Турпоездка в Словакию в сентябре 1972 г..

Марьша
        Памятник Советским воинам в Братиславе.

 И вот  я стала собираться в Чехословакию. Знакомых, ездивших туда, у меня не было. Что собой представляют эти народы, не знаю.  Как к нам относятся, тоже не  сильно догадывалась, хотя знала, что после событий 1968 г. чехи нас не любили. Однако,  по рассказам отца, при освобождении Праги от фашистов 9-ого Мая 1945 г., на улицы высыпал весь народ, все пражане, умеющие стоять на ногах,  с цветами и  цветами закидывали танки, Советских воинов, обнимали, целовали. И тут же организовывались  импровизированные сцены с грузовых машин и начались песни и танцы. Город ликовал! Мой отец был награждён медалью «За освобождение Праги».
      
       А как же словаки? А какие  у них  обычаи? О словаках отец ничего не рассказывал. Идти в библиотеку,  не было времени, нужно было собираться в туристическую поездку. Внутреннюю  тревогу  отодвинула вглубь души, и  занялась сборами. Купила новый чемодан. В  чемодан  сложила бельё, одежду,  носовые платки  (а как же без них?), запасную обувь, мыло, полотенце, зубную щётку с пастой, халат, тапочки   и всё!  Я готова!
 Сейчас точно не помню, но, кажется, нас собирали в Симферополе в здании Крымского Совета профсоюзов. Собралась разношёрстная  публика. В основном были женщины. Среди женщин выделились человек 6 мужчин ну очень скромного вида. Видимо, всё таки строителей уговорили поехать за кордон.

        Нас пригласили в актовый зал, где организаторы настоятельно указывали нам, что вести себя за границей нужно достойно, что ни в коем случае нельзя устраивать перепалки, а мужчинам-не напиваться.
Я была до смеха шокирована этими нравоучениями! Ведь едут не дети, а взрослые и очень взрослые дяди и тёти, разве они не знают, как себя вести?
Как позже оказалось, не знают!
        Нас ненадолго оставили для знакомства  с группой. При общении  я поняла, что у всех туристов были свои цели, планы, надежды  на  эту туристическую поездку.  Особенно звучало со всех сторон 2 слова  – чешский хрусталь.
      
        Может быть  у кого-то  я вызову смех своей серостью, т.к.  я родилась и росла в лесной деревеньке, где не было даже электроэнергии, топили печи дровами, освещали  помещения керосиновыми лампами, в подпол за картошкой лазали с лучиной в руках. И Блестящее и сверкающее  стекло я видела только в кино,  при посещении  театров с коллективом своего техникума в виде поощрений за участие в художественной самодеятельности. И не знала, что это блестящее стекло на люстрах назывался – хрусталь.
В хозяйственных магазинах Москвы я не останавливалась, т.к. родители давали финансы только лишь на питание. Поэтому эти 2 слова -  « чешское стекло»,  преследовали меня, и не давали думать  о поездке. А главное – я не понимала  их значения.

       На меня  обратила внимание  Главный врач Евпаторийской городской больницы Людмила Васильевна - строгая, выдержанная, достойная, без визгов и криков. Одета была достойно, но не кричаще,  длинные волосы были разделены на пробор и уложены в пучок . Ну, прямо Тургеневская  красавица! Не поняла причину, но она  сразу проявила ко мне опеку и стала меня опекать по-матерински. Мы почти всё время были рядом. За что я ей благодарна!
 Среди массы  кричащей толпы были парикмахеры, учителя и, конечно же, торговые работники. Ну, куда же без них?
 Но больше всего  было – жён офицеров  из Севастополя, щеголявших в непередаваемо красивых брючных костюмах, вошедших в моду, и каким-то образом появившихся у нас в Союзе. Не скрою, костюмы были просто шикарны и с них не отводили глаз.
      
       Нас познакомили с руководителем нашей  туристической группы. Она  из партийных органов,  такая  невзрачная особа женского  рода в очках. Опять  дали указания, чтобы мы вели себя достойно, не позорили свою страну, рассадили в вагон и отправили в Киев.
        В Киеве нас пересадили в другой состав и другой вагон и мы спокойно доехали до станции Чоп, где наши ширококолейные колеса вагонов поменяли на узкоколейные колёса.И это продолжалось часа 3.  Рядом с нашим составом стоял состав польский. Поляки возвращались после турпоездки из СССР.

        Мы с удивлением  рассматривали, как наши погранцы и таможенники «шерстили» их багаж. И радовались, что наши таможенники контрабанду находили в таких местах, что полякам и не снилось. Время было в сентябре и было довольно тепло, поэтому окна вагонов были открытыми. Было слышно с польских вагонов: «Пся кревь!» А мы смеялись и говорили: "Опять наши не дали «пшекам» вывести контрабанду!"
Что «пшеки» вывозили?
-Золото. Наше золото ценилось по всему миру. Поэтому поляки приезжали с 2-мя целями:
1-ая:  нагрести золотые изделия и удачно провести через кордон.
2-ая:  купить советский цветной телевизор, провести через границу, тут же пересесть на поезд в Турцию, обменять телевизор на машину и вернуться в Польшу на машине.
       Ну, телевизор спрятать невозможно. А вот золото таможенники, где только не находили. Женщины–таможенницы  выгребали золото с главного женского «кошелька» пакетами.
Находили золото даже под дном термоса, в варенье, в хлебе и т.д.
      
