Девочка с книгой

Валерий Кувшинчиков
Руслан шел по улице и без особенных мыслей неосознанно завернул в заросший деревьями дворик. Двор был старый, деревья росли высокие и тенистые. Был теплый конец сентября и он присел на скамеечку за столиком, на котором вечерами играли в домино и шахматы пенсионеры. Пустой дворик. Дом старый, сталинской постройки, здание выглядело как произведение архитектурной мысли, а не ветхая хрущевская пятиэтажка. У него было много  времени и он сидел, наслаждаясь тишиной и спокойствием. Изредка на больших балконах дома появлялиь люди и исчезали в темноте комнат.
- да - подумал он - сколько тут  судеб и историй, чаще всего скрытых временем и толстыми стенами прошло. Ведь дом был построен еще в 30-е годы. Трудная и трагичная история впиталась в стены этого дома и деревья,  свидетелей тех событий.
- Что  - интересуетесь двориком? - услышал он внезапно вопрос и увидел сидящую напротив женщину. Как она подошла. как она появилась здесь - он совершенно не заметил. Она была интересной внешности, красивая старомодная шляпка, седые волосы, уложенные за уши, длинное платье с длинными рукавами, скрывавшими руки сплошного покроя с брошкой на левой стороне.  Маленькая сумочка лежала на скамейке, руки были на столе. На пальцах никаких колец.
На вид ей можно было дать и 50, и 60,  кожа лица ровная, пальцы рук красивые, прямые с едва заметным бесцветным маникюром. Она с легкой улыбкой смотрела прямо в лицо, красивые черты лица, бледно подкрашенные губы и осанка никак не напоминали поношенных и уставших от жизни пенсионерок. Он еще в тот момент подумал, что у нее красивые глаза, взгляд которых притягивал и окутывал непонятными эмоциями, заставляя время от времени опять пытаться его поймать, разглядеть что-то  скрытое за их глубиной.
- праздное любопытсво - ответил он. - Здравствуйте, меня зовут Руслан и у меня просто есть свободное время и я решил посидеть на скамейке. Так - легкий отдых и никакого интереса.
- ну что вы, Руслан. в таких двориках много что интересное происходило и происходит даже сейчас. Просто люди проходят мимо и живут чаще всего мимо того, что может быть было самым главным, самым существенным в их жизни. Они как трава, песок  скользят рядом с жизнью, думая, что то, кто они были или есть - и явлется настоящей жизнью, а ведь они лишь тени, как  вы думаете?
Руслан с настороженностью посмотрел на новую собеседницу, пытаясь понять  - эти слова от безделья и желания занять время или незнакомка просто с собой рассуждает.
- не задумывайтесь больше чем надо, Руслан. Здесь просто жили люди. Многих нет и нынешних когда-то не будет.Хотите - я расскажу вам короткую  историю, вам не придется напрягаться, чтобы выслушать ее и она может быть вам интересна? Если вы не против, конечно, болтовни пожилой женщины, вы ведь можете всегда сказать - до свидания - и мы, наверное, уже никогда не увидимся, да?
- да я согласен - произнес молодой человек, поддаваясь доброжелательности собеседницы и зная, что у него много времени, которое он займет ни к чему не обязывающей болтовней.
- ну так слушайте:
Давным-давно в этом доме по соседству жили 2 девочки. На одном этаже, их двери были напротив, их балконы выходили на одну сторону,они были одногодки и они учились в одной школе. Скажем так - их звали Вера и Лариса. Лариса - девочка веселая, озорная, Вера - серьезная и вдумчивая.
Им 10 лет. В подьезде между этажами большой подоконник, широкая доска, на  которой могло бы уместиться человека четыре. Ларисе нравится это место и она часто сидит там, читая книги. Вера проходит мимо домой, Лариса останавливает ее.
-Верка, слушай, я такую классную книгу читаю - Всадник без головы Майн Рида. Там такая любовь и главный герой - сильный, мужественный, благородный. Ты читала?
