Авария

Юрий Кутьин
Считаю, что сейчас в жизни, на интернете и на ТВ не хватает  инженерной прозы, где производственную ситуацию не разбавляют любовной линией, а решения инженерных проблем не маскируют копанием в человеческих отношениях. В   представленном рассказе конфликт мастаков и начальствующих индивидов происходит на фоне инженеринга,  есть настоящая, не выдуманная, опасность и всё понятно и без технического образования.  Итак, инженерная проза какая, она есьть сегодня.  Приятного прочтения.
               
                *  *  *
 Профессия, которой отдана  вся жизнь,  не отпускает и на аслуженнй пенсии. Георгий Иванович  видит реалистичные до деталей сны о комбинате с его вечными проблемами...
Декабрь. Котельная районного центра  Харсуда работает на отходах лесопиления – опилках  большого лесопильного завода, который является градообразующим предприятием. Вышел из строя транспортный вентилятор опилок импортного котла и котельная встала. Чтобы не разморозить отопительную систему, запустили  старый котёл на мазуте, но и его мощности при современных запросах цехов, хватает махсимум на то, чтобы довести температуру обратки до смешных 40 градусов Цельсия и это при минус двадцати, чем прогноз грозится на Новяый год. Нате вам все трицать три удоволствия До немцев, чтобы закупить запчасть по импорту, не  дозвониться, они уже отмечают Рождество.
     К нам на комбинат позвонили сверху, и вежливо попросили оказать техническую помощь в изготовлении крыльчатки вентилятора взамен импортной.  Из Харсуды электронкой  скинули  чертёж детали. Но это не чертёж – рисунок. Для изготовления не хватает многих размеров и добиться по телефону уточнений  от замерзающих производственники не могут. Спрашивают, какой  диаметр вала под крычльчаткой.-Отвечают, сколько диаметр не знаем,а  ширина где-то 70-80 мм.
– Говорят потому,– и просим у  вас помощи; деталь сложная, чертёж сделать некому, нет спецов. Пришлите бригаду, которая решила бы все вопросы на месте для изготовления.
      Главный инженер комбината срочно вызвал Георгия Ивановича.
– Иваныч, знаю, срываю тебя с проекта, но звонили оттуда (палец кверху), необходимо срочно разработать документацию для Харсуды и вообще разобраться, что там к чему. У них, вроде, свои мехмастерские неплохие. Чего-то они там темнят? А у меня сейчас срочные заказы в стадии завершении и никак не хотелось бы их снимать. И у них положение  там серьёзное, так, что езжай прямо сейчас – я дам тебе своего водителя. За рабочий день, думаю, управишься.
      У Георгия Ивановича  для таких пожарных случаев есть тревожный чемоданчик с набором необходимого  измерительного инструмента: штангенциркули двух типов, угломер обязательно, резьбомеры, нутромер микрометрический, рулетки, бумага, ручки, карандаши, записная книжка с основными формулами и справочными данными и ноутбук с лёгкой конструкторской программой "Компас". При необходимости в отделе всегда наготове ещё другой инструмент: большие штангеля, скобы и т.д. А так как ломается, как правило, в безнадзорных местах, где холодно, грязно, сквозняк, загазованность и другие некомфортные условия – у Георгия Ивановичап всегда  с собой ещё легкий синтетический комбинезон, чтобы не изгваздаться.
     Знакомая ситуация, по импорту закупают, как правило, только оборудование. В целях удешевления, документацию не покупают, да она и на самом деле бывает дороже самого оборудования.  А потом или же покупают  запчасти втридорога, или путём проб и ошибок осваивают производство запчастей у себя. Но инофирма, заинтересована, чтобы запчасти тоже покупали только у них и делают в деталях разные хитрушки, чтобы затруднить их эскизировку и изготовление. Потому импортозамещение идёт со скрипом.
     Основная работа  КБ общего машиностроения это проекты направленные на механизацию и автоматизацию технологических процессов, улучшение условий труда, качества продукции, производительности и т.д.. Разработка документации на аварийные и быстроизнашивающиеся детали это как дополнительная обязанность. Хотя она отнимает много нервов и сил своей высокой ответственностью. Одно дело ходить по доске, которая лежит на земле и совсем другое, когда та же самая доска перекинута на 9-ом этаже. Детали миллионы стоят, завязана цепочка из десятков исполнителей и, если где-то сбой, ошибку начинают искать, прежде всего, в чертежах. Приходится держать ухо остро. Как говорится, смотреть вперед, оглядываться назад и озираться по сторонам. Георгий Иванович вспоминает, в его практике были детали до 9 тонн с массой конструктивных элементов и баснословно дорогие,и защиту от желающих списать сви недорабтки на конструктора выстраивааешь заблагвременно.
