О, море в Гаграх

Александр Широбоков 3
О,  МОРЕ  В ГАГРАХ! 
                продолжение рассказа  «ОХОТА  НА  УТОК»

Александр Широбоков

               
               
                О, море в Гаграх, о пальмы в Гаграх.
                Кто побывал, тот не забудет никогда.
                Мой взор ласкает и восхищает,
                И на горах весной и летом снег всегда.


                Начало популярного танго середины прошлого века.
                Слова   -    Гиви  Аласания.
 


       Те читатели, которые не забыли первую часть  моего рассказа «Охота на уток», - конечно, помнят, что мамой и отчимом я был забран из пионерского лагеря в Геленджике. Из Новороссийска в Сочи мы поехали,  вернее, пошли на теплоходе в каюте первого класса. А в какой ещё каюте должен путешествовать отчим-профессор? Вот и Сочи.  Гостиница недалеко от моря. Помню, купались мы как-то раз с мамой  в сильный прибой   в Лоо, - что рядом с Сочи. Вдруг маму, неплохую, кстати, пловчиху - она в молодости переплывала даже Волгу в Куйбышеве, стала затягивать в море отливная волна. Я плавать научился в раннем детстве на Волге, а потом ещё несколько лет в ленинградских бассейнах плавал, как подающий надежды юниор.  Поэтому, помочь маме выбраться на берег мне не составило большого труда. Тогда сильно побили нас   волны о крупную гальку в полосе прибоя! В гостиницу мама возвращалась в расстроенных чувствах:

                - Не понравилось мне на это раз в Сочи! Поехали в Гагру.

Что мы и сделали, взяв на следующий день билеты на теплоход.

       Гагры мне показались тогда чем-то необычным. Не Сочи, не Геленджик и, конечно, не Новороссийск. Какая-то курортная теплота окружила меня. Южные деревья, загорелые лица неторопливо идущих  отдыхающих в белых шляпах и панамах. Запах южных  растений. Красивые девушки в лёгких платьях.  Что-то неведомое  переполняло душу. Много позже,  я понял, что так у многих начинаются курортные романы...

      Отчим куда-то исчез, а потом сообщил, что жить мы будем в хорошем месте. Не в гостинице.

                - Поехали.  Я вам сейчас покажу.

       Поехали на такси по широкой улице. Шофёр торжественно сообщил, что это проспект.
                - Вот тут я  и снял дачу, - сказал  мне отчим.

По цветущей аллее, идущей прямо от шоссе, мы поднялись к дому. Это было внушительное двухэтажное строение на подножие горы с огромной верандой, выходящей в сад. Дальше были живописные  горы.

    Навстречу вышла невысокого роста светловолосая  хозяйка лет сорока пяти.

                -  Здравствуйте, я Вера Александровна, - представилась она нам с мамой.

Потом я узнал, что  Вере Александровна -  заслуженный врач республики.
Мы заняли комнату на первом этаже  и веранду. Со второго этажа раздавались нестройные звуки музыки. Похоже, играли на пианино в четыре руки.

       Наши новые апартаменты поразили меня, прожившего свои  первые пятнадцать лет в обычной ленинградской коммуналке, невиданной роскошью. Комната с двумя окнами, выходившими на море, была обставлена мебелью тёмного  цвета.  Ещё, у одной стены стояла огромная кровать, покрытая причудливым покрывалом. Только у этой кровати не было стоек с привычными  круглыми блестящими шариками. Это было что-то широкое и плоское на ножках. Наверно, это была оттоманка или тахта. Раньше я такого не видел. На другой стене разместились огромные книжные полки. Веранда была заполнена белой витой мебелью, а  напротив окна стояла белая кровать, на которой мне предстояло спать. Из кровати через окно  были видны горы.
 
                - Как будете питаться? - спросила Вере Александровна, - когда мы вышли в сад, - Вот тут рядом знаменитый ресторан Гагрипш, есть и столовые. Могу и я приготовить, если захотите.

