Эхо тбилисской трагедии 9 апреля 1989

Андро Бицадзе
В воскресенье 9 апреля, в полдень, ко мне на квартиру пришел прилетевший в тот день из Тбилиси супруг моей бывшей аспирантки Нино Хатиашвили — Дато, который передал мне научные труды Нино для представления их к публикации в «Вестнике» Академии наук Грузинской ССР. Он подробно рассказал мне о несчастье, случившемся в Тбилиси.

К сожалению, Грузия нередко становилась жертвой подобных провокаций.
Судьба Грузии и грузинского народа с исторических времен была нелегкой. В моей памяти остались ужасы 1921, 1924, 1930, 1937 — 1938, 1951 — 1952, 1956 годов в результате внешних провокаций в Грузии, ставших причиной геноцида грузинского народа. Нам не хватает осторожности, мы никак не можем избавиться от навязанного нам врагом ложного патриотизма, мы забыли о том, что Илья Чавчавадзе пожертвовал своей жизнью ради идеи — «Нашу судьбу мы должны решать сами». Он лучше нас знал цену свободе, он говорил «Свобода, ты — пристань для всех». Однако, к сожалению, всему свое время и место.

Почти все человечество переживало вместе с нами тбилисскую трагедию 9 апреля 1989 года. Я напоминаю об этом потому, что некоторые и сейчас пытаются обратить себе на пользу это несчастье нашей страны. Меня убедила в этом состоявшаяся 19 — 21 апреля конференция Академии наук СССР, посвященная повторным выборам народных депутатов Советского Союза.

Конференция проходила в актовом зале Московского государственного университета им. Ломоносова (на Ленинских горах). На утреннем заседании 19 апреля перед избирателями с программной речью выступили 23 кандидата в депутаты, в том числе Г. Арбатов, С. Аверинцев, А. Бунич, А. Яковлев, В. Иванов, Г. Лисичкин, И. Карякин, Н. Петраков, Р. Макдеев, А. Сахаров, Н. Шмелев, В. Гинзбург. Они с волнением говорили о трагедии 9 апреля в Тбилиси.

Академик Т. Гамкрелидзе обратился к участникам конференции с просьбой вынести в связи с этим чрезвычайное решение. Его поддержали А. Мигдаль и несколько других ученых. С короткой речью выступил президент Академии наук Грузии А. Тавхелидзе.

Особую остроту тбилисской трагедии придавало то, что изначально санкционированный мирный митинг грузинских трудящихся, применив грубую силу, сначала разогнали, а потом потопили в крови (в результате погибло около двадцати человек и пострадало около трехсот — в основном женщины и девушки).

Выступавшие с речами на конференции особенно возмущались тем, что карательные части особого назначения изрубили участников митинга саперными лопатками, как будто для жертв имело значение, с помощью какого оружия расправились с ними оголтелые агрессоры. Раздавались требования призвать виновных к уголовной ответственности, однако имена их не назывались.

21 апреля счетная комиссия объявила конференции результаты выборов. Победа досталась всем названным мною выше кандидатам. Обсуждение продолжилось. На этот раз выступавшие говорили о тбилисских событиях под девизом: «Перестройка в опасности». Особым нападкам подвергся изданный 8 апреля Президиумом Верховного Совета СССР приказ о внесении в законодательство новой 111 статьи, вследствие чего изменилась действовавшая ранее 70 статья. Здесь постарался уже избранный депутатом академик А.Д. Сахаров. Призывом звучали его слова о том, что «через два дня, 23 апреля, по инициативе Демократического Союза на площади Пушкина состоится митинг солидарности с Грузией. Мы должны проявлять осторожность и не поддаваться на провокации карательных частей особого назначения бюрократического правительства».

Из зала заседаний в президиум конференции поступило коллективное предложение в связи с тбилисской трагедией от имени конференции послать обращение в ЦК КПСС и Президиум Верховного Совета СССР. В обращении говорилось:

"Революционная перестройка, гласность и курс демократии, от которых зависит судьба нашего многонационального государства и, может быть, судьба всей нашей планеты, находятся в опасности.

9 апреля текущего года в четыре часа утра в городе Тбилиси под предлогом разгона мирного митинга и демонстрации имела место ничем не оправданная, беспрецедентная массовая зверская расправа над невинными людьми. Большинство убитых составляют женщины и девушки. Войсковое подразделение наряду с дубинками применили саперные лопатки и химические отравляющие вещества.

Эти факты подтвердила чрезвычайная комиссия Министерства здравоохранения Грузинской ССР, в работе которой принимали участие московские и ленинградские эксперты. Установлено, что из демонстрантов погибло 20 и пострадало более 300 человек, некоторые из них в результате полученных ран и действия отравляющих веществ находятся в весьма тяжелом положении.

Эта неслыханная по своей жестокости акция вызвала справедливое негодование и возмущение общественности. Все это резко противоречит принципам перестройки, гласности и демократии, несовместимо с нормами морали и права, действующими в цивилизованном государстве, и является преступлением против своего народа. Действующие в нашем государстве средства массовой информации часто тенденциозно освещают и искажают действительные причины и последствия зверской расправы в Тбилиси. Мы должны объективно проанализировать и беспристрастно оценить трагедию, имевшую место в Тбилиси — зверскую расправу, учиненную военными частями на площади перед Домом правительства.

Для расследования этого неслыханного преступления перед людьми президиум Верховного совета республики создал чрезвычайную комиссию, в которую вошли компетентные представители общественности. Конференция считает, что в состав комиссии должны быть введены также известные специалисты из других республик, что придаст ее работе общественное звучание и прибавит объективности при расследовании этого преступления. Тбилисская трагедия свидетельствует о том, что перестройка в опасности, что ее противники стали действовать активнее и оказались сильнее, чем мы думали. Для достижения своих целей они без стеснения скрывают или искажают истину.

Участники нашей конференции считают разыгравшуюся в Тбилиси трагедию нашим общим несчастьем и оплакивают погибших вместе с их родственниками и близкими, вместе со всем грузинским народом. Мы призываем грузинскую интеллигенцию, весь грузинский народ, всех советских людей приложить все усилия для того, чтобы не погибло большое дело перестройки, гласности и демократизации. Мы требуем тщательного расследования всех обстоятельств тбилисского «кровавого воскресенья» 9 апреля 1989 года, выявления всех виновников этого страшного преступления и привлечения их к уголовной ответственности. Мы верим, что народные депутаты, получившие мандаты доверия, оправдают наши надежды и дадут происшедшим в Тбилиси событиям правильную оценку, а также примут меры к тому, чтобы подобное несчастье не повторилось ни в одном уголке нашей страны".

...

История свидетельствует о том, что нашей нации в решающие моменты часто не хватало осторожности. Может быть, это же можно сказать и о других нациях, но не будем обобщать. Я говорю это потому, что Грузия именно сейчас должна проявить большую осторожность. К сожалению многие из нас этого не понимают.

Я считаю, что именно недостаток осторожности стал причиной апрельской трагедии в Тбилиси. А теперь еще события в Абхазии. Я убежден, что все это навязали Грузии извне. Организаторы провокаций и экстремизма не только не являются грузинами, но их даже не связывают с ними родственные или дружеские отношения. Более того, они являются врагами прогресса и, следовательно, неусыпными врагами Грузии, которые легко находят среди нас исполнителей своих гнусных замыслов.