Школу журналистики я прошла в Молодежке

Алена Конова
ДИАНА СВЕРДЛОВСКАЯ:

ШКОЛУ ЖУРНАЛИСТИКИ Я ПРОШЛА В МОЛОДЕЖКЕ

В этом году вышел в печать последний бумажный номер «Молодежной газеты». А это значит, что для  издания с более чем 90-летней историей началась новая эпоха - цифровая. В связи с этим хочется вспомнить лучшие моменты из жизни этой легендарной газеты. Ведь в «Молодежке» начинали свою карьеру многие известные журналисты республики, в том числе и Диана Свердловская, знакомая читателям под псевдонимом Зиля Шейх (Зиля Шайхутдинова), которая проработала в редакции более 10 лет. За это время она прошла путь от корреспондента до заведующего отделом информации. Своими самыми яркими воспоминаниями, связанными с «Молодежной газетой», она делится сегодня с читателями.

– Диана, как ты оказалась в «Молодежке»?

– Это был 1999 год. Тогда я сотрудничала со многими изданиями, в том числе и с «Молодежной газетой». И вот как-то звонит мне главный редактор (тогда руководил газетой Виктор Алексеевич Савельев) и предлагает встретиться. Как выяснилось, освободилась вакансия корреспондента отдела культуры. Сказать, что я обрадовалась, ничего не сказать. Обратно домой я просто летела, ведь меня пригласили в мой любимый «Ленинец» (так называлась «Молодежная газета» в период с 1951 до 1996 года).

Очень хорошо помню свое первое задание. Надо было сходить на открытие выставки юных художников и сделать небольшой репортаж. Галерея находилась недалеко от Дома печати. Каково же было мое удивление, когда придя на выставку, увидела там нашего главного редактора. Ну, думаю, как же он не доверяет мне, если решил проследить, приду я на мероприятие или нет! (смеется – авт.). Но я ошибалась. На самом деле Виктор Алексеевич пришел на выставку для того, чтобы понаблюдать за процессом моей работы, а после в редакции проанализировать. Потом, когда я сама уже стала наставницей, часто использовала и использую его методы обучения с начинающими журналистами.

Так вот, после мероприятия сразу же отправилась домой поработать над текстом. Очень старалась: писала, переписывала, читала вслух для своих домочадцев, снова переделывала. Оказалось, сделать небольшой репортаж на четверть полосы не так-то просто. Я долго мучилась, но в итоге, как мне казалось, написала шедевр (смеется – авт.). На следующее утро принесла в редакцию готовый материал, Виктор Алексеевич прочитал, внес какие-то правки и пустил в печать.

По четвергам, в день выхода газеты, проводились планерки. Мы собирались в кабинете главного редактора для обсуждения свежего номера и планирования следующего. Когда очередь дошла до Савельева, он заявил, что все мы лентяи, работаем спустя рукава. Эти обвинения я приняла в том числе и на себя, поэтому сидела в легком шоке. Как так? Я столько времени потратила на написание текста, можно сказать, вложила всю свою душу! А меня вместе со всеми обозвали бездельницей! (смеется – авт).  Ужасно обидно было! Взыграл комплекс отличницы! Я поняла, что должна что-то такое написать, чтобы меня похвалили, обо мне заговорили. Поэтому решила добыть сенсацию.

– Получилось ее добыть?

– Получилось! Меня перевели в отдел информации, объяснив это тем, что там не хватает корреспондентов. Я понимала, что это один из ведущих отделов. Заведовал им тогда молодой, перспективный журналист Тимур Хабибуллин (ныне покойный).

В тот год, помню, во всех СМИ республики прошла информация о громком преступлении: женщина-рецидивистка на почве ревности убила свою подругу… Я решила встретиться с преступницей и написать материал. Как добилась встречи с ней - это отдельная история. Во-первых, надо бы получить согласие самой убийцы, во-вторых, разрешение соответствующих структур. Короче, только после седьмой встречи с представителями правоохранительных органов мне удалось убедить их, что материал крайне необходим для газеты. Как только все вопросы были улажены, помню, подошел ко мне Тимур и предложил съездить в спецучреждение вместо меня, даже пообещал заплатить. Конечно же, я отказалась.

На встречу поехала с гостинцем, двумя пачками «Примы», для героини своей будущей публикации. Это мне посоветовали знающие люди. Когда вошла в комнату, где должна была состояться беседа, там уже находились представители правоохранительных органов. Привели и убийцу. Она села напротив меня, слева от меня расположился милиционер, сзади нее – тоже, стражи правопорядка встали и в проходе. В итоге я насчитала человек пять. Ну, думаю, при таком количестве зрителей и слушателей собеседница моя ничего не скажет.

