ЛИФТ

Лана Невская
Вчера случайно увидела кусочек телепередачи с участием  Михаила Задорнова, где показывали 22-х этажный  жилой дом, в котором не работает ни один из четырех лифтов. Естественно, юмористы тут же прошлись по этому неожиданному факту, а  я вспомнила нашу летнюю «лифтовую эпопею» и посочувствовала жителям высотки. Хорошо, что у нас всего восемь этажей!
А произошло вот что.

Наступало лето, а вместе с ним, видимо, наступила пора заменить наш многострадальный, старенький, единственный и неповторимый, как во всех сталинских восьмиэтажках на Ленинском, облезлый, без конца ломающийся; ЛИФТ!
Верой и правдой он служил нам много лет, с того времени, как сменил своего предшественника с открывавшимися вручную внутренними дверями со стеклом и металлическими внешними, громко лязгающими замком, когда их закрывали. Он был  точно такой,  как в кинофильме «Карнавальная ночь», где через внешнюю решетку шахты можно было видеть, кто застрял в лифте, попросить помощи и, в конце концов,  просто дышать! 
Узнали мы об этом историческом событии где-то перед первомайскими праздниками,  из невзрачного объявления, повешенного в полумраке коридора первого этажа. Число точно не называлось, а под расплывчатой фразой: «…будет заменен в соответствии с утвержденным графиком работ в домах 4 корп. 1,2, 3 …  можно было понимать все, что угодно!
Мы, естественно, были уверены, что перед тем, как начинать свою бурную деятельность, нам заранее сообщат точную дату отключения сего чуда цивилизации, но этого не произошло. Просто в один прекрасный день мы вышли из квартиры и, нажав кнопку вызова, поняли, что лифт не работает! Тайно надеясь, что он просто в очередной раз сломался, мы  с мужем спустились пешком со своего седьмого этажа и отправились в магазин,  будучи уверенны, что уж за два часа, пока мы гуляем, лифт починят.
Но, когда мы вернулись с полными пакетами  продуктов, лифт по-прежнему не подавал признаков жизни!
- Интересно! Он совсем встал или его просто еще не успели починить? – в раздумьях,  в пространство, стала рассуждать я.  – Не могли же его отключить совсем, не предупредив жильцов!
Вздохнув, мы стали медленно подниматься пешком, останавливаясь отдыхать на каждом  лестничном пролете – все-таки, когда тебе уже далеко за шестьдесят, без тренировки такое «восхождение» очень утомляет!
Где-то в районе четвертого этажа мы встретили спускающуюся вниз соседку с восьмого, которая и сообщила нам, что лифт отключили надолго, и теперь будут ставить новый. Но самое интересное в этой информации было то, что в нашем корпусе шесть подъездов,  по столько же – еще в двух корпусах нашего дома  № 4, а бригада, которая будет производить все работы – одна! И работать она будет по схеме «последовательной разборки и сборки!»  -  то есть, сначала они демонтируют  лифты во всех восемнадцати подъездах,  вывезут все это железо, потом привезут  новые кабины,  выгрузят их у подъездов в огромных ящиках, а уж потом начнут собирать и монтировать  это «Лего» последовательно, начиная с первого подъезда.
У меня даже мысли не возникло, что такой объем работ будут выполнять всего 4-5 человек! Это просто уму непостижимо! Эти чудо-юдо-работники почему-то решили, что им так удобнее. И они начали поочередно демонтировать лифты, начиная с первого подъезда, но отключили они их все одновременно во всех трех корпусах.
И весь этот месяц, пока они разбирали на запчасти старые лифты, все три корпуса ползали  пешком.  Старики, мамы с колясками, бабушки с внуками и велосипедами и самокатами, по 30-ти градусной жаре, обливаясь потом и нещадно ругая  наших подрядчиков,  по несколько раз в день ползли вверх и вниз по лестнице, а лифт стоял себе без движения и ждал своего часа, когда его, наконец, отправят на свалку.
Неужели нельзя было отключать их по мере  необходимости? Ну, разобрали в первом подъезде, отключайте во втором. Так нет! Все 18 подъездов отключили одновременно: им так удобнее, видите ли! А  то, что старики через неделю вообще перестали выходить из дома, чтобы не умереть на этой лестнице – на это наплевать! Мамы стали выгуливать детей на балконах, соседи делились друг с другом продуктами, чтобы линий раз не спускаться в магазин, или покупали по пути домой с работы.
Вся эта «предварительная подготовка» заняла больше месяца. Рабочие вставили новые двери в проемы, чтобы мы не свалились в шахту и исчезли. В каждом подъезде за эти 45 дней они работали по 2-3 дня – пока ставили  внешние двери лифтов. Остальное время  в подъезде стояла  глухая тишина.
