За гранью жизни

Юрий Боченин
              «Наше сильное желание жить находится в противоречии
              с   немощью старости и краткостью жизни.
              Это   наибольшая дисгармония  человеческой природы.
              Животные, даже стоящие выше всех на лестнице существ,
              не имеют никакого представления о неизбежности смерти,
              ожидающей всё живущее.  Это понятие приобретено
              родом   людским».
    
                И.И. Мечников. Основатель науки о фагоцитозе
                и  об  иммунитете.
   
      В раннем детстве видя в гробу человека, я говорил окружающим:
- Чтобы не умереть, надо не закрывать глаза.  Смерть придёт, а я всё вижу, значит, живу и буду жить.  Он умер потому, что закрыл глаза…

     Впоследствии мне приходилось видеть умерших людей и животных с широко раскрытыми глазами. Мне казалось и до сих пор кажется, что те мёртвые своим тусклым взглядом с особенно расширенными зрачками вот-вот соберутся сообщить мне что-то неприятно-тревожное. До сих пор я не представляю, как это остаться наедине с покойником. И даже в одиночку ходить по кладбищу.

   Увидев на опушке леса мёртвого ёжика или брошенный труп собаки, я обхожу это место большим крюком. И дело не в брезгливости – сразу овладевают мысли о бренности жизни.

   По роду своей работы мне приходилось вскрывать трупы животных: лошадей, коров, телят, кур.  Но всегда при этом присутствовал кто-нибудь из животноводов. И мистическое чувство смерти не имело место – оставалась обязанность зафиксировать патологоанатомические изменения и составить соответствующий акт о смерти животного, которая в отчётах именуется падежом.

    Что такое жизнь и чем она заканчивается, в общем, понятно всем.

    Когда болгарскую провидицу Вангу спросили что чувствует покойник, она ответила, что он всё слышит и понимает.

   О жизни после смерти написана не одна книга.  Все они читаются с неподдельным интересом - ведь смерть последний существенный этап жизни.

   В толковом словаре Даля смерть - это конец плотской жизни, разлученье души с телом, переход к вечной, к духовной жизни.

   Но что подразумевается под духовной жизнью?  В духовной жизни рождаются духовные потребности.  Это - занятие искусством, литературой, музыкой, которые отражают все стороны человеческой жизни, как-то радость, гнев, любовь, милосердие и т.п.

   Но сказанное относится к реальной жизни. Как работает дух после смерти его носителя не совсем ясно.  Священники говорят, что духовная жизнь есть общение с Богом, уподобление Ему, единение с Ним. Не однообразно ли такое проявление духа, не скучно ли заниматься этим выдающимся в прошлом гениальным представителям человеческого рода? Нам об этом знать не дано.

   Предполагаемая загробная жизнь следует за смертью человека.

   В Большой советской энциклопедии сказано, что смерть - это прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого  гибель индивидуума, как обособленной живой системы.

   По Фридриху Энгельсу: «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный момент жизни» и далее: «отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше – смертью».

   Вот так просто – всё заканчивает неизбежным конечным результатом. Значит, жизнь -  это только шаги к  её концу, к смерти!

   Однако, именно эти шаги и составляют значение жизни: незабываемые годы детства, работа, воспитание потомства, построенные здания, продуманные мысли, написанные книги…

   «Всё остаётся людям» - название советского фильма как нельзя полнее характеризует финиш земного бытия.

   Известны люди, чья жизнь и даже смерть являлись примером для других. Такие люди на века остаются в памяти человечества.

   Но память памятью, а всё же есть хоть какое-то физическое или духовное продолжение угасшей на земле жизни самого совершенного представителя вида приматов.

   Лев Толстой в своих дневниках неоднократно писал, что тело со временем изменяется, выпадают зубы и волосы, слабеют силы, но всегда остаётся неизменным сознание своего «я» - ощущение своего бытия.
 
   По Толстому - после телесной смерти человек начинает жить вне пространства и вне времени. В ту эпоху не говорили о других пространственных и временных измерениях, где могло быть продолжение жизни умерших людей. Относительно знаний о загробной жизни и вообще о тайнах Вселенной Толстой писал, что то, что человеку знать нужно - ему дано, а остальное ему не нужно.