Рецидивистка, к счастью, не молчала, но отвечала на вопросы, словно перед ней сидел следователь. Она пыталась мне доказать, что не виновата в убийстве своей подруги. В итоге необходимую информацию для будущего материала, я все-таки собрала. И когда мы стали прощаться, я повернулась к охране и спросила, могу ли сделать подарок своей собеседнице.  Мне отказали…

– В итоге произвел материал фурор?

– Да. Материал был опубликован на разворот. Когда на следующий день утром я пришла на работу, то почувствовала себя настоящей звездой. Все, кто встречал меня в коридорах Дома печати, в лифте, в столовой и других местах в один голос твердили, что публикация получилась замечательная! Высшую похвалу получила и на планерке от Виктора Алексеевича. Он отметил, что у меня огромный потенциал. Это меня воодушевило. После этих слов я начала искать только сенсационные материалы.

Однако по-настоящему триумф мой наступил, когда на одном из мероприятий на уровне правительства один из высокопоставленных лиц, держа в руках «Молодежную газету», с анонсом на обложке одного из моих материалов, возмущенно говорил, что «Молодежка» вместо того, чтобы воспитывать подрастающее поколение, размещает статьи сомнительного характера, тем самым развращая ее. Я сидела, опустив голову, словно двоечница. А про себя думала, ну вот, дорогая, наступил твой звездный час! (смеется – авт.) Тебя разбирают! И на каком уровне! Хорошо ли, плохо ли говорят о журналисте, не важно, главное, говорят! Вот если вообще ни слова о тебе, значит ты посредственный специалист и никому не интересен. Журналист должен быть амбициозным, и за такого надо держаться всеми руками и ногами, любить его, лелеять, хвалить и платить ему, чтобы он не сбежал в другое издание.

– Диана, как ты думаешь, откуда у тебя задатки журналиста?

– С детства. В школе я была главным редактором стенгазеты и, когда меня спрашивали, кем стану, когда покину учебное заведение, отвечала - известным журналистом (смеется – авт.). Любовь к литературе в нашей семье прививалась с дошкольного возраста. Кроме того, мы выписывали большое количество периодики. Я читала газеты и журналы наравне с родителями. И мне было интересно. С особенным удовольствием листала журнал «Огонек». Когда стала работать в журналистике, он стал моим настольным учебником. С этим изданием сотрудничали лучшие фотографы, писатели, поэты, фельетонисты, репортеры страны. Больше всего любила читать в нем интервью с известными людьми. Тогда я поняла, что этот жанр наиболее востребован среди читателей, поскольку интересен, но в то же время сложен. Ведь, работая в нем, необходимо быть не только журналистом, но и хорошим психологом. Я стала пробовать, и у меня получалось, во всяком случае, так утверждали коллеги.

–  Насколько мне известно, они тебя стали называть королевой интервью. В чем секрет?

–  Секрет, думаю, в магии самого журналиста. Помню, как-то решила сделать материал с Эрнстом Рифгатовичем Мулдашевым (директор Всероссийского центра глазной и пластической хирургии – авт.). Мои коллеги начали убеждать, что это пустая затея и трата времени, потому что журналистов он не любит. Но я решила попробовать.  Приехала к нему в клинику, встретила меня его помощница, проводила в приемную, предупредила, что доктор может отказаться от интервью. Через какое-то время Эрнст Рифгатович  выглянул из своего кабинета, внимательно посмотрел на меня, сказал: «Щас!» и снова скрылся за дверью (смеется - авт). Помощница прокомментировала действия своего шефа, как «хороший знак», он будет с тобой общаться, сказала она мне. В итоге Эрнст Рифгатович принял меня, в беседе был доброжелателен и достаточно откровенен. Я поняла, почему он не всех журналистов жалует. Все очень просто: он готов общаться только с теми, кто ему верит и доверяет. Свою жизненную энергию он не станет растрачивать впустую.

Тогда я впервые осознала, что во мне есть та самая магическая сила, помогающая в общении с людьми. Я верю своим собеседникам, поэтому они мне доверяют. И что самое приятное, обо мне всегда говорили как об интеллигентном журналисте.  Да, я умею разговорить собеседника, деликатно выуживая из него, возможно, что-то глубоко личное. Для многих даже становлюсь своеобразной жилеткой, позволяя выплакаться. Но, когда готовлю материал, тщательно отбираю, что пойдет, а что, ни в коем случае, нет. Потому что целостная картина о человеке, котором пишу, в воображении читателя в процессе чтения не должна поменяться в худшую сторону.

Хочу, чтобы читатель полюбил моего собеседника также, как полюбила его я, чтобы он, возможно, сочувствовал ему, сопереживал. Поэтому, своим ученикам всегда говорю, прежде чем идти к человеку на интервью, сначала узнай о нем все, благо, теперь это не проблема, интернет тебе в помощь, проникнись его проблемами, полюби его интересы и только тогда иди. В качестве награды получишь откровение, следовательно успех материалу обеспечен.

