Штрихи к политическому портрету

Онисе Баркалая
      Сейчас, спустя многие годы, в этом сытом и с претензией на респектабельность господине трудно узнать того моложавого мужчину с резким голосом и отчаянной жестикуляцией, который, как метеор, влетел в политическую жизнь страны. В какой-то мере его можно сравнить с Жозефом Фуше, тоже политическим долгожителем, пережившим многих своих противников и оппонентов. Но в отличие от Фуше, политические взгляды которого менялись сообразно ситуации, являясь прочным фундаментом его непотопляемости и живучести как государственного деятеля, предпочтения нашего героя в сфере политики всегда были и остаются крайне туманными и неопределенными. Политические пристрастия Фуше в тот или иной исторический момент времени всегда были однозначными, тогда как наш любитель произносить слово «однозначно» так и оставил нас в неведении до сего времени насчёт своего политического кредо. Если проанализировать его публичные выступления, то невозможно понять, кто он. Монархист? Националист? Милитарист? Демократ? Он назвал свою партию «Либерально-демократической», но она не имеет, на мой взгляд, никакого отношения ни к либералам, ни к демократам.
         Когда я впервые услышал его выступление, мне и в голову не могло придти, что он имеет диплом с отличием одного из лучших российских вузов и знает несколько иностранных языков. Его облик, речь и манеры не вязались с этим. Но теперь я думаю, что этот стиль был выбран неслучайно, учитывая тот электорат, на который он сделал ставку и который, как он считал, обеспечит ему политическое долголетие. В то время его восхитительные выступления, подкреплённые немалым актёрским дарованием, были нацелены на относительно небольшой слой населения, не претендующий на тонкое понимание ситуации в стране. Вряд ли он мог рассчитывать на поддержку интеллигенции.
       Хитроумный политик ещё тогда, на заре своей деятельности, со всей ясностью понял, что комфортное пребывание у власти определяется не принципиальностью своих взглядов, а дружеским расположением Кремля. Заняв небольшую нишу на политическом небосклоне, он зорко следит за настроением исполнительной власти, направляя критические стрелы то в коммунистов, то в демократов...
       Подозреваю, если Кремль не решается что-то сказать прямо, например, понимая непопулярность каких-то заявлений или опасаясь вызвать критику Запада, то для того, чтобы прощупать ситуацию, похоже, он прибегает к его услугам. Его постоянные выходки, безапелляционные и шокирующие заявления – отличное прикрытие для подобного «вброса».
       ЛДПР, как мне кажется, является партией одного человека. Других её деятелей толком никто и не знает.
        Удивительная живучесть ЛДПР связана, скорее всего, с тем, что её лидер ведет дело таким образом, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах не составлять ощутимую конкуренцию партии власти в России. Он прекрасно знает возможности Кремля, и поэтому весьма осторожен и вполне лоялен по отношению к нему. Он очень редко критикует власть, а его «праведный гнев», требующий периодической реализации, обрушивается то на коммунистов, то на демократов, то на ЦРУ... И хотя в свое время он поддержал коммунистический путч, у него хватает смелости критиковать коммунистов. И он же, не моргнув глазом, обрушивается на непримиримую демократическую оппозицию, у которой (и это не вызывает сомнений!) был позаимствован «товарный знак».
       Надо отметить уникальность его партии в политической жизни страны. В этом, следует признать, его бесспорная заслуга. Его партия никогда не могла составить реальную конкуренцию тем, кто бился за парламентское большинство, но, безусловно, создавала некую видимость соперничества. Он и его партия всегда были желанными кандидатами на выборах президента, Гос. Думы для тех, кто мечтал их выиграть. Он мог оттянуть на себя голоса, которые могли пойти в зачёт действительно сильному конкуренту. И это прекрасно понимают не только на федеральном уровне. Думаю, именно таким образом действующий в то время губернатор Белгородской области на выборах 1999 года одержал победу над своим сильным соперником – кандидатом от коммунистов: вдруг ни с того ни с сего на выборах объявился бесподобный кандидат от ЛДПР.