   И ещё о Льве Толстом.  Писатель был отлучен от  церкви за то, что восстал, по мнению церковников против Создателя.  На самом деле, Толстой резко выступал только против обмана в среде духовенства и, прежде всего, против церковных обрядов.  Писатель не верил ни в рай, ни в ад.  Вместе с тем он в своих произведениях и дневниках неоднократно упоминал о высшем существе, пославшего его в этот мир.
 
  «Мое желание - только служить ему, только исполнять его волю!» - часто повторял писатель.
 
  Толстой   не был отгорожен от мира. Он был открыт и для новых научных веяний. С учением Дарвина он ознакомился сразу же после его обнародования. Однако он не признавал понятие эволюции живых существ.

   Царство божие внутри нас: писал Толстой.
Кстати о рае.  У Корнея Чуковского в книге «От двух до пяти» ребёнок спрашивает бабушку о том, что такое рай.
 
   Она отвечает:
 
   - А это, где живут среди яблок, груш, слив…

   - Понимаю - рай это компот!

   На земном шаре со времени появления человека живёт или  умерло в общей сложности около восьмидесяти миллиардов людей.  Если их положить плотным рядком, то они заняли бы всю территорию сегодняшней Франции. Предположив, что Земля во Вселенной является единственной планетой - носительницей разумной жизни, то это немного.  Только в нашей Галактике, не самой большой во Вселенной, по подсчетам учёных сто миллиардов звёзд.  То есть каждому умершему или живущему уготована целая солнечная система с планетами.

   Что касается загробной жизни,  для чего она?  Отпущенного нам срока жизни вполне достаточно. Если не совершили чего-то великого в жизни, это сделают другие люди или другое поколение людей. Спросите многих людей в весьма преклонном возрасте, желают ли они продолжать жизнь хотя бы на том свете.  Ответ будет одним: хочется отдохнуть от всех жизненных треволнений.

   Правда, известный писатель Федор Абрамов (1920 – 1983), страдающий онкологическим заболеванием    просил у Бога оставить ему хотя бы несколько месяцев жизни, чтобы дописать последние главы повести. Но его мольба осталась не услышанной. Воистину - Бог правду знает, но не скоро скажет.

   О жизни после смерти  написана не одна книга. Достаточно сослаться на наиболее известного автора - Раймонда Моуди «Жизнь после жизни».

      Несмотря на то, что сам автор не претендует на научное исследование так называемой загробной жизни, из его материалов следует, что умершие пациенты продолжают отчетливо видеть и осознавать то, что происходит вокруг них после того, как их считают клинически мёртвыми.

  «Человек умирает, и в тот момент, когда его физическое страдание достигает предела, он слышит, как врач признает его мёртвым. Он слышит неприятный шум, громкий звон или жужжание, и в то же время он чувствует, что движется с большой скоростью сквозь длинный черный туннель. После этого он внезапно обнаруживает себя вне своего физического тела, но еще в непосредственном физическом окружении, он видит свое собственное тело на расстоянии, как посторонний зритель».
      
  По понятиям религии  у человека есть душа - некая не материальная субстанция, которая покидает тело человека в момент его смерти. Однако по законам физики нечто не материальное не может видеть и слышать наш окружающий мир.

    В романе Герберта Уэллса "Человек - невидимка" показан человек, тело которого не видимо для других людей. Выдающийся популяризатор физики и математики Яков Перельман в книге "Занимательная физика" опровергает само существование человека-невидимки и доказывает, что такой человек сам не мог бы что-либо видеть, так как лучи света, отраженные от постороннего предмета проходят не преломляясь сквозь его невидимую субстанцию.
   
  О картинах предполагаемой жизни после смерти говорится немного.  Все вернувшиеся к реальной жизни вспоминают о неземных блаженствах.  В частности, один из опрашиваемых, переживший клиническую смерть, заявлял, что там живут даже в кирпичных домах (вот она вожделенная мечта бедного дачника-шестисотника!).

  Конечно, это похоже на забавную сказку. От слов: «жизнь после жизни» даже  по  понятиям логики веет  тавтологией.

   Ах, как было бы хорошо свидеться на том свете со своими родичами, поговорить с тем же Толстым или Альбертом Эйнштейном, узнать их мнение о сегодняшнем мире и прогнозе о будущем человечества…

  Всё же не понятно, для чего существуют души в потустороннем мире и чем они там занимаются.
 
