Она

Анатолий Обросков
Она (Elle)
Автор фильмов "Робокоп", "Вспомнить все" и "Основной инстинкт" снял новый фильм.
Триллер, драма, авторское кино, Франция, Германия, Бельгия, 2016, 130 мин.
Режиссёр: Пол Верховен
В ролях: Изабель Юппер, Анн Косиньи, Кристиан Беркель, Виржини Эфира, Алис Исааз

Фильм участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля (2016) и номинировался на «Золотую пальмовую ветвь».

Решил прочитать несколько рецензий кинокритиков, прежде чем написать свою.
Рекомендую сначала посмотреть фильм, так как без рассказа о разгадке тайны не обойтись.

Официальный пересказ киноленты звучит примерно так.

Мишель, владелица крупной компании по разработке видеоигр, с мужем в разводе, у сына своя, взрослая, жизнь. А у Мишель необременительный роман с мужем подруги. Однажды в её дом врывается маньяк в чёрном, жестоко избивает её и насилует. С этого момента она в каждом мужчине из своего окружения начинает видеть маньяка. Она хочет найти его, но вовсе не для того, чтобы сдать полиции…

Надо добавить сразу, что это не просто подруга, а женщина, которая кормила молоком сына Юппер.
Рецензии к фильму «Она» от зрителей.
Она
Судьба благосклонна к терпеливым зрителям. Если кто-то и должен был снять комедию об изнасиловании, так только Пол Верховен. У Триера для этого чересчур раздуто эго.

Триумф здравомыслия, мизантропия, убедительная антирелигиозность, жёсткость сюжетных ходов, афористичность диалогов, Изабель Юппер (63 года, подумать только!) и кучка никчёмных мужчин, — смешать и сильно взбалтывать. На выходе получаете шедевр, который непременно займёт место в коллекции любимых фильмов.
Андрей Белев


Мадам Юппер резва как...всегда
Сексуальное насилие, смерть, измена, внутрисемейные конфликты - чем не предмет для шуток? Вы в недоумении? Попытаюсь его развеять: прежде всего замечу, что это скорее едкий саркастический смешок чтобы подавить предательски выступающие слезы. Во-вторых, имя исполнительницы главной роли уже может развеять многие сомнения по поводу целесообразности просмотра (если у вас все же такие имеются): Изабель Юппер, корифей европейской драматической школы, поднаторевшая в ролях в разной степени неуравновешенных особ женского пола, жертв сексуального насилия, проституток и коварных обольстительниц, нимфоманок и т.п. Попрошу заметить, что при всем этом она невероятной красоты, пусть и в свои 63, женщина, имеющая острый ум и склонность не к пустой провокации, а к обнажения путем передачи образов нарывов на теле европейского общества.

Все это ей удалось проявить в рамках сотрудничества с в недалеком прошлом ещё одним мастером провокации, решившем вернуться на ниву европейского независимого кинематографа, Полом Верховеном, известным большинству до сих пор по "Основному инстинкту". К слову, нельзя не заметить, что определенные параллели имеют место быть: женщина с не до конца ясными мотивами поведения во главе стола, сексуально-провокационный флер с криминальным оттенком на протяжении всего повествования. Однако, на мой взгляд, эта история гораздо тоньше, опять же, в основном, за счет таланта госпожи Юппер, сумевшей пройти по краю нерва, умело проведя зрителя по ткани повествования от начала до конца.

Очень рекомендую не только поклонникам двух названных выше персоналий, но и всем тем, кто неравнодушен к нетривиальным сюжетным ходам с пикантным привкусом.

Разведенная успешная женщина Мишель (Изабель Юппер) живет в большом парижском доме, руководит компанией по разработке компьютерных игр, каждый день контактирует преимущественно с мужчинами - общаясь, манипулируя, флиртуя, игнорируя (ненависть юных сотрудников). Даже когда к ней в дом врывается незнакомец в черном и насилует её - Мишель не меняет привычный распорядок: пожурила кота за то, что просто наблюдал; приняла ванну с окровавленной пеной; в полицию не заявила; родственников не сразу, но огорошила. Это история не про то, как жить после травмы, - это история про то, как жить без травм.

Экранизируя роман Филиппа Джиана «О…» (Oh…), саркастичный голландец Пол Верховен будто иронизирует над современной кино-психологией: за изнасилованием не следует расследование, одиссея в детство главной героини, чей отец отбывает пожизненное за массовое убийство, не ведет к мысли о наследственности или успешной борьбе с ней (во всяком случае, акцент не на этом). Мишель выпадает из всех этих жанровых формул и стереотипных построений, начиная уже с того, что немолодая женщина оказывается во главе такого источника по производству радостей мачизма и эйджизма, как разработка видеоигр. Её конфликт с талантливым гейм-дизайнером, который лучше понимает про геймплей, - в иных акцентах: она лучше понимает сексуальность и её роль в торговле даже в стерильном XXI веке. С этим поколением невозможен повтор сценария «Пианистки» («Снимай штаны. Нет, я ищу обрезанный»).
Телесность фильма демонстративно вступает в конфликт с визуальной выхолощенностью видеоигры, но взаимодействие Мишель с окружающими напоминает плотную ткань квеста. Выслушать блеяние бывшего про новую любовницу, старые романы, идею для игры; поругаться с сыном, которого захомутала дерзкая особа, актриса, с явными неблагими намерениями; переспать с мужем подруги - потому что ему интересно и потому что он хороший любовник; погладить под столом симпатичного соседа; поругаться с матерью, которая на старости лет заводит молодого любовника и требует помириться с отцом, напоминая, что он не только «чудовище», но и родной человек; подождать возвращения насильника - он не упустит возможности успешно повторить ритуал, а ей интересны ритуалы. Повторить каждую стадию до отвращения. На каждом этапе Мишель не вовлекается в процесс, а провоцирует его, отказывается выступать жертвой, потому что, кажется, контролирует вообще всё.

