Крым. Штурм Роман-Коша

Владислав Поляковский
А теперь мой обещанный рассказ о штурме Роман-Коша

Примерно 29.09, первый этаж столовой, молодой человек весьма приятной наружности из некоего экскурсионного бюро, стоящий возле столика с разложенными картинками с достопримечательностями Крыма на первом этаже здания столовой. Ненавязчивый разговор о моем желании штурмовать Роман-Кош и возможности подняться на него по тропе прямо из Алушты. Ответ на пальцах, что тропа туда ведет из Гурзуфа, с объяснением откуда именно, с упоминанием населенного пункта Партизанское.

Название этого населенного пункта не могло не обратить на себя внимание. Тут же со стороны молодого человека имел место мягкий намек об отсутствии достопримечательностей как таковых по ходу этого маршрута. Говорю сразу же, это НЕ соответствует действительности. Одни шлагбаумы чего стоят. Кстати, молодым
человеком они были упомянуты как ориентир.

Для штурма был намечен день сб, 01.10.2016. Ситуация с И-нетом в Алуште была еще не до конца разведана, она немного удручала, и, согласно намеченным планам, сперва был нанесен визит в местное отделение связи, располагающееся прямо на набережной. После небольшого инструктажа о предоставлении И-нет связи частным лицам, весьма удручающего, имели место две остановки на местном троллейбусе, автовокзал,  расположенный ровно на повороте шоссе Симферополь-Ялта, излишне активные и несколько навязчивые шоферы местных автолайнов, в основном неславянских национальностей.

Обилие чебуреков и прочей живности прямо в Алуште меня несколько расслабило, а не самая роскошная ситуация со временем привела к тому, что я съестные припасы, необходимые для штурма крупнейшей вершины Крыма, решил приобрести прямо в Гурзуфе. Предварительно были запланированы бутылка вода и два чебурека.
Шофер проявил не лучшую осведомленность относительно Гурзуфа, поворот на Партизанское был ему неизвестен (указателя там действительно нет), АЗС как один из ориентиров был принят за бывшую АЗС, в результате чего я был выброшен примерно через четыреста метров после необходимой точки.

Всем на заметку: тропа на Роман-Кош, на первом километре совпадающая с дорогой на Партизанское, начинается с ныне действующей АЗС с надписью ГОСТ на ее колоннах на территории Гурзуфа. Шоссе Симферополь-Ялта, где троллейбус ездит.
На протяжении этих самых четырехсот метров ларьков и магазинов не попадалось вовсе, за исключением изящного павильона по торговле цветами и рассадой. Но в этом магазине, к счастью, были в курсе тропы на Роман-Кош и мне было указано нужное для меня направление.

Поворот, АЗС и небольшая стройка позади, первые метры подъема, первое облегчение, первая фиксация времени. Природа Крыма мне начала делать подарки: вдоль дороги частенько росли дикие яблони с вполне созревшими яблоками. Несколько из них перекочевало в мой карман. Попадался также шиповник и несколько его ягод были испробованы, впервые в жизни.

Партизанское оказалось ни много ни мало улицей под названием Лавандовая Гурзуфа, автомобили мало-мальски по дороге ездили, а вот продуктовый ларек был заколочен. Нет никаких проблем, тем лучше, я не стал тратить время на покупку живности и пошел дальше вверх.

Прямо на выходе из Партизанского меня ожидал первый шлагбаум с плакатом "Ялтинский заповедник. В пожароопасный период проход и проезд запрещен". Мне подумалось, что если за время моего подъема в заповеднике произошел бы пожар, то вина на него лежала бы персонально на мне. Правда, ни спичек, ни зажигалки при себе не имелось. Как и карты, что само собой разумеется.

Для первого километра подъема было характерно обилие развилок. Честно признаюсь, с толку они меня сбивали с толку здорово, и идти приходилось просто по наитию: если вверх - значит, к цели.

Совет. Брать с собой проводника, гида, или просто идти компанией. Правда, в последнем случае на первый план вышел бы закон темпа, весьма действенный при подъеме: идущие быстрым темпом подстраивались бы под идущих медленным. Печальная реальность, увы.

Первый привал с мечтой о пологом подъеме. Таковые иногда попадаются. Поваленные деревья. Пот. Пение птиц - одна из приятных особенностей подъема. Птиц в заповеднике хватает, в отличие от зверей: мне не попался ни один.

Подъем идет по дороге, по которой ездит транспорт. На одном из участков дорога становится ну просто подозрительно пологой и длиной, и принимается решение на ближайшей развилке сделать резкий подъем вверх. Решение выполняется, но метров через двести начинает брать голод и лить пот. Время обеденное, увы. Запас яблок и шиповника тает.

Подъем по крутому черноземно-каменистому участку. Обращают на себя внимание связки. Обматываются бинтами. В правильности пути нет уверенности никакой. В процессе обмотки сам собой получается затяжной привал на 10 мин.  Пульс неслабый, потоки пота тоже, и в итоге принимается решение: еще примерно полчаса подъема с такими же успехами - и можно с легким сердцем возвращаться домой.

