Сеси возвращается. Глава седьмая

Юрий Радзиковицкий
Глава седьмая

                Учительские проказы

                Души не умирают. Покидая 
                прежнее местопребывание, они
                живут в других местах, которые
                вновь принимают их.
                Овидий
               

Магией своего пробуждения она  не была обеспокоена, хотя, наверно, стоило бы. Но ни с чем несравнимая радость близких родственников, горе от того, что ушёл из жизни отец, не переживший весь ужас, случившийся с его единственным ребёнком, ненаглядной  «дочей»,  неутомимое желание вкусить все радости бытия, казалось потерянные навсегда - всё это заслонило первые впечатления  после долгого  сна.
  Теперь, когда фантомы Худесского перевала погубили первое  в её новой жизни любовное чувство, картины того, что она увидела впервые мгновения пробуждения, всё чаще стали появляться в отчётливых подробностях, стоило ей только остаться наедине со своими  тяжёлыми мыслями об этой потери. А размышлять было о чём. Когда тогда какой-то внутренний толчок заставил её открыть глаза, то первое, что она увидела,  была большая кошачья голова, глядящая на неё не мигающими огромными серыми глазами. Надя попыталась что-то в страхе крикнуть, но не смогла. А кошка в ответ открыла широко свою пасть с четырьмя острыми белыми клыками и совершенно беззвучно что-то произнесла. При этом её передние вытянутые лапы, поочерёдно впуская когти в одеяло, покрывавшее больную, нещадным образом рвали его. Тут силы покинули её, и она опять заснула, правда, уже ощущая тяжесть лежащего на ней кошачьего тела.
  Когда она вновь проснулась, все те же глаза встретились с её глазами. Кошка лежала у неё на груди, поджав передние лапы под себя, издавая  при этом оглушающие мурлыкающие звуки. Из прищуренных глаз, казалось, струился лучистый свет. Она почувствовала такой прилив сил, что попыталась сесть. И в этот момент вошла мама с медсестрой. Когда прошли первые радостные минуты, она оглянулась в поисках кошки. Но её в комнате не было. Не было Сеси и в доме. Она ушла, и Надя её больше не видела, хотя некоторое время невзначай искала глазами, когда оказывалась на  улицах Листвянки.

   Появление и исчезновение Сесилии, её роль в  пробуждении вызывали у Надежды соображение, что   во всём этом  участвовали какие-то таинственные  силы. И эта кошечка уже казалась ей орудием чего-то магического и тайного. Чем больше она размышляла об этом, тем сильнее ей хотелось поговорить с кем-нибудь, чтобы развеять пугающие её сомнения. После некоторого раздумывания Надя решила обратиться к Золто.  Золто был учителем физики и астрономии в школе, где Надежда преподавала географию и природоведение. Здесь надо заметить, что после выздоровления она не стала работать  геологом, а пошла работать в школу, которую когда-то закончила, поступив одновременно на заочное отделение  геофака иркутского пединститута. И через три года получила диплом учителя географии. Эта работа ей нравилась.  Она легко и непринуждённо находила контакт с детьми.  А несколько её опытов на уроках природоведения принесли ей широкую известность среди родителей. Так в четвёртом классе  на уроке, изучая свойства воды в природе, она спросила, что будет с водой, если её охладить?  Получив в ответ утверждения, что при охлаждении все тела сжимаются, дала задании, чтобы дети дома налили в бутылку воды и, выставив её на ночь на мороз, утром посмотрели на то, что произойдёт. На следующем уроке её крайне удивлённые воспитанники поведали, что все ёмкости лопнули, и  с нетерпением ждали объяснений произошедшему.  Надя, объясняя этот феномен, никак не предполагала, что далее последуют катастрофические события: большинство учащихся 1-6 классов напрочь перевели бутылки, предназначенные для  сдачи в магазин. Родители побежали в школу, чтобы остановить это бедствие. Директор, доведённый до истерики всеми этими жалобами, вызвал Надежду и потребовал прекратить это варварство.