С таких же позиций выступает Верховен: он не жертва современного кинопроцесса, который в поисках средств изгнал его с проектом «Она» из США во Францию, где нашелся продюсер и нашлась смелая Юппер, которой не привыкать, кажется, к любым ролям. Он несносный старик на манер enfant terrible, знающий толк и в «мужском», и в «женском», которые в его фильмографии идут через запятую: брутальный «Робокоп» и волнующий «Основной инстинкт», сатирический «Звездный десант» и вызывающе безвкусный «Шоугёлз». «Она» тоже и чувственная, и сатирическая, и злая, и на три пальца трогательная (если растерянный взгляд Юппер в нескольких сценах не часть глобальной игры в имитацию, которой Мишель подчиняет свою жизнь). Верховен нащупывает болевые точки общества с усмешкой, а не гримасой ужаса и порицания, с едкой констатацией, а не обличительным пафосом. Заметки об обществе XXI века у него следуют плотно, как мазки у малых голландцев, хотя стилистический аналог фильма - скорее, хирургические притчи Михаэля Ханеке, чем живопись (только Верховен предпочитает более подвижную камеру). Читать эти акварели с полунепроницаемой фигурой посередине можно по-разному: демонизировать манипулятивный дар Мишель или героизировать, подсчитывать последние дни противоречивой европейской буржуазии в грядущем ворохе испытаний нового столетия или видеть для нее проблеск надежды; Верховен же (как и Мишель) избегает ситуаций сожаления, потому что жертвы - это другие.
Алексей Филиппов
http://www.kino-teatr.ru/kino/art/pr/4499
«Она»: Пол Верхувен лютует в Париже