   Никакой связи с ними нет, если исключить мудрствования поклонников спиритизма. Ни один мёртвый, если он просто человек, не вернулся на Землю.

  Но предположим:  творческий народ, если он продолжает  жить после смерти, по своему духовному состоянию не может сидеть или там витать в небесах без дела, славить только Создателя и его не интересуют судьбы  живущих людей. Не посылает ли он нам напутственные сигналы? Вспомните периодическую таблицу элементов, которую химику Дмитрию Менделееву кто-то показал во сне. А кажущееся внезапным появление удачных поэтических строк? Неожиданная встреча двух любящих сердец. Наконец, множество научных и конструкторских  идей и разработок, не стоящих, по-видимому, нам заметных усилий. Не подают  ли нам наши почившие корифеи знаний соответствующие сигналы с другого Света. Правда, в Писании сказано, что души умерших вернутся в своё тело только после Страшного Суда.
 
   Но зачем возвращаться в своё искалеченное или одряхлевшее тело?

   Раймонд Моуди пишет что, ощущения, которые соответствуют физическому слуху и зрению остаются неизменными и для духовного тела.
 
   Но даже читая популяризатора науки Я.И.Перельмана   знаем, что по законам оптики существо нематериальной субстанции, то есть, будучи лишенным материальных органов чувств не может что-либо видеть и слышать.   Впрочем, эти научные аксиомы для Создателя не являются какой-то преградой. Он волен  устанавливать закономерности существования всего.
          
   Моуди считает, что в загробной жизни люди становятся более совершенными по сравнению с их прежним физическим состоянием. Даже жестокая травма физического тела не оказывает каких-либо вредных последствий на ощущения духовного тела.
       «Я помню, что даже почувствовал облегчение, когда был ранен, - говорил американский ветеран войны во Вьетнаме. - Я испытывал полную легкость, и не было никакого страха. С момента ранения передо мной стали проноситься картины моей жизни».
   
    Человеку не дано знать, сколько лет он будет жить, неведома для него точная дата конца жизни. На это Природой или Верховным существом наложено табу.  Тоже самое можно сказать о загробной жизни. Дан человеку, да и всем живым существам инстинкт сохранения жизни, стремление избегать всяческой опасности угрожающей  ей. Даже возможное фантастическое райское существование в будущем не привлекает людей – иначе все торопились бы свести счёты с земной жизнью.

   Предполагаемому существованию людей после их смерти предшествуют симптомы умирания. Это как бы последнее передаточное звено к последнему этапу жизни.
Илья Ильич Мечников, ( 1845 – 1916)  нобелевский лауреат, основатель учения об иммунитете считал, что в большинстве случаев смерть -  последний этап умирания переносится безболезненно.
 
  «Есть болезни и несчастные случаи, при которых смерть не вызывает тяжелых ощущений.  Мне случилось испытать во время кризиса возвратного  тифа.  Ощущение было скорее приятным, чем тяжелым».  Разбирая несчастные случаи с альпийскими путешественниками учёный указывал на ощущение блаженства даже в патологических случаях смерти, не говоря уже об ощущениях при естественной  смерти.

   Мечников в статьях о смерти и старости несколько раз подчёркивал, что человеку присущ инстинкт смерти, и он будет ждать её как желанный отдых.  Особенно легко умирают, словно засыпают, старые люди.

   «Как при сне проявляется  инстинктивная потребность в отдыхе, так и при естественной смерти человек должен инстинктивно желать умереть».

       Сравнительно легко умер Антон Павлович Чехов. Он долгое время страдал туберкулёзом лёгких.  В то время туберкулёз был неизлечим, и Чехов как дипломированный врач хорошо понимал это.
   
    «Я умираю, - спокойно сказал он доктору, вызванному женой  писателя.
Чехов не отказался от бокала шампанского  и, выпив его, отвернулся к стене и беззвучно затих.

   Но далеко не всем умирающим уготована сравнительно лёгкая смерть.

В первом томе шеститомной «Истории «Великоё отечественной войны» изданной в1960-1965 годах, приводится фотография горки отрубленных голов китайцёв во время китайско-японской войны. У всех голов на лице - выражение предсмертных мук  Это не картина пирамиды  безликих черепов у художника-баталиста Верещагина «Апофеоз войны»

   Известно как с тяжелыми мучениями умирал в течение двух суток Александр Пушкин, получивший рану на дуэли.  Последние слова Пушкина были: - «Кончена жизнь…душно… давит».
 
