2 Урок музыки

Галина Польняк
Начались трудовые будни. Три раза в неделю уроки музыки у Василики были с утра и три раза во второй половине дня. Четыре раза в неделю - музыкальные занятия, два раза теоритические: сольфеджио - пение по нотам, чтение нот с листа, это значит без подготовки; музыкальная теория, и музыкальная литература - изучение жизни и творчества композиторов, музыкальная жизнь знаменитых дирижеров и солистов оркестра. Слушание произведение и разбор их. Два раза - занятия по специальности и оркестровый час. Два последних занятия очень нравились Василике.

Ученики собираются в скрипичном классе не часто: в начале учебного года и в конце, а в середине года лишь на репетициях, на собраниях и перед концертами. В будние дни у каждого ученика свое время.

Василика часто приходила раньше на занятия. Ей нравилось слушать, как Владимир Петрович занимается с другими учениками. Она многому может научиться на чужих ошибках, потом приходит и её очередь. Она прекрасно знает, что этюды и гаммы, а так же всевозможные упражнения играются ежедневно, не зависимо ни от какой концертной программы. Без упражнений, без труда нет техники, нет звука, нет музыки.

Василика начинает играть трудный в двойных нотах этюд. Она полностью погружается в музыку. Так продолжается весь урок. Лика видит, что учитель доволен и сердце её радуется.

В коридоре она окунулась в гул веселых голосов. Это пятые и шестые классы струнного отдела шли на оркестровые занятия.

Тут были и виолончелисты, и скрипачи, и альты. Шумной толпой они входят в зал.
- Давайте устанавливать пюпитры! - торопит всех Артем и первый тянет в цент комнаты пюпитр из горки, сложенной в углу. Быстрее начнем, быстрее закончим.
Василика выбирает себе пюпитр.

- А знаешь Лика, кто у нас в этом году будет дирижером? - шепотом спрашивает он, - Наш завуч Егор Семенович. Да-да-да, - подскочил к ним Илья.

Василика со стуком поставила пюпитр на пол и посмотрела на мальчишку, не шутит ли он. Артем не шутил, лицо его было серьезным.

- У него не отвертишься от занятий, он такой строгий, - погрустнел Илья.
- Это значит, что на концерте мы выступим хорошо, - успокоила она мальчика.
- А вы видели расписание, кому, где сидеть? - Валя садилась на свое место, - я в третьих скрипках.

- Где? Где? - послышалось несколько голосов.
Василика вместе с другими поспешила к доске объявлений.
- Начало оркестровых занятий - пятнадцатого сентября, - начал читать Артем, - значит сегодня.

Василика увидела, что она будет играть в первых скрипках и ее подруга тоже. Сердце пропустило один удар, а потом помчалось вскачь.
- Поздравляю! - крикнула им Валя.

Василика знала, постарайся девочка, тоже могла бы быть в первых скрипках, но Валя лентяйка. У нее исключительный слух, поэтому она практически не берет скрипку в руки. Ей не хочется играть гаммы и этюды. Лика не может ее понять, почему она ходит в музыкальную школу если не хочет играть на скрипке.

- К пюпитрам! - раздался у Василики над самым ухом голос Артема, изображавшего в эту минуту дирижера.
Она обернулась и увидела, что в зал входит Егор Семенович.

Пюпитры или пульты - низенькие подставки с наклонными дощечками для нот были расставлены полукругом, в центре стоял дирижерский пульт. Оркестранты торопливо рассаживались по указанию дирижера. Василика сидела за одним пультом с Ниной.
Когда все уселись, Егор Семенович внимательно оглядел маленьких оркестрантов.

Новички, впервые пришедшие на оркестровые занятия, заметно волновались, «старички» поглядывали на них покровительственно и гордо. Все были очень веселыми и оживленными, потому что любили свой оркестр и потому что за лето соскучились друг о друге.

- Внимание! - Егор Семенович постучал по дирижерскому пульту своей палочкой, - мы начинаем наши оркестровые занятия. Не хочется повторять в который раз, какое огромное значение имеет для вас, будущих музыкантов, оркестровая подготовка. Бывали случаи, когда музыканты, не привыкшие к оркестру, попадая в него, терялись и не могли играть.

- А мы и не собираемся быть оркестрантами, - недовольно пробурчала Валя.
- Валя не говори за всех, это ты не собираешься играть в оркестре. Многие из вас мечтают быть солистами. «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Солистов у нас с каждым годом становится все больше и больше. Наши скрипачи занимают первые места на международных конкурсах. Разве это не интересно, не увлекательно - играть в оркестре?

- Национального театра! - сказала Василика.
Все рассмеялись. Егор Семенович постучал палочкой по пюпитру.

