  тучи?
    - Прилетят  откуда-нибудь,  -  пожал  плечами Светослав.
   - Ну, а  там,  откуда  они  прилетят,  как  они  появятся?  Не  знаете?  А  вот  я  знаю  откуда!
   -  Откуда  же?  -  заинтересовался  дядя  Володя.
   -  Из  маминой  кастрюльки  с  супом!
   - ???
   -  Вы  думаете, я  пошутила?  А  вот  и  нет!  Кто  видел  как  из кастрюли  или  из  кипящего  чайника  вырывается  пар?  Вот  они,  вот  они  будущие  тучи!  Ура!  Лужам  быть!  -  рассмеялась  бабушка  и  спросила:
   - Что  же  происходит  в  чайнике  и  в  маминой кастрюльке?
   - Вода нагревается!  –  подсказали  ребята.
   - Правильно!  Вода  в  них  нагревается  под  действием  электрического  тока.  Это  значит,  что  маленькие  частички  ее  становятся  подвижными  и  начинают  так  шалить  и  бегать,  что  с  разбегу вылетают  на  воздух.
    - Мы  знаем,  так  образуется  пар.
    - Значит, пар  –  это  крошечные  частички  воды, верно?
    - Да,  это  газообразная  вода!  –  мы проходили в  школе,  -  сказал  Сережа.
    - Может  быть,  ты  уже  знаешь  отгадку?
    - Пока  нет.
    - Тогда  продолжим.  Но  ведь  для  того,  чтобы  образовалось  облако, одного  чайника  мало,  - скажете  вы  и  будете  совершенно  правы.  Даже если  во  всем  городе  будут  кипеть  чайники,  все равно  тучка  не  получится.  А  еще,  для  дождика  нужна  вода  жидкая,  а  не  газообразная.
    Дядя  Володя  тоже  с  интересом  слушал.
    - Давайте  вместе  с  одной  маленькой  частичкой водяного  пара  полетим  в  небо  и  посмотрим,  что же  там  происходит,  -  предложила  бабушка.  - Летим  мы,  летим,  а  снизу  еще  летят  такие  же маленькие  веселые  частички  и  кружатся  в  воздухе.  Посмотрим  вниз,  там  тоже  чайники  кипят?  Нет!  Под  нами  озеро.  Частички  воды  на  его  поверхности  расшалились  под  действием  солнечных лучей,  и  вверх  поднимается  уже  целое  облачко  пара!  Теперь  мы  летим  над  поляной,  и  к  нам присоединяются  новые  частички  водяного  пара,  потому  что  над  полянкой  недавно  прошел  дождик.  Солнышко  нагрело  капельки  дождя  на  травинках,  и  получился  пар.  Так  мы  долетели  до моря.  О!  Как  много  быстрых  частичек  присоединяется  к  нам.
   И  тут, бах-бах!  Наша  частичка  слилась  с  другой,  с  третьей,…   Получилась  капелька.  И  вот уже  этих  капелек  много-много,  они  все  тяжелее  и  тяжелее.  Всё!  Не  могут  больше  лететь.  Стали капельки  падать  на  землю.  Ура,  дождик!
   Вы  знаете, что  так  образуется  дождь.  Вы  поняли,  почему  вода  в  тучках  не  закончится  никогда?
    - Поняли!  Вода  будет  все  время  испаряться,  превращаться  в  облака,  а  потом  выпадать  в  виде  дождя  и  снова  испаряться…   Это  называется  круговорот  воды  в  природе,  -  вспомнил  Сережа,  -  но  при  чем  же  тут  горошина?
     - А  давайте  продолжим  путешествие  с  другой  капелькой,  которая  еще  не  упала  на  землю, - сказала  бабушка,  вот  и  узнаем.
