Знакомство с Мариной Ладыниной и ее рассказы

Андро Бицадзе
За четырехместным столом в первую неделю нашего пребывания в санатории сидели только мы с Ниной. На восьмой день к нам присоединилась пожилая приятная дама, оказавшаяся народной артисткой Советского Союза Мариной Алексеевной Ладыниной. Скоро появилась и четвертая сотрапезница, которую звали Тамарой Георгиевной. Между нами завязались теплые, дружеские отношения.

Волею случая, мы все обедали в одно и то же время, потом вместе гуляли и развлекались. Это не укрылось от внимания других отдыхающих, которые с одобрением наблюдали за зародившейся между нами дружбой. Среди отдыхающих, кроме Марины Алексеевны, были и другие народные артисты Советского Союза — Николай Крючков, Сергей Образцов и Иван Петров (настоящая фамилия его была Краузе).
Марина была хорошо знакома со всеми, но предпочитала наше общество. Однажды она, шутя, сказала нам: «Было время, когда эти народные артисты мне завидовали, теперь они, наверное, тоже завидуют, что я попала в такую хорошую компанию за столом». Если нас и вправду можно было назвать компанией, то душой этой компании была, несомненно, Марина Ладынина.

В 30-х и 40-х годах Марина Ладынина стяжала себе славное имя благодаря тому, что создала неповторимые образы в фильмах «Бесприданница», «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Кубанские казаки» и т.д. Фильм «Сказание о земле сибирской» оказался ее «лебединой песней». Супруг Марины — известный кинорежиссер Иван Пырьев — именно после съемок этого фильма изменил ей и женился на совсем молодой женщине, которую сам же и пригласил на главную роль в фильме «Идиот» (1958). Марина осталась без мужа с новорожденным сыном на руках, которому она посвятила всю свою жизнь.

С этой теперь уже старой женщиной — ей 81 год — очень приятно поговорить, а в свое время она представляла собой целую эпоху в кинематографе. Она подробно рассказала нам, в каких тяжелых условиях приходилось людям ее поколения снимать такие известные фильмы, как «Свинарка и пастух» или «Трактористы». Нам с Ниной было очень интересно узнать от Марины неизвестные доселе эпизоды из трагической жизни известных актрис Зои Федоровой и Лидии Руслановой.

Во время Второй мировой войны молодая киноактриса Зоя Федорова родила в Москве дочь Викторию от одного американского офицера, сотрудника посольства США в Советском Союзе, который позже стал адмиралом. Виктория, когда ей исполнилось восемнадцать, отправилась в Соединенные Штаты, чтобы повидать своего отца, вышла там замуж и приняла подданство этой страны. Ее матери пришлось в свое время испытать весь ужас сталинских репрессий 40-х годов, а затем, когда она вернулась к своей профессии, ее нашли убитой у себя на квартире в Москве. Причем, как отметила Марина, убийство было совершено не с целью ограбления.

Лидия Русланова — певица — часто выезжала на фронт и давала концерты для бойцов Красной армии. Однажды во время гастролей она познакомилась с одним советским военным в чине генерала и вскоре вышла за него замуж.

После войны супруги надолго задержалась в Восточной Германии и по этой причине были репрессированы. Марина Ладынина рассказала нам много анекдотов, которые были в ходу во времена ее молодости. Мне запомнился один из них. Привожу его здесь:
«Перед архангелом Микел-Габриэлом явились души умерших женщин и стали ожидать его решения о том, где им суждено пребывать — в раю или в аду. Архангел приказал тем, кто хоть раз изменил мужу встать направо, а честным женщинам оставаться на месте. Все души встали направо, кроме одной, которая осталась стоять на своем месте. Архангел вынес приговор — всем, которые стоят направо, отправляться в ад вместе с глухой женщиной, которая осталась стоять на месте».