Познание мира и себя. О ножках

Дарима Базарсадаева
Ноги, ножки, ноженьки


           Однажды,  в далеком детстве, я обнаружила, что ноги у меня не такие, как у всех. Во всяком  случае, не такой формы, как у большинства ровесников, да и вообще людей вокруг. Особенно это бросилось в глаза в начальной школе, куда меня привела сама молодая мама (22-х лет), т.к. я была в школьной форме – платье с белым фартучком, как все девочки.  В нашей «малокомплектной» школе в  селе на реке Ага было всего две учительницы, а учащихся  - 4 класса. Мы переселились в это село  - перекочевали со своей юртой летом 1959 года, чтобы я пошла в первый класс, т.к. Ахэ в этом отделении овцесовхоза выделили автомобиль ГАЗ-51 и он стал самостоятельно работать шофером. Мы - это моя бабушка (пятидесяти пяти лет), Ахэ –мамин младший брат, я и наша собака Батор,  не считая еще корову и прочее хозяйство.
           При моем пристальном рассмотрении у большинства детей, особенно у русских, ножки были прямые, стройные. Они не запинались, не задевали ногой за ногу, как я,  когда бегали. А мои ноги были совсем кривые - полукругом, как и у большинства детей бурят скотоводов-кочевников в давние времена. Много позже я поняла, что природа наделила нас, кочевников, такой конституцией, чтобы было удобно держаться в седле. Мне очень понравилась школьная форма, прикупленная молодыми родителями в незнакомом далеком Первомайске. Это были: красивое коричневое платьице, длиной мне по колено, с белыми воротничком и манжетами, повседневный черный шерстяной  и белый-праздничный, из какой-то воздушной ткани,  красивые фартучки. Еще - красивые туфельки бордового цвета.  Все, как я мечтала. Но как только я их надевала - становились видны мои кривые ноги.Мне совсем не хотелось выходить из дома в платье. А вдруг придется побежать, ноги переплетутся, подведут меня, упаду ведь! Запачкаю платье, фартук, обдеру снова коленки. Это еще ничего- одежда почистится, царапины заживут. Главное - стыдно перед всеми детьми будет! Да еще нужно было много  ходить пешком – школа находилась далеко от нашего Бургородка, расположенного на сопке. До этого, да и вообще до и вне школы, я обычно ходила в ичигах и длинном стеганном бурятском дыгыле, подпоясанном шелковым кушаком, сшитыми бабушкой, а в прохладное, холодное времена годы еще и в шароварах, заправленных в ичиги или кирзовые сапоги,  как мальчишки. Так что свои ноги даже сама не видела, не рассматривала,зеркал в рост у нас не было. К тому же часто ездила верхом. Да и поводов-то особых не было, чтобы замечать, что у меня ноги чем-то не такие, как у большинства людей. Тем более, что годами общалась со множеством пожилых, стареньких бурят  – односельчан, друзей подружек дедушки и бабушки, у которых к старости ножки становились совсем кривыми, как я стала понимать по мере взросления. Не помню, чтобы меня кто-то дразнил по поводу кривых ножек, но помню, что русские девочки сочувственно спрашивали:"А почему у тебя ножки такие выросли? Ты болела?".
         Ахэ быстро нашел выход - стал учить меня ходить, ставя правильно ступни ног. Слегка вывернув носками в разные стороны. Это было тяжело,временами даже больно, ступни ног ноги сами поворачивались вовнутрь носочками. Но как-то незаметно я научилась правильно ставить ноги. И пропустила момент, когда мои ноги потеряли форму «колеса» и стали прямыми. У большинства моих младших сестер и братьев, особенно тех, что родились после 60-х годов прошлого века, ножки от рождения были прямыми, может быть от того, что их пеленами во младенчестве очень туго. Что не досталось мне, старшей, как рассказывали родители. К тому же очень сильно и быстро изменялась среда обитания, состав пищи – стали употреблять в пищу очень много продуктов растительного происхождения со своего огорода,  покупного-привозного, кроме обычных скотоводческих мясо-молочных продуктов, доступной дичи и птицы, т.к. отец много охотился.
       Вспомнила об этом, когда должна была идти в школу одна из сестренок, младше меня на пять лет. Ножки у нее тоже были кривыми, как у истинной дочери скотовода, но в более легкой форме, чем ранее у меня. Ведь ей меньше досталось ездить верхом на лошади, да и родилась она в сельской больнице, где маму учили пеленать детей туго. Мы с Ахэ обучали сестренку правильно ставить ноги, и они у нее очень быстро стали «правильными».  Гораздо быстрее, чем у меня. А теперь она даже не помнит, что когда-то отказывалась выходить из дома играть с детьми, стесняясь своих кривоватых ножек.
        Еще раз по жизни я вспомнила о былой особенности своих ног и стала пристально  разглядывать  ножки своего новорожденного сына. Ножки сына прямые от рождения, даже без тугого пеленания - что перестали рекомендовать медики ко времени его рождения, в  начале 80-х  все того же прошлого века.

                ---

            Наш друг семьи "дядюшка Чэ", как зовет его с детства наш сын, вернулся домой, в Москву из Китая, где работал в Пекине-Шанхае более 10  лет. По семейным обстоятельствам он возвращался домой поездом, чтобы по пути навестить родственников в Бурятии. На нашей дружеской  встрече в одном из московских кафе он рассказал об удивительном, на его взгляд. Причем совсем не о Китае. А о том, что по возвращении на Родину поездом  в Улан-Удэ из окна вагона он увидел на перроне много девушек с длинными  изящными стройными ножками. Приглядевшись, обнаружил, что все красавицы - бурятки! Как много их  стало всюду в Бурятии! Не то, что раньше.  И резюмировал: вот почему много лет назад он женился на русской девушке со стройными ножками, а не кривыми бурятскими.... Было время, когда он, младой студент  Восточного факультета Ленинградского университета, с однокурсниками обсуждал, что в Северной столице уже гораздо больше стройных женских ножек, нежели во времена Пушкина!  Помните:
Люблю их ножки; только вряд
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног.
Ах! долго я забыть не мог
Две ножки…

Чтобы Пушкин ныне написал, когда их теперь в России повсюду много?


Москва, 2016.