Наконец увезли останки старых лифтов от подъездов и на их место привезли большие деревянные ящики с новыми составными частями  и опять затихли! Какой там аврал! Суббота и воскресенье – выходные! Это не обсуждалось! В будние дни – с 9 до четырех – и потом ни одной живой души на работе!
Затем прошел слух, что вроде в первом подъезде начали монтаж. Ура! Первая ласточка! Процесс, наконец, пошел! Но рано обрадовались!
Я наивно полагала, что как только лифт в подъезде соберут, то тут же проверят и пустят в дело! Как бы ни так!
Когда я спросила об этом одного из рабочих, тот популярно объяснил мне, что как отключали они их все вместе, так и включать будут все одновременно, во всех трех домах! Не будет же комиссия принимать каждый лифт отдельно! Тут я поняла, что пешком нам ходить еще месяца два! И не ошиблась!
Как-то, поднимаясь по лестнице и пыхтя как паровоз, я остановилась отдохнуть в районе третьего этажа. Там рабочие как раз колдовали с лифтом.
Я поднялась до середины пролета, остановилась передохнуть и стала невольным свидетелем их очень любопытной беседы. Не обращая на меня ни малейшего внимания, низенький коренастый мужичок в светлой рубащке отчитывал своего коллегу:
- Ты как собрал этот узел? Ты схему смотрел? У тебя же запчасти остались в коробке! – чехвостил он  длинного угрюмого мужика. – Ты так и собирался его ставить? Смотри, тут же пустое место остается, и винты сюда в пазы не вставишь, отверстия смещены!
- Да и так подержится! Куда он денется! Подумаешь! Тут восемь винтов, куда столько? И пяти вполне хватит!   - мужику явно не хотелось переделывать, и он что-то еще проворчал, но не громко.
- А ты слушал радио – в высотке лифт упал и женщина погибла? Вот из-за таких специалистов, которые винты не докручивают! – опять полоскал его начальник.
- Да ладно тебе, Михалыч, да прикручу я тебе эти винты! – пробурчал длинный, - не нуди!
- Возьми схему и смотри внимательно! Приду – проверю! – и он стал спускаться вниз, а длинный взял какую-то бумагу и уткнулся в нее, близоруко щуря глаза.
- Да, хорошие у вас спецы работают! – не выдержав, съязвила я. – Теперь и в лифт-то побоишься заходить после такой сборки.
- Да мы же потом обкатывать их будем! – хотел успокоить меня начальник. – И комиссия принимать будет!
- Вот этих пяти винтов как раз для комиссии и хватит! А она уйдет – тут первый пассажир и ахнется! – не могла не оставить я за собой последнее слово.
Он не стал со мной препираться, и мы разошлись.
Прошел еще месяц. Собранные лифты понуро стояли без движения, мы в изнеможении ползали на седьмой этаж с сумками, внучкой и ее самокатом, обкатку лифтов никто не делал, прогноз окончания работ – тоже! Все уже и спрашивать перестали, а смиренно ждали долгожданной комиссии.
И вот  наступил этот счастливый день: комиссия приехала принимать работу.
В первом же подъезде лифт сразу застрял на пятом этаже, там что-то заискрило, погас свет,  и комиссия благополучно удалилась, даже не посмотрев остальные агрегаты, – до устранения всех недостатков.
Кончался третий месяц наших мытарств. Был конец июля, когда комиссия снова соизволила появиться в нашем доме. 
Не знаю, что и как она проверяла – я там не присутствовала, но через два дня, так же, без всякого оповещения, лифты были включены. Я нажала кнопку, она загорелась, и я радостно пискнула: «Наконец-то!»
Скрипя и подпрыгивая на каждом этаже, лифт подкатил к нам и, немного подумав, все-таки открыл двери! Свершилось!
Я с любопытством, осторожно заглянула внутрь. Кабина была чистая, светлая, все кнопки были на месте и подсвечены изнутри, лампочка вставлена яркая, на одной стенке приклеено зеркало с отбитым уголком. Но это уже – мелочи жизни!
- Ну, заходи же! – нетерпеливо подтолкнул меня муж. – Или боишься? Давай, я первый зайду! – и он вошел в лифт. Я - за ним, нажала первый этаж и напряглась.
Лифт немного подумал, потом закрыл двери, опять подумал, судорожно вздрогнул, немного подпрыгнул, для разбега, и тихо потряхивая свое содержимое, поехал вниз. Там еще раз подпрыгнул и выпустил нас на свободу!
Я вышла на твердую поверхность и облегченно вздохнула:
- Слава богу! Доехали!
Эпопея замены лифтов благополучно завершилась! Теперь уже при моей жизни второго такого мероприятия больше не будет! Вот и славно!
На радостях мы набрали в магазине кучу тяжелых овощей и фруктов: теперь все это повезет лифт!
Нет, все-таки лифт – очень нужная вещь! Особенно, если живешь не на первом этаже, и тебе не двадцать лет!