   На  Земле  тем  временем  закончилось  лето  и  теплая  осень.  Похолодало.  Высоко  в  небе,  где кружились  частички  пара,  стало  холодно.  А  частички-то,  посмотрите,  надели  теплые  шубки!  И теперь  это  уже  не  капельки,  а  снежинки!  Снег пошел!  Он  стал  кружить  над  землей  и  укрывать ее.  Красота-то,  какая! Все  кругом  белым-бело!
    - Обожаю  зиму  и  снег,  - сказал  Светослав, - санки,  горные  лыжи…   Здорово!
    -  Как  вы  думаете,  а  какую  пользу  приносит  снег  природе?  –  спросила  рассказчица.
    - Укрывает  поверхность  земли  и  все,  что  на  ней.
    - Правильно,  укрывает  от  морозов,  словно  теплым  одеялом,  семена  и  растения,  норки  зверушек, медвежьи  берлоги.
    А  дядя  Володя  вставил  свой  стишок:
    Снегом пушистым укрыта земля
    В теплых снежинках леса и поля!
    Будут морозы трещать до весны,
    В норках тепло всем зверушкам лесным!
 
    - Баба,  помнишь,  ты  рассказывала  про  радугу в  морозный  день  на  синем-синем  небе? –  прервал  рассказ  Светослав.
    - Помню,  Светик.  Я  видела  такую  радугу  всего  один  раз.  Тогда  она  раскрасила  не  капельки  влаги  после  дождя, а  мельчайшие  частички  льда,  в  которые  превратился  водяной  пар.
Скажите,  снег  –  это  вода?  А  лед  в  холодильнике,  на  речке  и  в  лужицах – это  тоже  вода?
    - Да!  Только  твердая,  -  ответили  ребята.
    - Значит,  вода  может  быть  жидкой,  газообразной  и  твердой!
   Ну,  а  теперь  вы  сказку - загадку  про  принцессу  на  горошине  отгадаете?
Как  же  сделать  так,  чтобы  королева  поняла,  что перед  ней  настоящая  принцесса,  но  при  этом, чтобы  девушка  выспалась?  Из  чего  же  должна быть  горошина?  Догадались?
    - Изо  льда!
    - Правильно.  Объясните,  почему?
    - Принцесса  вначале  помучается,  но  потом  ледяная  горошина  растает,  и  она  уснет.  Утром  она,  конечно,  пожалуется  королеве,  но  все-таки  выспится,  -  пояснили  мальчики.
    - Молодцы,  -  похвалила  бабушка,  а  дядя  Володя  произнес: 
    - Ишь  ты,  как  повернула,  все  стало  понятно,  а  то  я  вчера  сразу  не  отгадал,  из  чего  должна  быть  горошина.
    - Осталось  нам  расшифровать  слово  ВОДА,  перевести  его  с   русского  на  русский, -  сказала бабушка.  Почему  в  Даре  Речи  вода  называется  водою,  а  никак  иначе?  Хотите  узнать?
    - Чрезвычайно  интересно! - сказал  дядя  Володя.
    - Бабуля,  ну  чего  ты  спрашиваешь,  конечно,  хотим!
    - А  вот  почему.  Слушайте  внимательно.  Давайте,  исследуем  слово  ВОДА.
         В  русском  языке  говорится  ВАДА,  а  пишется  ВОДА.  Это  перегласовка,  так  называется  это  явление  в  словообразовании,  когда  один  звук  заменяется  на  другой  по  какой-либо  причине,  для  удобства,  например.  Эта  перегласовка  произошла  позже.  В  родственном  нам  белорусском  языке  до  сих  пор  говорится  и  пишется  по-старинке:  ВАДА.
Но  посмотрите,  как  называется  это  самое  известное  и  вместе  с  тем  самое  загадочное  вещество  на  земле  на  других  европейских  языках: ВАССЕР,  ВАТТЕР,  АКВА.  Что  мы  видим?
         - Везде  присутствует  частица  ВА! – заметили  мальчики.