    Часто детали так разрущены, что эскизировка невозможна и приходится додумывать конструкцию и вычислять размеры деталей по косвенным признакам, прорисовывая весь узел. Или же разборка узла в виду непрерывности техпроцесса  невозможна, он в работе до полного износа. А замену готовить нужно.  Здесь важно  понять идеологию узла. Стандартизация и унификация  выручают.  Георгий   Иванович считает, что эта работа требует самой высокой квалификации и знаний  металловедения, технологи машиностроения, сопромата, основ взаимозаменяемости и т.д. и разностороннего технического опыта.
      К обеду Георгий Иванович прибывает в Харсуду. Встретили. Попросил сразу проводить к аварийному вентилятору. Встречающие  явно разочарованы: «Мы ждали целую бригаду».
      Крыльчатка вентилятора диаметром 2250 мм развалена на куски.  Просмотрели. Основание лопастей изношено потоком перемещаемых опилок, а дальше как результат потеря прочности и разрушение. Нужно было всего-то в плановые ремонты подваривать износ и работала бы эта крыльчатка. Импортная крыльчатка цельнолитая. Сделать в условиях комбината по выплавляемой модели можно, но  это неделя,  пока модель из парафина сделают, пока литейная форма просохнет, потом отливка, механическая обработка и т.д. К тому времени Харсуда замёрзнет. Георгий Иванович обмеряет по кускам основные размеры крыльчатки. Просит сопровождающего показать ему ремонтно-механические мастерские, просто провести по ним... И затем устраивается в кабинете начальника мехмастерских, чтобы разработать документации крыльчатки и её деталей, а заодно и обдумать кое-что. К шестнадцати часам  чертёжи  готовы, распечатаны на принтере и у Георгия Ивановича вызрело приемлемое решение по её изготовлению.
     Он спускается в цех. Там  рабочие мехмастерских во главе с директором лесопильного завода столпились вокруг крыльчатки. Директор закручивает гайки:
– Про нашу ситуацию МЧС уже губернатора оповестила – грозил,  что если разморозим систему, головы полетят. Я думаю, это он не только меня имел в виду,– и к Георгию Ивановичу,– ну, как быстро у вас на комбинате берутся  сделать новую крыльчатку? На вас вся надежда. У нас литейки нет.
– Если делать точно такую – будем делать минимум неделю. Но, если пойти на некоторые изменения конструкции крыльчатки, то можно и без литейки обойтись – и появится возможность сделать деталь за сутки в ваших условия,– выдыхает Геогий Иванович.
– Ну-ка, ну-ка,– привидгается директор.
– Я думаю, ничего не ухудшится,– продолжает Георгий Иванович,– если сделать крыльчатку не литой, а сварной.
– Я же сразу это предлагал,– вставляет кто-то из слесарей.
– У вас  есть для этого весь станочный парк,– продолжает Георгий Иванович (ГИ в дальнейшем),– токарный 1К62, чтобы сделать ступицу, расточной – сделать центрирующую проточку для ступицы  на диске , фрезерный – лопасти сделать, строгальный – прострогать шпоночный паз, сверлильный. Судя по виду вашей продукции квалификация  у рабочих достаточная, а сварочные швы, которые видел, свидетельствуют - есть неплохой газорезчик – сварщик.
– Да, ну это фантазии,– скептически произносит начальник РМЦ,– у нас не на чём даже проточить наружный диаметр диска 2250 мм .
– А зачем его протачивать, если по наружному диаметру он только с воздухом контачит. Из–под резака будет достаточно. Ну, если нужна гладкая поверхность,  зачистите шлифмашинкой,— парирует Георгий Иванович.
– Да и  листа 16 шириной два с лишним метра у нас нет,– не унимается  нач. РМЦ.
– Лист 16 лежит у нас на улице,– вставляет слесарь,– но ширина его всего 2 метра.
– Придётся приварить сегмент высотой 250 мм,– продолжает ГИ.– Поковка есть подходящая – я видел, из которой можно выточить ступицу, лист 12 мм для лопастей видел, лист шестёрка для диффузора есть. С материалами всё решается.
– А диффузор с плавным радиусом загиба как сделать,– продолжает искать причины  нач. РМЦ.
– У диффузора придётся  плавное сопряжение заменить конусом под 45 градусов. Это, конечно, ухудшит динамические характеристики крыльчатки, но незначительно, на доли процента. Развертки конусов я рассчитаю,— обещает ГИ.
– Ну ладно всё это сделаем, но это будет бесполезная работа – дисбаланс у крыльчатки будет такой, что вибрации разнесут не только корпус, но и фундамент вентилятора. А динамической балансировки нам не сделать – это только на специальном станке  возможно,– предъявляет последний козырь начальник РМЦ.
– Всё правильно дисбаланс у крыльчатки, сделанной таким способом будет, но чтобы он был меньше нужна центровка и выверка при изготовлении,– объясняет Георгий Иванович. Динамическую балансировку, действительно, не сделать, для этого нужен уникальный балансировочный станок. Но дело в том, что динамическая то здесь излишняя: соотношение диаметра к ширину крыльчатки в пределах 1 к 5, а при таком соотношении можно обойтись статической балансировкой, которую можно сделать на горизонтальных ножах. Балансировочные грузики приваривать на диск с нерабочей стороны.
