Разбор полетов-12а

Игорь Абросимов
Рис. 13.  Горизонтальный и пикирующий бомбардировщик Ju88 на аэродромной стоянке.


Игорь АБРОСИМОВ

                РАЗБОР  ПОЛЕТОВ
Воздушные операции на советско-германском фронте и развитие авиации противоборствующих сторон: оценки и выводы



XII. Бомбардировочная авиации Красной Армии: первые месяцы войны (ч.1)


           Высокие потери советских самолетов на аэродромах и в воздухе в первые дни военных действий сильнее всего затронули истребительную авиацию Западного фронта, т. к. места базирования истребителей были рассредоточены вдоль границы на небольшом удалении от нее, без эшелонирования в глубину. При этом здесь, на главном направлении удара Вермахта, была собрана самая мощная авиационная группировка противника. Но не менее болезненными оказались и потери бомбардировочных авиаполков 9-й, 10-й и 11-й смешанных авиадивизий, переданных в оперативное подчинение командованию общевойсковыми армиями Западного фронта, которые также понесли тяжелые потери и в воздухе, и на земле.

Самолеты 2-го воздушного флота Люфтваффе неожиданно появились над предварительно разведанными местами базирования ВВС фронта 22 июня в 3 ч. 15 мин., одновременно с первыми залпами немецкой артиллерии, начавшей обстрел советской территории. Аэродром 39-го бомбардировочного авиаполка  10-й смешанной авиадивизии в Пинске четырежды подвергался атакам Ju88A. Если после первого удара полк сохранил боеспособность, то последующие налеты, а также потери в воздухе привели 22 июня к утрате 43 СБ-2 и 5 Пе-2, т.е. всего парка самолетов. В 16-м бомбардировочном авиаполку 11-й смешанной авиадивизии, которая базировалась на аэродромах Желудок и Черлена (80 км и 35 км восточнее и юго-восточнее Гродно) бомбоштурмовые атаки уничтожили 23 бомбардировщика СБ-2 и 37 вновь поступивших Пе-2. В первом налете двухмоторные истребители Bf110 выходили на аэродром последовательно девятками, в атаках участвовали 54 машины. Последующие штурмовки вели более малочисленные группы по 2 - 4 истребителя.  Потери 13-го бомбардировочного авиаполка (капитан Гаврильченко) 9-й смешанной авиадивизии на аэродроме в Роси, находившимся на Белостокском выступе, который как и 16-й бомбардировочный авиаполк, подвергся опустошительным многократным ударам двухмоторных истребителей Bf110, также оказались очень тяжелыми.

В налетах на аэродромы 22 июня участвовали бомбардировщики Ju88A и Не111Н из состава I и III авиагрупп 3-й бомбардировочной эскадры - KG3/I, III, двухмоторные истребители Bf110 из I и II авиагрупп 26-й тяжелой истребительной эскадры «Хорст Вессель» - ZG26/I, II, а также I и II авиагрупп 210-й эскадры скоростных бомбардировщиков — SKG210/I,II. Штурмовка аэродромных стоянок велась также одномоторными истребителями Bf109F из 51-й истребительной эскадры «Мельдерс» - JG51, которые использовали   контейнеры, снаряженные 2-кг осколочными бомбами.

К сожалению, с самого начала военных действий связь с 9-й, 10-й и 11-й смешанными авиадивизиями была практически потеряна и штабу ВВС фронта скоординировать их боевые усилия не удалось. Даже самого ограниченного аэродромного маневра с целью выведения бомбардировщиков из-под ударов организовано не было не только ввиду слабого развития сети базирования, но и ввиду утери управления. Командиры частей, предоставленные сами себе, действовали по собственной инициативе. Так после первого налета в 7 ч. утра 18 бомбардировщиков СБ-2 39-го бомбардировочного авиаполка без всякого истребительного прикрытия вылетели на боевое задание. Группа нанесла удар по немецким танковым и моторизованным войскам, которые переправлялись через р.Буг. По докладам летчиков, поступивших с борта атаковавших самолетов, было зафиксировано прямое попадание в переправу. На обратном пути все бомбардировщики группы были сбиты истребителями противника. 

В середине дня 22 июня командующий ВВС Западного фронта И.И.Копец нацелил бомбардировочную авиацию 12-й и 13-й авиадивизий, оставшихся в его непосредственном подчинении, а также 42-ю и 52-ю авиадивизии ДД 3-го бомбардировочного авиакорпуса ДБА на ответные удары по известным аэродромам противника, переправам через Буг и механизированным колоннам. Бомбардировочные полки этих формирований, дислоцированные в относительном удалении от границы и не потерявшие материальную часть при быстром захвате врагом приграничной полосы, понесли в этих налетах немалый урон. При этом результаты оказались весьма скромными. Бомбовым ударам в ряде мест были подвергнуты переправы, что приводило к задержке в продвижении войск. Около 12 часов дня 39 самолетов СБ-2 128-го бомбардировочного авиаполка (майор В.А.Сандалов) 12-й бомбардировочной авиадивизии бомбили вражеский аэродром в Сувалках. Группа бомбардировщиков ДБ-3ф 207-го дальнебомбардировочного авиаполка (подполковник Г.В.Титов) из состава 42-й бомбардировочной авиадивизии ДД с высоты 1000 м добилась прямых попаданий в механизированные колонны. Боевые и транспортные машины шли в плотных походных порядках, поэтому противник понес немалые потери. После полудня 31 ДБ-3ф из 98-го дальнебомбардировочного авиаполка (подполковник А.И.Шелест) 52-й бомбардировочной авиадивизии ДД нанесли удары по скоплениям танков и автомашин в районе Варшавы.

Бомбардировщики фронтовой авиации и ДБА, использовавшиеся без истребительного прикрытия, понесли потери не только в результате атак вражеских истребителей, но и от воздействия плотного зенитного огня, особенно в районе переправ, где, как правило, развертывалась многочисленная зенитная артиллерия. Так все 15 СБ-2 130-го бомбардировочного авиаполка (майор Г.М.Максименко) 13-й бомбардировочной авиадивизии, вылетев на боевое задание в 11 ч. утра, были потеряны. За день 13-я бомбардировочная авиадивизия недосчиталась 64 СБ-2 и Су-2. В 3-м бомбардировочном корпусе ДБА из 70 вылетевших ДБ-3Ф не вернулось на свои аэродромы 22 машины. Часть из них, однако, не были потеряны, а совершили вынужденные посадки на других аэродромах, провели необходимый ремонт, дозаправились топливом и вновь оказались в строю. По результатам боевых действий в тот день, помимо безвозвратно потерянных, примерно 25% самолетов из состава корпуса требовали ремонта.

22 июня потери ВВС Западного фронта в воздухе и на земле составили 351 бомбардировщика из 577. К середине дня 23 июня командованию стало известно, что полностью лишились материальной части 13-й, 16-й и 39-й бомбардировочные авиаполки, т.е. все бомбардировочные формирования  смешанных авиадивизий. К этому времени ВВС фронта возглавил генерал-майор авиации А.И.Таюрский. Накануне генерал Копец, известный летчик-истребитель, Герой Советского Союза, удостоенный этого звания за успешные действия в небе Испании, лично облетел места базирования авиационных формирований. Он убедился в полной дезорганизации и громадных потерях, ощутил себя бессильным руководить столь крупным авиационным объединением в экстремальной обстановке и, осознав, вероятно, ответственность за разгром подчиненных частей, застрелился.   

В последующие дни бомбардировочная авиация активными действиями стремилась нанести максимальный урон войскам противника, которые двигались на Восток. Однако, эффективность ударов, наносимых чаще всего разрозненными малочисленными группами самолетов на широком фронте, по-прежнему была невысока.

Ослабить истребительную авиацию противника, которая захватила господство в воздухе, были призваны удары по аэродромам, на которые нацеливалась ДБА. 24 июня эскадрилья в составе 9 ДБ-3ф из 96-го дальнебомбардировочного авиаполка 42-й бомбардировочной авиадивизии ДД бомбила аэродром Вильно, куда по данным воздушной разведки противник перебросил значительное количество самолетов. Как и в большинстве налетов, загрузка дальних бомбардировщиков ограничивалась тремя бомбами ФАБ-250. Несмотря на огонь зенитной артиллерии, бомбардировщики точно поразили аэродромные стоянки. На отходе от цели эскадрилья была атакована «Мессершмидтами» и потеряла 5 самолетов. Повторный, более результативный удар по Виленскому аэродрому на следующий день был нанесен экипажами ДБ-3ф из 207-й дальнебомбардировочного авиаполка. Ввиду потерь первых дней, подполковник Г.В.Титов смог поднять в воздух только шесть самолетов. Всего, помимо аэродромных сооружений и нескольких транспортных машин, по немецким данным в Вильно было уничтожено более 30 Bf109Е, чем полностью разгромлена II авиагруппа 27-й истребительной эскадры 2-го воздушного флота. Добавим, что 29 июня днем звено ДБ-3ф того же 207-го авиаполка внезапным бомбовым ударом по аэродрому Вильно накрыло самолетные стоянки, в результате чего было уничтожено 4 Bf110 из II авиагруппы 26-й тяжелой истребительной эскадры.