– О «Молодежной газете» говорят как о школе журналистики…

– Да, это так. Помню, когда я перешла в отдел новостей, одновременно со мной пришла и Ярослава Голобородько, ныне главный редактор интернет - издания «Молодежной газеты». У нас сложилась сильная команда, учитывая, что в газете работали такие маститые журналисты, как Равиль Гареев (ныне покойный), Виталий Чемляков, Андрей Ничков, Сергей Чудаков, Айдар Хусаинов, Рамзия Габитова. Мы учились друг у друга, помогали друг другу. К нам приходили на практику студенты журфака БГУ, мы с удовольствием передавали им свой опыт.

В «Молодежке» мы прошли огонь, воду и медные трубы, работая в день сдачи номера порой по12 – 15 часов и даже больше. Писали без печатных машинок, диктофонов, о компьютерах вообще даже не могло быть и речи. В отделе, помню, стоял один единственный допотопный телефон, весь склеенный изолентой, по которому мы, обзванивая районы, добывали эксклюзивные новости. Бывало, звонили по очереди, в общей сложности сделав до 40 звонков, чтоб добыть пару интересных новостей. И так каждый раз перед выходом свежего номера!

– В своей карьере журналиста ты прошла путь от корреспондента до главного редактора, наставника студентов. Опираясь на собственный опыт, скажи, каким должен быть руководитель газеты?

– Считаю, что возглавлять газету должен закоренелый журналист, знающий свое дело от и до.  Имея за плечами колоссальный опыт репортера, он будет болеть и душой, и телом за свое издание, стоять горой за каждого своего подчиненного. Он не развалит газету, наоборот сделает ее еще интереснее. Для такого руководителя каждая творческая единица будет на вес золота, которой он будет дорожить и всячески поощрять, выстраивая гонорарную политику так, чтобы журналист был сам заинтересован в качестве материала. Кроме того, главный редактор не должен давить своим авторитетом на творческий коллектив, тогда и сотрудники будут работать с таким руководителем, отдавая свой талант сполна.

– С переездом в Москву тебе пришлось покинуть «Молодежную газету». Страшно было начинать все с нуля?

– Страх конечно был. Я еще месяца три держалась за свой любимый город, за свою газету… Все никак не могла морально себя пересилить. Думала, как же я теперь буду? Огромный мегаполис… Буду ли  востребована в нем? Ведь в Москву стекаются лучшие из лучших специалистов со всей России и не только. Однако неожиданно для себя быстро нашла работу. Меня сразу пригласили в качестве главного редактора в одну из подмосковных газет. Причем, газету я должна была сама открыть, набрать штат, раскрутить ее и так далее. При собеседовании я предупредила, что опыта открытия издания у меня нет. На что мне ответили, ну когда-то же надо начинать! (смеется – авт.)

- Получилось?

- Да, конечно, теперь могу и других этому научить!(смеется – авт.) Со временем поняла, не боги горшки обжигают: мой опыт, полученный в «Молодежке» и дополненный обучением в лучших школах журналистики Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, вполне достаточен для того, чтобы быть не только ведущим журналистом в столичном издании, но и руководителем, наставником молодежи.

Как - то меня пригласили к пятикурсникам в МГУ, на журфак в качестве специалиста по региональной журналистике. Так и представили, сказав: «Сегодня к вам в гости пришел очень интересный человек. О работе журналиста печатного издания она знает все и даже больше». В тот день у нас со студентами получился интересный, предметный разговор. Их интересовало все. Меня это порадовало: все-таки молодежь наша небезразлична к судьбе своей страны, к ее будущему.

– Знаю, что ты не остановилась на достигнутом, планируешь написание книги…

– Да, в моей жизни состоялось большое количество встреч с известными и интересными людьми. Я знакома со многими легендарными личностями, начиная от известных журналистов, артистов, художников, композиторов, заканчивая космонавтами, учеными, политиками, дипломатами . Хочу собрать все свои воспоминания в одну книгу. Это долгий процесс. Но открою секрет: я уже начала над ней работать!

Справка

Диана Свердловская. Журналист, редактор, писатель, PR, консультант.
Член Союза журналистов РБ и РФ (2002). Обладательница Знака отличия "Золотой фонд прессы" РФ (2007), Почетной грамоты министерства культуры и национальной политики РБ (2010), Управления по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве РБ (2010). Лауреат премии губернатора Московской области "Наше Подмосковье" (3-я премия, 2016). Лауреат национальной литературной премии Российского союза писателей "Писатель года" (1-ая премия, 2016) и др.
Победительница республиканских и всероссийских журналистских конкурсов.

Сентябрь, 2016