О стандартах образования

Гульмира Жамантикова
Несмотря на то, что семейное образование в России разрешено законом, оно не поощряется, никак не поддерживается и не регламентируется.  Каждый родитель и каждая школа решает эти вопросы по-своему.

До тех пор пока нет поддержки семейного образования со стороны школы и государства, оно будет восприниматься как какое-то диссидентское, сектантское новшество и не будет иметь смысла.

Да, я хочу перевести своих детей на семейное образование, чувствую в себе энергию и возможности. Но я не хочу, чтобы мои дети чувствовали себя белыми воронами и испытывали сопротивление всей системы образования, негативное отношение учителей и т.д.

Я мечтаю о том, чтобы семейное образование развивалось в нашей стране не только на энтузиазме родителей, но и при поддержке школы, министерства образования, государственной политики. Только в этом случае можно расчитывать на серьёзные успехи и развитие. Без этого семейное образование будет несерьёзным, бессистемным, кустарным и сильно зависящим от индивидуальных особенностей.

При серьезном подходе нужно тщательно продумать саму идеологию семейного образования, разработать основные принципы и цели, решить организационные моменты. Особенно важно продумать методику аттестации детей, получающих семейное образование.

Дело в том, что сама идея подобного альтернативного образования состоит в том, чтобы дать больше творческой свободы в самообразовании, способствовать развитию самостоятельного мышления, успешной самореализации детей. Проверка же знаний обычных школьников состоит в соответствии государственным образовательным стандартам. В этом состоит принципиальная разница.

Для нас, родителей и детей, главная задача не в том, чтобы соответствовать стандартам, а в том, чтобы успешно реализоваться в жизни, найти своё призвание, научиться решать жизненные задачи. Поэтому для проверки знаний в такой системе образования нужны иные подходы и критерии оценки.

В самообразовании на первое место выходит самоконтроль, умение ставить вопросы, обозначать проблемы и находить оптимальные решения. Проверка и оценка знаний не является главной задачей. Главная задача - организовать контроль и поддержку личных достижений, способствовать реализации научных проектов, творческих задач, спортивного развития и т.д.

Разумеется, какие-то обязательные стандарты должны быть, но они должны касаться не соблюдения каких-то форм и методов, а именно умения решать задачи, самостоятельно мыслить и чётко излагать, выделять главное и различать второстепенное, понимать, где речь идёт о целом, а где - о частном. И это требует серьёзной, тщательной разработки таких стандартов.