24 июня, на третий день войны, 2-я танковая группа Гудериана, разгромив 4-ю армию А.А.Коробкова и наскоро сформированную для нанесения контрудара конно-механизированную группу Болдина, захватила Гродно. В то же время 3-я танковая группа Г.Гота, прорвав оборону 11-й армии Северо-Западного фронта, повернула на Минск и уже 26 июня оказалась на подступах в столице Белоруссии. Захват Минска 3-й танковой группой и встречный удар на Минск со стороны Гродно 2-й танковой группы угрожал полным окружением основных сил Западного фронта.

Бомбардировщики СБ-2 и Су-2 13-й бомбардировочной авиадивизии с 24 июня наносили удары по наступающим частям 2-й танковой группы Гудериана. 24 июня Су-2 из 97-й бомбардировочного авиаполка (майор Е.Л.Иванцов) успешно атаковали колонну немецких танков в районе Грудопль - Иванцевичи на переправе через реку Шара. Удар был нанесен тремя девятками в момент, когда у переправы скопилось большое количество войск. В середине дня 26 июня силами 25 Су-2 того же 97-й бомбардировочного авиаполка, действовавшими, как и накануне, без истребительного прикрытия, была предпринята попытка с высоты всего 300 м разбомбить танковую колонну у переправы в районе Слонима. В тот день самолеты полка, неоднократно вступая в бой с Bf109F из истребительной эскадры JG53 «Туз пик», произвели 34 вылета и потеряли 14 «сушек», из них 10 пришлись на безвозвратные боевые потери. Было повреждено несколько истребителей противника, а подбитый самолет командира эскадры оберст-лейтенанта Г.Мальтцана совершил вынужденную посадку. Больших потерь на земле противник избежал, прикрываясь сильным зенитным огнем. Сказывалась также небольшая бомбовая нагрузка Су-2. Огонь с земли, а не атаки истребителей явился на сей раз основной причиной потерь, что делает честь экипажам бомбардировщиков. Оборонительным огнем и маневром они сумели нейтрализовать действия вражеских машин. К концу июня, выполнив 146 боевых вылетов, 97-й бомбардировочный авиаполк, насчитывавший в начале боевых действий 51 Су-2, утратил боеспособность и был выведен на переформирование.

В ходе наступления на Минск части 3-й танковой группы Гота были атакованы бомбардировщиками 12-й бомбардировочной авиадивизии и 3-го бомбардировочного корпуса ДБА, которые 25 и 26 июня наносили бомбовые удары по механизированным колоннам. Атаки обернулись для советских летчиков тяжелыми потерями, т. к. немецкие войска плотно прикрывались с воздуха, а бомбардировщики действовали без истребительного прикрытия. 25 июня летчики II авиагруппы 27-й и III авиагруппы 53-й истребительных эскадр отчитались о 42 сбитых ДБ-3 и 5 СБ-2. Потери по данным противника, безусловно, оказались преувеличенными, но они и на самом деле были велики. Напомним, что в тот же день столь успешно действовавшая II авиагруппа 27-й истребительной эскадры оказалась разгромленной ударом дальних бомбардировщиков на аэродроме Вильно. Несмотря на потери, на следующий день по колоннам противника, вышедшим на ближние подступы к Минску, продолжала действовать авиация, в первую очередь дальнебомбардировочная. Потери по докладам летчиков II авиагруппы 52-й и III авиагруппы 53-й истребительных эскадр составили 21 ДБ-3. Однако, атаки с воздуха не смогли остановить рвущегося вперед врага.

В боях 26 июля при налете на вражескую механизированную колонну, которая двигалась по шоссе Молодечно - Радошковичи, погибли экипажи ДБ-2ф командиров 2-й и 1-й эскадрилий капитанов Н.Ф.Гастелло и А.С.Маслова из 207-го дальнебомбардировочного полка, неоднократно отличившегося в первые дни войны. По версии события, до сего дня являющейся основной, Н.Ф.Гастелло совершил «огненный таран», направив свою подбитую и горящую машину на скопление вражеской техники. Его подвиг стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны. Существуют также обоснованные предположения, что «огненный таран» совершил в тот день не Гастелло, а Маслов. 27 июля 1941 г. Н.Ф.Гастелло было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно), А.С.Маслов был удостоен звания Героя России (посмертно) в 1996 г.

28 июня танкисты Гота ворвались в Минск, а на следующий день в город вошли танки Гудериана. Кольцо вокруг 3-й и 10-й армий замкнулось. В окружении между Белостоком и Минском в районе Налибокской пущи осталось 11 дивизий. Окружение войск Западного фронта, вырвав из выстроенной линии фронта две общевойсковые армии, создало на центральном стратегическом направлении брешь в боевых порядках советских войск. Организовав оборону переправ в районах Борисова и Бобруйска, советское командование попыталось сдержать наступление врага вглубь территории страны на рубеже Березины. 

Днем 29 июня, захватив Бобруйск, расположенный на западном берегу реки, части 2-й танковой группы форсировали водную преграду и образовали плацдарм на восточном берегу. Если оборонительные порядки на борисовском направлении удалось усилить  1-й Московской Пролетарской моторизованной дивизией, которой командовал полковник Я.Г.Крейзер, то поставленному в оборону на бобруйском участке 47-му стрелковому корпусу под командованием генерал-майора С.И.Поветкина противопоставить противнику было нечего. Корпусное управление получило в подчинение саперный батальон, батальон связи, сводный полк, укомплектованный приписным составом без командиров, дорожный полк, Бобруйское автотракторное училище. Боевая ценность такого сводного отряда численностью в 2,6 тыс. чел., не имевшего даже минимальной пехотной подготовки, не обладавшего средствами противотанковой обороны, была крайне низка. Правда в распоряжение Поветкина передали три тяжелых артиллерийских полка - 16 152-мм гаубиц и гаубиц-пушек и 4 203-мм гаубицы, но имевшийся боезапас ограничивался всего 10 - 30 выстрелами на орудие.

Вся надежда возлагалась на авиацию. 29 - 30 июня для поддержки наземных сил планировалось наносить удары бомбардировщиками СБ-2 и Су-2 авиаполков все тех же 12-й и 13-й бомбардировочных авиадивизий, ДБ-3ф и ТБ-3 из 42-й и 52-й бомбардировочных авиадивизий 3-го бомбардировочного корпуса ДБА. С 26 июня в составе ВВС Западного фронта, препятствуя продвижению противника, действовали также выдвинутые из Орловского военного округа 8-й и 140-й бомбардировочные авиаполки 47-й смешанной авиадивизии. В 12-й бомбардировочной авиадивизии из пяти бомбардировочных полков только 6-й бомбардировочный под командованием полковника В.Васильева был старого формирования, укомплектованный опытным личным составом, воевавшим еще в финскую кампанию. Но в 1939 - 1940 гг. на вооружении полка стояли не СБ-2, а легкомоторные бипланы P-Z. Остальные полки дивизии начали формирование с 1940 г. В 13-й бомбардировочной авиадивизии из пяти полков с 1940 г. формировались четыре, и только 24-й бомбардировочный подполковника И.И.Мельникова, вооруженный СБ, был сформирован в 1938 г. В 47-й смешанной авиадивизии старого формирования был 8-й бомбардировочный авиаполк подполковника С.Ф.Бузылева.

Стремительный рост количества бомбардировочных полков фронтовой авиации с 38 до 74 менее чем за год привел к их укомплектованию недостаточно обученным летным составом, а также, как подчеркивалось в докладе о состоянии ВВС ЗапОВО, «к разжижению кадров, выдвижению молодых, малоопытных и слабо подготовленных летчиков на командные должности». К тому же 12-я и 13-я бомбардировочные авиадивизии, как уже упоминалось, понесли тяжелые потери в ходе недели воздушных боев. Только 22 июня 13-я авиадивизия лишилась в воздушных боях и от обстрела с земли 61 машины СБ-2 и Су-2. Меньшие потери понесли авиаполки 47-й смешанной авиадивизии. Основную ударную силу и по количеству самолетов, и по их бомбовой загрузке составили бомбардировщики двух авиадивизий ДБА, которые, несмотря на сокращение боевого состава из-за потерь, подготовили для проведения операции более 80 ДБ-3 и ДБ-3ф, а также несколько десятков ТБ-3.

К сожалению, 29 июня начать воздушную операцию в районе Бобруйска не удалось. Позднее в своем отчете С.И.Поветкин, тяжело раненный и эвакуированный в Москву, написал: «Несмотря на неоднократные мои запросы о вылете нашей авиации, действий таковой в течение 29.6.41 г. не было. Под воздействием огня противника и беспрерывного действия бомбардировочной и истребительной авиации противника, длившихся в течение 3 - 4 часов, оборона до 18 ч. упорно удерживала восточный берег р. Березина в районе Бобруйска и лишь с 18 ч. приписной состав 273-го отдельного батальона связи и 246-го отдельного саперного батальона, оборонявший правый фланг по восточному берегу р.Березина, ввиду отсутствия командного состава, начал отход группами по лесам в Могилевском направлении».

