Ночное

Альбина Билык
Вряд ли найдется в любой уральской деревне парнишка, который бы не любил коней, не любовался их красивой статью, не пытался верхом, преодолевая страх, промчаться по пыльной дороге. И, бывало, садинело «мягкое место», не обращал внимания на царапины и «цыпки» на руках и вечно голых ногах, лишь бы позволили прокатиться на лошади.

В нашей деревне почти  на всех работах использовались лошади. Их было не менее сотни и столько же молодняка. После трудового дня всех коней собирали в загородке у конного двора. А после весь многочисленный табун гнали в ночное.  Этот выгон находился на приличном расстоянии от деревни, не было дополнительной изгороди. Ночной пастьбой руководил главный конюх. Сокровенным желанием каждого пацана было верхом на лошади под свист и топот конских копыт промчаться в серой туче пыли и попасть в ночное.

 В табуне, как я узнал, есть животные – руководители. Это были взрослые кобылы, которые устанавливали свой порядок, могли увести табун в другом направлении. Им навешивали ботала, по звуку которых можно в темноте определить местонахождение коней. За всем приходилось смотреть пастухам – мальчишкам, моим ровесникам. Стерегли табун вместе с ребятами две собаки.

С наступлением вечера темнота постепенно разливалась, чернели кусты, затихали птицы, почти не слышно было жужжания мух и оводов, которые днем не давали покоя людям и животным. Лошади спокойно кормились, фыркали и помахивали хвостами.

Обязательным условием ночного был костер, где ребята пекли картошку, рассказывали друг другу самые невероятные истории. Героями этих небылиц часто оказывались эвакуированные в деревню жители прифронтовых районов. Фашисты, о которых мы только слышали, жестоко расправлялись на их глазах с партизанами и евреями.
 
Не один раз из уст в уста пересказывали жуткий случай о нападении под утро на табун двух волков, как после помирала от волчьих ран собака конюха Михалыча. Собака его обладала необычным чутьем, первая  со злобным лаем бросилась на крадущихся к жеребятам волков, встревожила и подняла дремлющий табун.

Летние ночи короткие. Костер догорает, небо начинает светлеть. Лошади животные умные, далеко от людей не уходят. А нередко подходят совсем близко проворно жуют длинную траву, как бы прислушиваясь.

С рассветом под пронзительный свист поднимаются кони. Пастухи вновь становятся всадниками. И мирный топот копыт поднимает столб пыли. Лошадей ждут новые рабочие будни.
6.10.2016 г.                А.Билык (Из воспоминаний друга)
(А.Куинджи НОЧНОЕ)