Станислав Зельвенский — о смешном и злом новом фильме режиссера «Основного инстинкта» и «Шоугелз».
Парижанка Мишель Леблан (Изабель Юппер), хозяйка компании по производству компьютерных игр, после развода живет в огромном доме одна, не считая британского кота. Однажды туда вламывается человек в балаклаве и насилует ее. У Мишель сложные отношения с полицией, поэтому она принимает ванну, припудривает синяк, сдает анализы и продолжает жить дальше. Тем более что вокруг тоже много интересного. Мама (Жюдит Магр), сделав очередную пластическую операцию, собирается замуж за жиголо, который младше ее лет на пятьдесят. Бывший муж (Шарль Берлин), писатель-неудачник, тоже нашел себе молодую подружку. Сын (Йонас Блоке) работает в фастфуде и вот-вот станет отцом (но там есть нюансы). Лучшая подруга (Анна Консиньи) не знает, что ее муж (Кристиан Беркель) спит с Мишель. Впрочем, он Мишель надоел, и она поглядывает на набожного финансиста (Лоран Лафитт), тоже женатого, из дома напротив. Наконец, именно сейчас отец Мишель, сорок лет проведший за решеткой, подал очередное прошение о помиловании.
После возвращения Пола Верхувена в Европу его имя то и дело упоминалось в связи с разными историями — от сорвавшегося в последний момент «Азазеля» до, например, его старинного проекта про Иисуса, — и тем временем как-то незаметно с выхода «Черной книги» прошло десять лет. Всплыл голландец неожиданно во Франции в качестве иностранного тренера местной звездной команды: французские деньги, французский материал, французская съемочная группа — Верхувен приехал с разговорником, ассистенткой и монтажером. «Она» — экранизация свежего романа Филиппа Джиана, известного в первую очередь по «37,2 по утрам» (сценарий написал ничем вроде бы не примечательный американец Дэвид Берк). Книга называется «О…» (в значении «Ох…») — и, собственно, это почти исчерпывающая рецензия на картину.
По репортажам из Канн, куда Верхувен попал второй раз в жизни, складывалось впечатление, что это какой-то немыслимо провокационный фильм. Что вроде бы больше говорит о нынешней пугливой эпохе (и общей ажитации каннских корреспондентов), чем о самой работе: рискованная — да, шокирующая — едва ли. Это очень французское сочетание черной комедии, триллера и эротической драмы — в духе какого-нибудь Мишеля Девиля. И ядовитая ирония над буржуазными нравами, которой иногда тонко, а иногда не очень пронизана «Она», конечно же, никаким боком не является сюрпризом.
Но режиссер не просто так ухватился за эту книгу: в центре ее невероятно эффектный образ, который как родной встает в верхувеновскую галерею парадных женских портретов. Красавица и чудовище (в одном, разумеется, лице), чьи тонкие кости сделаны из титанового сплава. Тут должны быть какие-то ритуальные славословия в адрес Изабель Юппер, но что говорить, она великая; у Мерил Стрип, наверное, шире диапазон, но, когда Юппер на экране, не возникает вопросов, кто лучшая актриса мирового кинематографа (и о возрасте рассуждать слегка неприлично, но, святые угодники, ей здесь за 60). Детективом «Она» довольно лениво притворяется чуть больше часа, а главная, держащая до последних минут интрига касается внутренней трансформации героини — о которой мы пытаемся судить не столько по действиям (которых тоже хватает, впрочем), сколько по жестам, взглядам, интонациям. И угадываем, как правило, неправильно. Вдобавок Верхувен дразнит умолчаниями: скажем, роль героини в ужасающих событиях сорокалетней давности так и остается до конца не раскрытой. В каждой следующей сцене Мишель может оказаться жертвой, а может — агрессором; в любом случае виктимным ее поведение, мягко говоря, не назовешь. «Стыд — недостаточно сильное чувство, чтобы хоть от чего-нибудь нас удержать», — бросает героиня фразу, которую можно печатать на бокс-сете с полной фильмографией Верхувена.
Предположение, что изнасилование — не в смысле какого-то БДСМ, а в самом классическом варианте — может быть действием, скажем так, с разными последствиями, и вправду, вероятно, выглядит очень провокативным, особенно в культурном климате 2016 года. То, что Верхувен не боится заглядывать туда, куда не принято, и то, с каким лицом он это делает, заслужило ему репутацию мизантропа. Но этот саркастичный, жесткий, местами болезненный (хотя чаще все-таки смешной) фильм, снятый вдобавок в приглушенных тонах, вопреки всему оставляет впечатление светлое, почти оптимистическое. Все без исключения герои, не только Мишель, так или иначе пытаются сладить со своими пороками — или желаниями, которые мы договорились считать пороками. Но стоит посмотреть на вещи чуть шире и признать, что люди устроены чуть сложнее, чем написано в Библии или в газете, этот новый взгляд дает замечательный освобождающий эффект. И никакая это не мизантропия, ровно наоборот. Мы невыносимы, но это нормально, говорит 78-летний голландец. Человек человеку кот.
Чужая душа - потёмки: у одних светлые сумерки, у других тёмная ночь. Отзыв о фильме "ОНА" (2016) Пола Верховена +ВИДЕО с ИЗАБЕЛЬ ЮППЕР с презентации в Санкт-Петербурге
С 22 сентября в российском прокате триллер Пола Верховена "Она" (Elle) с Изабель Юппер в главной роли. На этой неделе в Санкт-Петербурге проходит кинофестиваль "Послание к человеку", где этот фильм участвовал в программе "Кино сверхреальности". Исполнительница главной роли французская актриса Изабель Юппер специально приехала в наш город, чтобы представить фильм российским зрителям. Предлагаю посмотреть сначала моё видео, в котором актрисе вручают специальный приз кинофестиваля министр РФ Владимир Мединский и режиссёр Алексей Учитель, а затем почитать отзыв о фильме "Она" (2016). Как оказалось, Изабель Юппер немного говорит по-русски - она изучала русский язык в школе. В свои 63 года актриса выглядит просто потрясающе как на экране, так и в жизни!
Фильм "Она" Пола Верховена (он, кстати, снял легендарные "Основной инстинкт" и "Шоугёлз") из разряда "кино не для всех". Психологический триллер, после которого у вас останется множество вопросов, главный из которых - так что же ОНА (главная героиня в исполнении Изабель Юппер) на самом деле? Очевидной разгадки не будет, придётся думать, сопоставлять факты, детали, поведение героини, её отношения с близкими. О том, что произошло в детстве, когда отец маленькой Мишель устроил резню, остаётся только догадываться. Фильм начинается с жестокого изнасилования главной героини - неизвестный в маске напал на неё в её же доме, избил и надругался. Очевидно, что нападавший её хорошо знает, и она пытается догадаться, кто это был. Одновременно с "расследованием" мы всё больше и больше узнаем Мишель - её любовные отношения, отношения с отцом и матерью, сыном, какова героиня на работе в роли босса, как ведёт себя с бывшим мужем, как реагирует на трагические события и пр. Возможно, кто-то будет в шоке! И что самое страшное - героиню будет совершенно не жалко.
Мне понравилась общая недосказанность в фильме. Если бы нам всё разложили по полочкам - исчезли бы его интрига и порочное очарование. Помимо Изабель Юппер в фильме снялись такие звёзды современного французского кинематографа как Лоран Лафитт и Виржини Эфира. Два часа пролетают почти незаметно, только есть проблемка - в какой-то момент перестаёшь понимать замысел режиссёра Пола Верховена - историей с изнасилованием он как бы водит зрителя за нос, так как насильника можно вычислить хотя бы по начальным титрам, когда объявляют актёров, снявшихся в фильме. Непроницательный зритель может и не оценить подобную интригу. И ещё - хоть тема с изнасилованием, мягко говоря, нелегка для восприятия и сцена с изнасилованием повторяется несколько раз, фильм разбавлен комическими ситуациями. Такой микс может сконфузить кого угодно, но что поделать - в противном случае это был бы посредственный детективный триллер...
Ставлю фильму "Она" (2016) четыре звезды с минусом и рекомендую к просмотру искушённым зрителям, любящим необычное кино - например "Пианистку" с той же Изабель Юппер. Мне показалось, что эти фильмы чем-то похожи...
Как обычно, показываю свой кинобилет - ведь я действительно смотрю фильмы, о которых пишу.
Спасибо вам за положительные оценки и комментарии!