 Не успели эти страсти улечься, как  Наде надо было на уроке объяснить, как воздушные массы перемещаются из зоны высокого давления в зоны низкого давления.   Она поставила на стол бутылку и попросила протолкнуть корковую пробку вовнутрь. Несколько мальчишек самоуверенной походкой подходили к учительскому столу и приступали  к выполнению задания. Краснея и пыжась, они прилагали много стараний, но у них под смех класса ничего не получалось. Тогда Надя подожгла свёрнутый в трубочку лист из школьной тетради и опустила его на мгновение в бутылку. Быстро вытащив  огонь, она тут же поставили на горлышко бутылки пробку. И та под вздох удивления девчонок и мальчишек медленно поползла вовнутрь, а затем и вовсе упала на дно бутылки.  Объяснив природу этого явления, Надежда строго наказала, не проводить этот опыт дома: детям с огнём играть нельзя, и родителям нельзя опять портить бутылки.  Но искушение было слишком велико.  И родителей ожидало новое потрясение: во всех их бутылках было по несколько пробок. Доведённые до изнеможения усилиями по извлечению их оттуда, они опять бросились в школу, требуя от директора найти управу на эту учительницу, толкающую детей на зловредные проказы. Но директор, в ответ на их гневные обвинения, вдруг заявил, что родителям надо лучше следить за своими чадами: почему они имеют такой свободный доступ к спичкам? «Что школа будет виновата, если дети подожгут дома своих родителей?» - строго глядя на пап и мам, вопросил он.

 А войдя как-то в учительскую и встретив там Надежду, спросил: «У вас ещё много таких опытов по программе? Что ещё ждёт родителей и меня?» Надя, улыбаясь, ответила, что вскоре ей надо будет обучать детей хождению по азимуту, и она боится, что кто-нибудь из них может потеряться, не найдя обратную дорогу.
  - Ладно, милочка, не пугайте меня этим. Наши листвяничные ребята не потеряются: они всё здесь облазили. Так что пускайте их по всем вашим азимутам.
   Как-то в начале прошлого  учебного года  она узнала, что в школе появился новый физик. Ещё ей сказали, что он из местных и бурят по национальности. Поэтому, когда через две недели ей надо было организовать учебную экскурсию  с ночёвкой в рамках курса «Природа родного края» для восьмиклассников,  она попросила Золто составить ей компанию: всё - таки мужчина, к тому всё знает в округе, и ей, и классной руководительнице этого класса  с ним будет спокойнее. Тот не только согласился, но и договорился с пароходством, где работал его брат, насчёт катера. И вот этот катер подбросил их до посёлка Большие Коты, а дальше они пошли горной тропой к пещерам скалы Скрипер. Разбив лагерь, ребята отправились осматривать залы пещеры, а затем любоваться причудливыми  композициями, образовавшимися в результате выветривания песчаных пород Юрского периода. Вернувшись  и пообедав изготовленным на костре  шулэпом – супом-лапшой с бараниной и вдоволь напившись зутаранса, бурятского чая, сваренного особым образом в котле, все отправились на отлогий склон утёса, чтобы послушать  рассказ Золто о звёздах, которые ярко поблёскивали у них над головами. Это было увлекательное повествование, в котором были не только сведения об удивительном многообразии  ночного звёздного неба, но и любопытные соображения  о космогонических взглядах бурятского народа, которые нашли отражение в его  мифах и сказаниях.