         - Верно!  Это  говорит  о  том,  что  присутствие  одной  и  той  же  частицы  в  разных  языках  должно  указывать  на  какое-то особое  свойство  этого  вещества.  Какими  свойствами  обладает  вода?
          - Это  вещество,  то  есть  вода  течет,  льется,…  а  еще,…мальчики  задумались.
          - Универсальный  растворитель! – подсказал  дядя  Володя. – Ученые  говорят,  что  даже  стекло  растворяет.  Ну,  и  что  же  означает  ВА?
  - А  давайте  поищем еще  какое-нибудь  слово  с  частицей  ВА. - предложила  бабушка.
  - Лава! – крикнул  Свет.  Это  когда  вулкан  извергается,  то  лава  течет.
 - Вот  именно,  течет! И  вода,  и  лава  обладают  одним  и  тем  же  свойством – текучестью! Стало  быть,  частица  ВА  означает  течь,  литься, - подытожила  бабушка.  ДА – давать,  добро.  Поэтому слово  ВОДА  означает  буквально:  дающая бег, течение,  движение  или  текучая,  льющаяся.  Как  точно  название  отражает  свойства  этого  важнейшего  на  Земле  природного  вещества! 
  - Ух,  ты,  как  здорово!  А  я  все  время  думаю,  ну  почему,  например,  трава  называется  травой,  а  не  по-другому  как-нибудь…
  - В  русском  языке  не  бывает  случайностей.  Это  вы  уже  знаете, - напомнила  бабушка.  Вот  вам  задание:  переведите  с  русского  на  русский  слово  ТРАВА.  Подсказка: Знак  Т  означает  земную твердь.
   На  этом  и  закончим  мы  сказку  о  воде  и  новой  словообразующей  частице  ВО (ВА).               
          
               
   гл.7        Сказка  Светослава
          
    Через  неделю  Сережа  уехал  на  несколько дней  в  город.  Светослав  заскучал.  Он  сидел  на  крыльце,  с  грустью  посматривая  в  сторону  пруда,  и  только  верный  друг  –  Белый  скрашивал  его  одиночество.  Вокруг  –  никого,  бабушка  ушла косить  поляну.  Чтобы  развлечься,  Свет  вытащил  на  крыльцо  коробку  со  своими  старыми  рисунками  и  поделками.  Когда  вернулась  бабушка,  он  рассматривал  картинки,  изображавшие  путешествие  Колобка.  Бабушка  присела  рядом.
    - Помнишь,  Светик,  свою  идею  о  спасении  Колобка?  А  давай  напишем  текст  к  этим  картинкам.  Сережа  вернется,  а  у  нас – новая  сказка.  У меня  еще  одна  идея  появилась -  в  конце  путешествий  мы  увидим  рождение  СЛОВА!
   Светославу  понравилось  предложение  бабушки.
   - Баба,  а  какое  слово  родится?
   – Это  пока  секрет!
    И  закипела  работа.  Свет  помогал  бабушке  по  огороду,  вместе  ходили  за  лекарственными  травами,  которые  потом  развешивали  для  просушки.  Из  кипрея  делали  шарики  и  складывали  в  большую  кастрюлю  для  ферментации.  Зимой  славный  будет  чаек!  А  вечером  усаживались -  Свет  за  нэтбук,  а  бабушка  за  компьютер  и  начиналось  творческое  священнодействие.  Грусть  и тоска  растаяли,  как  дым.  Это  вам  не  школьное  сочинение,  которое  надо  написать  по  программе, а  настоящий  писательский  труд!               
    Светослав  вспомнил  и  записал  слова  старой сказки: «Добежал  Колобок  до  лисы  и  спел  для  нее  песенку,  а  хитрая  лисица  попросила  сесть  к  ней  на  носок,  да  пропеть  еще  разок,  а  тот  и запел:
       Я  Колобок,  Колобок – румяный  бок
       По  сусекам  скребен,  по  амбарам  метен,
       На  сметане  мешан,  в  печку  сажен.