Рецензия на фильм Пола Верховена «Она»
Последний фильм конкурсной программы Каннского кинофестиваля, психологический триллер «Она» голландца Пола Верховена, поставил восклицательный знак в финале 69-го киносмотра. Изабель Юппер играет ироничную социопатку, подвергающуюся насилию, а Верховен превращает ее историю в наблюдение за последствиями детских травм.
Серый британский кот с зелеными  глазами смотрит, как его хозяйку насилует мужчина в черном. Насильник уходит, и Мишель (Изабель Юппер), с трудом поднимаясь с пола, уходит в ванную. Она не плачет, не рыдает, не звонит в полицию. У нее свои отношения с законом. Когда-то давно ее отец совершил ряд убийств, а потом привлек ее к сожжению мебели. Фотография десятилетней Мишель в нижнем белье и с разводами пепла на лице облетела все французские издания.
Сейчас Мишель возглавляет крупную компанию по разработке видеоигр, основанную ею вместе с подругой Анной . Живет Мишель в большом парижском доме совершенно одна: бывший муж Ришар перебирает новых женщин, а сын Венсан мыкается под каблуком беременной подружки и клянчит деньги. Иногда Мишель встречается с мужем Анны, но после инцидента с насильником отказывает ему. Настоящая причина — симпатичный брокер Патрик  из дома напротив. Патрик женат на религиозной Ребекке  и не имеет ничего против легкой интрижки.
В своих мечтах Мишель избивает лицо насильника в кровь. В реальности она покупает топорик и газовый баллончик. Ей приходится иметь дело с миром мужчин — в компании масса разработчиков, многие из которых ее открыто ненавидят, и хотят сожрать. Кроме того, у Мишель эксцентричная мать, которая хочет выйти замуж за молодого жиголо, а во Франции снова вспомнили ее отца — у 76-летнего убийцы настало время очередной попытки апелляции. Возможно, кто-то из родственников убитых хочет отомстить? Или же насильника надо искать ближе? Да и вообще, почему Мишель так подозрительно спокойна?
Голландский постановщик Пол Верховен  спустя десять лет  триумфально возвращается после долгого перерыва с первым фильмом на французском языке, который имеет все шансы стать хитом европейского проката.
«Она» — экранизация романа Филиппа Дижана «О…», который Верховену прислал продюсер Саид Бен Саид. Изначально планировалось снимать картину в США, перенеся действие из Парижа в Чикаго или Бостон. Но продюсер столкнулся с трудностями, причем не только финансовыми, но и творческими. Вот что говорит Пол Верховен: «Мы поняли, что ни одна американская актриса не снимется в столь жутком, аморальном фильме. Даже те актрисы, с которыми я хорошо знаком, отказывались. А Изабель Юппер, которую я встретил однажды, изъявила желание сыграть главную роль. Через полгода наших мытарств Саид сказал мне: „Почему мы так хотим снимать в Штатах? Это французская книга, Изабель Юппер подписалась на главную роль — мы придурки!“ И я понял, что в Штатах невозможно снять фильм с таким уровнем аутентичности».
Юппер говорит, что роман Дижана читала: «Я с ним встретилась, и он сказал, что хоть и не написал „О…“ для меня, но при написании некоторых сцен думал обо мне. Когда книга вышла, многие говорили, что она читается как сценарий. Невозможно было не экранизировать ее. Потом Саид купил права на роман и заинтересовал им Пола Верховена».
Мишель — женщина, которая никогда не сдается и никогда не проигрывает. Она циничная, щедрая с теми, с кем нужно, независимая, отстраненная — в ней сочетается несочетаемое. Точно так и с фильмом Верховена: ждешь драмы о жертве насилия, а получаешь комедийный психологический триллер. Абсолютно несочетаемые, казалось бы, вещи.
И тем не менее, юмор в картине включен на полную мощность. Безусловно, это черный юмор, но кто сказал, что это плохо? Режиссер не устает напоминать, что Мишель — плод воображения писателя, и ее реакция на насилие не равна реакции всех женщин мира. Вообще Верховену пришлось кое-что изменить. «Например, Мишель и Анна в книге работают в сценарном бизнесе, но мне показалось, что для кино это скучная работенка. Визуально не представить! Я как-то был в Лос-Анджелесе с семьей, и моя дочь-художница предложила, чтобы они работали в компании по разработки видеоигр».
Для кадров с игрой, над которой трудятся парни в компании Мишель и Анны, пришлось задействовать уже имеющиеся наработки французских игроделов и слегка приспосабливать их к истории. Видеоигры создают дополнительную атмосферу насилия в фильме Верховена, а окружающие Мишель программисты становятся первыми подозреваемыми в нападении на нее.
Верховен шутит, что работа во Франции пошла ему на пользу: «Я страдал от сильнейшей головной боли, и депрессии, которую не могли объяснить, ни голландские ни американские доктора. Но когда я переехал в Париж и начал работу над фильмом, боль прошла!
Сейчас мне кажется, что она была от страха перед неизведанным, то есть я очень боялся работать с новой для меня культурой и с другим языком. Примерно так же я чувствовал себя, когда снимал „Робокопа“ в Штатах, приехав из Голландии».
Америке досталось от Верховена дополнительно: «Не могу найти интересных для себя американских сценариев, — пожаловался режиссер. — А у Филиппа получилась очень любопытная книга, в которой может и есть знакомые мне элементы, но в целом это нечто совершенно новое». Деньги, которые режиссер теряет, не работая в США, Пола Верховена не волнуют: «По-моему, это скучно. Если ты хорошо делаешь свою работу, деньги к тебе все равно придут рано или поздно».
«Я не верю, как американцы, в развитие персонажа, — продолжает постановщик. — Мне кажется, мы не меняемся на протяжении жизни, мы просто адаптируемся. Я все тот же человек, что и в шесть лет. Мои поступки по-прежнему раздражают моих друзей. Нет никакого развития, просто есть течение времени».
Героиня Верховена в фильме обнаруживает в себе скрытую страсть, которая дремала в ней с десяти лет. То есть, ее персонаж как раз получает развитие — и какое! Правда, для многих зрителей скандальная тема картины наверняка может стать проблемой.