                - Нет, спасибо, - ответил мой отчим, -  Мы лучше в Гагрипше. Много  слышали об этом ресторане.

Действительно, совсем рядом возвышалось изумительное деревянное строение. Можно было разглядеть  даже и название у входа: - Гагрипш. Вот туда мы и отправились после первого купания. Меню я точно не помню. Были салаты, на первое -  что-то горячее, довольно острое, потом шашлык очень вкусный, особенно после моего пионерского лагеря, и еще лимонад. Других напитков   мне по возрасту не полагалось. Мои же, пили коньяк и сухое красное вино. Мама была в шляпе с широкими полями. Посетители, похоже, местные, на неё заглядывались. Отчим, похоже, злился. Перед десертом я вышел на улицу и стрельнул у стоящих у входа  ребят сигарету, тогда это было в порядке вещей.

                - Ты откуда?
                - Из Ленинграда.
                -  О….о!

       Первым делом, придя домой, я внимательно изучил книжную полку в комнате. Это был восторг! Надо сказать, что я очень много читал и прочитал всю детскую библиотеку, что была в клубе рядом с нашим домом в Ленинграде. Прочитал даже те книги, которые выдавались только десятиклассникам! Иногда мне попадались произведения Золя, Мопассана и Бальзака.

                - А что еще есть у Вас от прочитанных мною авторов? – спрашивал я пожилую библиотекаршу.

     - Остальное только во взрослой библиотеке, - отвечала она мне, - Тебе ещё рано это читать.

       А тут на полках полные собрания сочинений запретных для меня авторов и много чего ещё! И началось моё запойное чтение: - Золя, Мопассан, Бальзак. Любовь, чувственность. Я уже где-то писал, что в те годы в нашем возрасте мы были до неприличия целомудренными. По крайней мере, я и мои многочисленные друзья. А в книгах!.. Короче, на пляже мой взгляд всё чаще и чаще стал   останавливаться на стройных фигурках представительниц противоположного пола в открытых купальниках. Школьнику хотелось чего-то большого и светлого. И не только…
      На следующий день оказалось, что на втором  этаже в четыре руки играли двое братьев, сыновья  Веры Александровны. Я с ними познакомился.  Гурам и Жора. Старшему сыну, Гураму, было 25 лет, и он где-то работал врачом. Чёрные прямые волосы, зелёные глаза. Статная фигура. Выше меня по росту. Жора был худощав, ростом  с меня и ещё был он  студентом.

           - И что вы там играете на втором этаже,  - спросил я братьев однажды.
          - Мама обещала нам тысячу рублей, если мы «Лунную сонату» сыграем в четыре руки. До осени должны  успеть порадовать маму, - сказал Гурам, - А сегодня пошли вечером  на танцы в парк.

       Надо сказать, что в те времена тысяча рублей было огромной суммой для простых людей – двухмесячный оклад профессора.  Кстати, билет на танцы в парке Гагры стоил тридцать копеек.

    Проехав вечером  мимо Гагрипша несколько  остановок на автобусе, мы с братьями подошли к танцплощадке в парке. Уже издалека был слышен духовой оркестр. Гурам купил три билета.

                - Ну, Жорка, пора в бой, - сказал он младшему брату, - И ты, ленинградец, не робей, - добавил он.

          Братья приглашали на танец каждый раз разных девушек, шутили, смеялись и, в конце концов, поочерёдно исчезли с новыми подругами в ночной глубине парка. Ярко блестели над пальмами крупные звёзды. Когда смолкал оркестр, со стороны моря доносился шелест волн.

         Я же сидел на скамейке, высокий, нескладный подросток с римским профилем и курчавой шевелюрой. Танцевать я мог только медленные танцы, но не было силы, которая заставила бы меня встать и пригласить  одну из девушек на танец. Все они казались мне очень красивыми. И недоступными. Короче, я робел. Иногда я закуривал болгарскую сигарету, изображая из себя пресыщенного завсегдатая танцевальных мероприятий.

       На следующий день мы с Гурамом и Жорой валялись на пляже.

