III. 4. 11. Марк Аврелий Антонин

Евгений Говсиевич
III.4.11. Марк Аврелий Антонин

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)". КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Марк Аврелий Антонин (Др. Рим, 121-180 гг.) – один из наиболее видных представителей Римского стоицизма, Римский император (161 – 180 гг.).

Был усыновлен императором Антонином Пием, после смерти которого управлял империей (до 169 г. вместе с Луцием Вером). Время правления Марка Аврелия принято считать Золотым веком, а его самого – идеальным правителем. Основанием для этого послужила главным образом гуманность Марка.

Аврелий был одним из образованнейших людей своего времени. Его наставником был племянник Плутарха – философ Секст. Своим учителем Аврелий считал Эпиктета. 

Аврелий является последним крупным философом стоического направления в связи с тем, что впоследствии стоическая философия теряет свою популярность, чтобы оставив заметный след в неоплатонизме и в христианской философии, некоторым образом возродиться только в XVI-XVIII вв.

Его единственное философское произведение «Размышления. Наедине с собой» посвящено этическим проблемам стоицизма. Это – размышления, которыми он делится с собой, пытаясь осознать окружающий мир. Аврелий оценивает жизнь с философско-нравственной стороны и советует, как к ней относиться. Он проповедует безразличие к внешним благам и смирение перед лицом неизбежного. Аврелий считает, что, несмотря на тщетность жизни, перед человеком стоят высокие нравственные задачи, которые он должен выполнять, повинуясь долгу. В этом должна помогать философия.

Его называли философом на троне. Но, следует отметить, что Аврелий не был самостоятельным мыслителем, разрабатывавшим собственную философскую систему или хотя бы достраивавшим чужую теорию. Как адепт стоицизма он лишь усвоил чужое учение, которому стремился следовать в своем поведении. Стоическое учение привлекало римлян своей этикой, и он искал в учении стоиков указания на нормы поведения: твердость, терпение, душевное равновесие, прямота, доброта, благожелательность, исполнение долга, чрезвычайная осмотрительность в оценке чужих поступков и др.

Формулу Эпиктета Аврелий применяет в отношении людей: наибольшими пороками являются невыдержанность в отношении обид и невоздержанность в отношении наслаждений, поэтому следует всегда руководствоваться двумя словами – «выдерживай» и «воздерживайся».

Аврелия можно назвать «последним стоиком» еще и потому, что о последующих стоиках в истории философии имеются лишь отдельные упоминания.

Фото из интернета