Особенно ребят заинтересовало происхождение бурятских племён. Так им было любопытно узнать, что Эхе-бурханой была матерью  первых  бурятских божеств на небе,  и что племена эхиритов считают своим прародителем быка Буха-нойон бабая,  и что тот же бык считается отцом племен булагатов, и что хоринские буряты чтят девицу-лебедя, от ко¬торой, как считается, они и произошли, и что буряты чтят орла -  как предка первых шаманов. При этом Золто заметил, что его род  из племени зхиритов, но ведёт своё начало  от пёстрого налима, царь-рыбы из Байкала.
 Уставшие от такого длительного и утомительные дня, окончательно замороченные рассказами Золто, дети моментально заснули в своих палатках, и классная руководительница присоединилась к ним.
 А  Надя и Золто  остались у костра, ведя неторопливую беседу.  Больше говорил Золто, так как её заинтересовали причины столь обширных знаний собеседника о бурятской культуре и истории, а особенно в  сложной системе религиозных верований его народа.  И окончательно её сразило его признание в том, что он халуупай удхи – шаман, наследовавший своё искусство по отцовской линии и у него есть своё обоо – место для проведения камлания, общения с высшими духами. Правда, к использованию своих магических способностей в последнее время он прибегает крайне редко, и только если надо помочь близким родственникам.  Он не хочет, чтобы эти его способности помешали его преподавательской деятельности, которой он очень дорожит. Где-то через час Золто отправил её спать, сказав, что он покараулит до рассвета, а затем разбудит классную руководительницу, чтобы та сменила его на сторожевом посту, а ему двух часов хватит, чтобы отдохнуть и повести ребят обратно к причалу, где их будет ждать катер.

  С того памятного разговора прошло более года.  Им больше не предоставлялся случай для продолжительного общения. Лишь кратковременные встречи вовремя учебного дня на переменах. Но памятуя о таинственных способностях физика и устав от навязчивых напоминаниях о  возможно магической роли Сеси в её возвращении к жизни, она решила обратиться  к Золто за помощью.
  Как-то войдя в столовую, у неё было окно в расписании уроков, она увидела Золто, сидящем  в одиночестве за столом и поедавшим манную кашу с вареньем, столь не любимую школьной детворой.  Сев напротив его, она спросила:
- Вы и вправду любите это блюдо, или у них ничего нет более сносного?
- О, манная каша – это симфония вкуса, мечта бурята средних лет и приятной наружности.
- Я вижу, что у вас хорошее настроение. Жаль, что у меня нет поводов для такого. Но я бы охотно поддержала ваш шутливый тон, но, видите ли, я подсела к вам не случайно.  У нас осталось не так много времени до следующей перемены, когда мне могут помешать кое-что вам рассказать и попросить у вас совета или разъяснений.
  Выслушав достаточно сбивчивый рассказ Надежды, Золто  некоторое время помолчал, а потом, мягко и доверительно улыбнувшись, сказал:
- Я вот что вам, Надя, хочу предложить. Здесь не место для подобного разговора. Давайте сделаем так, в субботу, когда у нас нет уроков, я приглашаю вас пойти со мной на Ангару, на рыбалку. Наловим рыбки, сварим ухи и поговорим обо всех  ваших проблемах.   Идёт? Всё будет отлично, честное шаманское, клянусь серым налимом, своим тотемом.

   Надежде такая идея понравилась, и они договорились встретиться в субботу утром у  Свято-Никольской церкви.
  Моторная лодка, которой Золто разжился у одного из своих родственников, лихо домчала до залива Бурдугуз, до того места, где в Ангару впадают две реки: Грязнуха и Бурдугуз. Пристав у какого-то полого  берегового края, они вытащили пожитки на берег и тут же поставили палатку на случай непогоды: по небу из деревьев наплывали неприветливые тёмные тучи. Золто развернул снасти, а Надежда стала разводить костёр, а потом готовить всё для ухи. Прошло не более часа, а в садке уже бились три хариуса, которых вполне было достаточно для столь ожидаемого рыбацкого чуда  - ухи. За это время Надежда успела многое о себе рассказать. Но особенно Золто заинтересовал факт появления предков Нади в Листвянке. Оказалось, что её дед работал в начале двадцатого века на Путиловском заводе в Петербурге, и профессия у него была редкая. Дед Михаил  Николаевич был вагранщиком: плавил чугун  на  небольших металлургических и доменных печах. А когда стала строиться кругобайкальская железная дорога, так называемая «Золотая пряжка стального пояса России» из-за своей  запредельной дороговизны при производстве работ, руководство завода уговорило его поехать с семьёй  в Сибирь, на далёкое озеро Байкал. Там ему надо было наладить производство чугуна и стали для нужд великой стройки. До сих пор на многих участках кругобайкальской железнодорожной магистрали поезда мчатся по рельсам, изготовленным из  дедовой стали. С тех пор и породнились потомки этого отважного мастерового  с этим удивительным краем. Оказалось, в то время и  дед Золто привёл свой род сюда: сооружаемой дороге нужны были рабочие руки. Многие буряты устремились на эту стройку, так как  здесь хорошо платили и даже кормили в долг.  И Золто думает, что их деды обязательно тогда встречались, не могло никак  быть иначе.