«Она» Пола Верховена: безжалостная антропология насилия
78-летний классик после 10-летнего перерыва выдал жесткое и молодое кино.
На первой же сцене может показаться, что Пол Верховен жалеет. Борьбу, звон стекла и звуки брутального изнасилования мы только слышим. Видим мы в это время бесстрастную морду британского кота, который то ли из солидарности с мужским полом, то ли просто по природной флегматичности не вмешивается в происходящее. Но Пол Верховен не жалеет никогда. И в этом на протяжении фильма можно будет убедиться не раз.
Пол Верховен не снимал в полном метре 10 лет, и казалось, что «Черная книжка» будет финальной точкой в его фильмографии. Пол не становился моложе и к 2015 году достиг того возраста, в котором вообще снимают редко, а снимают хорошо почти никогда – 77 лет. Он стал звездой европейского масштаба еще в 70-е, уехал в Голливуд в 80-х, где одинаково разухабисто снимал как про будущее, так и про прошлое, дефлорировал Фабрику грез «Основным инстинктом», а затем добил без меры кэмповым «Шоугерлз». Уехал из Америки после относительной неудачи еще одной ревизии классического сюжета «Человека-невидимки» Уэллса, в котором опять спрятал в развлекательную форму и почти 100-миллионный бюджет еще одно исследование темной стороны человеческой морали и сексуальности. Впрочем, мир Верховена никогда не отличался резким противопоставлением света и тени.
«Она» заканчивал основной конкурс Канн-2016 и удостоился семиминутной стоячей овации. Не из уважения к почтенному возрасту. И не из чувства сожаления, что уже так не снимают, хотя это и правда. Просто Верховен сделал то, что и всегда – он не пожалел.
И нельзя сказать, что герои его фильмов проходят через ад. Вернее, они проходят, но голландец никогда особо не вовлекал зрителя во внутренний мир его героев. Даже насыщая свои фильмы их видениями и галлюцинациями, он всегда держал жесткую дистанцию, наполняя пространство между героем и своим повествованием иронией. У «Она» в этом смысле прекрасный баланс. Весь фильм построен на контрапункте, рассинхроне между обыденностью и шоковым состоянием при критической угрозе.
Верховен высекает искры из крови, пота и спермы, не жалея никого.
Именно этот метод и задает первая сцена, в которой есть сильнейший дисбаланс между видимым и слышимым. Да, Мишель ЛеБлан, успешную главу компании по производству видеоигр, насилуют в начале фильма у нее дома. После этого харрасмент продолжается: насильник шлет угрожающие смс-сообщения, проникает к ней в дом, когда никого нет, показывая, что от него не запереться, рассылает обсценное видео всем ее подчиненным.  Героиня напряжена, чувствуя, что нападение может повториться, но все это тонет в обыденности, наполненной работой, семьей и отношениями со своими мужчинами. Да и сама она очень далека от привычной ролевой модели жертвы насилия, что только подчеркивается блестящей минималистической игрой Изабель Юппер. Она сохраняет ледяное спокойствие и уверенность, не обращается в полицию и методично начинает выяснять, кто это мог быть.
Верховен перебивает повседневность резко и шокирующе, показывая, чем было и есть на самом деле для героини случившееся. Но это не раскрывает нам героиню. Она остается такой же непроницаемой и неуязвимой для зрителя. И пусть нам объяснят причину необращения в полицию, и пусть мы узнаем цветистую предысторию Мишель ЛеБлан, дочери массового убийцы, однажды взявшего помповое ружье, нож и убившего 26 человек, после чего спалившего всю мебель в доме с помощью 10-летней дочери. И фото покрытой пеплом 10-летней девочки с отсутствующим взглядом до сих пор аукается взрослой женщине, которая готовится стать бабушкой. Этой историей связываются маленькая девочка и взрослая Мишель. С тех пор она очевидно не изменилась. Но кто она в действительности, мы не знаем.
Героиня фильма может показаться социопаткой, но в мире мужчин любая женщина – социопатка.
 