- В оркестре Национального театра или Государственном симфоническом оркестре, но есть еще много прекрасных оркестров, а можно постараться и создать свой оркестр.
Зал притих. Все задумались над словами дирижера.

- А еще я хотел бы напомнить вам о том, что маленький Глинка играл в оркестре своего дяди вторую скрипку.
Егор Семенович передал Артему стопку нотных листов. Он обошел всех и на каждый пуль положил один нотный лист.

Василика посмотрел на лист. Ого, С.В. Рахманинов «Красная шапочка и серый волк». Волнующие мурашки побежали по всему телу.
- Внимание! Начинаем! - дирижер постучал палочкой, - объясню для новичков основные дирижёрские жесты.

Егор Семенович кратко объяснил оркестровую азбуку. При взмахе в их сторону надо начинать играть, а при таком вот сдерживающем движении опущенных рук надо играть очень тихо.

- Посмотрите, у всех ли настроены инструменты. Кто не умеет настраивать, подойдите ко мне.

Новички, и среди них ленивая Валя поспешили к дирижерскому пульту. Василике и раньше не нравилась эта девочка, а в этом году неприязнь к ней усилилась. Не любила она ленивых людей.

Маленькая Оля вихрем пронеслась мимо неё к дирижерскому пульту со своей скрипкой-половинкой.

- Егор Семенович, «ми» спустилось, - звонко закричала она.
- Подожди минуту. Видишь еще несколько человек на очереди.

- Давай я помогу настроить тебе скрипку, - Василика позвала Олю к себе. Ей было приятно, что она умеет настраивать скрипку и даже может другим это сделать. Она настроила скрипку Оле и проверила ее со своей.

- Всё? - спросил Егор Семенович, - приготовились, начали, - и он взмахнул дирижерской палочкой.

Оркестр заиграл. Громко, решительно и вразброд, чем очень огорчил и Василику и дирижера. Кто-то сфальшивил, кто-то, не разобравшись в нотах, просто замолчал после первого такта.

- Кто в лес, кто по дрова, - Егор Семенович зажал уши. - Ребята, это ведь «кукушки звуки». Надо сыграть так, словно вы наелись мороженого и никуда не спешите. Это же не приближение вражеской авиации! И если кто-то сыграл фальшиво, главное - успеть посмотреть с укором на соседа. Не так ли?

- Егор Семенович, трудно сразу, - пропищал кто-то из новичков, - мы бы лучше дома ноты разобрали.

- Ну, нет, так из вас никогда не выйдет оркестрантов. Надо с самого начала учиться читать ноты с листа. Давайте еще раз смелее! Смотрите в ноты, смотрите на меня и слушайте соседа, - и он снова взмахнул палочкой.

В этот раз получилось намного стройнее.
Он нас словно в волны бросает, подумала Василика, мы захлебываемся, но стараемся держаться на плаву. Вот так мы научимся плавать.

- Валя, ты почему не играла? Ты думала, я не замечу? Нет, моя дорогая, я всех вижу и всех слышу. Изволь играть и не прячься за спины товарищей. Сейчас оставим «Красную шапочку» и будем играть гаммы. Валя, ты что недовольна? Почему же не играла Рахманиново, объясни мне.

- Я, просто, я…
- Все понятно, ты не упражнялась все лето.
- Попробуй только сфальшивить. Пальцы переломаю, - угрожающе прошептал Илья.
Валя втянула голову в плечи.

- Альты, а вы куда лезете? И ладно бы что-то приличное лезло, а то фа-диез! - Играем гамму соль-мажор, - все остальное время Егор Семенович занимался со своим оркестром гаммами.

Закончив урок, он напомнил о том, что посещение оркестрового класса обязательно, взял собранные Артемом ноты и ушел в учительскую.

- Не хочешь учиться музыке уходи в обычную школу, - Артем и Илья подскочили к Вале, - из-за тебя сегодня все играли гаммы. Даже новички лучше справились, чем ты.

Валя молчала, а что она могла сказать в свое оправдание. Она на самом деле не занималась целое лето и подумывала бросить музыкальную школу. Отец узнал, схватил ремень и если бы не бабушка, она могла получить по полной программе. Поэтому ей пришлось пойти в школу.

- Почему Валя так ленится? - спросила Нина у Лики, - а ведь такая способная. Егор Семенович говорил, что у неё абсолютный слух и замечательная память. Надо с самого начала заставить ее заниматься.

- А ты знаешь как?
- Не знаю, но что-нибудь придумаю.
- Прошу прекратить разговоры и разбирать пюпитры, - заторопил всех Артем.


Продолжение следует
http://www.proza.ru/2016/09/26/452