Вдох-выдох, продолжение подъема. Второстепенная дорога, выбранная мною некоторое время назад, заканчивается, и начинается своего рода лесная магистраль, весьма пологая. Впечатление производит, сил прибавляет, решение о получасе подъема и домой отменяется, так как чуть меняется обстановка. Примерно через пятьсот метров шествования ощущается восстановление дыхания, а еще через некоторое время попадается небольшой ручеек - единственный за время подъема.

Пара-тройка мостов через небольшие ущелья, ворон, которого хотел сфотографировать, да тот не дался, улетел. Ну и многочисленные повороты магистральной дороги. Уверенности в целом дорога не прибавляла, а вот ее повороты,... это нечто поэтическое.. На одном из них сквозь просвет деревьев был виден Аю-Даг, и он был таким маленьким, что сомнения не оставляло: львиная часть пути уже позади. Это описывать трудно, ибо это надо видеть.  С другого такого поворота виднелось несколько домиков внизу.

Темп подъема как-то само собой возрос. Лес немного начал надоедать: некие не очень понятные насекомые, покрывавшие мои голые руки. Они были безобидными и несложными для встряхивания, но вот клещей я. серьезно опасался. По сему при первом же замеченном просвете и также замеченной тропе к нему было принято решение ее взять штурмом и взглянуть на то, что собой представляет этот просвет.
Решение оказалось удачным, ибо как раз впервые за время штурма моему взору предстали альпийские луга. К счастью, здесь же росли шиповник с ежевикой, что помогло мне немного пополнить мои карманы. Как выяснилось при спуске, примерно метрах так в двухстах был памятник партизанам Крыма.

Вдох-выдох, опять по дороге вверх (тропа мне немного помогла сократить расстояние), эпохальный домик с выбитой дверью. Его осмотр и нахождение внутри его консервной банки и свечи. Домик был зафиксирован как таковой.
Дальнейший подъем был уже по своего рода карнизу: справа горы, слева - очень резкий спуск, почти обрыв. Пятьсот метров, и попадаются первые живые души: девушка и два парня. Вопрос: что справа за гора, ответ, что они не знают, и  чистосердечные признания с моей стороны, что я иду на Роман-Кош и ощущаю, что изрядно сбился с пути.

Ответ был потрясающим: я на правильном пути! И был назван примерно срок: полтора часа до цели. Сразу же: мне показалось, что они загнули, ибо, даже с последним привалом, у меня остаток пути занял минут сорок пять.

Оставшимися ориентирами служила бы развилка из трех путей, и поворотом на Роман-Кош был бы путь направо, после чего должен был бы быть шлагбаум. Опять же, дорога вдоль карниза, восхитительные пейзажи, облака, ниже которых ничего не было видно, солнце и ветер. Триста метров - и очередной шлагбаум, где был припаркован квадроцикл, за пять минут до того обогнавший меня. На момент обгона там были парень и девушка.

Подъем, вершины становятся все более близкими. Одинокий паренек студенческого возраста с рюкзачком, подтверждение информации о развилке трех дорог и шлагбауме. Одинокая девушка в шерстяной шапке с рюкзаком, ветер, заставивший меня одеть свитер. Шлагбаум зеленого цвета, третий по счету. Очень резкий подъем вверх по каменистой тропе, вынудивший меня сделать последний привал. Он позади. Впереди - горная равнина с холмиками и редкими елками или сосенками. Вершины, на сей раз очень похожие на холмики. Следы от автомобилей. Вершин несколько, примерно одинаковой высоты, и четкой уверенности, где среди них Роман-Кош, нет. Дышится привольно, и компания из четырех человек, у которых, к счастью, удалось выяснить, какая именно из них является Роман-Кошем. Ответ: та, на которой стоит крест, с указанием на нее.

Совет. По подъему на Роман-Кош выпустить путный путеводитель.

Финальный рывок, очень напоминающий легкую прогулку. Время 16-00. Горы, солнце, ветер - мечта романтика. Солнце, как ему и полагается катится на запад, мягко намекая на необходимость обратного пути.

Вдох-выдох, путь назад. Хочется побыстрее. Одна из автомобильных колей подходить прямо к началу груды камней, после которой начинается ущелье. Принимается решение так не спускаться: скалы, водопады... Последний серьезный подъем и спуск...

Идти быстро не получается: все вермя вниз, и начинают от ударов ног о камень болеть колени. Альпийский луг, памятник партизанам, поиск вожделенного спуска на второстепенную дорогу, поворот на нечто похожее. Крайне неудачный: через пять минут я близ обрыва и на скале. Звонок из Москвы, выглядящий весьма комично. Подъем обратно до той же дороги, еще километра так два по ней. Наконец-то развилка, опасений как таковых не вызывающая, хоть и точно новая. Решение спуститься по новой дороге, ибо темнело.

Спуск. Довольно-таки крутой, все время гасил скорость путем цепляния за ветки. Помогало. Пот, пульс. Привал. Много метров вниз, домик лесника. Компания из трех человек. До трассы дошли вместе.

Крым, спасибо !