Верховен очень любит подавать женщину через восприятие мужчины. Это его типичный ход, показывающий женщину хаотическим, восхитительным, неуправляемым и ужасным существом. Однако он никогда не забывает указывать на то, что это женщина под взглядом мужчины. Здесь он поступает иначе, и тут действительно можно согласиться с самим режиссером, говорившим, что роман Филиппа Джиана, ставший основой фильма, был чем-то новым для голландца. Фильм не ставит между зрителем и героиней мужскую оптику, хотя его взгляд наследует некоторые из этих черт, наверное, присущие и взгляду самого Пола. Он просто помещает женщину в мир мужчин. Героиня фильма может показаться социопаткой, но в мире мужчин любая женщина – социопатка. Но он делает ее сильной, уверенной в себе и на самом деле непроницаемой не только для зрителя, но и неуязвимой для насильника, потому что она не показывает своих слабостей. Даже ее воображение, снова и снова прокручивающее начальный эпизод с разными, более желательными сценариями – это ассоциативные рефлексы памяти, ярость, что угодно, но не слабость. Она будет играть по правилам этого мира, и она не может позволить себе проиграть.
Впрочем, для тех, кто предположил очередную прямолинейную картину в стиле Rape and Revenge («насилие и месть») – добро пожаловать в мир Пола Верховена. У него поразительный дар не судить. Наверное, его истории поэтому настолько интересны и противоречивы. «Она», как и остальные фильмы режиссера, в истинном смысле а-моральный фильм. Не потому, что зритель в принципе не способен вынести из него урок, а потому, что его моральная составляющая подвижна и определяется не бесплотными метафизическими конструкциями. Его герои обладают плотью, которая может заявить свои исконные права в любой момент, и тут уже становится не до морали. И Пол никогда не трактует диктат тела как слабость. Это данность жизни человека, с последствиями которой ему постоянно приходится иметь дело. И сшибая вместе разнонаправленные поезда жизней и человеческих тел, Верховен высекает искры из крови, пота и спермы, не жалея никого.
Что касается формы, «Она» – это дистиллированный Верховен. В целом, он никогда не принадлежал к тем режиссерам, визуальная составляющая фильмов которых немедленно узнаваема. Он мог играть в эстета и снимать очень красиво, как в «Четвертом человеке», например, или быть ограниченным правилами слишком больших денег времен работы в США. «Она» – образец позднего европейского Верховена. Это строго выверенное кино. Его мизансцены просты, но продуманны и эффектны, его камера очень жива и подвижна, а действие никогда не простаивает, двигаясь на полном ходу на лобовое столкновение, даже показывая простой рождественский ужин и не забывая подкидывать в топку черные как уголь шутки. У него, пожалуй, лишь один недостаток – это хронометраж. В его оправдание можно сказать, что это начинает ощущаться лишь под конец фильма и вызвано скорее перенесением крупного и сложного литературного произведения на экран. Так что и тут Верховена ну никак не обвинишь. Свою работу он сделал отлично, в 77 лет сняв молодой, злой и веселый фильм.
Сергей Ксаверов









«Она»
Фильму «Она», на фестивале в Каннах, зрители хлопали стоя, целых 7 минут. А это ведь очень искушенная публика. Фильм — европейская головоломка.
Анна Романова
Фильм «Она» Пола Верховена просто шокирует… и даже пытается сделать нокаут. Почему? Потому что главная героиня фильма Мишель влюбляется в своего насильника (точнее, увлекается им). Его играет обаятельнейший Лоран Лафитт, герой-любовник кино Франции. В него невозможно не влюбиться. Высок, скромен, красив, прекрасный семьянин, гражданин и, наконец, заботливый сосед. И по совместительству, как выяснилось, маньяк-насильник. Как вам это?
Это экранизация романа Филиппа Джиана (сценариста фильма). Никто из западных звезд, кроме Изабель Юппер, не согласился сыграть роль Мишель. Это очень неоднозначный и сложный образ. Почти загадка. Роковая женщина. Успешная дама из буржуазного мира, одинокая и вообще-то несчастная женщина с непростой судьбой. Когда она, после нападения, не идет в полицию, но все рассказывает своим друзьям и бывшему мужу, мы начинаем думать. Пол Верховен — это великий провокатор. Он задает нам загадку.
Изабель Юппер — самая востребованная актриса Европы. Она может сыграть все: кружевницу, заболевшую от любви, возвышенную и благородную даму-куртизанку с камелиями и еще очень многое. В фильме «Она» Изабель Юппер играет очень сухо и лаконично. Никогда не выходит из себя, не истеричка, не алкоголичка, не… Можно это перечисление продолжать и продолжать. И все же…
Отец Мишель — серийный убийца. Это нам объявляют, но я считаю, что он (отец) впал однажды в состояние безумия и убил (зарезал) несколько человек соседей, их кошек и собак. Потом пришел домой и стал сжигать вещи, свои и семьи. Потом его арестовали и дали пожизненное. Нам показали его в гробу. Там лежал измученный и, по-видимому, все же больной человек, с седыми волосами и кротким лицом.
Мишель сама не знает, где норма, а где патология. Любовник-мазохист бьет ее по голове, и только потом они дружно получают кайф… то бишь оргазм…
Изабель Юппер играет очень усталую даму буржуа, которая просто героически ведет свое семейство вперед, к свету и пристойности. Она сторонница крепкого брака, обычной, даже обыкновенной семьи и деньги она зарабатывает честно, вкалывая целыми днями, и успевает ухаживать за экстравагантной матерью в больнице, и сыну помогает, даже насильника почти прощает.
Это ооочень французский фильм и ооочень закрученный. В нем много слоев и много метафор. Он не забудется. Как и образ главной героини Мишель, которая как-то находит в себе силы улыбаться и радоваться жизни. И мы радуемся, что посмотрели очень неплохое кино не для всех.
http://imholike.ru/ona-retsenziya-na-film

