Солнечная кругосветка

Алекс Нефедов
Более 17 тысяч элементов солнечных батарей, которые приводят в движение четыре электродвигателя огромного самолёта… Это отнюдь не описание чуда-техники будущего. Это настоящее. Отчасти даже уже прошлое – летом нынешнего года Solar Impulse 2 с двумя пилотами на борту завершил кругосветное путешествие.
Они летели над просторами планеты на многокилометровой высоте практически одновременно: Фёдор Конюхов – на инновационном воздушном шаре, а Бертран Пиккар и Андре Боршберг – на чудо-самолёте. Да и приземлились с разницей в несколько дней. Наш герой – в Австралии, а авиаторы – в аэропорту Абу-Даби. Фёдор Конюхов в один из дней даже переговаривался с Пиккаром по телефону. Прямо в воздухе! Впрочем, уж это в наши дни совсем не чудо…
Теперь Фёдор Конюхов – наш герой, и мы восхищаемся им, не скрывая своего восторга. А «солнечные лётчики» – герои заграницы, но и их достижение достойно того, чтобы рассказать о нём читателям журнала.
…Этот кругосветный полёт начался ещё 9 марта 2015 года, там же, где в конце концов и благополучно завершился – в Абу-Даби (ОАЭ). Изначально маршрут «солнцелёта» Solar Impulse 2 с двумя пилотами на борту был разбит на 12 участков с посадками в Маскате, Ахмадабаде, Варанаси, Мандалае, Чунцине, Нанкине, на Гаваях, в Финиксе и Нью-Йорке. Планировалось, что два самых длинных участка – из Китая на Гавайи и из Нью-Йорка в Европу или Северную Африку потребуют около 120 часов непрерывного полёта.
На участке Нагоя – Гавайи пилот Андре Боршберг установил рекорд по дальности беспосадочного перелёта для электрических самолётов, а также по длительности одиночного управления самолётом вообще, побив рекорд 2006 года Стива Фоссетта. Правда, в ходе 117-часового перелёта из Японии на Гавайские острова самолёт получил повреждения. Из-за неисправностей в солнечных батареях (они сильно перегрелись) полёт пришлось прервать: на ремонт потребовалось несколько месяцев. Затем, чтобы избежать необходимости лететь над территорией Индии в сезон муссонов, дату очередного вылета перенесли на 21 апреля 2016 года. В этот день за штурвал уселся неутомимый авантюрист в третьем поколении Бертран Пиккар. Он за трое суток сумел долететь с Гавайев в Калифорнию. Затем было ещё несколько «подскоков». Отправной точкой последнего этапа стал Каир. Перелёт из Египта в Объединённые Арабские Эмираты занял почти двое суток. В итоге за бортом осталось 40 тысяч километров, а в активе путешественников и создателей самолёта – уникальный опыт.
Пилотируемый самолёт на солнечных батареях Solar Impulse 2 – вторая модель подобного рода. Ещё в 2010 году прототип установил восемь мировых рекордов, в частности, как первый самолёт на солнечных батареях, который пересёк два континента и мог лететь всю ночь на дневном запасе накопленной энергии.
В разработке второй модели принимали участие около 80 специалистов со всего мира. В отличие от предшественника, для Solar Impulse 2 был даже разработан собственный автопилот. Более того, самолёт стал своеобразной технологической лабораторией весом всего в 2300 кг. Это, к примеру, в два раза меньше, чем вес взрослого африканского слона. Такого результата удалось добиться благодаря использованию в качестве обшивки карбоновых листов, каждый из которых весит в три раза меньше, чем лист бумаги того же размера. Чтобы уменьшить массу самолёта, пришлось пожертвовать площадью кабины пилотов: она составляет всего 3,8 куб. м. Однако это не помешало установить в кабине операционный суперцентр самолёта – пятикилограммовую коробку, которая ежесекундно передаёт данные о температуре моторов, напряжении аккумуляторов, другие показатели. В кабину также встроена система ЭКГ, следящая за самочувствием пилотов и отправляющая радиоданные врачам. Поскольку помещение не герметизировано и не подогревается, температура внутри кабины колеблется от –40 ;С до +40 ;С. Чтобы выжить в подобных условиях, пилоты в течение нескольких месяцев практиковали медитацию, самогипноз и йогу. Впрочем, в кабине всё же нашлось место для запаса продуктов и кислородных баллонов. А кресла пилотов совмещали в себе ещё и место для отдыха, и даже…туалет. Любопытно отметить, что размах крыльев чудо-самолёта составил 72 метра, что соразмерно с размахом крыльев «Боинга-747».
Принцип, заложенный в техническую концепцию самолёта, на первый взгляд прост: он может лететь за счёт энергии Солнца неограниченно долго, заряжая батареи днём и потребляя их энергию ночью. Кроме энергии, запасённой в аккумуляторах, самолёт для выполнения полёта в ночное время использует набранную в течение дня высоту. В дневное время он поднимался на высоту в 8,5 км, а ночью снижался до 3 км над Землёй. Мощность электродвигателей самолёта составляет в совокупности всего 70 л. с., он может развивать крейсерскую скорость в 140 км/ч. Конечно, такому самолёту ещё далеко до современных комфортабельных авиалайнеров и сверхзвуковых истребителей. Но ведь и братья Райт начинали с простой «этажерки»…

Материал опубликован в журнале "Чудеса и приключения" №9,2016, стр.82-83
Фото:Shutterstock.com