  Современника и друга Пушкина поэта Жуковского поразило величаво-спокойное выражение лица поэта сразу после смерти.
 
                «Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,
                что выражалось на нем, -  в жизни такого мы не видали
                на этом лице.   …какой-то мыслью, .глубокой, высокой мыслью
                было объято оно: мнилось мне, что ему в этот миг предстояло               
                как-будто какое виденье,  что-то сбывалось над ним, и спросить
                мне хотелось: что видишь?

      Можно предположить, что видением поэта был вход в незнакомый потусторонний мир, но выражаясь по-научному это было скорее всего кратковременное ослабление мимической мускулатуры лица.

     Бытует мнение, что выдающийся физиолог академик Иван Петрович Павлов (1949 -1936), бывший семинарист, по мнению окружающих был человеком верующим.
Он говорил: - Я как учёный-естественник не верю в бога, но должен  все-таки считаться с верующими. Академик принял решение никогда не разрушать чужую веру и предостерегал от этого других.

    «Человек сам должен выбросить мысль о Боге. Будет ли он рационалистом или будет верующим — натура сама выбирает».
 
   Гонение на религию ученый считал таким же варварством, как насильственное внедрение в науку диалектического материализма.
 
   Павлов умирал лёгкой смертью, присущим большинству старых людей.
Он нашёл в себе силы диктовать окружающим свои ощущения – симптомы надвигающейся смерти. Вместе с тем он завещал похоронить себя по церковному обряду.  Что это? Вера в Создателя или дань юношеских воспоминаний бывшего семинариста?

   Уместно вспомнить, как писали о загробной жизни французские просветители восемнадцатого века.

   Вольтер Франсуа Мари (1694 – 1778) считал, что «после смерти нет ничего,  смерть пустяки.  Ты спрашиваешь: в каком месте находятся умершие? В том же, где они были до своего рождения».
 
   Мысли Вольтера подкрепил его соотечественник Дидро (1713-1784):

   « Пока вы существуете и уснёте мертвым сном также мало беспокоясь о том, что с вами будет после вашей смерти, как мало вы беспокоитесь о том, кем вы были за несколько лет до своего рождения».
 
    Одна из герцогинь в разговоре  с Дидро утверждала, что и у животных есть душа. Спрашивается: у всех ли животных.  Согласимся, что если есть какая-то душевная жизнь у высокоразвитых животных - лошади, обезьяны, собаки, то как быть с комарами с их несносными укусами, с вирусами, вызывающими смертельные болезни животных и человека.

   Говорят, что ни один волос не упадет без воли божьей.  Наверное, у Создателя есть что-то  вроде гигантского компьютера поразительной ёмкости, способное осуществить столько операций, сколько включает в себя так называемый гукол, выражение, обозначенное цифрой девять в девяносто девятой степени.  Это число включает в себя не только количество песчинок на морском берегу, но и все элементарные частицы во всей Вселенной. (цитировано по Я.И.Перельману).

   Виталий Лазоревич Гинзбург (1916 - 2007) советский и российский физик-теоретик, лауреат нобелевской премии, один из разработчиков водородной бомбы говорил:

   «Атеист отрицает всякое существование Бога, чего-то за пределами природы. Разумеется, подобное убеждение есть "интуитивное суждение", которое нельзя доказать. Интуитивным суждением является и вера в Бога. Однако между двумя этими суждениями есть существенная разница: атеист базируется на науке, на исследованиях и анализе природных явлений или экспериментов, религия же допускает возможность чудес, опирается на некоторые чудеса (то есть утверждения, не допускающие проверки и противоречащие научным данным)»...

   Далее академик Гинзбург говорил:

   «Я, например, завидую верующим. Действительно, мне 86 лет, понимаю, что смерть близка. А она может оказаться мучительной, и не менее мучительны мысли о судьбе близких людей. Как хорошо было бы верить в существование, скажем, загробной жизни и т. п. Но разум дан человеку и для того, чтобы контролировать свои эмоции и не заниматься самообманом, верой в чудеса».

   Подытоживая сказанное, добавлю от себя, что вопрос о существовании бога и загробной жизни для многих, в том числе и для меня, остаётся открытым.

   Прежде всего, неизвестно: бог это КТО или ЧТО?