       Однако надо отдать ему должное. Процент голосующих за него многие годы сохраняет поразительную устойчивость, что на фоне дутых рейтингов партии власти и  сомнительных результатов многих выборов, выглядит вполне достоверным.
       За свою многолетнюю политическую деятельность он редко говорил банальности – то, что хочет услышать избиратель: пенсионер – об увеличении пенсии, военный – об укреплении армии, ученый – о важности науки. Его заявления, всегда сверхэмоциональные и почти на грани фола, подчас вызывают шок у аудитории, но к этому все постепенно привыкли и воспринимают их как забавное политическое шоу. Его идеи, например, по возвращению Финляндии под юрисдикцию России или перенос штаб-квартиры ООН в Крым могут вызывать только улыбку. Находятся те, кто считает его политическое долголетние феноменом, но вспоминая его выходки, все чаще приходит мысль, что он, скорее всего, может служить своеобразным индикатором политической зрелости общества, который пока близок к нулю.
        Некоторые называют его популистом. Если под этим подразумевать желание понравиться, то он, несомненно, нравится очень многим. Им нельзя не восхищаться: он остроумен, импульсивен и непредсказуем, и, самое главное, он может нас развлечь. Чего стоит только один его демарш на сессии ПАСЕ – предложение арестовать лидера российских коммунистов (его коллегу по Думе) при голосовании за резолюцию, осуждающую тоталитарные коммунистические режимы. И мы, так уставшие от серьезных политических заявлений наших руководителей, которые подчас ввергают нас в полнейшее уныние, с удовольствием лицезреем человека, на время отвлекающего нас от грустных мыслей. Право, без него атмосфера политической жизни страны, как будто закатанная в асфальт, становится совсем скучной. Отчасти это объясняет, почему ему спускают все его выходки. Ведь кто-то же  должен выполнять и такую роль: толпа, особенно во времена политической нестабильности, нуждается порой в эксцентриках и комиках.
         Его никогда нельзя было назвать последовательным. Известному актеру он предлагал уехать в Израиль, хотя, как говорят, именно там похоронен его отец. Поносил коммунистическую идеологию, но в своё время поддержал коммунистический путч. Одинаково критиковал и демократов и коммунистов за развал СССР. По его словам, весь мир виновен в неудачных российских реформах 90-ых годов.
        Правящей партии он всегда оказывал неоценимую услугу, отбирая голоса у коммунистов, а сделать это не так уж и просто в бывшей коммунистической стране. Трудно себе представить, что творилось бы в Думе, если на месте его партии расположилась бы непримиримая оппозиция, да еще с тем же процентом голосов. Это, безусловно, нарушило бы комфортную работу и жизнь думского большинства. Так что он прекрасно знает, чем ему обязана правящая элита, и, по всей видимости, она это ценит.
         Кто одержит верх во всех этих «рингах» – политических передачах? Интеллигентный человек с хорошими манерами или наглец с хорошо подвешенным языком, всех перебивающий и не желающий слышать оппонентов? Вы правы – в подобной ситуации ему нет равных!
          Да, безусловно, он очень харизматичный. Он завоевывает слушателей импульсивными, темпераментными и эмоциональными выступлениями. Когда он говорит, кажется, что именно он и только он является защитником всех «угнетенных и обездоленных». А это так безотказно действует на наших избирателей! Его речь нельзя считать изысканной, но она проста, понятна и достаточно образна.
         Впрочем, на фоне призыва во власть старой гвардии – сотрудников спецслужб и вояк пенсионного возраста, он выглядит и либералом, и молодцом.
         Иногда его поведение было настолько экстравагантным, что ряд политиков публично выражали сомнения в его адекватности. Ну что тут скажешь? «Каждый немного сумасшедший» – говорит персонаж А.Кристи в детективе «Критский бык».
         Но, похоже, мэтр в отличной форме накануне президентских выборов. Сколько он наберёт голосов? Нетрудно прикинуть. Главное, что он будет в своей стихии: изобразит конкуренцию и поставит подножку тому кандидату в президенты, который осмелится бросить вызов ставленнику Кремля.