Кондуктор работа не для слабонервных

Татьяна Крыжка
Прошлым летом, стремясь подзаработать, решила устроиться в автобусный парк на должность кондуктора.


Работа не сложная, подумала я, специальных навыков не требует, да и зарплата, говорят, хорошая. Видела, что среди кондукторов много студентов и пенсионеров, поэтому в собственных силах сомнений не было. Люди же работают!

Два дня ознакомления, инструктажа и стажировки пролетели незаметно. Прошла медкомиссию, заполнила необходимые документы. После мне выдали удостоверение, синюю жилетку и сумку, в которой кондукторы возят целое состояние: выручку, билетно-учетный лист, талоны и проездные.

Половина пятого утра. Безлюдная улица. И вот стою на остановке, жду служебный транспорт, который доставит меня на работу. Мимо ходят только люди без определенного места жительства и пара мужчин подшофе. «Главное, не пропустить свою служебку», – думала я. Позже остановка заполнилась другими работниками парка, с которыми я благополучно доехала до места назначения.

Приезжаю, смотрю время, когда я должна зайти в автобус и ехать на рейс. Это называется «время выхода». Смотрю также план – сколько билетов мне нужно реализовать за смену. План часто повышается, а пассажиропоток не всегда такой, как хотелось бы. Не выполняешь месячный план – не получаешь премию. А премия – это значительная часть заработка. Сложную систему выполнения плана не усвоила до сих пор. Количество пассажиров во многом зависело от погоды, буднего, выходного или праздничного дня, идущего впереди транспорта и так далее. Много было в коллективе кондукторов, которые план перевыполняли.

Оплачиваемое время начиналось с того момента, когда ты заходишь в автобус, заканчивалось – когда выходишь. То есть 6-8 часов рейс, а остальные 3 -4 часа переездов, сдачи выручки, ожидания служебного транспорта в расчет не берутся.

Знакомство с коллективом женщин-кондукторов для меня было необычным. Смелые, ко всему привыкшие, они не теряли оптимизма, шутки шутили, о чем-то беседовали.

– Привыкнешь и ты, – говорили мне.

Но я так и не привыкла. Мечтая выспаться, заняться своими личными делами, я еле дотягивала до желанных выходных.


«У нас ты первый журналист»

– А на кого ты учишься? – спрашивал меня наниматель.
– Журналист, – говорю я.
– У нас, кстати, таких еще не было!

Оказалось, не все кондукторы без образования. Среди коллег были женщины – бывшие учителя, работники лесной и пищевой промышленности, продавцы и многие другие. Список невероятно огромен, а причины податься в кондуктора у каждого свои: сократили на работе, не устраивала заработная плата.

Безусловно, каждая работа требует наличия определенных качеств. Для работы в автобусе – это выносливость, стрессоустойчивость, смелость, внимательность. По долгу службы эти качества прививаются сами собой.

Кажется удивительным, как можно запомнить всех вошедших. Можно! Спустя месяц, с уверенностью требовала у новичка оплатить проезд. Хорошая зрительная память – это не все прибавленные к моим качествам плюсы, которыми могу похвастаться после работы в автопарке.


Психолог

Умение уладить конфликт – еще одно качество, необходимое кондуктору. Хотя некоторые «хозяйки автобуса» предпочитают просто не встревать в чужие разборки. Но бывают моменты, когда приходится сунуть свой нос, куда не просят, чтобы предотвратить неприятные последствия для себя и других пассажиров. Драки, скандалы, выяснения отношений – случаи нередкие. Где-то прикрикнуть, где-то помочь разобраться в ситуации, где-то утешить – далеко не все способы урегулирования накаляющейся обстановки. Иногда приходится быть и психологом.

На маршруте №12 быть психологом доводилось особенно часто. Во второй половине дня в автобус заходила пожилая женщина с удостоверением инвалида и каталась от Маневича до Хутора и обратно. И ничего здесь необычного и не было бы, если бы она постоянно не отвлекала от работы всякими глупостями. Это прекратилось, когда наконец-то решилась поболтать с ней.

Людей в салоне почти не осталось, и я решила подсесть к старушке. Съедаемая одиночеством после смерти супруга, она ищет общения и поддержки от людей в общественном транспорте. Садится, смотрит в окно автобуса, которое многих наводит на философские раздумья, вспоминает свое, личное. Разговор с новым человеком успокоит ее, она выйдет. И все хорошо.

Но не всегда люди нуждаются в разговоре «по душам». Порой они сами выпускают пар так, как им этого захочется. Помнится нашумевший случай, когда вспыльчивый пассажир, которому не понравилась звучащая в салоне реклама, схватил молоток для разбивания окон при аварии и колотил им по динамикам, крича, выражаясь, угрожая кондуктору и пассажирам тем самым молотком. Тут уже без милиции не разберешься.