         - Ну что, Жорка, какая у тебя вчера была по счёту в этом сезоне? - спросил Гурам младшего брата.

             - Шестая, - прозвучало в ответ.
        - А у меня уже девятая. Девочкой ещё была… А ты, Сашка, как вчера развлёкся? – поинтересовался он.
       - Ничего интересного я там не встретил, - лениво ответил я с видом знатока, - Всем девицам лет под двадцать пять, мне бы девушку помладше.
        - Помладше, постарше – какая разница, - поучал Гурам, - Потанцевал, погулял по парку, зашёл в кафе, потом на пляж и … записывай себе в актив. Впрочем, можно и без кафе. Там на танцах, в основном,  одни студентки. А вон, смотри, какая-то малолетка одна купается. Иди,  Жорка, приведи.

Жора немедленно выполнил просьбу брата, бросившись в море. К нам он подвёл темноволосую стройную симпатичную  девушку лет девятнадцати  в раздельном жёлтом купальнике. В мокром виде он предательски просвечивал…

       - Знакомьтесь, это Вика, - представил он купальщицу, - Это Гурам, мой брат. А Саша - из Ленинграда, - сообщил он Вике.

Вика тут же расположилась рядом с нами.

          - Жорка, пошли дальше разучивать эту чёртову сонату, - скомандовал Гурам, - Сашка, а ты Вику развлекай. Не давай ей утонуть.

               - Да что вы, я плаваю хорошо, у меня разряд даже есть, - защебетала Вика.

Потом мы с ней искупались. В воде я её даже немного обнял. Это был восторг!  Это тебе не одноклассницу в углу прижать классе в шестом. Потом мы лежали рядом на пляже. Оказалось, что Вика из Новочеркасска, ей девятнадцать лет и окончила она первый курс какого-то института. Также оказалось, что мне восемнадцать лет и перешёл я на второй  курс ленинградского Военно - механического института.   Это была моя блестящая версия – на любой вопрос об институте я отвечал, что институт секретный и нам запрещено про институт рассказывать. Удивительно, но Вика мне сразу поверила. А, может, и она студенткой не была – как я мог это проверить, я, перешедший в девятый класс.

После очередного купания договорились вечером пойти на танцы.

       - Мои подруги сразу нашли себе кавалеров, а я по вечерам скучаю, - пожаловалась Вика, - Не пойду же я одна танцы. У нас так не принято.

      Как я ждал приближающегося вечера! Первое свидание, первые настоящие взрослые танцы, а дальше… Сердце замирало. Я помнил наставления Гурама.

     Недалеко от кассы у фонаря я ждал свою Вику. Из темноты появлялись и вставали в очередь у кассы стайки девушек и группки парней. За оградой уже играл оркестр. Пахло духами и южной ночью. Внезапно, откуда-то сбоку, появилась Вика. На ней было открытое цветастое платье без рукавов и светлые туфельки. Волосы были красиво уложены.

          - Привет, - сказал я, доставая заранее купленные билеты, - Пошли, потанцуем?
                - Привет. Конечно, пошли.

        В основном, духовой оркестр играл что-то медленное. Танго и какие-то бальные танцы. В школьном кружке танцев я научился танцевать па де - грасс и  па зефир, но здесь танцевали эти танцы, как танго. Фокстрот я танцевать не умел.  Когда раздавались ритмичные быстрые звуки, к нам подходил какой-то светловолосый курортник, лет двадцати пяти, и с моего разрешения приглашал Вику. Я не возражал. Местные к нам не подходили. Они сильно уважали Гурама и Жору, знали про меня, и внимательно смотрели, чтобы меня никто не обидел. Потом курортник подводил Вику снова ко мне. Я слегка ревновал. А танцевальный вечер подходил к концу.
 
       - Может, погуляем по парку, к морю подойдём? – предложил я Вике. 

           - Да, конечно, я от танцев  немного устала, - прозвучало в ответ.

