Норвегия. Берген. Фуникулёр

Борис Готман
   Boris Gotman, Ph.D

   Поскольку с детства не равнодушен к технике, особенно к той, которая движется,  никогда не упускаю возможность познакомиться поближе с разными её образцами.
    
   Особое место в "моей коллекции" занимают фуникулёры.
    
   Читатели уже могли видеть  репортажи об этом не совсем обычном транспорте  в  Инсбруке,  в  Ортизее,  на Кипре, на Везувии, в Хайфе и других местах.
    
   В этой заметке я расскажу малоизвестные русскоязычным читателям сведения об одном из фуникулёров норвежского  Бергена.
    
   Этот фуникулёр связывает центр города с вершиной горы Флёйен, не самой высокой в Бергене, но весьма удобной для знакомства с панорамой города с "разумной" высоты около 320 метров над уровнем моря.
    
   Кроме этого фуникулёра в Бергене есть другой, но предназначен он только для жителей квартала, куда  ведёт.
    
   Есть ещё  и канатная дорога  на  смотровую площадку на самой высокой  горе  Бергена  -  Улрикен, 642 метра  над уровнем моря.
   
   Напомню, что только в немногих языках, в том числе, в русском, фуникулёром называют именно вагон, перемещаемый тяговым канатом по рельсам.

   В Западной Европе фуникулёром называют и привычный  нам фуникулёр,  и  подвесную канатную дорогу тоже.

   В дни наших прогулок по Бергену погода была весьма неустойчивой, в основном дожди и туманы. 

   Но у нас была "вторая попытка" – через пару дней в Берген прилетал сын, и мы надеялись, что из наших и его снимков удастся скомпоновать полноценный фоторепортаж.

   Так и получилось,  поэтому  коллаж составлен из моих и его снимков.

   Для удобства торопливых читателей сразу поясню, что они  на них видят.

   На нижнем правом снимке виден вход на нижнюю станцию фуникулёра  Vetrlidsalmenning – белый двухэтажный домик внизу в центре. Многим гостям Бергена это место хорошо знакомо - оно одно из немногих в самом центре города, где автобусы могут хоть на несколько минут остановиться. Поэтому здесь часто  назначают место сбора для туристических групп.
   
   На верхнем левом снимке видна верхняя станция фуникулёра Flоyen и  синий вагон, начинающий спускаться. Почему один вагон синий, а второй – красный и как их назвали норвежцы,  поговорим позже.
    
   Пока обратите внимание на интересное совпадение – в кадр попала чайка,  летящая перед вагоном.
    
   Под этим снимком, на фотографии, сделанной  через заднее окно вагона, подходящего к одной из промежуточных станций,  виден удаляющийся город.
    
   Два главных снимка панорамы Бергена сделал сын с верхней смотровой площадки.

   По ним можно составить представление о размерах и конфигурации второго по величине города Норвегии.
    
   Теперь о самом фуникулёре  Флёйбанен.
    
   Длина его линии составляет 844 метра, перепад высот – 302 метра. За год фуникулёр перевозит более миллиона пассажиров.
      
   Идею строительства этого фуникулёра  выдвинул ещё  в 1895 году Джон Лунд, местный житель и член Норвежского законодательного совета.
      
   Разрешение было получено очень быстро, в отличие от средств на строительство.
      
   Посему идею заморозили, и только в 1907 году была создана компания  "Флёйбанен AS", которой удалось к 1912 году разработать проект фуникулёра, учитывавший опыт уже действовавших подобных сооружений в Германии, Италии и Швейцарии. 
      
   Проект получился очень похожим на фуникулер  "Merkur"  в Баден-Бадене.
       
   Сооружение линии началась осенью 1914 года. По проекту строительство должно было занять примерно полтора года.
      
   Заказы на оборудование разместили в ряде европейских стран.
      
   Вагоны и машину должна была поставить  германская "Maschinenfabrik Esslingen",  рельсы – компания из  Швейцарии, часть оборудования – Италия и т.д.
      
   Начавшаяся  мировая  войны задержала  работу, и  Флёйбанен был официально  открыт только 15 января 1918 года.
      
