Розыгрыш

Александр Халуторных
        Анекдот:
        Пьяный звонит в КГБ из телефона-автомата: «Вы там все придурки и работать не умеете! Я вас всех видел в белых тапках, чекисты гребанные!..» Вешает трубку и выходит из кабинки. Его с двух сторон подхватывают под руки два мрачных субъекта и надевают наручники: «Работаем, как умеем, гражданин Петров, вы уж не взыщите!»

        В глазах советского обывателя КГБ была таинственной и всесильной организацией, обладающей поистине безграничным могуществом. Если милицию народ откровенно недолюбливал,  то к Комитету относился с  должным, хотя и с боязливым почтением.

        В апреле 1991 года я заканчивал третий курс четырехгодичного отделения Московской высшей партийной школы.  Мой однокашник Олег Власов, с которым мы приятельствовали, устроил меня на подработку в строительный кооператив. Работа в кооперативе давала существенную прибавку в семейный бюджет и позволяла вполне сносно существовать семье из четырех человек (мы с женой и две дочки-дошкольницы).

        Однажды Олег сказал, что ему и мне поручили возвести кирпичную стену в иранском посольстве и обещали хорошо заплатить. В первый же выходной мы отправились на объект для выполнения заказа.

       По дороге Олег купил для маленького сына в палатке китайский дешевенький револьвер-игрушку, слегка напоминавший по внешнему виду американский револьвер времен Дикого Запада. Я посоветовал ему убрать изделие подальше, чтобы охрана посольства не приняла игрушку за настоящее оружие и не пристрелила нас впопыхах.

        У дверей посольства нас встретили два сотрудника-иранца в колоритных национальных нарядах: с зелеными, украшенными кисточками, фесками на головах, в шелковых рубашках и просторных шароварах. На ногах у персов были диковинные, расшитые бисером, восточные туфли без задников с загнутыми вверх носами. Один из них, довольно молодой парень, отлично владел русским языком и держался с большим достоинством. Вероятно, он был каким-то начальником. Второй был симпатичный улыбчивый дедушка, ни слова не понимавший по-русски.  Молодой быстро объяснил, что нужно сделать, показал фронт работ и удалился, а старичок остался присматривать за нами. К вечеру мы построили иранцам стену, выпросили у дедушки портрет аятоллы Хомейни (чем он был весьма доволен) и распрощались с форпостом исламской республики.

        Пока шли к метро, я невзначай сказал Олегу, что лет пять назад нас бы уже взяли на карандаш в КГБ, а сегодня в период эпохальных демократических перемен общественной жизни никто нашего визита в иранское посольство даже и не заметил.

        Утром я позвонил Власову, чтобы узнать о дальнейших планах на подработку. Олег с женой и маленьким сыном жил в трехкомнатной коммунальной квартире с двумя соседями. Телефон был общий. 

Трубку взял заспанный Олег и просипел со сна: «Слушаю!».  Голос его   я не узнал и попросил позвать к телефону Олега Власова. «Это я!» - отозвался напарник. По тому, как он произнес это, я понял, что он меня тоже не узнал. «Кто это говорит?» - полюбопытствовал он.

        «С вами, Олег Викторович, говорит майор Попов из комитета государственной безопасности», - пошутил я.

        «Слушаю вас, товарищ майор…» - деревянным голосом отозвался Власов. Тут уж сам черт подбил меня на дальнейшее.

        «У меня будет к вам несколько вопросов, гражданин Власов…» - начал я как можно более внушительно, зажимая пальцами щеки и стараясь при этом не рассмеяться.

        «Я готов…»

        «Олег Викторович, каким образом вы вчера оказались на территории иранского посольства?» - жестко спросил я голосом майора Попова: «Вы там находились с девяти часов ноль три минуты утра до семнадцати сорока пяти вечера. Что вы там делали?»

        «Видите ли, товарищ майор…»

        «Гражданин майор!» - поправил я: «Пока мы с вами не выяснили все обстоятельства вашего там пребывания, такое обращение вполне вписывается в нормы общения».

        Я не сомневался, что буду тут же разоблачен, но, как ни странно,  Олег повелся и на это.

        «Прошу прощения, гражданин майор, дело в том, что я …»

        «Смелее, гражданин Власов! Мы проверили вашу биографию и родственные связи. Ранее ни в чем порочащем вы не замечены, родства с Андреем Андреевичем Власовым  не прослеживается, просто однофамильцы. Власовых в Москве больше ста сорока тысяч человек. Итак?..»

