Водоход-2016, удивление шестое теплоходное

Еквалпе Тимов-Маринушкин
или «По дороге из Питера в Москву и обратно».
Часть шестая о теплоходе Константин Федин, его капитане и даже немного о безопасности на борту.

     …Всё-всё-всё!
     Спешу, спешу, спешу!
     Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь!
     До конца октября, «кровь из носа», но эти удивления просто необходимо завершить, потому как оставшие от моего отпуска девять дней неожиданно выпали на осенние каникулы нашей Младшенькой. А раз так, то и жена возьмет недельку за свой счет и мы… (с женой и нашей Младшенькой) снова помчимся в путь.
     Куда?
     Э-э-э, нет! Не скажу… дабы не спугнуть. Мы очень любим, пусть даже на день, два, неделю взять и сорваться куда-нибудь на юг не в сезон, чтоб народу там было поменьше, да пространства вокруг побольше, чтоб солнце светило, да не припекало, грело. А потому тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь закончить эти удивления, чтоб после перейти к новым, а пока…

     Итак, ровно по расписанию в 17-30 наш теплоход «Константин Федин» отошёл от пристани Речника (Северного речного вокзала) и направился вверх на север по Химкинскому водохранилищу в направлении города Углич.
     Впереди ровно восемнадцать малых и больших (от восьми до шестнадцати метров подъема-спуска) шлюзов, ровно пять удивительных остановок в городах и поселках старой Руси. Нас ждет знакомство с Москвой-рекой, каналом имени Москвы, Волгой, Шексной, Ковжой, Вытыгрой, с гигантским Рыбинским водохранилищем и почти абсолютно круглым Белым озером, встреча со старыми знакомцами: Ладогой и Онегой, Свирью и Невой.

     …не могу снова не упомянуть о двух железных фургончиках, что практически полностью заменили ныне закрытое, видимо для ремонта, волшебное здание-дворец речного вокзала (читай «Удивление Водоход-2016 четвертое – домашнее»). И не потому, что это очень печально (не стану повторяться), а потому, что в них оказалась удивительно-современная аппаратура быстрого досмотра пассажиров. Никаких пищащих и, видимо, малоэффективных рамок металоискателей, никаких сурового вида «секьюрити», лишь тихо пощелкивающий небольшой тоннель, внутри которого надо всего-то постоять пару-тройку секунд.
     С одной стороны это очень удобно, мы ни минуты не стояли в очереди под палящим солнцем, хотя народ уже с 15-00 бойко шел на посадку (на пристани, похоже, одновременно готовились к выходу три судна).
     А с другой – этот необычный рентгеновский аппарат, глубоко в сознании вызвал у нас некоторый дискомфорт. Ну, и действительно, что там на самом деле видит оператор на мерцающем экране телевизора в углу и невредны ли на самом деле эти его невидимые лучи. Впрочем, возможно, это только теперь эти мысли бередят нам голову, а тогда, кажется, было только одно желание - поскорей проскочить разогретый до температуры финской сауны фургончик. К тому же к вопросам безопасности мы привыкли относиться и с пониманием, и приязнью и если б их (вопросов этих) не было вообще, то дискомфорт наш и тогда и сейчас, думаю, возрос многократно.
     Когда-то давно нашу устойчивую туристическую группу в январе (опять же, не в сезон) занесло в Эйлат. Помнится, аэропорт, откуда отправлялся наш рейс, находился далеко от города (хотя внутри его есть свой городской аэропорт) прямо посредине пустыни на равноудаленном расстоянии от всех долгие тысячелетия воюющих здесь на святой земле армий. И что удивительно, несмотря на это, там, в здании аэропорта, мы медленно и монотонно (правда, в очень комфортных условиях) проходили восемь эшелонов проверки в течение трех часов.
     Ну, что тут поделать, надо, значит надо!
     Но, всё ж удивительно, такой аппарат мы встретили впервые, можно сказать, повезло…