   Эти разговоры да вкуснейшая уха сблизили настолько, что у них возникло ощущение, что они знакомы много лет.  Но неожиданно возникла  какая-то неопределённая пауза,  и Надя несколько забеспокоилась. У ж не обидела она невзначай  Золто каким-то словом. Кто их знает бурятов, может быть у них нельзя произносить что-нибудь, обозначающее нечто тайное.  Он сидел, скрестив ноги и смотрел, не мигая, на речную даль, но губы его шевелились, а дыхание всё учащалось, как вовремя быстрого бега. Она молча наблюдала за ним, теряясь в предположениях.
  Наконец, он повернул к ней голову и спросил:
 - Ты родилась двадцатого  июля?
- Да. Это сейчас узнал, и что для этого надо было так долго смотреть на Ангару? Мог бы  у меня спросить…
- Это многое объясняет, - продолжал Золто, не обращая внимания на её иронию.- Мне надо было узнать, какой у тебя тотем.
- А что это такое? И как это связано с тем, что со мной произошло?
- Тотем – это твой мифический предок, в данном случае животное, с кем у тебя  сверхъестественная связь.  У своих высших духов я, как шаман, узнал, кто твоё тотемное животное. И мне было указано, что это кошка. А раз кошка, твой день рождения двадцатое июля согласно тотемному годовому календарю.

- Поэтому кошка и вылечила меня? Но почему она не осталась со мной, чтобы защищать меня? Мне сейчас очень неспокойно. Мне она  очень нужна. Верни мне  Сеси.
- Да, этот тотемное существо вернула тебе активную жизнь. Но оставаться с тобой она не могла. Уйдя, Сеси унесла от тебя болезнь. И вернуться не может, она, скорее всего, погибла, взяв всё зло на себя.  Даже если бы она могла вернуться, она тебе не помогла бы. С тем, что с тобой сейчас происходит, Сесилия не справилась бы. Здесь нужно участие других сил.
 - Как мне жалко Сеси, и как я ей благодарна.  Обязательно порошу знакомого скульптура вылепить её по фотографии, что бы поставить у себя дома на письменном столе  схожую с ней фигурку: я не хочу  забывать свою спасительницу.
   Но что со мной сейчас? И  о каких силах идёт речь?
-  Как не трудно мне говорить это, но я скажу. У тебя уходит душа. Ещё чуть-чуть, и ты её совсем потеряешь.
- Я теряю свою душу? Разве такое возможно?  Кошка, тотемы, избавление от зла, -  в это я ещё могу поверить. Но душа уходит в момент физической смерти человека. Ты хочешь сказать, что я умираю. Ты знаешь это, и  в это же время спокойно ловишь со мной рыбу, готовишь и ешь уху, балагуришь. Как такое может быть!? Или у вас, шаманов, другая мораль и логика? И зачем я только обратилась к тебе! Я не верю в эти твои слова!
- Я же не сказал, что мне легко тебе рассказать то, что я только узнал. Наберись терпения, выслушай, что я тебе ещё скажу. Пожалуйста, будь умницей. Ты должна знать, что  мне нельзя никому причинять  какое-либо зло… Я ведь белый шаман…
- Белые, чёрные, красные, зелёные… Какие ещё у вас есть маги и колдуны? Нет, с меня хватит.