       Зрелище закончилось с окончанием замены  вагонных колес и нас покатили дальше. Заснули. Разбудили. Наши "погранцы" и таможенники. Ушли. Легли. Заснули. Разбудили. Ихние "погранцы" и таможенники. Вообщем, вымотали без сна.
Привезли в город Кошице. Кажется, в 4 часов утра. Выгрузили. Нас встретила наш гид Мирка–высокая, стройная, старше меня девушка. Одета  Мирка  была серенько, серенько по сравнению с нашими офицершами.  Загрузили в автобус, привезли в гостиницу, разместили. Не 5 ЗВЁЗД, но чисто, тепло, уютно, постели  с хрустящим бельём. Легли спать.
       
        А потом все, как по плану: завтрак, обед, ужин. И тут мы поняли, что не умеем пользоваться  вилкой и ножом, к своему стыду. Краснели, бледнели и молились, чтобы  насыщение проходило быстрей. Между пище поглощением были  перерывы  на какие-то мероприятия. С городом мы уже познакомились, особенно смотреть было нечего, кроме костёла Святой Альшбетты (так звучала по-словацки Елизовета).Город очень чистый и ухоженный, много цветов, много детей, много голубей.

      Гид  уже объявила отход до следующего города, но наши   севастопольские  офицерши   проявили характер и заявили, что они не сядут в автобус, пока их не свезут (ВНИМАНИЕ  !!!!!!!) в хрустальный магазин!
Вы бы увидели растерянность гида! Она стала уговаривать, что сегодня выходной день и все магазины закрыты. На что «офицерши» (я вот тогда  лишь  поняла презрительное отношение своего отца к жёнам офицеров)  заявили, что они с места не сдвинутся, пока не попадут в этот магазин с хрусталём и с небольшими ценами.
      
        У гида отобрало дар речи. Она ушла. Её долго не было. А потом появилась и сказала, что организаторы тур поездки договорились через Министерство торговли и те обещали Советским туристам, что магазин откроют. Не севастопольские офицерши,  а остальные туристы  чуть не сгорели со стыда  от этого позора.
Нас посадили в автобус, подвезли к магазину с заднего хода. Не успел автобус остановиться, как «офицерши» ринулись к двери и, толкая друг друга,  побежали на склады.
      
         Вообщем, автобус двинулся, под завязку  загруженный ящиками. Как-только автобус чуть встряхивало на дороге, офицерши с криками бежали к водителю и, размахивая руками, кричали: «Скло! Скло!» (Стекло, стекло). Водитель багровел и менялся в лице.
      Гид монотонно рассказывала о достопримечательностях  Словакии, которых не было. Все достопримечательности – это костёлы то Святой « Альжбетттты», то « Святой Барабары». Было скучно.
И вот перед нашими глазами  заизумрудила возвышенность, огороженная колючей проволокой в один ряд, с ухоженными дорожками. Трава была столь сочна, что удивляла своей неестественной красотой!

       И гид заявляет: «Перед вами захоронения немцев, погибших на территории Словакии». Мы замолчали. А потом одновременно у всех вырвалось: «Да, как, же так! Сколько погибло наших Советских солдат при освобождении Чехословакии, а вы ухаживаете за могилами фашистов!»
       Мирка молча, слушала наш взрыв и, когда  мы закончили, она спокойно сказала: «Войны начинают политики, страшные политики! А погибают простые люди, которые воевать не хотят, но их заставляют. Здесь убиты чьи-то любимые  сыновья! И печаль их матерей  будет сопровождать их всю оставшуюся жизнь! Здесь похоронены чьи-то любимые мужья. И жёны всю жизнь будут оплакивать их! Лежат бездыханно чьи-то отцы, братья. Не все из них были фашистами. Мы их различить не смогли. Это – дело Господа!»
Мы все одновременно замолчали. Права ли Мирка? В то время я была уверена, что Мирка не права. А сейчас я думаю, что она права.

        Мы ехали настолько подавленные, что все разом замолчали, и в автобусе установилась гнетущая тишина. Длилась долго. Мирка молчала.
И вдруг показалось очередное здание костёла, а чуть дальше еще одно здание подобного типа.
Мирка  стала говорить: « Перед вами женский монастырь (не помню названия). Очень старинный, и здесь в кельях жили монахини разного возраста. Возле монастыря находился пруд, возле которого  сёстры  прогуливались перед сном и молитвой. Вход к ним строго запрещён. В один Божий день здесь разразилась буря с огромным дождём, запруда не выдержала, плотину прорвало, и вода полностью ушла из пруда. Когда люди пришли посмотреть на пруд, то были поражены ужасом: дно пруда устилали тельца и скелетики младенцев. Разразился страшный скандал. Стали проверять, как  такое могло  случиться, что Божьи сёстры, целомудренные и невинные  совершали убийства своих  младенцев.  И тут обнаружили потайной ход от женского монастыря к мужскому монастырю. Женский монастырь расформировали, монашек отправили по разным монастырям. Пруд зарыли.