- нет, времени нет, иду домой - мне уроки делать надо.
- а хочешь - я тебе потом дам книгу, почитаешь на досуге?
- нет - отвечает Вера - у меня занятия по музыке, да и так дел полно.
Лариса не хотела заниматься музыкой, родители отдали ее в танцевальную группу. Она тацует гуляет на улице, проказничает с мальчишками. Проходит 4 года. Девчонкам уже 14-ть. Вера идет с портфелем на музыкальные занятия. Лариса на подоконнике с книгой.
- Вера, мне друзья классную книгу дали - "Три товарища" Ремарка. Там такая любовь, такие переживания! Будешь читать?
- нет, Ларис, мне геометрию, алгебру готовить надо.
- вот чудачка, там же про любовь!
Проходит 2 года. Лариса на подоконнике с книгой, сидит с полузакрытыми глазами.
- Верка - привет. Слушай, тут за мной стал ухаживать парень с соседней школы. Такой красавчик, сил нет. Он меня несколько раз провожал и мы целовались. Ой, как мне нравится! У него мягкие и сладкие губы и тааааак волнительно. Как думаешь - что будет дальше? У тебя есть парень? Верка - а ты целовалась?
- глупости это, надо школу закончить, специальность получать. Ты, Лариска, вертихвстка, о чем думаешь? Повзрослеем - тогда о парнях думать будем.
- ну, Верка, дура ты, наверное, куда уж взрослеть, мы уже почти старые, еще пару лет - и старухи.
Вера посмотрела с сомнением на подругу, покачивая головой, и домой, заниматься.
Через год Вера встречает там же свою подругу. Лариса сидит в слезах и со шмыгающим носом. Книга просто на подоконнике, и Вера успевает заметить название - Мопассан.
-  ты что хныкаешь, случилось что, или тот парень с другой школы тебя бросил?
- какой парень, прошлогодний? да ты что, я еще в прошлом году с ним рассталась, после него дважды влюблялась. У меня трагедия, я не выдержу, хоть в петлю лезь. Я 2 месяца назад познакомилась с парнем, он в универе учится, ему 19 лет и зовут Станислав. Он классно на велике катается, подтягивается на турнике 25 раз и боксом занимается, офигенный парень. Представляешь - тут Лариса перешла на шепот - у него родители уехали в отпуск, я была у него в гостях и у нас с ним был секс! Ты только никому не говори! Потом еще несколько раз! Верка - это, казывается, так сладко, я тебе не могу описать. У тебя был секс с кем-нибудь? Я ведь никому, никому не скажу!
Вера, теоретически зная, что такое секс, но зашоренная множеством ограничений, как внешних, так и внутренних, с ужасом проговорила - какой секс, ты с ума сошла, ведь дети родится могут, да и сексом можно заниматься только в браке! Нет, Лариска, ты так плохо кончишь!
- Вера, какой брак, он меня бросил! я в трансе, в смятении, в растерянности. А дети - разве ты не знаешь как предохраняться? Ладно, иду  домой, мне тайком от родителей надо  Мопассана прочитать, за "Пышечку" мама наверное ругать будет.
Ошибалась Лариса, бабушка ее в начале 20-х годов 20-го века на каких-то подмостках выступала и в молодом возрасте была женщина достаточно раскованная. И мама увлекалась музыкой и богемой. И жили они весело и свободно, и также многое могли бы рассказать о себе внучке-дочке, хоть и не принято было откровенничать с детьми о своих увлечениях и симпатиях. Так что Мопассан только приветствовался, только через эти эмоции девушке можно было познать себя и мир.
- идем ко мне - я тебе что-то покажу! Родителей дома нет, никто мешать не будет.
Вера не часто бывала у Ларисы в квартире, чаще всего это были посиделки на дни рождения детей. Они вошли в 3-комнатную квартиру, обставленную крепкой мебелью, на окнах висели гардиы, в полумраке виделись кожаный диван в гостинной, шкафы с книгами, легкий беспорядок сквозил везде.