– Правильно,– вставляет пожилой  слесарь  в замасленной  фуфайке.–  Когда я на Ижорском турбины собирал, там на каждое отдельное колесо статику делали, и только в блоке динамику.
– Ну вот, и спецалист есть по балансировке,— радуется Георгий Иванович,– а то не сделать...
– Если есть такая возможность надо пробовать,– резюмирует директор,– мы ничего не теряем, не сидеть же сложа руки и ждать, когда добрый дядя придёт и всё за нас сделает. Получится хорошо, не получится… В общем, заказ на комбинат пока не снимаем.
– Нам бы чертежи на  детали крыльчатки,– просят хором работяги,– да мы сутками будем делать, наши же семьи замерзают.
– Вот чертежи, ступица, диск, лопасть и диффузор,– Георгий Иванович передаёт их  начальнику РМЦ,– а уж  вы распланируйте кому когда выходить и на чём работать.
– То есть все вопросы, вроде бы, решаются и, если организовать трёхсменную работу, за сутки можно сделать. Нужно срочно завезти с улицы металл, оттаять, прогреть. Составить график, когда каких рабочих вызывать, когда какой инструмент, станки  и комплектующие понадобятся. И пока ещё магазины работают  закупить недостающие резцы, сверла, метчики и т.д.,– делает Георгий Иванович последние напутствия.
– Понятно,– кивают цеховики.
– Тогда я поехал. Водитель заждался, нам ещё два часа пилить. Всё время буду на связи, обращайтесь,– прощается Георгий Ивпанович.
                ***
На следующий день с утра ГИ пришёл на работу и сразу начались  звонки.
Первым позвонил главный инженер: "Ну, как, Иваныч, что в Харсуде?"
– Я думаю, Николай Николаевич, сделают они эту крыльчатку собственными силами. Документацию разработал, детали оговорили. Попутаются, попсихуют, как всегда при любом новом деле, но сделают. Есть там мастаки, правда, есть и перестраховщики, но сделают - уверен.
– Добро, молодец!– главный был немногословен.
Дальше, как и предполагалось начались звонки из Харсуды по поводу всяких неувязок: то, звонят, метчиков на М20 не нашлось, резьбу в диске нечем нарезать – Георгий Иванович рекомендует на диск с обратной стороны приварить гайки на М20. То, оказалось, что токарный станок  не настроен – конусит, разница в диаметре по длине ступицы достигает четырёх соток. Рекомендует протачивать ступицу по минимальному допуску, чтобы на валу не болталась, но насаживать будет труднее.
То, звонят, конус диффузора не получается. Просят проверить расчеты.
И пока Георгий Иванович пересчитывает, слышит в трубке беседуют меж собой, но так чтобы и ему было слышно.
– Рассчитать не могут. Специалисты хе...вы. На два сантиметра меньше, ошиблись. Люди замерзают, металл в брак – наказывать надо за такие ляпы.
– Не могу понять,– включается в разговор ГИ,– развертку конуса считал по проверенной программе на компе – ошибки быть не может. Два сантиметра на радиус. Вы проверте у разметчика с рулеткой всё нормально.
– Вовка, а ну, покажи рулетку. Да у тебя же в начале не хватает как раз двух сантиметров!
– А я добавлял... Вроде добавлял, помню.
– Что же у вас так плохо то: ни рулетки, ни спецовки. Выдайте ему новую рулетку и всё получится. И не надо без оснований обвинять.– Отбой.
 Но у них трубка не легла на рычаг, Георгий Иванович слышит беседу нач.РМЦ с кем-то.
– Как у тебя-то дома тепло?
– Тепло!
– Да, хорошо иметь индивидуальное газовое отопление, и дешевле, и не
зависишь ни от каких аварий. Кессон на дачку мне свари, только чтоб не очень
дорого и чтоб бумаги в порядке.
– Можно. Есть у меня в заначке железо хорошее 4-ка. Спишу под аварию три тонны в металлолом и будет вам кессон почти что задаром, по цене металлолома. Только уж и мне бы участочек на берегу. Лежит у меня давно заявление у вас в Мерии...
– Так ты ж ведь уже построился. Зачем тебе второй то? А продать хочешь москвичам. Не знаю, кессон потянет разве что на почётную грамоту от главы района или на ролик по телевидению – есть у меня там засланец...
– Свои делишки местная власть Харсуды обделывает. Они и из аварии выгоду извлекают,–  Георгий Иванович бросает трубку...
Через два дня по областному телевидению прошёл сюжет. Диктор вещал, что в РМЦ Харсуды смогли изготовить сложную деталь взамен импортной и тем самым предотвратили замерзание райцентра. Расплывающийся в улыбке городничий Харсуды хлопал по плечу лыбящегося золотыми зубами начальника РМЦ.
– Орлы! Куда бы мы без них! Да они могут танк сделать.
– Ну вот и за кессон рассчитался,— хмыкнул Георгий Иванович за утренним чаем.
– Чего?— не поняла его жена.
– Не бери в голову – приснилось.