Соблазнение Европы. Почему надо смотреть фильм "Она"
Выходящий на экраны украинских кинотеатров фильм нидерландско-американского режиссера Пола Верховена "Она" четко распадается на две части. Часть первая и вполне ожидаемая – психологически-эротический триллер, держащий зрителя в напряженном ожидании разгадки, чье же лицо скрывалось под маской, надетой громилой, который ворвался в дом главной героини Мишель и изнасиловал ее. Часть вторая и неожиданная (впрочем, неожиданная не для киноманов) – новые встречи Мишель с разоблаченным ею насильником.
Именно вторая часть может вызвать недоумение и даже поначалу испортить простодушному зрителю впечатление от фильма – однако и при втором просмотре (а фильм стоит того, чтобы посмотреть его дважды) всё меняется. Но киноманы знают, что с работами Верховена такое уже бывало. Так, много лет назад ему сначала присудили за "Шоугёлз" "Золотую малину" как худшему режиссеру года (Верховен был первым, кто приехал лично получить эту "награду"), а потом он удостоился похвалы от французского киноклассика и патриарха "новой волны" Жака Риветта, назвавшего "Шоугёлз" одним из лучших фильмов 90-х годов.
Впрочем, 78-летний Верховен уже сам патриарх, а "Она" с самого начала не могла претендовать на "Золотую малину", так как была включена в конкурсную программу Каннского кинофестиваля. Да и вообще это фильм, скажем так, удивительно французский. Верховен, давно живущий и работающий в США, рассказывал, что поначалу собирался снимать этот фильм в Штатах, но не сложилось, и только после этого "подвернулась" Франция. И это тот нередкий в кино случай, когда нарушение первоначальных режиссерских планов благотворно влияет на итог. Потому что в США с довольно прямолинейными, хотя и мастеровитыми, американскими актерами "Она" превратилась бы в очередное однозначное кино из, условно говоря, "черной серии". А во Франции с актерами французскими у Верховена получилась хоть и "черная", но своеобразная комедия.
К тому же отношения героев фильма (а их множество) друг с другом настолько запутанны и вместе с тем легки, что ассоциируются у широкого зрителя именно с "французским образом жизни". Например, Мишель (одна из лучших ролей Изабель Юппер) тайком от своей лучшей подруги Анны, которую великолепно играет Анн Косиньи, спит с ее мужем, болваном, как говорит сама Мишель, и объясняет: "Просто хотелось секса". При этом Мишель по фильму, как и ее подруге, 50 лет (Юппер на самом деле уже 63 года, но в фильме это незаметно).
Тут, кстати, прослеживаются сразу два популярных сегодня европейских тренда – феминизм и борьба с эйджизмом (дискриминацией по возрасту). Еще недавно считалось, что женщина в пятьдесят должна забыть о сексе и готовиться нянчить внуков, а Мишель не только мечтает о нем, но и на деле осуществляет в рамках, опять же, еще недавно считавшихся патологией. К сожалению,  чтобы избежать спойлеров, проиллюстрировать это наглядными примерами из фильма нельзя, но поверьте на слово.
Мужчины же в фильме, наоборот, слабохарактерны и зависят от женщин – как бывший муж Мишель, так и нынешний (а в конце фильма тоже бывший) муж Анны. Первый – просто потому, что интеллигент (неудавшийся писатель), второй хоть и изображает из себя бритого наголо мачо, но быстро сдувается, когда Анна, которой Мишель  призналась в адюльтере, выгоняет его из дома. Да и насильник, чья личность во второй половине фильма раскрывается, оказывается, несмотря на всю свою маскулинность, всего лишь рабом своих страстей. Еще один слабохарактерный оболтус – сын Мишель, телом и душой оказавшийся под каблуком своей юной подружки.
В финале две пятидесятилетние давние приятельницы решают на время съехаться и пожить вместе, что еще более забавно, учитывая их короткий опыт взаимной лесбийской любви в юности. Более того, даже молодая жена насильника в самом конце фильма (важно не пропустить этот момент, он заключен буквально в одной фразе) благодарит Мишель за то, что "вы дали ему то, в чем он так нуждался".          
"Такое кино" циничному шутнику Верховену вряд ли удалось бы снять в Голливуде.
https://focus.ua/culture/358055


Она

…в какой-то момент перестаёшь понимать замысел режиссёра Пола Верховена
из рецензии

Загуглил наугад несколько рецензий на фильм Верховена. Убедился, что как и предполагал, никто не замечает или не хочет замечать скрытую символику картины.
Кинокритики понимают, что у этого фильма есть второе дно, второй смысловой ряд. Но что за информацию в художественной форме передаёт зрителям Верховен, они не понимают. Но главное, что художественный вкус кинокритиков позволяет им ощутить, что тайное послание фильма гораздо значительнее достаточно канонически жанровой истории об изнасиловании.
Приведу своё мнение.
Не сказал бы, что сцены изнасилования не производят натуралистический эффект. Всё абсолютно достоверно: жестокость,боль,кровь...

