Бронзовый солдат в Берлине

Николай Иванович Кирсанов
     К Дню Победы.
         
               Как много разных воспоминаний всплывает в памяти, когда просматриваешь фотографии в стареньком альбоме. На днях, листая альбом,  взгляд остановился на фото, где я запечатлен рядом с  участником битвы за Берлин Иваном Одарченко. С тем самым Одарченко, который позировал скульптору Вучетичу во время лепки эскиза памятнику «Воин-освободитель». Этот величественный монумент советскому солдату со спасенным немецким ребенком на руках в 1949 году был установлен в берлинском Трептов-парке.
               Познакомились мы с Иваном в Берлине, где я проходил службу. В 1974 году он по приглашению немецких друзей приезжал тогда в ГДР на празднование дня победы.

                Скульптор Вучетич долго искал подходящее лицо для своего памятника. «Я тогда служил в берлинской комендатуре, - вспоминал Одарченко. – Вдруг однажды ко мне подошел какой-то гражданский тип и стал внимательно меня рассматривать. Я не придал тогда этому никакого значения, но на другой день меня вызывает командир и говорит: «Твоя физиономия понравилась знаменитому скульпору Вучетичу. Будешь ему позировать при изготовлении эскиза памятника советскому солдату. Поступай в его распоряжение». Так лицо Ивана стало лицом воина-освободителя на памятнике.
                После открытия монумента,  Ивану несколько раз приходилось стоять на посту у «бронзового солдата», прообразом которого послужил он сам. К нему подходили люди и удивлялись его сходству с воином на памятнике, не подозревая, что Иван и есть прообраз скульптуры «Воин-освободитель».
                Монумент в берлинском Трептов-парке широко известен не только в нашей стране и не только в Германии. Но не все знают, что идею памятника подсказала реальная история, которая произошла в самом конце войны в одном из центральных районов германской столицы.

                Во время боя за взятие Берлина, старший сержант Николай Масалов вдруг услышал детский плач. Добраться до ребенка было не безопасно, все вокруг простреливалось фашистами.  Николай обратился к командиру с просьбой разрешить ему спасти малыша. Масалов впоследствии вспоминал: «Под мостом я увидел маленькую, примерно трех лет,  девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: "Муттер, муттер!". Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку — и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить».  Наши воины ответили шквальным огнем, а затем началась артподготовка. Под прикрытием этого огня сержант Масалов  добрался до своих.

                Идея создания монумента в честь победы над фашистской Германией принадлежит Клименту Ворошилову. В августе 1946 года, после Потсдамской конференции стран антигитлеровской коалиции, у Ворошилова возникла идея создать мемориал в берлинском Трептов-парке, где были захоронены около 7000 советских воинов. Ворошилов рассказал о своем предложении замечательному скульптору, бывшему фронтовику Евгению Викторовичу Вучетичу. Евгений Викторович Вучетич рассказывал, что Ворошилов порекомендовал ему соорудить ансамбль-памятник в центре которого  должен быть Сталин во весь рост из бронзы, с изображением Европы или глобусным полушарием в руках. Вучетич сделал соответствующий эскиз. Однако подготовил еще один - "Воин-освободитель", вдохновленный рассказом маршала Чуйкова о советском солдате, спасшем, рискуя жизнью, немецкую девочку во время штурма Берлина.

             Оба эскиза выставили для обзора в одном из залов Московского Кремля. Посмотреть работу скульптора пришло много народа. Все столпились около полутораметровой скульптурной фигуры генералиссимуса и громко высказывали свое одобрение. Фигуру солдата с девочкой будто не замечали. Появился Сталин. Не торопясь прошел вокруг эскизов, повернувшись к скульптору, спросил:
- Слушайте, Вучетич, вам не надоел этот ... с усами? - Он нацелился мундштуком трубки в лицо полутораметровой фигуры.
- Это пока эскиз, - попытался кто-то заступиться за скульптора.
- Автор был контужен на фронте, но не лишен языка, - прервал Сталин и устремил взгляд на фигуру под целлофаном. -- А это что?
- Это тоже эскиз, - ответил Вучетич.
- Тоже и ... кажется, не то же, - заметил Сталин. - Покажите ...
Вучетич снял целлофан с фигуры солдата. Сталин скудно улыбнулся и сказал:
- Вот этого солдата мы и поставим в центре Берлина на высоком могильном холме ... Пусть этот великан в бронзе, победитель несет на своей груди девочку - светлые надежды народа, освобожденного от фашизма.
Потом добавил:
- Только знаете, Вучетич, автомат в руке солдата надо заменить чем-то другим. Автомат - утилитарный предмет нашего времени, а памятник будет стоять в веках. Дайте ему в руку что-то более символичное. Ну, скажем, меч. Увесистый, солидный. Этим мечом солдат разрушил фашистскую свастику. Меч опущен, но горе будет тому, кто вынудит богатыря поднять этот меч ... Согласны?».