Чем закончилась эта, к счастью, произошедшая не со мной история, не знаю. Но могу уверить, в большинстве случаях, когда возникает потасовка, люди не заступаются. Долго ждала «мужественного поступка», «людскую добродетель», когда у меня в салоне происходили разбирательства, но тщетно…


Врач и милиционер

Если заступиться и помочь кулаком пассажиры берутся неохотно, то, будьте уверены, если вам станет плохо, без внимания не оставят. На моей практике были случаи сердечного приступа, эпилепсии, обморока и других. Удивляло то, с какой самоотдачей пассажиры пытались помочь больным. Мужчине, потерявшему сознание, не только оказали первую помощь, но и на руках вынесли на свежий воздух, остались сопровождать на улице до приезда скорой помощи. Волновались, переживали, суетились. Тогда-то и вселилась уверенность в том, что наши пассажиры на произвол нуждающегося точно не оставят.
Хамов и безбилетников люди не терпят. Стоит только появиться «зайцу», как его тотчас пристыдят и дальше ехать не позволят. Конечно, в таких случаях многое зависит и от кондуктора, ведь мягкотелую женщину легче обмануть, чем внимательную и строгую. Но желающих сэкономить на проезде много. Как говорится, если задаться целью – все получится. Вот и наши горожане не отстают.

«У всех оплачено?»

С невозмутимым выражением лица предъявить проездной прошедшей декады или месяца – самый распространенный способ проехать бесплатно. И оправдание всегда найдется: перепутал. Правдоподобная история стала настораживать, когда «невнимательных» за рейс набиралось несколько. Прошлогодний проездной тоже предъявляли без стыда.

Находятся и такие «умелые ручки», которые мастерят из старого проездного билета новый. Там слегка потертая обложка, там пальцем недостатки прикрыл – не отличить! Но опытные кондукторы эти приемы знают. И строгий ревизор работает хорошо. Таких смельчаков из-за страха за последствия не много. Слишком уж большое наказание ожидает за смекалку. Овчинка выделки не стоит.

А вот забиться в угол автобуса, разговаривать по телефону, перебегать из «головы» автобуса в хвост, молчать, когда кондуктор кричит: «У всех оплачено?» – такие способы пользуются популярностью. Может, это азарт остаться незамеченным, может, жадность – у каждого свое.

У меня было правило – все люди равны. Никогда не знаешь, кто же «заяц», если не проверишь наличие билета. Иногда и девушки с золотыми украшениями не платят, иногда и бомжи с проездными ездят.


Страшно всегда

Говорят, работа кондуктора тяжелая. Так и есть. А еще и страшная. Лично я боялась всегда. Ранние подъемы, «убитые» ноги – ничто, по сравнению со страхами. Идя на работу, когда город спит, возвращаясь, когда темным-темно – боишься невольно. Но мой личный рейтинг страхов возглавил поход в биотуалет.

Еще во время стажировки меня учили: «Никогда не оставляй сумку без присмотра». Но выполнить это нелегко. Представьте себе поход в туалет кондуктора (например, осенью или зимой): обледенелые ступеньки, ни зги не видно, вечер. Кое-как распаковываю свои одежды, боясь, чтобы в устрашающую бездну не свалилось самое дорогое – сумка. Один неловкий «акробатический этюд» – проездные на несколько миллионов, катушки с билетами еще на пару «лимонов», выручка смешаются с тем, во что обычно стараются не вляпаться.


Кого бояться не стоит

Пассажиры, в большинстве своем, улыбчивые, вежливые, приветливые. Кто анекдот расскажет, кто добрым словом подбодрит, кто на свою жизнь посетует. Но вежливость, как правило, отходит на второй план, когда дело касается уступки мест.

В автобусе звучит: «Будьте вежливы! Уступайте места инвалидам, престарелым, пассажирам с детьми». Но этот призыв, к сожалению, большинство игнорирует. Тогда уже приходилось самой просить пассажиров обратить внимание на стоящую рядом старушку или беременную женщину. На что, бывало, злостно отвечали: «А у нее самой языка нет?».

Но, наблюдая за пассажирами, не всегда разочаровывалась. Что касается цыган, они добросовестно платили за проезд. Одна их компания даже специально искала меня в салоне, чтобы оплатить пару остановок. Возможно, стереотип об их жадности выдумка? Как бы то ни было, заставлять их платить мне приходилось редко.

Пассажиры подшофе также особых проблем не доставляли: могли проспать свою остановку или оставить после себя мусор.

Так кого же стоит бояться кондуктору? Исходя из собственного опыта, особую опасность представляют, естественно, злые, неадекватные люди (которые хамили, лезли драться, угрожали, унижали) и… школьники. Как только в автобус заходила компания «со справками», всегда была, как говорится, на чеку. На всякий случай. А случаи бывали разные. Малейшее из зол – помочиться на сиденье и окна автобуса…

***

Работа, где каждый день случаются новые приключения, подходит не всем. Редко были дни, когда после стольких часов «на колесах» мое тело сохраняло бодрость. Невыносимая жара – летом, осенью и зимой – жуткий холод. Это под силу не всем.

Среди работающих в автопарке женщин были настоящие героини, которые с искренним удивлением слышали от меня вердикт: кондуктор – работа не для всех.


Татьяна Крыжка
Опубликовано в "Новый Вечерний Гомель" 2014г.