Мы пошли в темноту парка. Я, как это было принято в то время среди молодёжи, положил руку на оголённое  плечо Вики. Она не отстранилась. Сердце стучало всё сильнее. Конечно, это не было любовью с моей стороны. Это было юношеское, пожалуй, детское увлечение. Иногда, такие увлечения приводят к ранним бракам. К сожалению, и я, много позже, не стал исключением…

                - Может, на пляж пойдём?
                - Да, у моря прохладнее.

Я шел с девушкой! Первый раз в жизни! К морю. На пляж! Справа от себя я ощущал податливое тело. Оно даже прижималось ко мне. Пляж был тёмный и пустой. Набегали на берег волны.

                - Может, посидим у моря? – предложил я.
                - Давай.

Мы уселись на ещё тёплый песок. Я, неловко поцеловав Вику в шею, опрокинув её ласково  навзничь. Потом, как мне проходилось видеть в наших фильмах про колхозников  и в редких зарубежных фильмах, я со страшной силой прижался к викиным губам.   Вика внезапно распрямилась:

                -   Ой, а ты не умеешь целоваться.

Вот тебе,  здрасте!   Одноклассник Валерка, он потом стал полковником, в седьмом классе  меня учил:
               - Прижмись к губам  и втягивай в себя воздух. Я так и сделал.

                - Ой, ты не умеешь целоваться!

Признаться в этом не было никакой возможности в пятнадцать лет.

   - У меня просто губы вчера обветрились, когда мы с мамой шли после обеда из Гагрипша.

           - Ты в Гагрипш ходишь обедать?  Я в столовку хожу. Давай, я научу тебя целоваться.
 
И она влажными, похолодевшими губами завладела моим невинным ртом.  Много позже я узнал, что означают  такие холодеющие губы…

             - Наверно, она замёрзла, - мелькнула мысль, - А что дальше? Сейчас опять сделаю что-нибудь неправильно. Ведь опыта нет никакого. Там, хоть Валерка. А тут? Хватит ошибок на сегодня. Надо взять паузу. Подумать.

                - Что-то прохладно стало. Давай встретимся завтра на пляже, а потом пойдём снова на танцы.

Вика медленно встала с песка:

        - Завтра мы с подругами уезжаем домой. Никакого пляжа уже не будет. А я так надеялась на этот последний вечер! Я его ждала. Прощай.

И пока я ошарашенный, как боксёр после нокдауна, продолжал лежать на песке, Вика исчезла в темноте.

      Крайне раздосадованный я подошёл к остановке автобуса. На остановке людей не было, как, впрочем,  и автобуса. Неожиданно из кустов появилась  тщедушная мужская фигура мне по плечо, неопределённого возраста с внешностью местного жителя. Подойдя ко мне, фигура предложила:

                - Давай, пойдём в парк. Посидим на скамеечке. Я тебе часы потом подарю…

Это было уже слишком для одного вечера. Я был худощавым, но крепким мальчиком. Изнуряющие тренировки в ДСШ по лёгкой атлетике включали в себя и толкание ядра,  и штангу, и борьбу. Схватив незнакомца за грудки одной рукой, я его крепко несколько раз тряхнул:
                - Тебя давно не били?

                - Недавно, - кротко ответил он, - Отпусти.

Я резко оттолкнул его от себя в сторону кустов. Автобус подошёл минут через пять.
 
        А ещё через несколько дней мы поехали домой. Так получилось, что когда я вышел из купе в коридор вагона и встал у широкого окна, поезд остановился на станции Новочеркасск. Бегущие по перрону люди, суета. Снова появились мысли о Вике: – Как она там? Конечно, я не мог тогда знать о жутком расстреле в этом городе через два года…

       Поезд медленно отошёл от станции и понёс меня, умудрённого книгами французских романистов и  первой попыткой стать взрослым в Ленинград, где мне предстояло продолжить обучение в 9 классе 30 средней школы, что на Васильевском острове. Из репродуктора вагона звучало танго «О. море в Гаграх».

P.S.  Продолжение: – рассказ «Первая стипендия»