       Я  от  дедушки  ушел,  я  от  бабушки  ушел,
       Я  от  зайца  ушел, я  от  волка  ушел,
       От  медведя  ушел.
       И  от  тебя,  лиса,  не  мудрено  уйти»

    Дальше  начались  новые  приключения  Колобка.
    Лиса  открыла  пасть, уж  было  приготовилась  его  проглотить,  как  он  подскочил,  словно  мячик  и  быстро  покатился  по  тропинке.  Только  его  лиса  и  видела!  -  Напечатал  Свет  и  облегченно  вздохнул:  - Удрал  дурачок  доверчивый.
     Докатился  Колобок  по  сказочной  деревне  до  двора  других  деда  с  бабой,  у  которых  курочка-ряба  жила.
    Закатился  Колобок  во  двор,  а  там  дед  и  баба  плачут:  курочка-ряба  снесла  золотое  яичко, оказывается.  Вот  беда!  Дед  бил-бил,  не  разбил.  Баба  била-била,  не  разбила.  А  мышка  побежала, хвостиком  задела,  яичко  покатилось  и  разбилось.
    -  Да-а,  что  имеем -  не  храним,  потеряем – плачем!  Ну, чего  добивались,  спрашивается?  - подумали  Свет  с  Колобком.
 А курочка кудахчет:
    - Не  плачьте,  дед  и  баба!  Снесу  я  вам  яичко  не  золотое,  а  простое.
    Успокоили  стариков  кое-как. 
    Пригласили  дедушка  с  бабушкой  Колобка  в  дом,  и  рассказал  им  Колобок,  как  он  спасся  от  хитрой  лисицы, которая  хотела  его  съесть.  Порадовались  за  него старички  и  угостили  яичком,  которое  курочка снесла.  Поблагодарил  Колобок  своих  новых  друзей  и  покатился  дальше.
    - Интересно, - подумал  Свет, - куда  же  он  прикатится  на  этот  раз?  Ага,  вот  картинка  из  «Машеньки  и  медведя». Свет начал печатать:
    Вдруг  слышит  Колобок,  опять  кто-то  плачет. Смотрит, а  под  елкой  девочка  сидит,  рядом  с ней  корзинка  полная  ягод.  Подкатился  он  поближе,  спрашивает:
    - Что  случилось,  девочка?  Отчего  ты  плачешь? А  она  отвечает:
    - Мы  с  подружками  пошли  в  лес  по  грибы,  да  по  ягоды.  Мне  бабушка  с  дедушкой  наказывали, чтобы  я  от  подружек  не  отставала,  а  я  не  послушалась,  ушла  далеко  и  заблудилась.
    - Как  тебя  зовут? – спрашивает  Колобок
    - Машенька, - отвечает  девочка  сквозь  слезы.
    - Не  плачь,  Машенька,  найдем  мы  твою  деревню.
     Пошли  Машенька  и  Колобок  по  лесу  в  поисках  дороги,  а  уже  смеркалось,  потемнело  в  лесу.  Страшно  стало.  Но  вдруг  заметили  они  огонек  среди  деревьев,  обрадовались,  что  не  придется  им  ночевать   в  темном,  страшном  лесу. Вышли  они  на  поляну  и  увидели  избушку.  Выходит  к  ним  навстречу  медведь,  Михаил  Потапыч, огромный такой…
    - Да  уж, - подумал  Свет, - ситуация  не  для  слабонервных.
   В  общем,  все  хорошо  закончилось.  Наутро  отвел  их  Михаил  Потапыч  в  Машину  деревню.  А уж  как  обрадовались  бабушка  с  дедушкой!  Уж  и не  чаяли  они  увидеть  свою  Машеньку,  все-то глаза  выплакали.  Уж  как  благодарили  они  Михаила  Потапыча  и  Колобка  за  то,  что  не  оставили  в  беде  их  внученьку,  вывели  из  леса  дремучего,  да  доставили  к  ним.