   Если он КТО, то ему надо поклоняться, молится, обращаться с просьбами.
КТО – это прежде всего любовь.  Если он бесчувственный абстрактный Разум, то мольбы ему наши не нужны, и его деяния в будущем можно подвергнуть экспериментальной проверке.

   В настоящее время, несмотря на гигантское развитие науки, число верующих в загробную жизнь не уменьшается.
 
   По мнению ученых-атеистов, искренне верят в существовании загробной жизни только десять процентов живущих людей, но ведь это почти миллиард!  Неужели они так все ошибаются? Почему и кем наложено табу, например, на превышение скорости света в вакууме?  Наука знает, что материальные тела притягиваются друг к другу, и сделали простой математический расчет для определения величины притяжения.   Но почему этот закон заложен только так, а не иначе. До сих пор нет ясности в происхождении жизни на Земле, тем более, в особенности существования Разума в человеке, познающего самого себя.

  Думаю, что не менее половины человечества верят в существование Создателя, хотя не соблюдают религиозных обрядов.

    Я сам, получив  биологическое образование, не верил ни в Бога, ни в загробную жизнь.  Только проанализировав последние открытия в физике и биологии я стал сомневаться в скептическом отношении к религии.

   Можно привести много доводов в существование Бога: наличие сказочных  красот природы,  разнообразие мира животных и растений, удивительные свойства обыкновенной воды и т.д., а главное, духовная сторона жизни.

   Вместе с тем существуют войны, болезни и голод, обман,стяжательство, всевозможные преступления и другие беды человечества, которые могущественный и любящий нас Создатель мог бы предотвратить…

   В настоящее время поражают воображение работы ученых в области генетики, в частности открытие структуры двойной спирали наследственного вещества живой природы – ДНК, которая представляет собой двойную нить, скрученную в спираль. Каждая нить состоит из «кирпичиков» — из последовательно соединённых нуклеотидов. Получены фотографии нитей ДНК.  Уникальным свойством молекулы  ДНК - это способность самовоспроизводиться. ДНК - это единственное вещество в живых клетках, обладающее подобным свойством.
    Нуклеиновые кислоты были найдены в клетках всех организмов, начиная от простейших и кончая высшими. Самое удивительное, что химический состав, структура и основные свойства этих веществ оказались сходными у разнообразных живых организмов. Но если в построении белков принимают участие около 20 видов аминокислот (и это немного), то нуклеотидов, входящих в состав нуклеиновых кислот, всего четыре.

   Сомнительно, чтобы упакованные особым образом эти кирпичики наследства создала неживая природа пусть даже путём эволюции или даже путём случайных сочетаний.

       Как видите – всё просто. Добиться такой простоты эволюция живых существ    сама Природа методом проб и ошибок вряд ли бы смогла.

    А разве не является чудом, что только два-три десятка букв способны образовывать до сотен тысяч слов, обозначающих в жизни человека весь окружающий его мир, все сложные взаимоотношения между людьми.

      И поразительно небольшое число элементарных частиц, из которых состоят все вещества.  Это протон, нейтрон, электрон…
      Видимое и невидимое излучение, благодатный дневной свет и  испепеляющая радиация – всё это определяется без особых выдумок только длиной электромагнитной  волны.
    Семь музыкальных нот в своих сочетаниях образуют всё многообразие музыкальных звуков.

    Каждый творчески мыслящий человек, будь то ученый, писатель или изобретатель знает, что простота и надёжность предлагаемой продукции  даётся путём кропотливого труда. Так и  Природе приходилось испытывать миллионы вариантов, чтобы добиться простых законов,  математически точных  в той же биологии. Возможно, Бог сделал это в кратчайшие сроки.  Скорее всего, Природа, создавая законы эволюции живых существ не избежала присмотра Создателя.

     Говоря о Боге не могу не сказать несколько слов о выдающемся русском поэте и прозаике, знатоке растительного и животного мира средней полосы России, историке и публицисте Владимире Алексеевиче Солоухине (1924 – 1997). Ревностный знаток и собиратель старинной иконописи, яростный противник разрушения церковных зданий, он принимал деятельное участие в воссоздании здания Храма Христа Спасителя в Москве.  Не случайно его одним из первых отпевали в ещё недостроенном Храме. Отпевал его сам Патриарх Московский и Всея Руси Алексий  11.