Последняя встреча с В. Лаврентьевой в Новосибирске

Андро Бицадзе
7 сентября, после лекций я с большим трудом приобрел авиабилет на самолет рейсом Москва — Новосибирск и обратно, чтобы полететь  на международный научный форум «Лаврентьевские чтения», приуроченный к 90-летию со дня рождения М.А. Лаврентьева, который должен был начаться 10 сентября.

9 сентября в 22.05 наш самолет взял курс из Внукова на Новосибирск. Салон, в котором я находился, был почти полностью «оккупирован» большой группой литовских граждан, летевших в Улан-Удэ на экскурсию по Байкалу и его окрестностям. Рядом со мной в кресле оказался еще молодой, довольно образованный литовский крестьянин. В беседе со мной он подчеркнуто отметил, что литовский народ не желает больше жить так, как он живет в последнее время.

10 сентября в 00.45 мы благополучно совершили посадку в Новосибирске, где меня ожидал представитель Сибирского отделения Академии наук, приехавший в аэропорт на легковой автомашине «Волга». Квартиру мне отвели в академическом городке, в так называемом «Гостином доме», который раньше был известен под названием «коттеджа Г. Марчука». Стояла тихая, теплая погода.

В 10 часов утра был официально открыт наш научный форум, а в 10.30 его участники приступили к работе в соответствии с научной программой. Мой научный доклад был назначен на 13 сентября, но поскольку у меня был билет на рейс Новосибирск — Москва, вылетавший как раз 13 сентября, он был перенесен на 11 сентября. Среди участников форума оказалось до тридцати иностранных ученых. К сожалению, ни один из них не был математиком. Большинство их докладов были посвящены проблемам ядерной физики и химии. Помимо меня, с математическими докладами должны были выступить М.М. Лаврентьев, Л.В. Овсянников, С.И. Похожаев и некоторые другие молодые местные математики.

Вот уже почти двадцать лет, как меня перевели из Новосибирска на работу в Москву. За все это время я посетил Академгородок лишь раз — в 1980 году, да и то только на один день, когда впервые состоялись «Лаврентьевские чтения». За прошедшее время здесь многое изменилось. Из первого состава членов Академии, укомплектованного в Новосибирске в 1958 году учеными из Москвы и Ленинграда, в который входил и я, в настоящий момент в Академгородке остался только А.А. Трофимюк. Большинства остальных сегодня уже нет в живых. Сейчас подавляющее большинство сотрудников Академгородка состоит из представителей молодого поколения.

Академический городок утопает в зелени, так что издали его можно и не заметить. Большинство коттеджей, расположенных на улице под названием Золотодолинская, пришли в запустение. Дом №73 по этой улице, который и сейчас еще называют «бицадзевским коттеджем», почти разрушен. Говорят, что на его месте планируется построить коттедж, в котором будет помещаться «совместное с заграницей» научно-производственное объединение.

11 сентября после моего доклада я навестил Веру Евгеньевну, которая в одиночестве живет в деревянной «избе» своего покойного супруга М.А. Лаврентьева. Хозяйка приняла меня приветливо, кажется, даже была рада меня видеть. Скоро eй исполнится 90 лет. Для своего возраста она выглядит неплохо.
 
Это женщина с очень сложной и интересной судьбой. Как я уже говорил выше, славянские народы дали человечеству трех женщин-ученых: Софью Ковалевскую, Марию Склодовскую (Кюри) и Веру Данчакову. Первая из них была известным математиком, вторая — химиком и физиком, а третья — зоологом. Еще в юности у Данчаковой обнаружились прекрасные способности, но в тогдашней России она, будучи женщиной, не смогла даже попасть в высшее учебное заведение. Поэтому Вера Данчакова вышла замуж за Е. Григоровича и уехала в западную Европу, где получила университетское образование и где ей позже в Сорбонне была присвоена ученая степень доктора наук, а спустя несколько лет, она стала профессором зоологии того же университета.

В 1902 году у Веры Данчаковой и Евгения Григоровича родилась дочь Вера (теперь — Вера Евгеньевна Лаврентьева). Вера Григорович окончила колледж в США, а потом вместе с матерью часто бывала в Париже и Лондоне. В 1927 году, когда Вера Григорович начала вести научную деятельность в области биологии в Париже, она познакомилась с приехавшим туда в научную командировку 27-летним математиком Михаилом Лаврентьевым. Именно тогда в сердцах этих молодых людей зародилась любовь.

Существовавшая на то время в России политическая обстановка разлучила их, брак был невозможен. Но через три года Вера Данчакова с дочерью вернулась на родину, и любовь между Верой Григорович и Михаилом Лаврентьевым вспыхнула вновь. Они поженились и в 1932 году у них родился сын Миша (теперь — академик Михаил Михайлович Лаврентьев), а спустя еще четыре года, в 1936   — дочь Вера.

Мать Веры Григорович, Вера Данчакова, сохранила старый паспорт, по которому она числилась подданной российской империи и документ, удостоверяющий гражданство США. В Советском Союзе она оставалась довольно длительное время. По ее инициативе в Сухуми был основан обезьяний питомник. Она пользовалась высоким научным авторитетом, но во время Второй мировой войны покинула родину и переехала в Соединенные штаты Америки. До 1949 года она работала профессором колумбийского университета. Умерла она в начале 50-х в США, там же и похоронена.