- идем - я  тебе бабушкину комнату покажу. бабушка умерла 3  года назад, теперь родители ее занимают.
Они открыли высокую, тяелую дверь, зашли в полумрак комнаты,с права было большое окно, зашторенное, через не плотно закрытые занавеси проходил дневной свет и падал на противоположную от окна стену. На ней висело множество фоторафий.
- иди сюда, смотри - позвала Лариса - видишь?
На фотографиях Вера вдруг увидела знакомые лица.Бабушка, молодая, красивая, с шарфиком и маленькой шляпке, в свободном платься в обнимку с молодым мужчиной. Он показался Вере очень знакомым.
Это кто - спросила она - и вдруг сама ответила - Есенин?  Точно?
- да - это он. А вот смотри - она с Маяковским, хотя они с Есениным были разные, но бабушка с ними со всеми дружила.
- а вот бабушка с Гумилевым и Ахматовой. Здорово?! Да тут на всех фото есть известные люди. Пастернак, Саша Черный и Саша Белый, артисты татра и балета.
- а вот фото Есенина с Айседорой Дукан. Какая любовь была, чтоб ты знала!  И  дарственная надпись от Есенина. Бедняжка Айседора, так глупо и так красиво погибла.
Тут она отвлеклась от фотографий и уже шепотом, почти на ухо проговорила - ух, как жутко вкусный  секс, мне не с кем поделиться, поэтому я тебя спрашиваю. Ты хочешь стать взрослой?
-  нет, нет - ответила Вера - я думаю, что слишком рано - а внутри от этих таинственных слов и от упоминания об этом жутком, не известном сексе, от промелькнувшей мысли о парне, его теле, поцелуях, обьятиях и каких-то абсолютно неведомых ей приятных наслаждениях у нее зашевелилось внутри, зашуршало потоками греющих где-то внизу сомнений. Стало жарко, щеки пылали, но она отогнала все колебания, встряхнулась и пошла домой, учить химию. Что там осталось в ее душе, в ее теле - мы не знаем, да и не узнаем верно никогда. Но ведь что-то, что-то появилось, первые росточки чувственности и, возможно, зачатки будущего женского счастья, да вот подавила она в себе эти ростки, считая ненужной и бессмысленной подобные эмоции. А жаль...
 ......................
Руслан слушал этот рассказ,  полностью погрузившись в образы, он видел и девочек, и взрослеющих девушек. Вера, широкоскулая, с пронительным взглядом черных, красивых глаз, с красивыми волосами, с чуть вздернутым носиком. весь облик которой носил в себе отпечатки генов татаро-монголов, невиданных булгуров, чухонцев или кого-то еще, создавших чудный облик русскй красавицы. Лариса, дитя степей и савянских кочевников, светлоглазая, с прямым носиком, узким лицом, красивыми чуть полноватыми губами, светившаяся ранней чувственностью и открытостью - они предстали перед его глазами зрительно, со строгостью и целеустремленность Веры и горячей эмоциональностью Ларисы, он забыл о доме, тихом дворике, собеседнице, эти образы, эти фотографии стояли перед глазами, заставив забыть все.
- ну что, Руслан, интересная история - услышал он вопрос собеседницы и, глядя на нее, вдруг заметил, как меняется ее облик, из пожилой женщины она вдруг превращалась в игривую красавицу, уже волосы выглядывали из-пд шляпки русые, глаза светились живым мерцанием и руки на столе становились тоньше, изящнее и без морщинок на коже. Он почувствовал, как  закружилась его голова, видения менялись и перед глазами мелькали то картинки дворика, то незнакомый город с башнями и мощеными улицами, с людьми и всадниками в холщевой одежде и потом в мгновение словно вернулся на землю и переспросил - а что дальше?
- а дальше...