                Памятник Воину-освободителю был изготовлен  в Ленинграде на заводе «Монументальная архитектура». Так как скульптура высотой 12 метров весила более 70 тонн, ее доставили на место установки в разобранном на шесть частей виде водным путем. А в Берлине над изготовлением отдельных элементов монумента работали 60 немецких скульпторов и две сотни каменотесов. Всего в создании памятника были задействованы 1200 рабочих. Памятник Воину-освободителю был торжественно открыт 8 мая 1949 года советским комендантом Берлина генерал-майором Александром Георгиевичем Котиковым.
                Памятник в берлинском Трептов-парке – это напоминание всем живущим о гуманизме и силе духа русского воина-освободителя, который пришел на немецкую землю не мстить, но защищать детей, отцы которых принесли столько разрушения и горя его родной стране. Об этом  говорит посвященное воину-освободителю стихотворение поэта Георгия Рублева «Памятник»:
«…Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоняя,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
…Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской,
Люди, победившие войну!».

                Мне часто приходилось бывать в берлинском Трептов-парке. Там  принимали в пионеры мою дочку.

                О  Сталине в Трептов-парке напоминают его многочисленные цитаты, высеченные на символических саркофагах на русском и немецком языках. После объединения Германии некоторые немецкие политики требовали их удалить, ссылаясь на преступления, совершенные во времена сталинской диктатуры, но весь комплекс, согласно межгосударственным соглашениям, находится под охраной государства. Никакие изменения без согласия России здесь недопустимы.

                Статус памятника и всех советских военных кладбищ закреплен в отдельной главе договора, заключенного между ФРГ, ГДР и державами-победительницами во Второй мировой войне. Согласно этому документу, мемориалу гарантирован вечный статус, а немецкие власти обязаны финансировать его содержание, обеспечивать целость и сохранность. Что и делается сегодня самым лучшим образом.

                Неонацисты не раз били мраморные плиты и рисовали на обелисках свастику. Но каждый раз стены отмывали, а разбитые плиты заменяли новыми. Советский солдат в Трептов-парке — один из самых ухоженных памятников Берлина. На его реконструкцию Германия потратила около трех миллионов евро. Кое-кого это сильно раздражало.

                Дальнейшие судьбы Николая Масалова и Ивана Одарченко сложились по-разному. Николай Иванович  Масалов после демобилизации вернулся в родное село Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Позже переехал в город Тяжин, где устроился завхозом в детском садике. Спустя 20 лет после окончания войны в этом садике  и разыскали его журналисты. На Масалова обрушилась тогда огромная слава, к которой, впрочем, он относился с присущей ему скромностью.
 
                В 1969 году ему присвоили звание Почетный гражданин Берлина. Но рассказывая о своем героическом поступке, Николай Иванович не уставал подчеркивать: то, что он совершил – никакой не подвиг, на его месте так бы поступили многие. Так оно в жизни и было. Когда комсомольцы ГДР решили узнать о судьбе спасенной девочки, они получили сотни писем, в которых описывались подобные случаи. А документально подтверждено спасение не менее 45 мальчишек и девчонок советскими солдатами.  Умер Николай Иванович Масалов в 2001 году на восьмидесятом году жизни.

                А  Иван Одарченко после войны проживал в г. Тамбове. Работал на заводе, потом ушел на пенсию. На парады, посвященные Великой Победе, Ивана Степановича часто приглашали, чтобы он изобразил воина-освободителя с девочкой на руках. Умер в 2013 году на 87 году жизни.
Вечная им память.
Никто не забыт
Ничто не забыто.

               На снимке Иван Одарченко с дочерью. В серединке НИК