Нравятся моим воспитанникам занятия под названием "Развитие связной речи".
Да и сама я с удовольствием к ним готовлюсь, потому и темы выбираю интересные - есть такие в программе,- и занимательного немало можно использовать.
Очередное занятие "Рифмы".
Такая форма монологического текста, как стихотворение,
способствует тому, что у детей воспитывается способность чувствовать
художественную выразительность слова. Здесь закладывается основа для
формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности.
Без словесной игры, которая содержится в них, ребёнок
не овладеет в полной мере своим родным языком. Ведь рифмованный текст
помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.
Чем чаще повторяются стихотворения, тем больше в них можно
увидеть загадок, шуток, звукоподражаний, перевёртышей и других игр. Это,
в свою очередь, поможет сделать ещё один шаг к новому увлечению – сочинению собственных рифмованных текстов, а в дальнейшем и собственных стихотворений.
Приобретенная способность к сочинительству - тоже игра и вместе с тем – награда за труд. Она открывает ребёнку путь к бесценным сокровищам мировой поэзии и к собственному речевому творчеству.
C темами ритмование и рифмование дети знакомы давно. Знакомили их и с некоторыми азами стихосложения.
В подготовке к этому занятию предложила выбрать стихи авторов прошлых веков и постараться объяснить, почему понравились рифмы, рассказать то, что о них ученик знает.
Наверно, в каждом классе есть "оригиналы", которые выделяются из всех и любознательностью, и неординарностью в какой-то мере.
Я всегда жду от таких не то чтобы подвоха, но неожиданных вопросов, на которые не всегда могу ответить (невозможно знать всё на свете). В таких случаях считаю педагогичным честно в этом признаться и, пообещав найти ответ позже, сдержать слово.
И в этом восьмом есть такой отрок по фамилии Самсонов.
Ну вот! И на этот раз он верен себе.
Взял начало из "Евгения Онегина".
- Смотрите, Ольга Ивановна, что у Пушкина:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку ЗАНЕМОГ,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не МОГ...
Это же однокоренные слова.
И тут же.
...думать про СЕБЯ:
- Когда же чёрт возьмёт ТЕБЯ?
Вы нам говорили, что такие рифмы никуда не годятся, потому что в первом отрывке однокоренные.
Как, например, нравится-понравится.
Во втором - местоимения.
Про себя я с облегчением вздохнула: знаю, что ему ответить.
Во времена Пушкина признавались только точные рифмы, пусть даже глагольные, как в "Сказке о мёртвой царевне", например.Ценилась рифма грамматическая.
Например: зрящий-нехотящий,отбивает-отгоняет.
Пушкин не раз сетовал на то, что в русском языке мало рифм и придётся писать белыми стихами.
В наше время признаются и неточные, и приблизительные -рифмоиды- и усеченные, и множество других.
Думала, отстал парень со своими изысками. Не тут-то было.
-Ладно,-говорит.- А можно не о рифме?
И даёт мне листок. Отрывок из "Мёртвой царевны"...
...Долго царь БЫЛ безутешен.
Но как БЫТЬ? И он БЫЛ грешен...
...молодица...БЫЛА царицей...
ей в приданое дано
БЫЛО зеркальце одно...
с ним одним она БЫЛА ...
Оказывается, спасительным звонок с урока бывает не только для учеников.
На сей раз именно я особенно ему порадовалась, потому что не знала, как ответить
мальчишке. Уверена,что всё равно не отстанет и на перемене может продолжить тему.
Вышла из положения, сказав, что нужно порассуждать, что сейчас некогда, что еще вернёмся к этому вопросу...
Удивительно, сама ни разу не обращала внимания на эти слова.
А ответить всё же придётся. Но что?..