- Ведь Вера была из простой, работящей крестьянской семьи. Ее бабушка молодой девушкой вышла из деревни замуж за водителя большого начальника и так они получили здесь квартиру. Вера поступила на медицинский факультет. Окончила, вышла замуж и родила двоих детей. Работала много, приходила, уставшая, домой, готовила обеды и растила детей. Муж, порядочный, прилежный парень, без внутреннего огонька и живости в жизни, любил ее тихо и по семейному. Без фейерверков. Размеренно и, в общем-то - скучно. Секс под одеялом, раз в неделю, а потом и еще реже, в одной семейной позе. А когда однажды муж попробовал ее поставить на коленки, то получил сильнейшую затрещину и страшным голосом ему было сказано - ты что, с ума сошел, даже и не думай!
Лариса поступила на филологический, он самым легким считался. Училась, как говорится. спустя рукава. Вышла замуж за веселого парнишку еще на 2-ом курсе. У них дома часто собирались компании, пели, пили вино и регулярно выясняли отношения на балконе.
-  ты опять замутила отношения с приятелем Сергеем - говорил ей муж.
А она отвечала - да что ты, никогда в жизни!
А в перерывах она встречала Веру в подьезде, иногда с книгой на том же подоконнике, и это был уже Гегель или тот же Ремарк, или Хемингуей, иногда Грин, и, отрываясь от книги, разговаривала с Верой эмоционально и охотно.
- как ты живешь, Вера? как дети, муж, работа?
И не дождавшись ответа вдруг рассказывала - черт, я вляпалась. Представляешь - у нас в школе новый учитель физкультуры, красавчик, умница. Я влюбилась. Он такой нежный и замечательный!
Вера, понимая, что это не просто слова, с укоризной говорила - а муж, как же он?
- дура ты, Верка, мужа я люблю, это просто немножко другое. Ну просто он такой лапушка, я млею.
С возрастом Лариса все реже сидела на подоконнике, все реже общалась с подругой, которая по-прежнему тянула лямку семейной жизни. И Лариса становилась все спокойнее, заняв в конце-концов место директора школы. Но и после этого к ней и дальше гурьбой ходили ученики и изредка собирались шумные, веселые компании, они шутили на балконе и дурачились в подьезде, на Новый Год устраивали во доре елку и зажигали бенгальские огни.
- Да - а детей у нее тоже было двое. И кувыркались они с мужем в постели задорно и с фантазией, постигнув все премудрости физической любви. И жили они бесшабашно и весело, с походами и байдарками, гитарой, вином и песнями.
- ну что, Руслан, не утомила я вас? Хотите слушать?
- о да, конечно - проговорил Руслан, вернушись от образов на землю.
- а вы знаете - уже недолго осталось.
- и вот, как в сказке, и Вера, и Лариса, состарившись. умерли в один день. Такое вот странное совпадение. И похоронили их рядом.
Тут Руслан огорчился, что история без ясного окончания.
- не переживайте, продолжение есть. 9  дней их души блуждали по земле. Вы видели когда-нибудь души умерших? Никогда? А впрочем это редко кому удается. Вот - посмотрите, познакомьтесь: Лариса и Вера.
Тут перед опешившим Русланом вдруг появились 2 небольших облачка,  они меняли форму, извивались и сквозь колеблющиеся очертания появлялось то лицо Веры и стройная фигура в одном, то лицо Ларисы и фигура девушки в другом облачке.
- Нет, нет, вам не удастся ничего спросить, вы слишком живой для этого.
- так вот - через 9 дней их души предстали перед вратами Петра и он проговорил - Лариса, душа моя, ты подожди. я еще подумаю - куда тебя определить, а ты, Вера подлетай поближе, перед тем, как отправиться в последний путь, Он, Отец и Создатель, сам решил переговорить с тобой.
- давай-ка ближе, Он тебя ждет.
Душа Веры, колеблясь и метаясь, двинулась вслед за Петром, не издавая ни звука.