   Вагоны, вмещавшие по 65 пассажиров, двигались со скоростью двух метров в секунду.
      
   Рабочее колесо на верхней станции приводил в движение электродвигатель мощностью 71 кВт  (95 л.с.).

   Новшеством линии  было устройство связи между проводниками вагонов и оператором машины.
      
   Во время второй мировой войны  немецкие оккупанты буквально изуродовали  склоны горы Floyen,  построив на них  бункеры  и другие  оборонительные  сооружения.
      
   Фуникулер  использовался нацистами  для транспортировки техники, стройматериалов  и личного состава, в результате чего его вагоны и системы были полностью изношены.
      
   После изгнания немецких оккупантов  отремонтированные вагоны  были  впервые окрашены в контрастные цвета норвежского флага  -   один вагон в красный, а другой в синий цвет.
      
   Норвежцы назвали вагоны  «Синий человек» (Blоmann) и «Красная шапочка» (Rоdhette).
      
   За прошедшие годы фуникулёр неоднократно реконструировался. Сегодня каждый из его вагонов – уже четвёртого поколения -  может перевозить до 100 пассажиров.
    
   Тяговый канат  диаметром  40 мм  имеет прочность на  разрыв в 66,5 тонн.
      
   В маловероятном случае разрыва,  при потере натяжения троса автоматически сработают захватные  тормоза каждого вагона, а сами вагоны будут  развернуты для движения в тупики-ловушки.
      
   Рельсовый путь  проложен тоже не совсем обычно для фуникулёра: на участке байпаса  пути  удалены друг от друга на значительное расстояние и даже проложены на разной высоте.
      
   Нижняя конечная станция Vetrlidsalmenning, как  я уже говорил, расположена  в центре города  на высоте 18 метров над уровнем моря.  Следует отметить, что речь идёт не об абсолютной,  а  о средней высоте,  учитывающей  её изменение из-за  приливов  и отливов. 
      
   Платформы  станции находятся в туннеле,  к которому прямо из здания ведёт подземный переход.
      
   Отсюда линия около сотни  метров  проходит в туннеле, стенами которого являются  грубо  обтесанные  обломки скал.
      
   Следующая станция -  Promsgate расположена на высоте 59 метров над  уровнем моря.   Она  находится на открытом воздухе в нескольких минутах  ходьбы от пожарной башни Скансен сразу на выходе из туннеля.  Дальше  линия поднимается  на открытом воздухе, за исключением короткого туннеля вверху.
      
   Третья снизу станция называется  Fjellveien.  Она построена  на высоте 114 метров над  уровнем моря.  С неё можно начинать прогулки по живописным местам и к северу,  и к югу от города.
      
   Эта станция   находится на байпасе  чуть ниже места разъезда вагонов  и через неё проходит только правый по направлению подъёма вагон.  Когда  он  останавливается на  ней,  другой стоит на станции Skansemyren.

   Skansemyren находится на высоте 181 м  над уровнем моря.   В пяти минутах от неё расположена спортивная  арена.
      
   Эта станция построена прямо над точкой разъезда, частично на открытом воздухе, а частично в коротком  туннеле, отделяющем её от другой ветви байпаса.  Когда вагон – всегда левый относительно направления подъёма -  останавливается здесь, другой, как уже было написано, останавливается на станции Fjellveien.

   Следующую станцию можно назвать "Безымянная".  Имени у неё нет, потому что это только техническая остановка во время остановки  другого  вагона  на станции Promsgate.  Поэтому здесь нет платформ и нет доступа для пассажиров.

   Наконец мы добираемся до верхней конечной станции  Flоyen на высоту 320 метров  над  уровнем моря.
      
   Здесь глаза счастливого туриста просто разбегаются от обилия возможностей.  Единственное, что может  удержать глаза – размеры кошелька.

   Потому что кроме  ресторана,  кафе и магазинов  есть и домики для привала, и площадки для шашлыков, или, как здесь говорят, барбекю, а  совсем близко расположено  озеро с лодками…
      
   Пусть вам повезёт побывать здесь в хорошую погоду! 

   А если доберётесь до вершины, а на ней вас встретит дождь или туман, подождите немного  – как  говорят норвежцы, погода у них меняется каждые десять минут.