Харпер Ли. Пойди поставь сторожа

Оксана Аболина
Наверное, все почитатели хорошей литературы в курсе, что незадолго до смерти Харпер Ли была обнаружена рукопись её первого (из двух написанных) романа - "Пойди поставь сторожа" (название удивительно сэлинджеровское, вам не кажется?). О том, как это случилось и в подтверждение того, что это не искусственно созданный литературный миф написал Сергей Лукьяненко.

Эта книга была написана до "Убить пересмешника", в ней действуют те же герои, только они намного старше - Глазастику тут 26 лет, Аттикус - совсем старик, как и тётушка Александра. Издатели, как утверждают, роман не приняли к печати, а один из них посоветовал Харпер Ли написать книгу о прошлом персонажей, благо, в "Пойди поставь сторожа" сплошные отсылки к детству главной героини, в том числе к её брату Джиму, умершему ещё до начала действия, но о котором Глазастик постоянно вспоминает.

Без всем известной предыстории "Пойди поставь сторожа", действительно, выглядит несколько странно и совершенно сыро. Если ничего не знать о том, что произошло в Мейкомбе прежде, то просто ничего непонятно. В отрыве от "Убить пересмешника" эта книга не способна к самостоятельному существованию - только в виде второй части дилогии. Но это не беда, конечно.

Беда - то, что "Пойди поставь сторожа" на порядок-два слабее "Убить пересмешника". Это именно ранняя, ученическая работа, где автор тренирует диалоги и стиль, но полученный в итоге результат явно не дотягивает даже до литературы среднего уровня. Шесть седьмых книги - вообще ни о чём. И только ближе к финалу - в последних главах - Харпер Ли вытягивает из описанной ситуации всё, что из неё можно вытянуть. Философская подоплёка произведения оказывается на очень приличном уровне, но подана настолько в отрыве от всего предыдущего действия, что возникает ощущение, что написана она уже после "Убить пересмешника".

В общем и целом, несмотря на то, что финал хорош, книга разочаровала. Лучше бы, имхо, литературный агент оставил её там, где автор благополучно забыла...