Почему?

Лана Джордэйн
Я сидела у кровати умирающего брата, держа его за почти невесомую руку, и думала: “Почему?” В голове крутилось множество этих “Почему”, и ни на одно я не могла найти ответа. На меня смотрели его огромные оленьи глаза, в которых еще теплилась жизнь, но в них не было ни малейшего блика хоть какого-то огонька. Они были влажными как большие маслины и, глядя в них, было ощущение близкой пропасти, в которую он медленно уходил. Название этой пропасти было Вечность. Что именно было в те минуты в его сознании? Как он видел окружающий его мир?
Я спросила его, хотел ли он бороться за жизнь? На что он ответил: “Надо бы...” А надо ли было бороться на самом деле, зная, что осталось всего несколько дней этой жизни? И почему он оказался на пороге вечности? Самое печальное, что оказался он там по своему собственному желанию.
И опять это “Почему?” Ведь он всегда был самым романтичным и талантливым человеком из всех моих двоюродных братьев. Он прекрасно рисовал. Мог легко скопировать замечательные шедевры известных художников.  Я четко помню его сидящим за мольбертом, дорисовывавшего “Незнакомку” с оригинала Крамского. У него тогда хватало терпения и молодого запала тратить за этим занятием много долгих часов. В то же самое время, он мог взять гитару и спеть чудесный романс. Бог наградил его всем необходимым, чтобы жить полной жизнью. Своей профессией он тоже выбрал романтическую по юношеским меркам геологию. Без видимых проблем получил высшее образование в Московском Горном институте, откуда вернулся домой вместе с белокурой красавицей-женой. Она, помню, просто сгорала от любви к моему обаятельному брату. Причем, ее любовь не уходила и после рождения обоих сыновей. Я помню, что при каждой встрече с ними, она каждый раз обязательно говорила, что вот он там-то или там-то немного провинился, но она его все равно любит, будто он был ее идеалом на всю жизнь. В те моменты мне очень хотелось быть на них похожей, когда подрасту.
Прошли годы. Выросли сыновья, определились в жизни каждый по мере своих способностей. Хорошие ребята. И жена все также повторяла, что любит его, но...
Что-то в нем сломалось. И вся жизнь пошла наперекосяк. Чужая семья всегда для нас потемки. Трудно со стороны определить, кто и в чем виноват. Результатом стало его пристрастие к вину. Было ли это потому, что его романтической натуре не хватало романтики в обыденной семейной жизни с ее обязательствами и монотонностью? Не слишком ли много ответственности за всех взяла на себя его чудесная, мягкая жена?!

Возможно, плохую шутку сыграло вмешательство в их семью его матери. Сколько я себя помню, никогда не слышала доброго слова о ее невестке. Ответа на вопрос, чем она оказалась так плоха, у меня нет до сих пор. Я видела, сколько сил она потратила в течение многих лет на сохранение семьи, даже когда дети уже определились и жили отдельно, но всему есть свой предел. В какой-то момент и она сломалась. Уехала к себе на родину в Вологду, тем более, что там в ее помощи нуждалась престарелая мать. Она продолжала заботиться об окружающих, в то время как он остался не у дел.
Ее доброе сердце не раз возвращало ее обратно к нему, но каждый раз новая встреча заканчивалась большим разочарованием. Он не прилагал никаких усилий, чтобы удержать ее и тихо, намеренно, уходил в пьяный транс.
Но почему? Почему люди сами загоняют себя в это состояние? Что они в нем находят? Ведь, как говорится, после долгого веселья будет тяжкое похмелье! У меня был момент в жизни, когда все буквально рушилось вокруг, будто кто-то выдернул из-под моих ног надежный коврик. От отчаянья и одиночества иногда казалось, что вино вылечит мои раны, но почти сразу я вдруг четко поняла, что забытье может длиться только пропорционально выпитому зелью. Как только оно заканчивалось, ничего в жизни не менялось, и даже больше. Реальность казалась более сермяжной и безысходной. Возможно, мы все скроены по-разному. Кому-то это осознание приходит сразу, не затягивая глубоко в бездну, а кто-то оказывается заложником.

Стал ли мой брат таким заложником? Печально признать это, но стал и наверняка. Он не только не пытался изменить свою жизнь, но и настойчиво утверждал, что именно такой образ жизни его устраивает. Даже та цена, что он остался буквально один, его не пугала.
А, может, как раз пугала и он не смог себя перебороть и начать новую жизнь?
Говорят, что у таких людей существует навязчивая идея попасть в тот транс, в котором нет реальных проблем и душевной боли. Но почему нельзя лечить эту боль другими путями? Ведь в нашем мире столько всего прекрасного! Почему не взять в гараже старый велосипед и покрутить педали вокруг красивых гор и долин, радуясь свежему воздуху и солнышку над головой? Почему не взять опять в руки кисть и нарисовать что-то новое? Любовь никуда не уходит, она просто меняет форму. Почему не навестить маленького внука, который живет всего в ста километрах, в соседнем городе? Ведь новая жизнь всегда дает огромный заряд! Ушла жена? Значит, закрылась эта глава в жизни, за ней откроется новая. Главное, хотеть жить, быть благодарным и уметь радоваться.
Так почему умирает мой такой когда-то романтичный и талантливый брат? Наверное, когда-то он потерял все эти желания и умения и сам себе подписал приговор. А жаль!