Давай собираться, я хочу домой. Мне надо прийти в себя и понять… Хотя постой. Объясни, это почему моей душе вздумалось со мной расстаться? Чем я ей не угодила?
-  Надя, я отвечу на твои вопросы.  Но постарайся меня внимательно выслушать, а затем ответить на мои вопросы. От этого зависит, смогу ли я тебе помочь или нет. Мы, шаманы,  считаем, что душа теряется тогда,  когда человек  вдруг стал изменяться внутренне. Даже обычный человек может заметить изменения, потому что теряющий душу начинает вести себя не как обычно. Признаками потери души могут быть беспокойный сон, апатия, сонливость, невнимательность. Таких признаков может быть бесконечное количество. Причиной такого изменения становится какое-то переживание, ситуация, о которых человек не может забыть и мысленно постоянно возвращается к этому переживанию. Окружающие не могут управлять таким человеком, используя привычные способы, а сам человек  не способен совладеть с собой.
В таком положении внимание человека сосредоточено на одном предмете. Человек оказывается прошлом, а настоящее выпадает. На обыденном уровне всё довольно просто объяснить. Людей могут выбить из колеи проблемы, неожиданно появившиеся в их жизни. Они могут очень остро переживать смерть близких людей, расставание с любимыми, случайные встречи, могут чего-то сильно испугаться.

Но для шаманов главным критерием потери души является исчезновение внутренней силы "утха". Некоторые переводят это слово как душа, но это не совсем точно. "Утха" - жизненная энергия человека, для которой внимание является каналом, формируемым воспоминаниями человека. Уделяя чему-либо внимание, мы делимся с этим предметом, событием, переживанием своей энергией. Когда мы что-то вспоминаем из случившегося в нашей жизни, часть нашей души вместе с энергией остаётся в этом прошлом без присмотра. При этом надо отметить, что потеря души не ведёт к физической смерти человека. Просто в его жизни будет значительно больше неприятностей и болезней, к тому же его отношения с людьми всё более и более будут конфликтными, что приведёт его значительной изоляции в обществе.

- Боже мой. Ты говоришь обо мне. Я постоянно думаю о том, что со мной произошло. Я заставила себя  этим летом расстаться с любимым из-за этих воспоминаний. У меня с мамой, с которой я жила душа в душу, теперь непрекращающиеся столкновения. Настоящее для меня  - это только мои обязанности: уроки, подготовка к ним и какое-то обслуживание себя. А больше у меня в настоящем нет ничего, разве только прогулки на природе, да и те мне становятся в тягость: и там меня преследуют мысли о прошлом. Выходит, действительно, у меня уходит душа? И как мне жить дальше?
- Твои последние грустные откровения избавили меня от необходимости задавать какие-либо ещё вопросы. Ты лишь подтвердила мои опасения: твои воспоминания  о пережитой драме возвращения к жизни и  твоё предательство любви- всё это стало причиной утраты души.
- В это трудно поверить. Я совершенно далека от религии. Бог, Христос, Будда, Магомет, ваши бурятские божества - всё это для меня не более чем мифические персонажи, не имеющие никакого отношения к реальной жизни. И ты, который живёт в том мире, где высшие силы правят душами людей. И сможешь ли ты мне помочь, если мне чужд этот твой мир? Скорее всего  - нет. Так что мне надо как-то самой справиться со своими проблемами. Всё же давай собираться. Уже темнеет, да и прохладно становится.

- Вот заладила: собираться, собираться. А теперь совсем серьёзно.  Я думаю, что могу своими действиями тебе помочь: душа вернётся к тебе. Но при одном условии. Ты должна верить в меня и в положительный результат моих действий. И я попрошу тебя не отвечать сейчас, а подумать два дня. И если ты поверишь в свою удачу, скажи мне, и в следующую субботу мы опять приедем сюда. Но уже не для ловли рыбы. Я проведу с тобой обряд возвращения души по всем канонам шаманства. А до этого времени я подготовлю себя к этому обряду и приготовлю всё необходимое для него. Постарайся обрести веру в силу бурятских духов, в их желание помочь тебе. К тому же, как я знаю, они благоволят тебе: ты и твои предки сделали много доброго для бурятского народа.
  Через некоторое время взревел мотор лодки, и та рванула от  берега, унося по водной глади Ангары двух молчаливых людей.