IV. Поиск решений. МоZаика

Белый Лис
Когда ребенок попадает домой, он может:
Он может быть настолько уверенным, что "это" закончится, что заморозится на месяцы и даже годы, прежде чем доверится своим родителям настолько, чтобы стать самим собой.
Он может противиться этому каждой клеткой своего тела.
Он может привнести в ваш дом столько радости и счастья.
А может сделать вам очень больно.
Он ПЕРЕВЕРНЕТ ваш мир.
Он заставит вас посмотреть на все другими глазами.
Он может научить вас любить и расскажет вам о любви, больше чем кто-либо другой.
Он станет вашим учителем больше, чем вы - его.
А Вы…
ВЫ УЖЕ НИКОГДА НЕ БУДЕТЕ ПРЕЖНИМИ.
(К.Пэрвис «Привязанный ребенок»)

Поведение детей с  тяжелой травмой детства, определяют две важные составляющие: мозаичность и концентрированность. Не разобравшись с ними, сложно оценить степень травмированности ребенка, а, следовательно, невозможно понять, что с ним происходит, почему это происходит, и о чем говорит его поведение. 
Из материалах тренинга М. Капилина мы знаем, что «одна из наиболее важных концепций развития человека состоит в том, что, взрослея, человек проходит последовательность определенных стадий, ни одна из которых не может быть пропущена. Эти стадии логически связаны друг с другом, и каждая предыдущая служит базой для формирования последующей.
У детей с неблагополучным развитием жизненный опыт приводит к тому, что в некоторых сферах их развитие соответствует возрасту, в других – опережает, а в третьих – значительно отстает от нормы, т.е. из целостного становится «мозаичным».
Негативные жизненные события образуют пустоты в развитии. При этом легко понять, что  такие «пустоты» в одной сфере могут привести к нарушениям в других сферах.
Условно можно выделить следующие 5 сфер:
1)       физическое развитие и внешность
2)       поведение и социальные навыки
3)       интеллект и образование
4)       эмоции и чувства
5)       сексуальное развитие»
Поэтому при простых нежных объятиях с родителем ребенок может начать демонстрировать откровенное сексуализированное поведение, еще хуже, если оно проявляется при гостях, посторонних или же на улице, в общественных местах. Проблема в том, что недостаточно развитые эмоции и чувства, которые формируются в первые годы жизни в тесном физическом и эмоциональном  контакте с мамой, мозг компенсирует преждевременным сексуальным развитием. Не имея возможности выстраивать тесных душевный контакт с близким взрослым, ребенок учиться получать радость, удовлетворяя один из примитивных инстинктов.
При недостаточном физическом развитии и умилительной внешности ребенок, прошедший «школу жизни» может выстраивать независимые негативистские отношения со взрослыми, свойственные подростковому возрасту, отвергать авторитет старших, опекать их (кормить, следить, чтобы мама вовремя вернулась домой, не выпила лишнего) или же просто контролировать любыми доступными средствами».

Мышление «мозаичного» ребенка очень сложно понять и объективно оценить. Такие дети всегда полны сюрпризов и неожиданностей. Травмированным детям, как правило, обучение дается нелегко, отчасти из-за несформированного причинно-следственного мышления и отсутствия внутренней и внешней мотивации, а отчасти из-за негармонично развитого мозга. Такой ребенок может быть не в состоянии посчитать без ошибок до десяти, повторить скороговорку или выучить стих А.Барто, при этом услышав краем уха отрывки разговора взрослых, большинство слов из которого ему неизвестно, пересказать его своими словами, точно выделяя суть и основные идеи.

Вторая составляющая, неразрывно связанная с мозаичным развитием, - концентрированность нескольких кризисов:  одновременно протекающие кризисы, присущие разным психологическим возрастам, накладываются на кризисы адаптации в семье. Татьяна Фалина назвала это явление концентрированным родительством: «С родным ребенком вы проходите все стадии постепенно и последовательно: от тошноты по утрам во время беременности, до споров с дитём в подростковом возрасте. С приемным ребенком на вас все это сваливается разом: ваше новое чадо будет вести себя и как грудничок, хвататься за юбку и лезть на ручки, а заодно демонстрировать кризис трех лет, вредность пятилетки, все пороки присущие младшему школьному возрасту, а заодно и подростковые проблемы». (« Отношения с приемным ребенком: концентрированное родительство»)
Об этом же пишет Кэрин Пэрвис  в книге "Привязанный ребенок".
"С точки зрения развития, например, не такая уж редкость обнаружить в одном пострадавшем ребенке
потребности в доверии и привязанности младенца,
потребность в независимости двухлетки,
проблемы со стыдом трехлетки,
конкретное мышление четырехлетнего ребенка,
навыки рассуждения пятилетнего,
уличную смекалку шестнадцатилетнего,
…и всё это упаковано в тело восьмилетнего ребенка!
Да, такие дети могут быть сущим наказанием — но они при этом хрупки, отчаянно нуждаются во внимании и заслуживают нашего сочувствия и заботы".

Процесс реабилитации моей дочки начался с диагностики актуального психоэмоционального состояния у тематического психолога. Многие мои догадки подтвердились тестами. Составленный после этого  графический рисунок, в котором определялась степень разорванности пяти сфер развития Марины, как ни странно показал, что даже в такой невыносимой атмосфере, какая царила у нас дома первые месяцы, у Марины в некоторых сферах был заметен значительный прогресс. Не могу это объяснить ничем, кроме постоянства обстановки и заботящихся лиц, ну и конечно же, адаптации к новым климатическим условиям и временному поясу.

Очень помогла мне книга К.Пэрвис «Привязанный ребенок», которая научила понимать не только то, что происходит с моей дочкой, но и почему конкретно это с ней происходит. В книге на семи страницах было подробно описано, о чем говорят те или иные отклонения в поведении ребенка. Имея возможность наблюдать за ребенком круглые сутки и видеть ее в разных состояниях и жизненных ситуациях, несложно было выбрать правильный вариант из перечисленных.
«Когда ребенок делает это... Он, возможно, пытается высказать это...
Отталкивает ваши объятия
- Меня никогда не учили, как реагировать на прикосновения, поэтому меня пугает, когда кто-то пытается меня держать.
- Жестокие взрослые когда-то причинили мне сильную боль, и я еще только учусь доверять.
- Мне не довелось испытать заботливую нежность от взрослого, и всё это ново и пугающе для меня.
 Подходит ко всем посторонним без разбора
- Мои воспитатели были ненадежными и бросили меня, и теперь, в качестве страховки, я отчаянно нуждаюсь в безопасности и одобрении, где бы я ни находился, любым способом.
- Я страстно желаю общения и физического контакта из-за расстройства сенсорной интеграции.
Не подчиняется указаниям
- Я не понимаю всех звуков и слов, сыплющихся на меня, потому что я был лишен контакта со звуками и речью, когда был маленьким, и не могу еще эффективно их обрабатывать.
- Я хочу сам контролировать ситуацию, потому что взрослые всегда оказывались ненадежными; я чувствую, что могу полагаться только на себя.
- У меня задержки умственного развития, мешающие мне понимать ваши указания».
Составленный психологический портрет Марины позволил наметить маршрут, которым следовало продвигаться. В этой же книге я нашла конкретные рекомендации, что делать и как реагировать на то или иное поведение ребенка. И хотя сил и ресурсов катастрофически не хватало, чтобы всему этому неукоснительно следовать, и в пути мне приходилось часто спотыкаться, падать, сворачивать, отчаиваться, все же впереди была видна цель, за которую стоило бороться.