На другой день рано утром немцы навели переправу через Березину и приступили к переброске на плацдарм тяжелой техники 3-й танковой дивизии. Перед бомбардировочными полками в середине дня 30 июня была поставлена задача разрушить мостовые переходы, разбомбить скопления танков и автомашин юго-западнее Бобруйска, а также колонны на дорогах Глусск - Бобруйск и Глуша - Бобруйск. В телеграмме штаба Западного фронта за подписью командующего Западным фронтом и командующего ВВС фронта приказывалось: «Всем соединениям ВВС Западного фронта. Немедленно, всеми силами, эшелонировано, группами уничтожать танки и переправы в районе Бобруйска. Павлов, Таюрский.» Предполагалось, что поддержанный таким образом импровизированный отряд Поветкина сможет удержать фронт по периметру плацдарма, захваченного врагом, до подхода боеспособных стрелковых частей.

Помешать переправе войск противника не удалось, хотя, налеты отнюдь не содействовали его успешному продвижению. Массированного удара  с подавлением зенитных средств организовано не было, бомбардировщики с середины дня 30 июня выходили на цели разновременно небольшими группами и даже одиночными машинами. Помимо огня зенитной артиллерии, которая последовательно сосредотачивала огонь на выходившие к целям самолеты, бомбардировщики, действовавшие без истребительного прикрытия, перехватывались «Мессершмидтами» 51-й истребительной эскадры - JG51. Эскадра действовала в полном составе, всеми тремя авиагруппами, имея на вооружении 104 боеготовных Bf109F. Несмотря на тяжелейшие условия, в которых оказались бомбардировочные экипажи, летчики действовали мужественно и самоотверженно. В стремлении точно поразить механизированные колонны на дорогах ряд экипажей СБ-2 атаковали с малых высот, вплоть до 400 м, и даже на бреющем полете. Всего в полосе Западного фронта 30 июня было потеряно 82 самолета, причем большинство составили бомбардировщики, действовавшие в районе бобруйской переправы.

Только 3-й бомбардировочный авиакорпус ДБА потерял в тот день 48 ДБ-3 и ДБ-3ф. Были уничтожены вражескими истребителями все четыре ТБ-3 из состава 3-го тяжелого бомбардировочного авиаполка 52-й бомбардировочной авиадивизии ДД, участвовавшие в атаке. Воздушный бой с тяжелыми четырехмоторными кораблями, которые после этого в дневных налетах никогда не использовались, был описан К.Симоновым в романе «Живые и мертвые», наблюдавшим с земли за гибелью машин. В этом бою один из вражеских «Мессершмидтов» сбили воздушные стрелки ТБ-3. Всего в сражении над Бобруйском воздушные стрелки советских бомбардировщиков уничтожили по советским данным 10 Bf109F, по данным нашего противника - 7. Если иметь в виду поврежденные истребители, которые выходили из боя, но в качестве потерь немцами не засчитывались, а также сравнительно слабое стрелковой вооружение бомбардировщиков, оснащенных пулеметами винтовочного калибра, такой эффект оборонительного огня нужно признать весьма результативным. Тем более, далеко не все советские бомбардировщики были сбиты «Мессершмидтами», как всегда, большие потери становились результатом действий зенитной артиллерии противника.

Печально, однако, что бомбардировщики не были обеспечены истребительным прикрытием. В принципе его было возможно организовать, используя силы 43-й истребительной авиадивизии, развернутые на аэродромах в районе Могилева. Но истребители, причем без видимого результата, были применены для блокирования аэродромов базирования немецких самолетов. Этим предполагалось сорвать организацию вражеского истребительного зонтика над Бобруйском.

Отряд генерала Поветкина, лишенный действенной и постоянной авиационной поддержки, был подавлен и рассеян до подхода подкреплений. 3-я танковая дивизия после двухдневной задержки продолжила движение на Могилев. Приграничное сражение войсками Западного фронта было проиграно, но упорным сопротивлением его войска нанесли значительный урон группе армий «Центр» и сдержали продвижение противника на направлении главного удара. Это способствовало построению линии обороны войсками Второго стратегического эшелона, отмобилизованными и выдвинутыми из тыловых военных округов.      

Бомбардировочная авиация ВВС Западного фронта в ходе приграничного сражения и отражения вражеского наступления вглубь страны понесла немалый урон. Бомбардировочные полки ВВС фронта потеряли в июне половину первоначального состава. К 10 июля бомбардировщики понесли урон, достигший 60% их численности в начале военных действий, причем 9-я и 10-я смешанные авиадивизии в полном составе отведены на переформирование. Учитывая необходимость усиления авиации на Западном направлении, где противник наносил главный удар, Ставка ГК пополнила в этот период ВВС фронта 23-й и 46-й смешанными авиадивизиями, выдвинутыми из состава Московского военного округа, 47-й смешанной авиадивизией из Орловского военного округа (всего пять авиаполков, вооруженных СБ-2), а также отдельным 410-м бомбардировочным авиаполком, вооруженным Пе-2 и укомплектованным летчиками НИИ ВВС. Кроме того 11-я смешанная авиадивизия, отведенная на короткое время в тыл, после доукомплектования продолжила боевые операции. Состав дивизии пополнил 60-й бомбардировочный авиаполк, оснащенный 22 бомбардировщиками Пе-2.





           Приграничное сражение на Северо-Западном направлении, как и в полосе Западного фронта, отмечено высокими потерями авиации. При этом ВВС Северо-Западного и Северного фронтов, а также авиация ВВС КБФ также не смогли заметным образом повлиять на ход наземных операций. Ущерб, нанесенный противником бомбардировочной авиации ВВС Северо-Западного фронта в первый день войны оказался особенно болезненным ввиду того, что многие полки не прекращали учебно-тренировочного процесса, экипажи завершали полеты на рассвете 22 июня. Самолеты 1-го воздушного фронта появились над аэродромами, как и на всем советско-германском фронте, в 3 ч. 15 мин., когда проводился осмотр техники, шла заправка топливом и подготовка к полетам, а экипажи отдыхали. Вражеские налеты осуществлялись большей частью малыми группами, но эшелонировано, в течении всего дня.

Большие потери на земле понесли 9-й и 46-й бомбардировочные полки 7-й смешанной авиадивизии, находившейся в оперативном подчинении 8-й армии на шауляйском направлении. В первом налете на базы, занятые полками дивизии, выполняли 45 Ju88 76-й бомбардировочной эскадры - KG76, повторные - более малочисленные группы. В результате потерь материальной части, дезорганизации управления и аэродромного обслуживания бомбардировщики СБ-2 и Ар-2 не смогли обеспечить действенного содействия наземным войскам. Однако, в соответствии с предвоенными планами ударов, которые в случае начала военных действий следовало нанести по объектам на территории противника, в первую очередь по аэродромам, в утренние часы 22 июня группа СБ-2 из 9-го бомбардировочного авиаполка майора М.И.Скитева бомбили Тельзит и Кенигсберг.

В тот же день СБ-2 из 31-го (подполковник Ф.И.Добыш) и 40-го (майор Могилевский) бомбардировочных авиаполков 6-й смешанной авиадивизии, обеспечивающей поддержку 27-й армии, которая прикрывала побережье Балтики, смогли нанести бомбовые удары не только по наступавшим войскам противника и бомбить переправы через Неман, но также сбросили бомбы на Кенигсберг и Мемель. В ходе утренних налетов вражеским истребителям удалось сбить (по сведениям противника) до 15 СБ-2 из состава этих полков.
 
Помимо атак «Юнкерсов» из состава KG76, в течение дня аэродромы, где базировались советские самолеты, неоднократно подверглись ударам Ju88A 1-й бомбардировочной эскадры «Гинденбург» - KG1, а также истребителями 54-й истребительной эскадры - JG54.   

Что касается 4-й смешанной авиадивизии, которая находилась в непосредственном подчинении командующего ВВС фронта, то она базировалась в Эстонии и в начале вторжения потерь на аэродромах не имела. 63-й бомбардировочный авиаполк этой дивизии, перелетевший накануне в район Митавы, с первых часов войны включился в боевую работу и понес потери в воздухе, а 35-й бомбардировочный авиаполк во второй половине дня, подняв в воздух группу СБ-2 для ударов по механизированным колоннам, потерял 5 машин. Большие потери понес 54-й бомбардировочный авиаполк 57-й смешанной авиадивизии фронтового подчинения, который базировался на аэродроме Вильно и лишился на земле в результате авиаударов 22 июня более 30 машин. В налетах на Вильно участвовали Do17Z из 2-й и 3-й бомбардировочных эскадр - JG54 и JG54 и Bf109F 53-й истребительной эскадры - JG53 2-го воздушного флота, силы которого действовали как против боевых порядков Западного фронта, так левофланговых соединений Северо-Западного фронта.

