Размышления

Сергей Одзелашвили
Перед  вами  Фаюмские  портреты               



                Размышления.



Перед  вами  четыре  портрета.  Это  так  называемые  Фаюм­ские  портреты.
Впервые,  Фаюмские  портреты  были  открыты  ещё  в  тысяча  шестьсот  пятнадцатом  году  Пьетро  делла  Балло.  Их  открытие  про­шло  незаметно.  Ни  искусствоведы,  ни  учёные  не  обратили  на  них  внимание.

И  только  когда  английский  археолог  Флиндрес  Питри,  в тыся­ча  восемьсот  восемьдесят  седьмом  году,  в  местечке  Файюм  открыл  захоронения  мумий  с  портретами  умерших - это  произвело  большое  впечатление.
Удивительно,  но  Флиндрес  искал  знаменитый  лабиринт,  увы, он  его  не  нашёл.  И  всё  же,  его  имя  вошло  в  историю,  как  челове­ка  открывшего  большое  количество  уникальных  портретов.  Я  уже  касался  Файюмских  портретов,  написав  мистический  рассказ.
Теперь  о  самих  портретах. 
Первые  ранние  портреты  выполнены  в  технике  энкаустики.  В  чем  особенность  этой  техники.

Пигменты  растворялись  в  горячем  воске  и  в  таком  состоя­нии  наносились  на  не  грунтованные  доски  из  кипариса  или  кедра.  Это  очень  сложная  техника.  Здесь  невозможно  было  исправить  неправильно  положенный  мазок.  Но  зато  насколько  сочны  и  объёмны  эти  портреты.  Позже,  уже  во  втором  и  третьем  веке  использовалась  темпера  или  обе  эти  техники.
И  надо  сразу  отметить - это  посмертные  портреты  наклады­вались  на  лицо  мумии.  Перебинтованная  мумия,  и,  как  из  окошка  выглядывает  портрет  усопшего.
Вот  такая  краткая  история.

Но  я  не  об  истории,  меня  волнует  другая  проблема.  Эти  портреты  нарисованы  почти  две  тысячи  лет  назад.  Вдумайтесь,  две  тысячи  лет  назад,  а  теперь  всмотритесь  в  эти  лица.  Какое  неверо­ятно  мастерство.  Тогда  ведь  не  было  ни  академий,  ни  художествен­ных  школ.  По  сути,  рисовали  их  ремесленники  из  «бюро  похорон­ных  услуг».  Египетская  культура  доживала  последние  дни  под  на­тиском  Империи  Рима.  И  вот  такой  всплеск  невероятного  творче­ства.

Теперь  говорят,  что  Файюмские  портреты  дали  начало  ико­нописи. Но  вспомните  странные  лица  икон,  первых  иконописцев.  Вспомните  нашего  Рублёва  или  Феофана  грека.  Они  считаются  вершиной  православной  иконописи.  Но  я  смотрю  на  эти   посмертные  портреты  и  у  меня  замирает  сердце  перед  безвестными  гениями  ушедших  лет.
Впервые  увидев  эти  портреты,  я  не  мог  поверить  их  воз­расту.  Да  и  сейчас,  я  также  в  том  же  трепете  и  восторге  пред  этой  красотой.


Посмотрите  на  портрет  молодой  женщины  внизу  на  фото,  справа.  Это  же  наша  современница.  Мне  просто  не  верится,  что  нарисован  портрет  две  тысячи  лет  назад.  Вспомните  раннюю  живо­пись  пятого,  седьмого  века  Европы.  Какая  утрированность  в  анато­мии  и  физиономике.  Лица  бесстрастны,  как  не  живые.  Вглядитесь  в  портрет  юноши  наверху,  слева.  Я  настолько  был  потрясён  увидев  его  впервые.  Разве  вам  не  кажется,  что  здесь  какой-то  обман.  Ну  невозможно  представить,  столь  потрясающе  написанное  лицо.  Сколько  жизни,  глубины.

Я  понимаю,  мои  размышления  наивны.  Но  когда  я  смотрю  на  поздние  работы  Пикассо  или  к  примеру,  наших  Митьков,  у  меня  нет  слов. Только  развожу  руками.

И,  что  удивительно,  эти  портреты  сегодня  известны,  есть  они  и  в  нашей  стране,  не  говорю  уже  про  Англию,  и  всё  же,  о  них  почти  ничего  не  говорят,  они  не  на   слуху.
И  на  мой  взгляд  это  несправедливо.


Мне  хотелось  поделиться  с  вами  своими  размышлениями.
Я  не  искусствовед,  но  разве  можно  быть  равнодушным  к  такой  красоте.
Или  в  наше  время  важнее  имя  или  бренд.  Нет,  только  не  для  меня.
Да,  и  чуть  не  упустил,  не  подумайте,  что  все  умерли  в  столь  в  раннем  возрасте.  Это  было  так  принято,  усопшего  рисовать  молодым  и  с  улыбкой  на  лице.  И  даже  это  поражает,  так  раскры­вая  духовный  мир  тех  времён.


28  сентября  2016