Изобразительное искусство и его ценители

Александр Халуторных
        Дорогие читатели! Предполагаю, что изобразительное искусство появилось в человеческом обществе из-за изначальной потребности людей в эстетическом облагораживании своей собственной среды обитания.

        Подобная тяга к прекрасному наблюдается только у некоторых пернатых, представителей класса врановых. Давно замечено, что вороны, галки и сороки обладают  способностью начального эстетического восприятия, они питают слабость к ярким и блестящим предметам.

        Только у человека искусственное украшение всего вокруг, включая собственную внешность, достигает крайних пределов, за которыми уже начинается практически первозданный хаос и эстетический коллапс.

        Давайте для начала разберемся – что же такое искусство? Сдается мне, что этим термином  обозначается высшая степень владения мастерством, достигаемая людьми в процессе своей деятельности. То есть, свойство некоторых человеческих индивидов создавать некие, пользующиеся постоянным спросом в обществе, блага, как материальные, так и духовные, ярко и благотворно воздействующие на потребителя, и не имеющие себе равных среди аналогичных творений,  созданных другими людьми.  Таких мастеров называют великими, а их искусные творения – шедеврами. Повторить их уникальные достижения невозможно –  это само совершенство!

        Искусные мастера есть в каждом виде человеческой деятельности. Но благодарным человечеством особенно выдающимися считаются великие мастера живописи.

        На каждой ступени своего развития в человеческом обществе преобладают те или иные признаваемые им формы совершенства, которые постоянно меняются по мере изменения условий существования людей. У людей периодически меняется все – от одежды, до морали и нравственности , в том числе меняются вкусы, идеалы и каноны красоты.

        Один из моих друзей Игорь Тимофеев, как-то сформулировал, что такое шедевр, произведение искусства и шарлатанская поделка под искусство, то есть халтура.

        Шедевр – это оформление идеала, произведение, воздействующее на всех, без исключения, от которого человек замирает в восхищении  волшебным совершенством творения, испытывая при этом эмоции необычайной силы. Как правило, у зрителя или слушателя не возникает никаких вопросов. Шедевр говорит сам за себя.   
 
        Чуть менее значимое произведение искусства тоже весьма эффектно воздействует на чувства публики. Но тут уже возникают вопросы: «Как это сделано? Как автор смог добиться подобного мастерства?»

        А если зрителю или слушателю нужно объяснять, что это такое, иначе никто ничего не поймет, то это уже шарлатанская поделка, а не искусство.

        Итак, подведем резюме: Настоящее искусство доступно для понимания всем, по крайней мере, подавляющему большинству людей. Халтура – только избранным.

        Один из ценителей такой халтуры как-то заметил, явно наслаждаясь собственной уникальной персоной: «Быдло этого никогда не поймет!»

        Согласен! Если "быдло" - это обычные здоровые люди с нормальным зрением и здравым рассудком.

        Сдается мне, что расхваливать каракули как гениальное творение - это возможность богатым людям с вывихнутыми мозгами презирать окружающих и кичиться своей исключительностью.

        Искусство стремительно теряет эстетическую ценность, приобретая только умопомрачительную денежную стоимость. Да и искусство ли это?

* Художник Сай Твомбли "Без названия (Нью-Йорк)"; шедевр продан на аукционе "Сотбис" за 70 530 000 (семьдесят миллионов пятьсот тридцать тысяч) долларов в 2015 году