Из-за отсутствия оперативного управления со стороны  командования ВВС округа, не получая конкретных задач и целей для ударов, оставшиеся в строю машины содействовать наземным войскам эффективно не смогли. Поднятые в воздух, самолеты по 40 - 50 мин. проводили в зоне ожидания, а после посадки попадали под повторные удары. Много боевых машин было сбито в воздухе во второй половине дня 22 июня в ходе попыток остановить механизированные колонны противника бомбовыми ударами. Негативно сказалось отсутствие хорошо поставленной воздушной разведки и тесного взаимодействия с наземными частями, даже на уровне штабов, с наземными войсками. Именно тщательная разведка и четко налаженное взаимодействие с войсками способствовала успехам Люфтваффе.

Наступление противника на вильнюсском и каунасском направлениях заставило уже вечером 22 июня поспешно отводить авиационные части ВВС Северо-Западного фронта вглубь страны. При этом поспешность, с которой приходилось это делать, привела к большим потерям материальной части. Неисправные и поврежденные машины, как и на других фронтах, приходилось бросить или уничтожить, что нанесло куда больший урон, чем безвозвратные потери на земле и в воздухе. Всего из 413 бомбардировщиков СБ-2, основного бомбардировщика парка самолетов, на третий день войны осталось 216 - примерно половина. Из 40 пикирующих бомбардировщиков Ар-2 и Пе-2 уцелели единицы. Урон, понесенный бомбардировочными полками ВВС фронта, составил 88% от их первоначальной численности, что намного выше соответствующих показателей на других фронтах.






Задержать наступление врага Ставка планировала на естественных оборонительных рубежах рек Западная Двина и Великая. Содействовать наземным войскам должна была авиация. Ввиду серьезных ущерба, нанесенного авиачастям ВВС Северо-Западного фронта и потери управления ими, в бой были введены дополнительные силы. Бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-3ф 1-го бомбардировочного авиакорпуса ДБА и СБ-2 из 2-й смешанной и 4-й бомбардировочной авиадивизий ВВС Северного фронта с 27 июня бомбили наступающие соединения 4-й танковой группы группы армий «Север» По докладам немецкого командования удары, которые были нанесены по маршевым колоннам 1-й танковой дивизии привели к значительным потерям и замедлили наступление врага.

Вечером 2 июля удар по немецким механизированным колоннам в районе Двинска наносила 2-я смешанная авиадивизия. В общей сложности 35 бомбардировщиков СБ-2 из 44-го и 58-го бомбардировочных авиаполков сбросили 50-кг и 100-кг бомбы с малых - до 200 м высот. Экипажи наблюдали разрывы бомб, попавших в скопления техники. 16 самолетов, не найдя целей ввиду сложных метеоусловий, возвратились на свои аэродромы с бомбами на борту, 2 самолета сбросили бомбы по расчетным данным из-за облаков. Не обошлось без досадных трагических ошибок, связанных со слабой подготовкой экипажей. Два самолета, потеряв ориентировку, на цель не вышли, причем один из них по ошибке сбросил бомбы в районе Пскова, до которого враг еще не дошел. Вероятно после этого обе машины были обстреляны и сбиты своей зенитной артиллерией. Неудачно действовали самолеты 41-й бомбардировочной авиадивизии. В течение дня 4 июля бомбардировщики СБ-2 произвели 42 вылета в район Даугавпилс - Резекне, потеряв 20 самолетов. Вечером 6 июля, выполнив 44 вылета на двинском направлении, дивизия потеряла 20 машин.

30 июня бомбардировщики ДБ-3, СБ-2 и Ар-2 из 1-го минно-торпедного, 57-го и 73-го бомбардировочных авиаполков ВВС КБФ действовали по переправам через Западную Двину у Двинска и танковым колоннам, наступавшим на Псков и Таллин. Сорвать либо существенно задержать продвижение противника не удалось. Мосты не были ни разрушены, ни даже повреждены, потери врага в живой силе и технике в районе переправ также оказались незначительными по сравнению с затраченными усилиями и потерями. Советские бомбардировщики, вынужденные для повышения точности бомбометания действовать на малых высотах, понесли тяжелые потери. В результате плотного огня малокалиберной зенитной артиллерии, а также стремительных атак истребителей из эскадры JG54, которая перебазировалась на бывшие советские аэродромы в Прибалтике, только 30 июня при воздушной операции у Двинска погибли 34 самолета ДБ-3 и СБ-2.

Отсутствие опыта боевого применения и отработанной тактики, уровень обученности и подготовки экипажей, ограниченные возможности парка ударных самолетов в части точности бомбометания и малой бомбовой нагрузки не позволили эффективно воздействовать на противника атаками с воздуха, тем более, переломить ситуацию. Вероятно, все это можно было предположить заранее. Однако, в критической ситуации тех летних дней 41-го года советскому командованию просто не оставалось иного выхода, как использовать бомбардировщики так, как они использовались.

Любыми средствами, любой ценой, несмотря на крайне неблагоприятную обстановку, необходимо было остановить врага. Иначе потери и жертвы оказались бы несоизмеримо тяжелее. В свете сказанного необоснованные вердикты, выносимые некоторыми авторами сегодня, обвинения советского руководства в бесчеловечном отношении к людям, отправляемым якобы на верную смерть, выглядят весьма неприглядно. Армия такая, какой она была в те трагические дни, вряд ли, даже предположительно, могла быть иной. Не случайные, а фундаментальные причины и обстоятельства, о которых здесь уже упоминалось либо еще будет обсуждаться ниже в приложении к строительству военно-воздушных сил, препятствовали иному развитию военных событий.

Масштабные воздушные сражения с участием ВВС Северного фронта и авиации КБФ развернулись на советско-германском фронте несколькими днями позднее, когда непосредственная угроза нависла над Ленинградом. 5 июля в составе Северного фронта, войска которого к тому времени вели бои на Мурманском направлении, в Карелии и Карельском перешейке, была образована Лужская оперативная группа под командованием заместителя командующего фронтом генерал-лейтенанта К.П.Пядышева. Еще до падения 9 июля Пскова формирования оперативной группы начали выдвижение на Лужский оборонительный рубеж от Финского залива до Ильменского озера.

Почти 300-км полосу обороны обеспечивали три стрелковые дивизии, горнострелковая бригада, Ленинградские пехотное и стрелково-пулеметное училища, артиллерийские части, а также прибывшие позднее три дивизии народного ополчения и танковые части - сводный танковый полк и отдельный батальон тяжелых танков. Растянутые боевые порядки, слабая боевая подготовка стрелковых частей, особенно дивизий народного ополчения, низкие артиллерийские плотности, незавершенность работ по строительству полевых укреплений препятствовали построению прочной обороны. Для поддержки войск оперативной группы генерала Пядышева была привлечена авиация Северного фронта и КБФ, сохранившие высокую боеспособность. Потери соединений оказались несравнимо меньше, чем на других фронтах. 2-я смешанная авиадивизия, которая имела в своем составе три бомбардировочных авиаполка и была фактически бомбардировочной, взаимодействовала с войсками на лужском направлении, 41-я бомбардировочная авиадивизия в составе четырех авиаполков и ВВС КБФ обеспечивали кингисеппское направление - правый фланг оборонительного рубежа. Часть сил истребительной авиации 5-й смешанной авиадивизии и 39-й истребительной авиадивизии осуществляли прикрытие ударных самолетов и использовались также для нанесения бомбоштурмовых ударов.

Механизированные колонны 4-й танковой группы продвигались по труднопроходимым дорогам к низовьям реки Луга. Противнику приходилось настилать сотни метров гатей и засыпать воронки от авиабомб. К неблагоприятным для наступления условия местности прибавились  удары бомбардировщиков 41-й авиадивизии, прикрываемых истребителями. Группы СБ-2 с высоты 400 - 1500 м сбрасывали ФАБ-100 и ФАБ-50, зажигательные и ротативно-рассеивающие бомбы и даже обстреливали противника пулеметным огнем. Истребители сопровождения, вылетая с подвешенными реактивными снарядами, атаковали транспортные средства на дорогах. В налетах участвовали также самолеты ВВС КБФ. Несмотря на удары с воздуха, подвижные соединения, продолжая наступление, к 14 июня вышли к реке Луге и захватили плацдармы на ее восточном берегу. В журнале боевых действий 1-й танковой дивизии, боевая группа которой наступала на острие клина, направленного на Ленинград, записано, что «...в течение первой половины дня положение в воздухе становится почти невыносимым. Противник бомбит каждую отдельную машину, отыскивает позиции артиллерийских и зенитных орудий, разрушает воронками дорогу».