Вокруг была Пустота, но эти видения постоянно менялись, приобретая совершенно фантастические формы и очертания, превращаясь то в необозримый Космос, то в спокойный, легко колышащийся океан, то в величественные горы со снежными вершинами, и между этими образами душа Веры вдруг увидела кресло странных очертаний, и было видно, что спиной к ее душе сидит Некто, ни тела, ни головы и вообще ничего не было видно, но Верина душа осознала, что на кресле сидит Он, Создатель.
- подойди или приближайся поближе, дочь моя. Счастлива ли ты сейчас, знаешь ли - где ты?
Душа Веры, трепеща от ощущаемого могущества и всеобьемлимости этого Он, приблизилась и проговорила:
- я сейчас понимаю, что я раба Твоя, и даже не знаю - счастлива или нет, но я благодарна Тебе и испытываю восхищение перед видом Тебя, тихий благоверный ужас охватывает меня и все прошедшее в прошлой жизни мне видится ненужным мгновением. Я сейчас счастлива только от одного сознания, что Ты, Отец Всемогущий, приблизил меня, чтобы сказать несколько слов.
- успокойся, дочь моя, все не так сложно, как тебе может показаться с первого раза. Этот мир, в который ты сейчас входишь, другой, он наполнен образами и ощущениями, которых  ты не могла испытать никогда там, на Земле. Это мой потусторонний мир. Земной мир тоже принадлежит мне, но я стараюсь не вмешиваться в то, что там происходит. Люди живут, делают ошибки и сами их исправляют или не исправляют.  И тогда мое вмешательство не нужно, совершая ошибки, они наказывают себя, лишая внутреннего равновесия и мира в душе. Алчность, жадность, подлость, предательство, насилие и все множественные грехи человеческие воздаются опустошением душевным при приближении Смерти, а Смерть, мягкая и добрая, белая  и ласковая, навещает их в последнюю минуту и приходит к ним такой, какая была их жизнь. Она может иметь лик страшный и жестокий, мучительный и больной, или, наоборот, мяко и нежно забрать твою душу, ласково качая по дороге ко мне. У тебя будет время подумать об этом.
- я хотел спросить тебя о другом, дочь моя. Почему же ты так скучно прожила свою короткую жизнь? Ради чего ты отказалась от простых земных радостей и удовольствий, ведь ты знала, что на Земле ты временщик и дата смерти часто зависит даже не от меня?
- я хотела прожить жизнь првильно, как учили бабушка и родители, воспитывая в строгости детей. Разве мне не удалось?
- а вот сейчас бабушку, ее душу спросим. Эй, бабушка Веры, что ты скажешь на это?
Вдруг откуда-то возникло облако, принимающее очертания то старой женщины в платке, то вид молодой и грудастой крестьянской девки.
- ну что, бабушкина душа, говори! - воскликнул Он.
- Верка - вдруг раздался голос бабушки, молодой и красивой, явившейся в виде крепкой, стройной молодой девушки, с красивой, пышной и полуоткрытой грудью, сексапильной и с живой искринкой в лукавых глазах, - я всегда думала, что ты ученая дура, но чтоб настолько - не могла поверить! Сейчас, конечно, бесполезно тебя учить, но ведь я тебе шептала, много раз шептала отсюда - живи весело и радостно, гуляй, веселись, празднуй, люби мужчин, а ты, бестолочь, так и не услышала!
- бабушка, так это ты была, а я думала, что нечистая сила меня соблазняет! а ведь, честно, так хотелось порой оторваться, вина выпить, с мужчинкой чужим согрешить, почувствовать сладость этого греха! вот, бьядь, дура какая!
- да ладно, дочь,- услышала она голос Создателя - не кори себя, теперь у тебя будет время, чтобы посылать сигналы отсюда своим детям - как надо жить! я б тебе все грехи простил, если бы ты что и совершила на Земле, но, матушка, поздно. Ты конечно заслужила Рай, без спора, но в виду твоего исключительного поведения на Земле я тебе представляю право выбора - ты можешь выбрать Ад, там все гораздо веселее и живее, свободнее и слаще.
