5 Задушевные разговоры

Галина Польняк
Через неделю после того, как Василика решила работать над концертом, она услышала, многие её одноклассники начали готовиться к концерту. А как же она, что она выберет, чтобы выступить на первом концерте в этом учебном году?
В классе Василику и Нину ждал сюрприз.

- Мои дорогие, - начал Владимир Петрович, как только они перешагнули порог классной комнаты, очень серьезно глядя на девочек. - Концерт придется отложить на время. Вы его сыграете на экзамене в конце года. Вы приложили много усилий, и за это хвалю вас обеих. Концерт заставил вас быстро втянуться в занятия.

- Но… - начала Лика.
- Никаких но. Возьмите ноты.
Девочки взяли ноты.

- Эти пьесы вы сыграете на ближайшем концерте. И нечего хмуриться, пьесы очень хорошие и выучить их надо очень быстро.

Среди доставшихся Василике нот она с удивлением увидела одну очень легкую пьесу. Её в прошлом году играла маленькая Марина из их класса.

- Владимир Петрович, мне нужно будет играть вот эту пьесу?
- Да, моя дорогая, я хочу, чтобы ты научилась играть не только трудные, но и легкие вещи. Наверно, ты думаешь, зачем мне учиться играть легкие вещи, когда я уже умею играть трудные?
Василика опустила голову, чтобы учитель не видел её слез.

- Так вот, легкие вещи ты должна уметь играть, как настоящий артист. Понятно? В этой маленькой пьесе ты должна дать красивый и полный звук, и тонкость оттенков. Тут не важен темп и частота звучания, это придет к тебе, если много репетировать. Важно то, что ты сможешь донести до слушателя: чувства, душевное волнение. Ты передашь в музыке пение птиц, звон ручья между камней, тепло солнечного света, шум ветра доносящего благоухание трав - это мир, куда не ступала нога человека. У тебя получится вложить в неё всю душу. Тут должна звучать настоящая музыка, а не ученическое исполнение трудных пассажей. Крещендо, фантастично и замечательно, потом медленно словно приближаешься к слушателю, звуки постепенно тают… - Учитель замолчал.

- Хорошо, - только и могла сказать Василика.
- Не печалься, две другие пьесы достаточно трудны.

Нина смотрела в ноты и молчала. По дороге домой подруги только и говорили о концерте.
- Это не честно так с нами поступать, - возмущалась Василика, - мы столько готовились.

- Знаешь Лика учитель прав, чтобы хорошо сыграть концерт нам нужно больше времени.
- Нина, Нина я слышала, как ты играла. У тебя очень хорошо получается.

- А я недовольна и Владимир Петрович поставил мне четверку с минусом.
- Мне тоже поставил четверку с минусом, - вздохнула Лика.

- Будем трудиться. Я и пьесы буду играть, и концерт не забывать и ты поступай так же. Обещаешь?
- Обещаю.
Подруги расстались до завтра.

- Новые пьесы Василика начала учить с неохотой. Она скучала по концерту и часто играла его по памяти, но потом увлеклась новым заданием учителя и совсем забыла про уроки. Она была уверена, что её не спросят, потому что спрашивали несколько дней назад и потому что есть много учеников, у которых еще нет оценок. Но у учителей своя система опроса учеников, они их видят насквозь.

На математике и родному языку ей пришлось краснеть и бледнеть, когда она возвращалась от доски к своей парте. Еще никогда у неё не было плохих оценок, таких, как сегодня.

- Горе-отличница, - сказал Артем на перемене Илье, - Лика так занята подготовкой к концерту, что про уроки забыла.
В плохом настроении она возвращалась домой и даже не заметила своего врага. А он тут как тут, вырос из-под земли прямо перед ней.

- Что малявка, получила двойку по музыке, идешь домой печальнее и чернее грозовой тучи.
- А тебе какое дело как я учусь? - начала Лика и в голосе у неё зазвучали слезы. - С музыкой у меня все в порядке.