Не в последнюю очередь немцы попали в столь сложное положение в связи с тем, что «Мессершмидты» 54-й истребительной эскадры - JG54 базировались в районе Острова и действовали в интересах вырвавшихся вперед частей неэффективно. Только 17 июня I и II авиагруппы - около 40 истребителей Bf109F перелетели на взлетные площадки вблизи линии фронта, что сделало прикрытие войск более действенным. Но еще 14 июня вечером стартовавшие с дальних аэродромов Bf109F появлялись над Лугой, что обернулось потерей трех сбитых СБ и одного не вернувшегося на свою базу. 15 июля советские самолеты потерь не имели. Истребители противника не действовали, а выделенный для прикрытия передовых частей зенитный артиллерийский дивизион задержался из-за пробок на дорогах. На следующий день плотный огонь зенитных автоматов привел к потерям двух СБ-2 из 41-й бомбардировочной авиадивизии и одного И-16 из 39-й истребительной авиадивизии. Однако, удары с воздуха, как и накануне, препятствовали расширению плацдармов и организации дальнейшего наступления. Особенно критично складывалась для противника обстановка на путях снабжения войск. Воздушные налеты сводили до минимума пропускную способность слабо развитой в этом районе дорожной сети.

С ходу прорваться к Ленинграду противнику не удалось. 19 июля наступление было остановлено, на Лужских рубежах наступило временное затишье. Только 8 августа, пополнив и перегруппировав войска, немцы перешли в решительное наступление на Кингисепп, а спустя двое суток - на Лугу. От плацдармов на восточном берегу реки Луги до Ленинграда оставалось около 100 км.

Советские войска в августовских боях были поддержаны многочисленной авиационной группировкой. Командование располагало примерно 800 боевыми машинами 2-й смешанной и 41-й бомбардировочной авиадивизий, а также основных сил 5-й смешанной и 39-й истребительной авиадивизий. Следует учесть также, что благодаря отсутствию массированных налетов на Ленинград, в интересах наземных войск, в частности, для нанесения бомбоштурмовых ударов, использовались боевые машины 7-го истребительного корпуса ПВО, который в августе включал в свой состав 11 авиаполков. Кроме того около 200 бомбардировщиков и истребителей могло быть использовано из состава ВВС КБФ, переданных в оперативное подчинение Северного фронта. Остальные соединения ВВС фронта по-прежнему действовали на Мурманском направлении (1-я смешанная авиадивизия), Петрозаводском направлении (55-я смешанная авиадивизия) и на Карельском перешейке (часть сил 5-й смешанной авиадивизии), 7-й истребительный авиакорпус и часть сил 39-й истребительной авиадивизии обеспечивали ПВО Ленинграда и тыловых объектов.

В первые дни наступления неблагоприятная погода не позволяла ни той, ни другой стороне активно использовать авиацию, но затем в воздухе, особенно на правом фланге Лужских рубежей, на кингисеппском направлении, развернулось активное воздушное противостояние. Успешным оказался налет 12 августа, когда 13 СБ-2 из 41-й авиадивизии под плотным прикрытием 20 истребителей 39-й авиадивизии нанесли бомбовые удары по дороге Сабск - Яблоница и разрушили мост у Извоза. В результате противнику не удалось перегруппировать силы и продолжить наступление, что ощутимо сказалось на обстановке.

Однако, ход и результаты операций определяются в конечном счете действиями наземных войск. Тем более, авиация Люфтваффе действовала с большим напряжением. Благодаря наведению ударных самолетов с земли наносились точные удары по оборонительным порядкам наших войск, в первую очередь артиллерийским позициям. Экипажи 2-й бомбардировочной эскадры - KG2 выполнили 10 августа по 5 вылетов каждый, а истребители II авиагруппы 52-й истребительной эскадры - II/JG52 еще больше. Номинальное численное превосходство советской авиации примерно в 1,3 раза с лихвой перекрывалось интенсивностью использования самолетов Люфтваффе, не говоря уже о четком управлении и взаимодействии с наземными войсками, а также уровне подготовки летного состава.

Лужские оборонительные позиции были прорваны. Но более чем месяц стойкого противостояния сыграл определяющую роль в судьбе города. Несмотря на все недостатки в боевом применении, бомбардировочная авиация, сыграла в этих сражениях немалую роль. В первые военные месяцы это был один из немногих примеров, когда авиация явилась серьезным фактором, повлиявшим на оперативную обстановку. При этом формирования ВВС в течении длительного периода напряженных военных действий сохранили свою боеспособность.
 




           Наиболее многочисленным парком бомбардировочной авиации обладали ВВС Юго-Западного фронта. Как и на других фронтах, война в воздухе началась с ударов Люфтваффе по аэродромам. В ряде случаев до подлета вражеских самолетов были подняты истребители, чем удалось снизить ущерб от первого удара. Бомбардировщикам 51-ой бомбардировочной эскадры «Эдельвейс» - KG51 и 54-й бомбардировочной эскадры «Мертвая голова» - KG54, а также истребителям не удалось как в первом, так и в последующих налетах лишить боеспособности бомбардировочные авиаполки. Сказывалось также упорное сопротивление армий Юго-Западного фронта, что не позволило противнику, как это случилось на Западном фронте, с ходу захватить передовые аэродромы. Однако, в обстановке нарушения оперативного управления поставить боевые задачи по поддержке наземных войск удалось только во второй половине дня.

Соединения ВВС фронта располагали 15 бомбардировочными авиаполками, в числе которых 8 являлись частями нового формирования Они либо вообще не имели самолетов, либо недавно начали оснащаться материальной частью и были далеки от нормального укомплектования самолетами и подготовленными экипажами. Из таких полков одними из первых были приведены в относительную боеготовность 226-й и 227-й бомбардировочные авиаполки 15-й смешанной авиадивизии, подчиненной командованию 6-й армии. Эти полки, вооруженные Су-2, дислоцировались под Киевом, с началом военных действий продолжили интенсивные учебные полеты и приступили к боевой работе только 28 июня. Из числа боеспособных бомбардировочных авиаполков, которые возможно было использовать с первых дней войны, три состояли в составе авиадивизий, входивших в состав ВВС армий и четыре - в состав формирований, подчиненных непосредственно командованию ВВС фронта.

Первыми на боевое задание 22 июня вылетели на луцком направлении экипажи 62-й бомбардировочной авиадивизии, которая находилась в подчинении 5-й армии. Экипажи СБ-2 94-го бомбардировочного авиаполка (полковник А.В.Николаев), который базировался в районе Овруча, прикрытые истребителями 14-й смешанной авиадивизии, также подчиненной командованию 5-й армии, несмотря на противодействие зенитной артиллерии и самолетов 3-й истребительной эскадры - JG3 4-го воздушного флота, нанесли ряд ударов по механизированным колоннам 1-й танковой группы противника в районах Устилуг, Грубешув, Сокаль. 52-й бомбардировочный полк (подполковник И.К.Косенко) этой дивизии, частично перевооруженный на Пе-2, которые еще не были освоены экипажами, участвовал в боях только частью сил. В боевые действия на львовском направлении со второй половины дня были вовлечены также бомбардировщики СБ-2 86-го бомбардировочного авиаполка (майор Д.Ф.Белый) 16-й смешанной авиадивизии, которая входила в подчинение 6-й армии. Всего за день бомбардировочная авиация фронта выполнила около 200 боевых вылетов. При наличии 421 боеготовной машины и не столь высоких потерях на местах базирования такая интенсивность представляется довольно низкой.

Позднее в активные боевые действия, наряду полками, армейского подчинения, были вовлечены бомбардировочные авиаполки 17-й смешанной и 19-й бомбардировочной авиадивизий, непосредственно подчиненные командованию ВВС фронта. В первые дни войны в результате ударов по аэродромам они совершенно не пострадали.

В оперативном подчинении фронта находилась также 18-я отдельная бомбардировочная авиадивизия ДД, базировавшаяся в районе Киева. Отмеченная уже слабость оперативного управления не позволила должным образом с первых дней использовать бомбардировщики ДБ-3ф этого соединения. На полевом аэродроме 90-го дальнебомбардировочного авиаполка под Новоград-Волынским самолеты с утра 22 июня стояли полностью подготовленными к вылету, снаряженные бомбовой нагрузкой. Однако задач полк не получал, приказов на вылет не поступило. Вечером 14 бомбардировщиков Ju-88 нанесли удар по аэродрому, уничтожив 6 самолетов. Однако, и в последующие дни часть оставалась в бездействии. Аналогично обстояли дела и на аэродроме 93-го дальнебомбардировочного авиаполка под Житомиром.

Активные действия бомбардировочной авиации развернулись только с 24 июня. За четыре дня боев, с 24 по 27 июня, бомбардировщики нанесли немалый урон противнику. Однако распыление усилий по различным целям на широком фронте, по преимуществу тыловым, ввиду не налаженного взаимодействия с наземными войсками, не позволило заметно снизить наступательный потенциал противника. При этом авиационные части понесли немалые потери как на земле, так и в воздухе. К примеру, 136-й бомбардировочный авиаполк 19-й бомбардировочной авиадивизии лишился 22 самолетов - 17 Як-2 и 5 Як-4, 52-й бомбардировочный авиаполк 62-й бомбардировочной авиадивизии - 16 СБ-2, 93-й дальнебомбардировочный авиаполк 18-й бомбардировочной дивизии ДД - 21 ДБ-3ф. Если 22 июня бомбардировочная авиация на Северо-Западного фронте (с учетом 18-й бомбардировочной авиадивизии ДД) насчитывала примерно 580 исправных машин, а к 24 июня их количество снизилось до 460, то 30 июня численность исправных бомбардировщиков не превышала 360 самолетов. Утраты бомбардировочных авиаполков ВВС фронта составили при этом 38% от их первоначальной численности, что существенно меньше потерь, понесенных на других фронтах.

