Листик

Андрей Ланкинен
 Эту историю я рассказываю без всяких купюр и изменения имен. Думаю, что персонажи, которые здесь описаны, либо не воспримут эти записки, либо не поймут и не примут их никогда, либо ушли в мир иной - это жаль!

Речь идет об обычной школе. Тогда в Ленинграде, на тогдашних задворках города, получали квартиры и рабочие, и крестьяне, и гопники, и уроды, и интеллигенция. Этот коктейль рождал беспримерные случаи жестокости и гениальности.
В нашей школе, которую патронировал Мариинский ( тогда - имени Кирова)театр, весь второй этаж был увешан фотографиями русских балетных артистов, которые сделали славу нашей стране, и куда постоянно приезжала лучшая прима балета того времени Наталия Дудинская, звездный лауреат четырех Сталинских премий, со своим таким же звездным мужем Константином Сергеевым. При их участии был поставлен балет « Спящая красавица». Дети с изумлением рассматривали их правительственный черный огромный лимузин, который подъезжал к школе.
Часто директор отменял занятия, и вел всю эту разнообразную публику - гужбанов и хулиганов, двоечников и отличников, в полном составе, в театр.
Удивительно, что у нас в кабинете директора висел не портрет Брежнева, а портрет Наталии Михайловны Дудинской. По тем временам это было страшной крамолой. Где же тот портрет теперь?

Но эта идиллическая картина имела и обратное свойство.
Почти каждый день в районе случались поножовщина, убийства и драки, в которых фигурировали ученики нашей же школы.
Каждый день поступала информация из милиции - что этот «ваш» убил, зарезал, ограбил, изнасиловал.
Другой стороной этой же картины была творческая среда, из которой вышли две популярные актрисы кино Марина Л. , которая была секретарем комсомольской организации и отличалась свойствами лидера. Ее судьба ужасна - она погибла на снегоходе, не сыграв своей главной роли, но мне кажется, она ее и никогда не смогла бы сыграть - слишком явны были ее свойства народного лидера. И, скорее всего, она состоялась бы, как ,например, председатель совнархоза или что-нибудь подобное. Лена Ц., симпатичная девочка, из пристойной питерской семьи, вызывала довольно спокойные чувства у обитателей школы. На одну из главных ролей ее взяла Динара Асанова, и она стала известной, хотя ее последующие режиссерские опыты оставляют чувства сожаления,
И слава нашим учителям, которые были добры к нам!

В моем классе учился Илья Листвинский, которого ребята звали «Листик». Это был толстый еврей, спокойный и очень умный, готовый помочь любому. Мы с ним ходили в «Дом Ученых» учить английский язык. Там замечательно занималась детьми Ирина Марковна Нестерова, которая во время блокады работала в редакции иновещания на радио и вела передачи для американского и английского эфира. Всегда в соболях, всегда с великолепными украшениями, пахнущая дорогими духами и говорившая с нами исключительно по-английски. Мы читали с ней Киплинга и слушали песни в исполнении Поля Робсона. Я тогда не понимал, что служило мотивацией для тех детишек, которые там учились, а потом узнал, что все эти дети уезжали в Америку, Англию, Израиль, потому, что эта страна не любила их, и
они не любили ее.

Родители Листика организовывали детские праздники в школе, где детей кормили, устраивали музыкальные вечера и конкурсы, дарили подарки. И дети с удовольствием этим наслаждались!
Потом, насытившись и наигравшись, от скуки и глупости они говорили - « Пойдем бить Листика!»
И в школе его били, били жестоко, перекидывали друг от друга, маленького, толстого, беззащитного, умного. И они знали, что он не сможет ответить, плевались и кричали ему в лицо:
« Толстый жид!»
Прости их, Листик!