    Все  вместе  проводили  они  нашего  Колобка  в дальнейшее  путешествие.  Старики  угостили  его ягодами  малиновыми,  медведь – медом  (он  же  мед  ведает),  а  Машенька  пообещала  Колобку, что  теперь  всегда  будет  слушаться  бабушку  и дедушку  и  родителей  своих.  Попрощался  Колобок  со  своими  новыми  друзьями  и  покатился дальше.
   Свет  положил  перед  собой  следующую  картинку.
   «Так из сказки в сказку бежал Колобок, и везде его принимали с радостью, угощали, а он помогал новым друзьям, чем мог.
Здорово иметь много настоящих друзей. Ведь с друзьями и трудности не страшны. А еще с друзьями очень весело и интересно! Но сказка продолжается.»
    Свет  дописал  последнюю  строчку  и  задумался, а что  же  дальше?
    - Бабуль,  посмотри,  что  получилось.
    - Хорошо  получилось, -  одобрила  бабушка.   не  проходят  даром.  Все, что  произошло  с  Колобком – это  неспроста.
    - Но  к  чему  все  это  должно  привести?  Ты  что-то  задумала,  бабуля?
    - У  тебя  еще  одна  картинка  есть.  Колобок должен  попасть  на  ярмарку,  вот  там-то  и  раскроется  его  тайна!
     И  вот  совсем  скоро  Колобок  очутился  в  городе  – продолжил  Свет, - прямо  на  центральной площади,  где  в  это  время  народ  собрался  на  ярмарку.
    Как  же  там  было  красиво  и  весело!  Повсюду веселые  скоморохи  зазывали  в  лавки  со  всевозможным  товаром:  разноцветными  платками  и  лентами,  со  свистульками  и  деревянными  лошадками,  с  калачами  и  леденцами…
    Вдруг  во  дворе  радостно  залаял  Белый.  Светик выглянул  в  окно  и  увидел  автомобиль.   По  тропинке  к  дому  бежал  Сережа.  Белый  едва  не  повалил  его  с  ног.  Стоя  на  задних  лапах,  он  торопливо  облизывал  Сережкино  лицо.
    Свет  представил  Сережу  и  Белого  в  компании своих  сказочных  героев.
    - Эх,  жаль,  что  это  всего  лишь  сказка!  Вот  была  бы  компашка! -  Бабуль,  сказку  не  успели  дописать!  -   Светослав  побежал  встречать  Сережу.
    - А  вот  вместе  и  допишем.  Успел  Колобок  до ярмарки  добежать?
     - Да!
    Проводив  родителей  Сережи,  обитатели  долины   Сияющих  Духов  допоздна  обменивались  новостями.  Новую  сказку  решили  прочитать  завтра.


    О том, как  Солнце  и  Земля  создали  новое  слово

    Следующим  вечером  пораньше  все  собрались  за  нэтбуком  Светослава,  надо  было  прочитать  сказку  Сереже  и  узнать  тайную  миссию  Колобка  в  создании  нового  СЛОВА.
    Когда  дочитали  до  появления  Колобка  на  ярмарке,  бабушка  сказала:
    - А  вы  знаете,  что  с  Колобком  за  время  путешествия  произошли  очень  интересные  изменения?  Он  преобразился.  Вот  таким  он  стал. – Она  показала  картинку,  на  которой  был  изображен  большой  круглый  каравай.
    - Так  это  же  каравай!  -  закричали  мальчики.
    - Ну  конечно, – подтвердила  бабушка, - а  как  же  иначе!
    - Ну, баба, ты даешь, этого не  может быть…
    - Ну, как  же  не  может  быть?  Колобок  бежал?
    - Ну да…
    - Какая  частица  в  Даре  Речи  означает  течение,  бег?
    - ВА!
    - Правильно.  Он  бежал  по  земле?
    - Ну  да. Это  частица  АР.