В первые дни войны летчики 48-го бомбардировочного авиаполка (подполковник А.Ф.Забелин) 17-й смешанной авиадивизии, наиболее подготовленные, как отмечалось выше, к использованию новой материальной части, выполняли боевые задания с использованием Пе-2. При этом 25 июня группа из 16 боевых машин, успешно отбомбившись в районе Бродов, в полном составе вернулась на свой аэродром. Пе-2 действовали без истребительного прикрытия и на отходе от целей подверглись вражеской истребительной атаке. Держась в плотном строю, бомбардировщики смогли успешно отразить нападение, причем в ходе боя воздушные стрелки сбили три «Мессершмидта». Однако нередко до половины бомбардировщиков, вылетавших в течение дня на задания, особенно СБ-2, обратно не возвращалось. Действия звеньями, широко практиковавшиеся в первый период военных действий, и даже парами и единичными машинами, не способствовали построению оборонительных порядков. Взаимодействие и огневой заслон необходимой плотности в этом случае организовать не удавалось и машины, идущие без истребительного прикрытия, оказывались легкой добычей воздушного противника.

Впервые массированное использование бомбардировщиков Юго-Западного фронта отмечено в ходе контрудара механизированных корпусов в районе Дубно 26 - 29 июня. Перед 9-м и 19-м механизированными корпусами, которые совместно со стрелковыми частями 5-й армии должны были наступать в направлении Дубно с северо-востока, и 8-м механизированным корпусом, наступавшим при поддержке 15-го механизированного корпуса на Берестечко-Дубно с юга, ставилась задача фланговыми ударами по вклинившимся в боевые порядки советских войск частям 48-го танкового корпуса перерезать его коммуникации на запад. Там самым планировалось остановить дальнейшее продвижение врага и нанести ему поражение.

Содействуя наземным войскам, истребители и бомбардировщики выполнили 27 и 28 июня на сравнительно узком участке фронта в общей сложности 1289 самолето-вылетов. Только 19-я бомбардировочная авиадивизия выполнила 28 июня не менее 100 самолето-вылетов, нанесла большой ущерб врагу у станции Ровно, потеряв при этом безвозвратно только два самолета - Ар-2 и Як-2. Однако, авиационные удары пришлись по тыловым объектам и обозам, что не оказало прямого влияния на ход сражения. Организовать действенные удары по конкретным целям непосредственно на поле боя, поразить танки в местах сосредоточения или артиллерийские батареи, как правило, не удавалось. Подобного уровня взаимодействия с наземными войсками можно было достигнуть только при соответствующей подготовке штабов и командования на всех уровнях. Более того, возможности связи для своевременного целеуказания, условные сигналы, принятые для обозначения своих войск и направлений действий авиации, выучка и боевой опыт экипажей, необходимых при таком роде боевого применения бомбардировщиков, не позволяли обеспечить непосредственную поддержку наземного боя. Нередко удары приходились по своим, или бомбы ложились не там, где располагался противник.

Напротив, бомбардировочной авиации Люфтваффе в ходе отражения контрудара удалось существенно воздействовать на ход сражения. Бомбардировщики Ju88 из состава 51-й и 54-й бомбардировочных эскадр с горизонтального полета и с пикирования и Не111 из 55-й бомбардировочной эскадры 26 и 27 июня массированными ударами по продвигавшемуся с севера 9-му механизированному корпусу, как это следует из донесения его командира генерал-майора К.К.Рокоссовского, заставили прекратить наступление. Большой урон от налетов по докладу командира 19-го механизированного корпуса генерал-майора танковых войск Н.Ф.Фекленко понесли и части его соединения, также наступавшие с севера. 26 июня под удар 18 Ju88 из I группы 51-й бомбардировочной эскадры попал 15-й механизированный корпус, обеспечивающий частью сил наступление войск с юга, причем в результате налета не удалось своевременно ввести в бой переданную из состава 4-го механизированного корпуса 8-ю танковую дивизию. В результате бомбежки был выведен из строя КП корпуса, а его командир генерал-майор И.И.Карпезо, тяжело раненный и контуженный, был эвакуирован с поля боя.   

Несмотря на успех первых дней операции, разгром врага под Дубно и успешный захват 28 июня города, контрудар закончился неудачей. Противник сумел перегруппироваться и вечером 28 июня нанес ответный удар. В результате 12-я и 34-я танковые и 7-я моторизованная дивизии 8-го механизированного корпуса, которым командовал генерал-лейтенант Д.И.Рябышев, были окружены. 29 июня командующий Юго-Западным фронтом генерал-полковник М.П.Кирпонос приказал вывести из боя уцелевшие части корпуса, прекратить операцию, а окруженным прорываться к своим. Из окружения с боем 29 июня вышла 7-я моторизованная дивизия. Остатки 12-й и 24-й танковых дивизий, потеряв все тяжелое вооружение, вышли к своим почти через месяц.   

На другой день, 30 июня проанализировав тяжелое поражение войск Юго-Западного фронта и опасаясь допустить окружение основных сил фронта, как это случилось в районе Белосток - Минск, Ставка ГК приказала организованно отходить к укреплениям старой госграницы. Войскам предписывалось обеспечить с опорой на УРы построение стойкой обороны, в первую очередь с помощью артиллерийско-противотанковых средств. Перед бомбардировочной авиацией была поставлена задача обеспечить отход «путем усиленной бомбежки соединений противника», предусмотрев своевременное перебазирование.

Результаты приграничного сражения для ВВС Юго-Западного фронта, несмотря на то, что авиация понесла урон существенно меньший, чем на Западном и Северо-Западном фронтах, оказались неутешительны. Из числившихся на начало военных действий примерно 1800 исправных бомбардировщиков и истребителей (без приданного позднее 4-го авиакорпуса ДБА - 50-й и 22-й бомбардировочных авиадивизий ДД - 260 исправных бомбардировщиков, в интересах Юго-Западного фронта действовавшего частично) в июне было потеряно примерно 820 боевых машин. Из них около 490 самолетов оказались уничтоженными на земле в результате вражеских авианалетов, а также подорвано или брошено при отступлении из числа неисправных либо не обеспеченных экипажами, 117 погибло в воздухе, 214 списано из-за аварий и катастроф. К этому следует добавить, не менее 90 из тех 250 бомбардировщиков и истребителей, которые числились неисправными на начало военных действий и были оставлены в июне на местах базирования при отводе авиачастей вглубь территории. Заметим, что если на Западном и Северо-Западном фронтах основные потери на земле пришлись на первые сутки военных действий, то на Юго-Западном фронте в последующие дни они даже увеличились. 

Значительные потери, самые тяжелые на советско-германском фронте, понес и V авиакорпус 4-го воздушного флота Люфтваффе, который действовал над Правобережной Украиной в полосе Юго-Западного фронта. Лишившись безвозвратно не только в результате боевых потерь, но и списаний техники, а также за счет машин, нуждавшихся в долгосрочном ремонте, 240 бомбардировщиков и истребителей при начальной численности 360 ед., корпус сократившись по количеству машин в 3 (!) раза. Безусловно, машины, подлежащие ремонту, со временем возвращались в строй. В этом отношении армия, уступающая противнику, вынужденная взрывать или бросать на аэродромах поврежденные и неисправные машины, оказывается в куда более худшем положении. Но и безвозвратных боевых потерь в V авиакорпусе было достаточно - только 22 июня не менее 35 боевых самолетов не вернулись на аэродромы, 27 полных экипажей оказались потеряны.

Ущерб, нанесенный 51-й, 54-й и 55-й бомбардировочным эскадрам 5-го авиакорпуса, действовавших в этой полосе фронта, можно представить, исходя из потерь 51-й бомбардировочной эскадры «Эдельвейс» - штабного звена, I, II и III авиагрупп - Stab, I, II, III/KG51, первоначально укомплектованной 92 Ju88A. К концу июня в составе соединения осталось 37 самолетов, в 2,5 раза меньше первоначального. Только 22 июня, не считая раненых, погибли или пропали без вести 60 человек - 15 полных экипажей, в III авиагруппе 14 машин (50% сил) оказались сбиты или получили серьезные повреждения.

Столь высокие потери бомбардировщиков происходили ввиду использования для непосредственной поддержки войск двухмоторных ударных машин, способных решать как тактические, так и стратегические задачи. Но другого выхода не оставалось, более приспособленных для этих целей пикировщиков Ju87 в составе 4-го воздушного флота не было. Дальность полета и значительная бомбовая нагрузка делали возможными длительное пребывание Ju88A и Не111Н над полем боя и непрерывное воздействие на наземные войска, причем Ju88A часто наносили точные удары с пикирования. Но при всей эффективности их боевой работы, выводы о невысоких потерях бомбардировочной авиации противника, часто звучащие сегодня, не опираются на реальные факты и действительности не соответствуют. Потери врага, особенно по меркам Люфтваффе, были огромны.