     Первым делом мы, как обычно, обошли весь теплоход (предварительно, конечно, найдя свою каюту номер 115 на нижней палубе, о ней чуть позже). Он, как и прошлогодний наш теплоход из «Водохода-2015» Леонид Соболев, оказался построенным в Германии по тому же 301 проекту в 1980 году. Поэтому блуждать здесь нам не пришлось. Мы быстро всё вспомнили: и верхнюю Солнечную палубу с просторным Конференц-залом, и три кафе-ресторана, и большой ресторан-столовую, и четыре пассажирские палубы, магазинчики, сауну, санчасть. Ничто, казалось, не изменилось здесь.
     Напомню: длина теплохода 125 метров (как футбольное поле, кстати, пока пройдешь все палубы по кругу, целых полчаса пройдет), ширина 16,7 метра, развивает скорость до 26 километров в час (15 узлов по морскому). В общем, для комфортабельного плавания в узкостях рек и каналов как раз, то, что надо!
     Сразу после отплытия в 18-00 на Солнечной палубе состоялся небольшое собрание пассажиров, так называемый «Приветственный коктейль» капитана, на котором нам представили команду, проинструктировали по правилам безопасности и живучести на судне, рассказали основные пункты распорядка дня, представили туристические группы друг другу. У нас на борту оказалось пять с половиной групп. Три первые – русские, четвертая и пятая – китайские, а шестая, точней полшестой состояла из одного француза. Так что на протяжении всего круиза по радио звучали объявления на трех языках. Это необычно, интересно, удивительно. Нам нравится слушать мелодику незнакомого языка.
     - Сё-сё, - так заканчивала свои китайские объявления их переводчица по радио, видно говорила «спасибо за внимание».
     Капитан судна оказался очень опытным, в возрасте, можно даже сказать пожилой человек. И, как, наверно, любой капитан большого теплохода, очень неразговорчивый, суровый и… скромный. Видно, что ему с трудом дается приветственная речь и общие пространные гражданские слова о повседневной жизни судна, - говорил не громко, стесняясь. Тремя днями позже, при посещении капитанского мостика (есть такая экскурсия в плане каждого рейса на «Водоходе»), он был много уверенней у себя в рубке и… словоохотней. Даже шутил по поводу неожиданно заданного кем-то вопроса о наметившейся вроде б в последнее время тенденции, моде прихода на службу во флот женщин.
     В 19-00 первый ужин, знакомство с соседями.
     В 20-00 учебная тренировка по одеванию спасательных жилетов и эвакуации всего личного состава судна к спасательным плавсредствам, расположенных на Солнечной палубе.
     А далее обычная вечерняя развлекательная программа на борту: «Давайте познакомимся» в баре «Нева», музыкальный вечер с Романом и Еленой в ресторане «Волга», фортепианная музыка в баре «Панорама» и информационное собрание с просмотром фильма о жизни на борту в Конференц-зале.
     В общем всё, как и в прошлый раз.
     Что нового?
     Ну, во-первых, сама каюта, в этот раз она трехместная, в ней реально три полноценные кровати, душ, туалет, шкаф с зеркалом, стол и кондиционер. Жаль, в этой каюте не было холодильника, видно места не хватило.
     А во-вторых, её местоположение, на Нижней палубе у самой ватерлинии.
     В каюте два больших наглухо задраенных иллюминатора. Ах, какие виды из них ждут нас впереди, особенно в Онеге, где разыграется нешуточный шторм со стороны устья реки Шелонь. Местные рыбаки этот юго-западный хлесткий ветер так и называют там «Шелонь» по имени впадающей в озеро реки.
     А ещё ночь, обрушившаяся на нас и наш теплоход неожиданно, вдруг. Мы ж из Питера, в конце июля, а сегодня, напомню, 29 июля, у нас на севере ещё вполне даже «белая ночь». Да и вообще угол захода за горизонт солнца у нас очень даже пологий, острый говоря языком геометрии, а потому медленный, неспешный, не то, что на юге или даже здесь, в Москве. Вечерние и утренние сумерки долго висят у нас над горизонтом. А тут на тебе, раз и стемнело. Необычно как-то и… удивительно.
     А тут ещё и Москва со своей изнуряющей жарой как-то разом вдруг скрылась с глаз за кормой судна, но впереди, впереди… уже зажглись разноцветные весёлые огни первого шлюза.
     Последнее, что бросается нам в глаза в сумраке гаснущего неба, это несколько рядов палаток, стоящие плотными рядами вдоль обоих берегов, видимо, ещё канала имени Москвы, а может и Москвы-реки…

     Увы, ни тогда, ни сейчас под рукой нет карты, потому все названия пишу здесь по наитию, как сам представляю этот маршрут на воображаемых мною штурманской прокладке, с лихвой настроенных мной в далекие восьмидесятые.

     …После шлюза всё стемнело уже окончательно, хоть глаз коли, но на рассвете следующего дня удивления с новой силой и буквально с этого же момента (ряды палаток) вновь захлестнули нас…


Автор благодарит критика и корректора (ЕМЮ) за оказанную помощь.
07.10.2016г.