        «Дело в том, что я работаю в кооперативе «Строитель»…»

        «Это нам известно, Олег Викторович! Ваш шеф - Владимир Манухин уже попадал в поле зрения правоохранительных органов. Довольно скользкая личность! Привлекался к уголовной ответственности в 1976 году за спекуляцию, в 1984 за незаконные валютные операции. То, что он тогда не сел – явная недоработка следствия. Похоже, он и сейчас занимается темными делишками!.. Так что там с кооперативом?»

        «Мне поручили возвести стену в посольстве …»

        Мне понравилось, что  Олег не назвал моей фамилии.

        «Гражданин Манухин (он сейчас у нас в соседнем кабинете дает показания)  утверждает, что никакого задания на работу в иранском посольстве он вам не давал. Наряд, техническое задание или проект строительства можете предоставить, гражданин Власов?»

        «Нет, но…»

        «Никаких «но»! Ваше присутствие на территории посольства ничем не обосновано! Кстати, откуда у вас револьвер системы Кольт, гражданин Власов, который вы носите с собой ?»

        Тут Олег что-то заподозрил.
        «А с кем я говорю?» - вдруг спросил он.

        «Ну, вот что, Олег Викторович!..» - начал я зловеще, все более входя в роль майора Попова: «Я уже представлялся в начале нашего разговора, а если вы думаете, что тут с вами намереваются шутки шутить, то вы сильно ошибаетесь! Мы можем встретиться с вами в другой обстановке! За вами приедут наши сотрудники, и мы продолжим разговор уже в Лефортово!  Вы этого хотите?»

        «Извините… я подумал…»

        «Думать надо было раньше, Олег Викторович, когда вам только предложили сотрудничать с иранской разведкой! Это вам там выдали револьвер? А что это за бумаги, которые вы прятали в сумку на выходе? Это что? Инструкции? Вы сотрудник разведки религиозных фанатиков, которая именуется «Корпус стражи исламской революции? »

        «Товарищ майор!..»

        «Гражданин майор!»

        «Гражданин майор, так это же игрушечный револьвер, пластмассовый, я его сыну купил…»

        «Да? Вы за дураков нас принимаете? Наши специалисты определили по фотографии, что это Кольт «Миротворец» образца 1873 года 45 калибра. Похоже, что иранская разведка завербованным всякое старье сплавляет. Скорее всего, у него и осечки случаются через раз от ветхости. В кого это вы стрелять собирались, гражданин Власов?

        Тут Олег впал в прострацию, стал что-то бессвязно бубнить, а потом  вдруг сказал: «Я ни в чем не виноват, гражданин майор…»

        «Ну, это мы еще посмотрим, Олег Викторович!»

        «Да я…»

        «Ну, вот что! Жду вас завтра в девять тридцать пять по адресу: площадь Дзержинского, дом 10, кабинет 225. Там и поговорим более конкретно. Я вам закажу пропуск. Паспорт не забудьте… У меня есть к вам серьезное предложение…»

         «Что за предложение, това… гражданин майор?»

        "Вы, гражданин Власов, можете искупить свою вину, если поможете нам разоблачить преступную деятельность вашего напарника, с которым вы так неосмотрительно проникли на территорию иранского посольства… Скорее всего, вы даже не догадываетесь, что ваш приятель тройной агент нескольких иностранных разведок, включая   израильскую Моссад. Евреи и внедрили его в центр подготовки партийных кадров с прицелом на будущее… Он сейчас у нас находится, в соседнем кабинете показания дает. Хорошо поет, много чего интересного рассказывает, в том числе и про вас…

        Короче, я вам предлагаю сотрудничество, Олег Викторович. Вы поступаете к нам на работу внештатным сотрудником. Зарплата приличная. Причем она растет пропорционально рабочему стажу и оказанным услугам. Чем больше вы принесете пользы родной коммунистической партии и советскому государству, которому вы обязаны всем, что имеете, тем быстрее будет расти ваше благосостояние…»

        «Скотина!» - наконец догадался Власов: «Убью! И рука не дрогнет!»

        «Ну, это вы погорячились, Олег Викторович! Я все-таки чемпион МВПШ. Зеленый пояс в карате кекусинкай, это вам не пластиковый револьвер китайского производства!.. Силы явно не равные!»

        «Тогда бутылка с тебя за моральные мучения! Так хотелось тебя сдать со всеми потрохами, урод!»

        «Спокойно, Дункель! Я заметил, твою постоянную готовность стать сексотом, но попридержи язык, демократ паршивый! «Урод» – это грубо!.. А за бутылкой дело не станет. Кстати, за стаканом и вербовку продолжим…»

         «Ну попадешься ты мне!..»

         «Осторожней на поворотах, потенциальный враг народа! У КГБ длинные руки!»