           Наиболее организованно встретили начало войны на южном крыле советско-германского фронта. Немецко-румынская авиация нанесла удар по нескольким аэродромам, однако авиационные части, поднятые поздно вечером 21 июня по тревоге в порядке проверки боеготовности, успели рассредоточить самолеты по оперативным аэродромам. Своевременно вскрыть места базирования противнику не удалось, что позволило не только избежать потерь на земле, но и во многих случаях беспрепятственно выпускать истребители и бомбардировщики для выполнения боевых задач. Подобных мероприятий, которые провел командующий ВВС Одесского военного округа генерал-майор авиации Ф.Г.Мичугин, не было организовано в других военных округах, что сказалось как на потерях авиации, так и на судьбе авиационных начальников. Командующие ВВС - генералы А.П.Ионов (Северо-Западный фронт), А.И.Таюрский (Западный фронт, зам. командующего, после самоубийства Копеца - командующий), Е.С.Птухин (Юго-Западный фронт), арестованные за преступную бездеятельность, были позднее расстреляны. В то же время ВВС Южного фронта сохранила в первые дни войны большую часть личного состава и боевой техники, что позволило активно действовать и нанести существенный ущерб врагу

Немаловажно также, что IV авиакорпус 4-го воздушного флота, который действовал в этой полосе фронта, включал в свой состав не более 230 истребителей и бомбардировщиков (без учета самолетов авиационной миссии в Румынии, которые использовались в системе ПВО страны). Что касается румынских ВВС, то примерно такое же количество боевых машин, нацеленные на участие в боях против СССР на сухопутном фронте, не привели к значительному усилению авиационной группировки противника. Материальная часть и уровень подготовки летного и командного состава румынских ВВС оставлял желать лучшего.

Основной ударной силой, которая была задействована в первые дни войны в полосе, прикрываемой Одесском военным округом (с 25 июня - войсками Южного фронта), стали три авиагруппы 27-й бомбардировочной эскадры «Бёльке» - I, II, III/27KG (87 бомбардировщиков Не111Н). В налетах не только как прикрывающие, но и ударные машины использовались самолеты двух авиагрупп 77-й истребительной эскадры - II, III/JG27, вооруженных 76 истребителями Bf109E и F, а также несколько позднее до 25 Bf109E учебно-боевой авиагруппы 2-й учебной эскадры - I(J)/LG2.

Одной из причин успешных действий ВВС Южного фронта следует считать сравнительно стабильную в первые дни войны линию обороны, что избавляло авиацию от перебазирований с неизбежной потерей на оставленных аэродромах неисправной и поврежденной техники и оборудования. В противоположность событиям, развернувшимся в ходе приграничного сражения на Северо-Западном, Юго-Западном и особенно Западном направлениях, первые дни на южном крыле советско-германского фронта характеризовались не всегда успешными попытками румынских войск форсировать пограничную реку Прут и создать плацдармы на восточном берегу.

Только 1 июля немецко-румынские части начали активные наступательные действия на широком фронте, а 2 июля были задействованы главные силы 11-й полевой армии Вермахта и 3-й румынской армии, которые прорвали оборону Южного фронта. Однако, советские войска до 14 июля продолжали сдерживать противника на подступах к Днестру, нанося при этом удары по позициям врага. Начальник Генштаба сухопутных войск генерал-полковник Ф.Гальдер с досадой отмечал в своем дневнике «то обстоятельство, что русские продолжают оставаться между Прутом и Днестром».

Нельзя сбрасывать со счетов оперативно грамотные действия авиационных командиров и возможность обеспечить сравнительно сильное истребительное прикрытие, что в первые дни войны избавляло от полного господства противника в воздухе. Помимо наличия в составе шести истребительных авиаполков ВВС Одесского военного округа 697 истребителей (из них 565 боеготовных), 314 истребителей насчитывали три авиаполка ВВС Черноморского флота (из них 283 боеготовных). Следует также отметить, что 4-й и 55-й истребительные авиаполки 20-й смешанной авиадивизии были полностью укомплектованы 122 истребителями МиГ-3, причем 44 летчика успешно ими овладели.

Когда немецко-румынская группа в составе бомбардировщиков PZL37 «Лось» и истребителей Bf109E пытались в 5 ч. 30 м. утра 22 июня прорваться к аэродромам 21-й смешанной авиадивизии, она была встречена дежурным звеном И-16 из 67-го истребительного авиаполка (майор Б.А.Рудаков). Истребители не только не позволили противнику прицельно отбомбиться, но и сбили румынский бомбардировщик. По уровню подготовки это был лучшее истребительное формирование Одесского военного округа, недаром в первые, самые тяжелые военные дни летчики полка действовали столь успешно. Только 22 июня они уничтожили 16 бомбардировщиков и 2 истребителя, причем места падения 13 самолетов были установлены, хотя противник признал потерю от действий полка в тот день только 5 машин, а всего за день - 11 истребителей и бомбардировщиков. Собственные потери 67-го авиаполка составили 6 самолетов, из них 2 разбились при вынужденных посадках. Погиб один летчик, двое получили ранения. Самолеты дивизии на аэродромах потерь не понесли.

В предвоенные месяцы 67-й авиаполк проводил интенсивные учебные полеты, летчики хорошо освоили вверенную им технику - истребители И-16. Отметим, что опытные пилоты, достаточно хорошо подготовленные и освоившие И-16, особенно последних выпусков, снабженных более сильным мотором и мощным вооружением, довольно успешно противостояли «Мессершмидтам» модели «Е». Действуя на виражах, советские истребители не только связывали противника боем, но и сбивали самолеты врага. Вооружение И-16 тип 28, состоящее из двух подкрыльевых 20-мм пушек ШВАК и двух 7,62-мм пулеметов ШКАС, позволяло при хорошей стрелковой подготовке летчика-истребителя успешно сбивать вражеские бомбардировщики, обладавшие высокой живучестью.

Не столь благополучно обстояли дела в 20-й смешанной авиадивизии. Летчики 55-го истребительного авиаполка (майор В.П.Иванов), заблаговременно, благодаря предупреждениям постов ВНОС, поднявшие в воздух 8 МиГ-3, встретили на подлете к аэродрому Бельцы в 5 ч. 15 мин. группу бомбардировщиков из 20 Не111 и 18 Bf109E. Прицельно бомбить противник также не смог, тем не менее, благодаря большому количеству атакующих самолетов, на земле оказались поврежденными 3 МиГ-3, сгорело бензохранилище. В течение дня аэродром пережил еще два налета, экипажи 55-го авиаполка, действуя смело и инициативно, выполнили по отчету штаба полка 151 самолето-вылет. Гораздо больший ущерб понес рано утром 45-й бомбардировочный авиаполк (этой дивизии, когда по аэродрому Гросулово бомбовый удар нанесло звено Не111Н, уничтожив на земле 3 СБ и 2 Пе-2. Сказалось отсутствие зенитно-артиллерийских средств, а также истребительного прикрытия, которое возлагалось на 4-й истребительный авиаполк.

Командир 20-й смешанной авиадивизии генерал-майор А.С.Осипенко не был доволен действиями подчиненных. Во-первых, противник ушел после первой атаки без потерь, только в ходе второго налета на Бельцы был сбит Bf109Е, а летчик взят в плен; собственные потери - один МиГ-3. Во-вторых, из-за «преступной халатности и неорганизованности», несмотря на достаточное время с момента объявления боевой тревоги, не было завершено необходимое рассредоточение самолетов по оперативным аэродромам и их маскировка, что и явилось причиной нанесенного ущерба. В-третьих, командование как 4-го, так и 55-го истребительных авиаполков, полностью оснащенных новой техникой, не обеспечили четкого управления эскадрильями, не ставили летчикам конкретных задач. Все эти недостатки не имели столь трагичных последствий, как это случилось на других фронтах. Но у генерала Осипенко были все основания для недовольства, т.к. удары самолетов противника по Гросулово и Бельцам оказался самым результативным в Одесском военном округе. Следует учесть, однако, что в других случаях действовали, в основном, румынские самолеты. Как уже отмечалось, авиация союзников Германии явно проигрывала качественно, причем существенно, советским ВВС.

Авиаполки 45-й смешанной авиадивизии, которая базировалась в глубине округа, в 300 - 400 км от госграницы в первый день войны в боевых действиях участия не принимал.

Противник не добился результатов и при налете на Севастополь - главную базу Черноморского флота. Уже в 3 ч. ночи 22 июня разнородные силы флота перешли в оперативную готовность. Посты ВНОС вовремя предупредили о подходе к Севастополю вражеской авиации - Не111Н из состава II авиагруппы 27-й бомбардировочной эскадры – II/KG4. Немцы стремились ночью скрытно произвести минные постановки и закупорить в бухтах боевые корабли. Однако, встреченные дружным зенитным огнем, который велся по бомбардировщикам в световых полях, созданных прожектористами, точно сбросить неконтактные мины они не смогли.