Что, если попробовать сравнить двух героинь? Рахиль и Мишель?
«Чёрная книга». Вторая мировая война. Рахиль Штайн - немка еврейского происхождения. Спасаясь от фашистского геноцида, она находит пристанище в Нидерландах, где присоединяется к движению Сопротивления. Рахиль непременно должна найти предателя, по вине которого погибла вся ее семья. Отныне месть - смысл ее жизни...
Уже в «Чёрной книге» Верховен разрушает шаблонный взгляд на противостояние подпольщиков и Абвера. На фоне маскарадной смены масок главных героев. Один из агентов Сопротивления вступает в сговор с немецким генералом и сдаёт ему список богатых евреев, приговаривая их к смерти и присваивая их деньги и драгоценности себе.
Пожалуй, можно говорить о схожести. Но лишь о некоторой. То, что, фильм «Она» следует воспринимать как политическое и художественное завещание Верховена, на мой взгляд, очевидно.
И не столько даже учитывая временные паузы между фильмами,
которые делает Верховен.
Кино концентрирует в себе необыкновенной смелости художественные ответы режиссёра на трагические вызовы современности.
При этом, конечно же, желаю режиссёру долгих лет творческой жизни.
В детстве героини Юппер произошла страшная трагедия: её набожный отец, который чертил на её лбе каждый день крестик, католик, получил пожизненный срок за убийство двадцати шести человек. Юная Мишель была, по всей видимости, свидетелем происходившего.
Рефреном в фильме проходят видеокадры с Папой Римским Франциском. Истово верующая жена соседа Мишель уезжает на встречу с Папой Римским, что делает развязку неминуемой.
Одна из сцен, а именно вечеринка в доме у Юппер, происходит в празднование Рождества.
Никакие параллели в голову не приходят? Что за развёрнутую метафору предлагает нам Пол Верховен?
Кто это? Она? Кого столь виртуозно играет Юппер? Да, конечно же, Европа! Современная традиционная европейская цивилизация, которая балансирует на краю могилы, раздираемая многочисленными конфликтами, атакуемая террористами, порабощённая американским финансовым интернационалом.
Каковы причины массового убийства, которое совершил отец Мишель? В фильме о них ничего не говорится прямо, можно лишь догадываться. А ведь это важнейшее травмирующее психику девочки обстоятельство, которое повлияло роковым образом на её судьбу.
Юппер виртуозно показывает, что её героиня манипулирует всеми из её окружения. Бывшим мужем, его любовницей, матерью, её любовником, сыном, любовником, персоналом и, в конце концов, напавшим на неё маньяком.
И отцом, с которым она отказывается встречаться. В фильме её родители умирают. Отец повесился на полотенце. Только мне показалось, что чертами лица и способом самоубийства он похож на Гесса?
В фильме много натуралистических деталей для взрослых: диалоги с любовником Мишель на грани садомазохизма, сперма, то, как Мишель трогает затянутой в чулок ножкой под столом насильника… В принадлежащей ей фирме по производству электронных игр героиня Юппер требует снять трусы молодого сотрудника. Он подчиняется, она некоторое время рассматривает его и резюмирует: нет, я ищу обрезанный.
Сотрудник подтверждает, что он не еврей.
Наверное, женщина во время полового акта может отличить обрезанный или нет член у её партнёра. Но в момент насилия? Показанного так, что у неё просто не было времени разглядывать маньяка?
Не будет слишком фантастическим предположение, что массовая резня, которую устроил отец Мишель как-то связана с его, по всей вероятности, неонацистскими убеждениями. В любом случае, Верховен оставляет возможность сделать предположение зрителю. В Европе, в странах которой бросают в тюрьмы ревизионистов лишь только за одно сомнение в точности цифр жертв Войны, такой художественный ход полнее оправдан.
Повторяющееся изнасилование героини Юппер в таком случае это метафоричная история лишения Европы суверенности американским фининтерном, это громкая и внятная реплика выдающегося кинематографиста,  которая стоит в одном ряду с таким, к примеру, публицистическим текстом Финкельштейна как «Индустрия холокоста» или известным стихом Гюнтера Грасса. Происходящая на фоне разрушения традиционных католических ценностей при известном своей приязнью к иудаизму Папе Римском Франциске, что отнюдь не является характерным для правителей Ватикана, вспомним, например, Папу Римского Пия IX.
В финальных сценах картины спортивная блондинка из электронной игры, разработанной фирмой Мишель, победоносно идёт к зрителям через экран.
А сама Юппер удаляется от зрителя среди саркофагов кладбища. Она сопротивлялась и победила.