      Напрашивается вопрос - может ли человек устоять против  требований природы?
Так мы доехали до г. Банска Быстрица.  Об устройстве в гостиницах писать не буду. Пустая трата времени. В Банской Быстрице  нас удивили посещением подземных шахт со сталактитами, которые свисали с потолков. Нас  покатали на лодках по подземному озеру. Рассказали, что в этой пещере накопилось много льда. Но количество я не запомнила.

      Следующим  посещением  для нашей группы явился Бойницкий замок. Он является  самым  посещаемым   замком, который считается одним из самых красивых словацких замков. Через ворота этого национального культурного памятника ежегодно проходит 215 тысяч человек.
Замок - удивительной красоты! Стоит на горе, и , чтобы подняться,нужно неплохое здоровье. Собственник замка издал указ, что замок-достояние всего народа и все желающие могут беспрепятственно посещать это  историческое здание.

          Из Банской Быстрицы нас повезли автобусом в Братиславу. Конечно же, нам решили показать памятник Холм Славин, который находится за Братиславским Градом, - это место упокоения многих советских воинов, погибших во время кровопролитных боев 1945 года. Монумент высотой 37 метров представляет собой стелу с фигурой солдата-освободителя и возносится над залом, построенным в манере античных мавзолеев, где устроена экспозиция, рассказывающая о подвиге погибших. Нужно сказать, что холм получил свое название в честь 6845 воинов, которые были захоронены тут. Идея о создании мемориала памяти появилась накануне 1960 года, когда Братислава отмечала 15 лет со дня освобождения от фашистских захватчиков.
Обязательно посетили этот памятник нашим славным воинам и горько плакали. Плакали за матерей, которые и не знают, где покоятся их сыночки.Плакали за любимых, не знавших где покоятся их любимые.

Но жизнь продолжается.
      Сильно бросалось в глаза  то, что балконы  домов, заполнены  детскими пеленками и распашонками, развешанными для сушки.
Мы поинтересовались этим феноменом и получили достойный ответ. Правительство тогдашней Чехословакии было заинтересовано в рождаемости, так как рождаемость не просто стала низкой, её вообще не стало. Вопрос решили следующим образом. Женится семья, ей выдают квартиру 4-х комнатную в ипотеку. Первый взнос платит семья. После рождения первого ребёнка государство погашает 25% стоимости ипотеки. Рождается второй ребенок, государство платит еще 25% стоимости ипотеки. Когда рождается 3-ий ребёнок,  ипотека полностью погашается государством. Поэтому, в домах балконы заполнены  детскими принадлежностями. А проблема с рождаемостью закончилась.

        А наш барин-батюшка  решил рождаемость поднять 250 тысячами рублей. Причем, в Чехословакии  почти нет полезных ископаемых, а  в России полезных ископаемых – вся таблица Менделеева. Только они все уходят в руки  банды едросской.

        И еще умилял один факт. Детских садиков и яселек  разнообразных  и красочно оформленных было множество возле каждого дома. На 1 воспитательницу было закреплено по 6 детишек. Мы наблюдали такой  процесс: из садика вышла группа из 6-ти  малышей. Все одеты в вишневые пелерины с капюшоном. У воспитательницы в руках длинная веревка с ручкой, к которой закреплены 6 ручек,  и каждый малышок держится за эту ручку. Все дружно шествуют за воспитательницей. Нельзя сказать, что все они послушны. Некоторые останавливаются и задерживают остальных. Тогда воспитательница дёргает верёвку и дети выстраиваются в ряд. Ну, смотреть за этими грибочками было очень смешно и интересно. И у нас по 40-50 детей в группе.

        Программа была очень насыщенной, но, если я буду обо всем рассказывать, не хватит сайта. Дальше наша программа переходит на Чехию и нас повезли в аэропорт, чтобы воздушным путём довести нас до Праги.
Батюшки, что тут началось!  Стыд и Позор! Других слов не может быть. Привезли к самолёту, учитывая загруженность ящиками наш автобус. И вот тут Севастопольские офицерши начали дико орать, что лететь они не будут, так как  самолет при посадке разобьёт их хрусталь!
Вышел командир лайнера, стал давать честное слово, что все ящики довезут в целости и сохранности. Нет!
Вышел весь состав самолёта с уговорами и обещаниями, что всё довезут.Нет!

        Нашу руководительницу   чуть Кондратий не схватил, она вся тряслась, ведь скандал получился международный!
        И, наконец, вызвали Начальника аэропорта, который лично поднялся по трапу, стал в полный рост и обещал, что всё «скло» будет доставлено в целости и сохранности.
Слава Богу! Согласились. Сели. Полетели. Долетели. Встретила гид Любка.Но об этом – в следующем рассказе.