Следует отметить, что в первый день войны семи бомбардировочным авиаполкам ВВС Одесского военного округа (из них четыре - нового формирования) и двум авиаполкам Черноморского флота конкретных задач не ставилось. Несмотря на артиллерийский огонь со стороны готовых к наступлению румынских войск и налеты авиации приказа разбомбить переправы через Прут, артиллерийские позиции и, главное, аэродромы, последнее позволяло захватить господство в воздухе, не поступало. Такое положение можно объяснить только тем, что заблаговременной подготовки к проведению воздушных операций на случай войны не проводилось, а разрешение на нанесение ударов по румынской территории поступило из Москвы только в середине дня 22 июня.

Удар по передовым частям противника и по мостам севернее Яссы нанесло в середине дня 22 июня звено из трех бомбардировщиков Пе-2 из 45-го бомбардировочного авиаполка, который утром подвергся бомбардировке на своем аэродроме и понес потери. Вылетев на разведку, летчики сбросили бомбовой груз с горизонтального полета. Позднее 211-й бомбардировочный авиаполк (майор В.Г.Родякин) той же 20-й авиадивизии, не закончивший формирования и обучения экипажей, до наступления темноты восемью самолетами Су-2 бомбил переправы через Прут. Безрезультативность бомбежки объясняется малой бомбовой нагрузкой, характерной для одномоторных самолетов, и, главное, неподготовленностью летчиков.

Более успешным для бомбардировщиков 20-й смешанной авиадивизии стал день 24 июня. Экипажи СБ-2 и Пе-2 45-го бомбардировочного авиаполка в 54 самолето-вылетах нанесли удары по скоплению войск противника и переправам в районе Скуляны - Унгены. Су-2 из 211-й бомбардировочного авиаполка выполнили по этим целям 24 вылета (в среднем по три на исправный самолет). 27 июня днем 9 Ар-2 из 45-го авиаполка, действуя с пикирования (подход к цели на высоте 4200 м, выход из пике - 1500 м) разбомбили артиллерийские позиции в районе Кирпинцы. Всего с 22 по 30 июня 45-й авиаполк выполнил 117 и 211-й авиаполк - 80 самолето-вылетов.

Довольно успешно действовал 5-й бомбардировочный авиаполк (подполковник Ф.П.Котляр) 21-й смешанной авиадивизии, который вечером 22 июня произвел групповой вылет с целью разрушения мостов через Прут и удара по скоплениям войск противника. Мост, на который сбрасывали бомбы,  разрушен не был, но зафиксированы точные попадания по расположению пехоты. Все 8 СБ-2 и 9 Пе-2 без потерь вернулись на свой аэродром. Под утро 23 июня за полчаса стартовали и отправились на боевые задания 18 Пе-2 и 16 СБ-2, которые бомбили аэродромы противника, а также механизированные колонны и скопления войск на переправах. Днем 24 июня 12 СБ-2 и 9 Пе-2 действовали с высоты 3 - 4 тыс м по переправам через Прут и войскам противника в районе Фэлчиу, где румыны перешли через реку, захватили плацдарм  и стремились продвинуться в глубину советской территории. Удары с воздуха были продолжены на следующий день, что содействовало ликвидации плацдарма вечером 24 июня с последующим уничтожением автомобильного и железнодорожного мостов, взорванных саперами. 1 июля 21-я смешанная авиадивизия силами 12 бомбардировщиков СБ-2 и 3 - Пе-2 5-го бомбардировочного авиаполка, а также 24 штурмовиков И-153, под прикрытием 15 МиГ-3 атаковали переправы через Прут, разрушив железнодорожный мост в районе Скулян. Переправы, как обычно, прикрывались сильным зенитным огнем, а также истребителями, советские самолеты в ходе выполнения задачи прорывались через огневые завесы и вели воздушные бои, неся ощутимые потери. 

Как упоминалось, 45-я смешанная авиадивизия 22 июня не действовала, но 9 Су-2 из 210-го бомбардировочного авиаполка (подполковник А.В.Кожемякин) перелетели днем на аэродром в 70 км от границы, где были снаряжены бомбодержателями и бомбами. В тот же день группа нанесла удар по железнодорожному узлу Яссы. Потерь не было, хотя особого урона противнику по тем же причинам, что и при налете 211-го бомбардировочного авиаполка, нанести не удалось. Только 26 июня в бои активно включился 132-й бомбардировочный авиаполк (майор Н.И.Оленев) этой авиадивизии, с 23 июня начавшей перебазирование из Кировограда в район Одессы. Авианалет на город Яссы не только силами 132-й бомбардировочного авиаполка, но  и 317-го отдельного разведывательного авиаполка (майор В.Д.Ивановский) - всего в составе обоих формирований насчитывалось 23 Ар-2 и 72 СБ-2, был организован 26 июня. Экипажи выполнили 151 самолето-вылет, поразив объекты в городе, на станции и на аэродроме Яссы. Город находился в 15 км от границы, в полосе действий советской истребительной авиации. Однако, налеты бомбардировщиков, что происходило весьма часто в первый период военных действий, летали без прикрытия. Безвозвратные потери оказались  немалыми и составили 12 СБ-2 и Ар-2 и 6 экипажей. Летчики доложили, что огнем воздушных стрелков сбито 5 Вf109.

Повторными ударами по аэродромам противник пытался подорвать силы советской авиации, что обычно удавалось сделать ему на других фронтах. Однако, благодаря рассредоточению самолетов по точкам базирования, а также самоотверженным действиям летчиков-истребителей, особых результатов достигнуто не было. Единственно успешным оказался налет 24 июня на аэродром Кулевча, где базировался 5-й бомбардировочный авиаполк, ранее не понесший потерь ни на земле, ни в воздухе. В тот день полк потерял 5 Пе-2 и 2 СБ-2. Группами по 3 - 5 Ju88 заходом с разных направлений бомбардировщики с малой высоты бомбили и обстреливали аэродромные стоянки. Истребители прикрытия над аэродромом не появлялись, зенитное прикрытие было слабым.

Потери, которыми пришлось заплатить бомбардировочной авиации ВВС Южного фронта за относительные успехи, можно охарактеризовать, исходя из количества боевых машин. Если в бомбардировочных авиаполках на 22 июня числилось 287 бомбардировщиков, то 10 июля их осталось только 133 при 101 исправных, т.е. бомбардировочные формирования понесли урон, достигший 60% их численности в начале военных действий, Конечно, не все выбывшие из боевого расчета машины оказались уничтоженными в результате боевых действий, более трети пришлись на небоевые потери. Высокой оказалась аварийность, особенно среди бомбардировщиков Пе-2, которые были плохо освоены экипажами и техническим персоналом. Наблюдались случаи недисциплинированности и халатности, также приводившие к авариям. Представляется, что боевые безвозвратные потери могут быть оценены примерно в 80 ед.

В течение июля, с началом наступления главных сил противника и после прорыва фронта,численность бомбардировочной авиации еще более уменьшилась. В связи со срочным перебазированием много неисправных машин, которые можно было отремонтировать на месте и вернуть в строй было потеряно, кроме того в середине июля три бомбардировочных авиаполка - 132, 210 и 211-й из-за огромных потерь ВВС Юго-Западного фронта были переданы в их распоряжение. Все это значительно уменьшило боевые возможности авиации Южного фронта. К 17 июля в трех смешанных авиационных дивизиях, где оставалось два авиаполка, вооруженных бомбардировщиками, а также в разведывательном авиаполку насчитывалось всего 33 боеготовных СБ-2 и Пе-2.

За счет повышения интенсивности использования самолетного парка среднее количество самолето-вылетов истребителей и бомбардировщиков осталось на прежнем уровне - 220 вылетов в день в июне и 226 в июле, хотя пиковое значение было достигнуто в первые дни войны, составив 430 - 450 вылетов в день. Количество истребителей значительно превышало численность  бомбардировщиков, а среднее количество ежедневных вылетов на одну боевую машину в истребительных формированиях также было значительно выше. Поэтому только примерно 15 - 20% самолето-вылетов, в среднем до 40 в день, приходилось на бомбардировочную авиацию. Эффективность применения бомбардировщиков также оставляла желать лучшего. Бомбовая нагрузка в большинстве случаев составляла для СБ-2 и Ар-2 - 400 кг (СБ-2 номинальная - 600 кг в бомбоотсеке и до 1500 кг при использовании внешней подвески; Ар-2 - 1500 кг в бомбоотсеке), для Су-2 - 200 кг (номинальная - 400 кг). Несмотря на относительные успехи и не столь опустошительные потери, бомбардировочная авиация Южного фронта также не смогла ощутимо повлиять на оперативную обстановку и оказать необходимое содействие наземным войскам.


 Продолжение - http://www.proza.ru/2016/09/25/1438



Начало очерка - http://www.proza.ru/2015/08/04/1674


      Использованная литература - http://www.proza.ru/2016/03/23/2198