Это, вообще-то, не хулиганство!

Петр Панасейко
               Стоял жаркий  июнь 1980 года. Студенты-первокурсники заочного отделения юридического факультета университета сдавали сессию. Первым стоял экзамен по «Всеобщей истории государства и права». Студент Власов Сергей, подготовив ответы, содержащиеся в билете, и поправив на плечах лейтенантские  погоны, приготовился встать и подойти к столу экзаменатора. Однако его опередил Чиликин. Прошлую зимнюю сессию Алексей оказался единственным студентом в группе, сдавшим экзамены на «отлично». Посмотрев на него, Сергей вспомнил, что тот и на вступительных экзаменах в прошлом году получил одни «пятёрки». «Второй институт, видимо, одолевает?» - подумал однокурсник.
         
                Сергей ошибался только на счёт второго высшего образования. А вот экзамены в университете до этого дня тот сдавал весьма успешно.
         
                На этот раз, по не понятной для остальных студентов группы причине, Чиликин получил «неудовлетворительно», а выражаясь языком школьника, просто «двойку».  «Что же тогда получу я у этого преподавателя-«зверя»? - подумал Власов. Отвечал следом. На все вопросы ответил, дополнительных не последовало. Когда вышел в коридор и открыл «Зачётную книжку», то своим глазам не поверил: «Отлично». Кроме студента-двоечника экзамен все сдали на «хорошо» и «отлично».
         
                Лейтенант стал готовиться к следующему экзамену по «Истории государства и права СССР». Накануне, находясь в гостинице, он долго не мог уснуть. В голову «лезли» разные мысли. «Что-то тут не так?- думал  он.- Взять, и просто так завалить того, кому все завидовали?». Найти ответ на свой вопрос в тот вечер Сергей не смог.
         
              По второму экзамену он получил «хорошо», немного запутавшись в исторических документах времён Гражданской войны в России. Его однокурсник Чиликин снова оказался в числе тех, кто экзамен «завалил». Вместе с ним не сдали еще Иванов и  Петрова.
         
              Далее студенты сдавали экзамен по «Логике», самый трудный на летней сессии. Поэтому не удивительно, что когда староста группа стал подводить вместе с преподавателем итоги, радости у них на лицах никто не заметил. Итог экзамена таков: одна «пятёрка», пять «четвёрок», девять «троек» и десять «двоек». Список последних возглавил, как можно догадаться, Алексей Чиликин.
         
                Среди однокурсников поползли слухи. «Явно Алексей кому-то в университете «перешёл дорогу?», - шептались между собой студенты.
         
                Приехав на зимнюю сессию на втором курсе, Власов заметил сразу же отсутствие в группе студента Чиликина. На это обстоятельство обратили внимание и другие. «Отчислили», - говорили одни. «Взял академический отпуск»,- утверждали другие. «Перевёлся в юридический институт», - не успокаивались третьи. Спорам этим положил конец староста группы Харламов:
            - Он отчислен, так как не смог пересдать экзамены и зачёты.
            - А почему так произошло?- раздались голоса с мест.
            - Понятий не имею. Может к шестому курсу кто из вас и узнает? У нас же группа необычная: милиционеры, работники суда, прокуратуры, сотрудники госбезопасности. Сообщите мне потом, я же простой слесарь на заводе, собираюсь стать там  юрисконсультом, а вы все, за некоторым исключением, работники правоохранительных органов.
             
                Пять последующих студенческих лет ушли в прошлое. Настало время подготовки к написанию и защите дипломных работ.
            
                В апреле 1985 года в качестве народного заседателя Харламов оказался в суде. Возможно, его судья и вызвал бы позже, но ему надо было пройти преддипломную практику. Тема дипломной работы относилась к предмету «Гражданский процесс»». В понедельник, 22 апреля, он, по пути в суд, видел, как сотрудники милиции на одном из  жилых домов срывали  «нацистскую символику». В этот день, как известно, родился когда-то бесноватый немецкий фюрер. Своим возмущением он поделился с судьёй. Тот нисколько не удивился:
              - Молодёжь хулиганит. Головами не думают, а потом слёзы льют «крокодиловы». Несколько лет назад мне тоже пришлось рассматривать одно дело по статье «Хулиганство». Хотя  преступление  было вообще-то не просто хулиганством. Требовать «Долой!» партию, которая по Конституции является  «руководящей и направляющей силой» - это очень серьёзно. Тянет на посягательство на государственный и общественный строй.
            
              - И что получили  «преступники»?- поинтересовался народный заседатель.
             - Да, по сути, отделались испугом. Они были несовершеннолетние, учились в десятом классе. Суд назначил им условные сроки. Но зато испортили себе на всю жизнь биографию.
            
              В кабинет судьи в назначенное время стали заходить прокурор, адвокат и конвой с подсудимым. Начинался очередной судебный процесс.  В чём выражалась «порча» биографий тех десятиклассников, Харламов не успел уточнить. К этому вопросу он вернулся только вечером, когда кабинет судьи опустел, и в нём остались  судья и народные заседатели.
            
             - Олег Игоревич,- обратился к судье студент-заседатель, -а почему те юные «хулиганы» испортили себе дальнейшую биографию?
             - Один из них, Чиликин, окончив школу и, когда закончился условный срок, поступил учиться в вуз на юриста, но одного не учёл, что за такими людьми «око КГБ» следит неусыпно. Его «завалили» на экзаменах в конце первого куса и отчислили, он приходил потом ко мне и спрашивал: «Почему его отчислили после того, как условный срок наказания закончился?».
             
              - Что интересно Вы ему ответили?
              - Готовиться к экзаменам надо лучше. Не мог же я ему сказать настоящую причину. Тем более, говорят, он начинал учиться на «отлично».
               - Я это подтверждаю, он - мой бывший  однокурсник. Мы все удивлялись, почему с ним так поступили тогда. Но только сейчас  понял: виноват он сам. Прежде чем что-то сделать, следует хорошо подумать. К тому же, учился он не в первом классе, а в десятом. Интересно, где он сейчас?
               - На городском рынке работает грузчиком.
               
               Все замолчали. Однако жалеть грузчика никто не стал. На дворе стоял  1985 год. Шестую статью в Конституции СССР пока никто не отменял.  А "натворил делов" Чиликин ещё в 1977 году.

               … Седьмого ноября 1977 года, в день 60-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, жители домов, расположенных напротив здания горкома партии одного из городов области, протерев глаза после сна, увидели из своих окон  транспарант на партийном здании. И на нём текст: «Долой КПСС! Да здравствует власть народа!». Одни жильцы с возмущением стали названивать в милицию, другие радовались смелости неизвестных «новоиспечённых борцов за народное дело»… .
               
              С «высоты» двадцать первого века «преступление» десятиклассника  выглядит совсем по-другому. Он и его товарищ, сами того не подозревая,  опередили время: где сейчас КПСС???

27.09.2016 г.

Фото из Интернета