- ну так как, дочь моя? - спросил ее Отец - и вдруг из-за спинки кресла ей обрнулся Его Лик, смеющийся задорно, с легким подмигиванием одним глазом, улыбающийся лукаво или с хитрецой, этого уже душа Веры понять не могла.
- подумай, дочь моя, скажешь Петру свое решение - и в это же мгновение все исчезло, только Петр стоял рядом, побалтывая легко звенящими ключами.
Верина душа в растерянности то расплывалась легким туманом, то сьеживалась в комочек, пока наконец не проговорила - а можно подумать?
Петр крякнул, но про себя подумал - вот, дура, так ничего и не поняла!
- ладно, даю тебе еще три дня срока, потом скажешь, а сейчас марш болтаться между Небом и Землей, побудешь в очереди сомневающихся.
Тут мы прервемся, и вернемся а землю к Руслану. Он сидел молча, открыв рот, с остекленевшими глазами и ничего не понимая. Наконец, когда его сознание освободилось от  видений и образов, он выдавил из себя:
- а откуда вы все так подробно знаете?
- о, Руслан, разве ты не читал Мастера? Разве ты не понял - как переплетается мир Этот и Тот, как все зыбко и временно, что в мире нет ни прошлого, ни настоящего, что то, что кажется реальным сейчас - все это давно ушло и ты видишь только отражение?
И тут словно вихрь пронесся над двором,  завертело и зашумело листьями, внезапно небо заволокло тучами, и затем вмиг  очистилось, потемнело вокруг и он, в 10,  а может уже 11, или в 12 часов, увидел черное небо над головой и звезды, но затем опять появилось солнце и легкий ветерок веял над ним и собеседницей. Женщина напротив меняла очертания, превращаясь то в молодую красавицу, то в древнюю старуху, но затем раздался тихий голос, который, как показалось Руслану, прогремел на всю округу, он спросил его:
- ты помнишь, Руслан, как звучат слова - "В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат""?
- а помнишь, что и как говорили Пилат и Га-Ноцри ?
-  " Жизнь твоя  висит на волоске, знай это!
– Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? – спросил Иешуя. – Если это так, ты очень ошибаешься.
    Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:
– Я могу перерезать этот волосок.
– И в этом ты ошибаешься, – светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, – согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?"
- помни это, человек - прозвучали последние слова, которые проникли в сознание Руслана извне, и запечатлелись в памяти видениями страниц древней книги....

Руслан вдруг увидел избитого, окровавленного Иешуя, стоящего перед прокуратором Иудеи, и подумал,  что это было только вчера, и запах пота коней римской когорты еще витал в воздухе, переплетаясь с запахом увядающих цветов во дворе, звук удара плети Крысобоя, опустившейся  на плечи Иешуя, казалось раздавался эхом в воздухе, сплетаясь с шумом ветвей высоких деревьев, в  воздухе было слышно рычание собаки Пилата и вопли Левия, перекликающиеся со звуками детских криков с соседних дворов, стоял звук плача Марии, созвучный плачу ребенка в какой-то квартире на последнем этаже дома, и многое другое.
Руслан вдруг зажмурился, сильно и надолго, пытаясь осознать то, что с ним происходило. А когда открыл глаза - никого рядом не было. Вокруг стояла сентябрьская тишина, греющая тело лучами полуденного Солнца. Он даже не мог сказать, сколько сейчас времени и боялся посмотреть на часы, медленно возвращаясь на 2000 лет обратно...

Через несколько часов он вернулся домой. Медленно прошел в свою комнату, достал книгу с полки и сел за стол. Он открыл первую страницу и с новым чувством прочитал первые строки:
 "В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появилось двое граждан. Первый из них – приблизительно сорокалетний, одетый в серенькую летнюю пару, – был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а аккуратно выбритое лицо его украшали сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках...........