- Э!!! Перестань разводить мокроту. Осень итак вот уже несколько дней плачет холодными слезами. Подумаешь, черная полоса в жизни, поверь мне все пройдет и на небе вновь засияет солнце.
Почему-то от Лешкиных слов на душе Лики стало спокойнее. «Может быть, он и не плохой мальчишка», - подумала она.

- Иди, трудись, чтобы наступил светлый день, - Лешка подтолкнул ее к подъезду.
Василика решает посидеть сегодня за уроками дольше обычного. Наверстывая пропущенный материал и решая задачи, Лика охладела к пьесам.

- Внученька, ты не заболела? - спрашивала ее Евдокия Ивановна, - я давно не слышала, чтобы ты играла что-то новое.
- Бабуля, а нам ничего не задавали, - пыталась слукавить Лика, брала в руки скрипку и играла концерт.

Задушевные разговоры у Лики с бабушкой были по вечерам, когда она ложилась спать.
- Бабуля, посиди со мной минуточку, - просила она.

Евдокия Ивановна присаживалась к внучке на краешек постели, и они разговаривали.
Лика любила такие разговоры с бабушкой. Сегодня ей особенно хотелось поговорить по душам. А почему? Да потому, что после уроков она задержалась в школе. Был концерт старших классов. Многие ученики играли с мастерством взрослого, профессионального музыканта, непосредственно и неповторимо. Так играют только в юности.

Лика хлопала от всей души так сильно, что у неё заболели ладони.
По дороге домой она не поссорилась со своим врагом. Он даже подбодрил ее. Все это хотелось рассказать бабушке. Весь вечер она была молчалива и грустна.
Её собственные неудачи последних дней и сегодняшний концерт так отличались друг от друга, что ей хотелось плакать.

Василика занималась уроками весь вечер, а на скрипке решила поиграть с утра. Разговор начался тогда, когда Лика легла, и бабушка пришла поцеловать её на ночь.

- Скоро и твой концерт. Пригласишь меня?
- Не знаю, мне не хочется выступать на концерте с таким никчемными этюдами.

- Милая моя. Музыка не может быть никчемной. Все зависит от исполнителя. Ты еще много услышишь в жизни как хорошего, так и плохого, и все это будет обогащать тебя, делать сильнее. Творческого человека все хорошее обогащает.
- А нетворческого?

- А нетворческому человеку это не надо. Он беден душой.
- А Лешка, какая у него душа?

- Ты сказала мне, что он поддержал тебя и не стал смеяться над твоими слезами. Он добрый человек.
- Ага, добрый, как же, а кто летом посадил мне за пазуху мокрую лягушку, зимой заставил лизнуть дверную ручку, вечно подкарауливает меня и пугает.

- Подрастешь и узнаешь, почему он так поступает.
- Мама с папой не говорили, когда приедут, - спросила Василика бабушку.

- Обещали на Рождество, а если не получится, то летом сказали ждать обязательно.
- Рождество скоро, сожму кулачки, чтобы они приехали.

- А знаешь Лика, когда я в прошлый раз была у вас на концерте, слышала, многие родители говорили, как хорошо ты играешь. Заслушаться можно.
- Так уж и заслушаться?

- Понимаешь Лика, все относительно. Ты играешь лучше своих одноклассников, но надо идти вперед, всегда вперед. Все выдающиеся музыканты много играют, совершенствуя себя.

- А если мой учитель во мне разочаровался?
- Почему ты так решила?

- Почему он дал мне такие легкие вещи.
- Он дал только тебе?

- Нет не только мне, Даше, Оле, Вале и Нине тоже.
- Лика, ты веришь своему учителю?

- Верю.
- Тогда почему ты не веришь тому, что он тебе сказал? Попробуй сыграть эти произведения как настоящий артист.

- Ты у меня просто золотце, - Лика обняла бабушку.
- Это ты мое золотце, - засмеялась Евдокия Ивановна и поцеловала внучку. - Спокойной ночи, - она выключила свет и вышла из комнаты.

- Спокойной ночи бабуля, - Лика накрылась с головой и погрузилась в объятия Морфея.

Продолжение следует
http://www.proza.ru/2016/10/01/989