    - А  бежал  он  под  солнышком.  Это  частица  РА. Что получилось?
    - АР-РА-ВА…  КАРАВАЙ! – опять  закричали  мальчишки.
    - Колобок-то  бабушка  с  дедушкой  из  чего  замесили?  Немного  муки,  да  сметаны. А  в  пути  он еще  яйцом  напитался,  медом, ягодами,  да  виноградом,  пышным  стал,  а  еще  благодарностью  и  любовью  всех,  с  кем  довелось  встретиться  и  подружиться  в  пути.  Поэтому,  когда  он  появился  на  ярмарочной  площади,  все  заметили  его,  встали  в  хоровод  и  запели:
     - «Каравай, каравай, кого  хочешь - выбирай!»  Помните  такую  песенку?
    Наш  бывший  Колобок  насытил  всех  желающих своим  душистым  мякишем  и  хрустящей  корочкой, а  еще  и  многое  поведал  о  том,  что  узнал  путешествуя.  Ведь  он  сам  насытился  солнцем  и солью  земли  и  прибежал  к  людям.  Вот  так солнышко  и  земля-матушка  образовали  новое слово  -  КАРАВАЙ.  На  Руси  существует  древний обычай  встречать  гостей  самым  дорогим – хлебом  и  солью  (Земля  и  Солнце).  Это  и  есть  каравай.
    - В  слове  каравай  сразу  три  частички,  которые  мы  уже  знаем, - заметил  Светик, - это  АР, РА  и  ВА.  В  этом  слове  и  солнышко  спряталось  и  земля-пашня.
    - А  частичка  ВА  информирует  нас  о  том, что  он  притек  или  прибежал! – добавила  бабушка.
    - А  в  слове  колобок  тоже  солнышко  спряталось! – заметил  Сережа,  круглый  бок  или  солнечный  (румяный)  тоже  подходит!
    - Молодцы! - похвалила  бабушка,  более  того, Ру-Ра  –  перегласовка.  МАНА – манить.  Значит, румяный  (раманый),  буквально  манящий солнце.
    - Так  изучать  русский  язык  интересно, тайна  за  тайной  раскрывается.  Очень  увлекательно! – задумчиво  произнес  Светослав.
    - Ага! – подтвердил  Сережа  и  спросил:
    - С  караваем  понятно,  а  почему  хлеб  называется  хлебом?
    - В  старину  часто  готовили  жидкий  хлеб, - ответила  бабушка, - например,  кулагу.  Кулага – это целебный  хлеб  с  ягодами.  Готовили  его  в  остывающей  русской  печи  из  ржаной  муки  и  хлебали  ложками,  поэтому  и  называли  хлебом.  Вообще,   в  старину  любую  пищу  называли  хлебом. 
- А  скажи,  бабулечка,  все  слова  можно  с  русского  на  русский  перевести,  узнать  их  глубинный  смысл? – спросил  Светослав.
- Нет,  далеко  не  все  слова  надо  пытаться  переводить.  Причина  в  том,  что  большинство  слов  в  разных  языках,  да  и  в  русском  тоже  не  настоящие,  а  условные,  договорные  символы.  В  нашем  языке  замена  слов-образов  на  условные  символы  или  иностранные  слова  стала  происходить,  когда  был  изменен  славянский  алфавит.  Он  состоял  из  букв,  каждая  из  которых  несла  образную  информацию.  Слова,  составленные  из  таких  букв,  несли  еще  больший  объем  информации.  Утратив  алфавит  первоязыка,  мы  и  стали  забывать  глубинную  информацию  слова. 
   Через  несколько  дней  мальчики  продолжили  свои  летние  каникулы  с  родителями,  отправившись  в  путешествие  по  Алтаю,  а  к  бабушке приехали  гости.
        До  встречи,  наша  прекрасная  долина  Сияющих  Духов!

Продолжение:  http://www.proza.ru/2016/09/20/856