Воины Света

Марина Байрос-Боголюбова
Немецкие философы-идеалисты выдвинули тезис – «Человек равен Богу в том, что он подобно Всевышнему может продуцировать идею и реализовывать ее в действительности. А зло в мире происходит оттого, что человек  забывает о том, что он подобен Богу». Современный человек забыл о духовной сути своей. И только перед самой смертью некоторые люди вдруг становятся благостно спокойными и даже светящимися, как будто сквозь исчезающую форму что-то просвечивает.  Иногда случается, что глубоко больной или старый человек на последних неделях, месяцах, редко - годах своей жизни становится, так сказать, - прозрачным. Когда такие люди на тебя смотрят, ты можешь видеть свет, струящийся у них через глаза. В них не осталось уже эмоций, и, возможно именно поэтому не стало никакого физиологического страдания. Они уступили наконец Духу свои истерзанные желаниями души, и поэтому личность - созданное рефлектирующим  разумом эгоистическое «я» - исчезла. Они, как социальные существа,  «умерли до того, как умерли», и нашли глубокий внутренний покой, который и есть - осознание бессмертного Духа внутри себя. Но они стали столь слабы физически, что уже не могут помочь другим людям поверить в иную – истинную суть бытия, и только могут показать сиянием глаз на иссохшем лице обретение истинного счастья – встречи со своим духовным «Я» - причины их душевного умиротворения.

Мы все легко умножаем на три, кто-то и на три тысячи, но мы все бессильны представить себе три тысячи человек, да и не только – будь то три тысячи коров, шляп, снежинок, ибо мы не можем охватить их взглядом. А уж если взять триста тысяч, так нам это число покажется не больше, а меньше, как это не странно. Можете вы представить себе триста тысяч сирийцев? Конечно же, нет, даже если они убиты на войне или погибли голодной смертью, всё это мало тронет.

"Ты – пока никто во вселенском соборе Духа, ибо ты всегда жил для себя одного. А впрочем, разве ты не следил за тем, что творится в мире? То-то и оно, что только «следил». Не сдавайся, - стань Воином Света!…  И когда восстает Воин безоружный, беззащитный, безобидный, отождествляющий себя с обидчиками и обиженными, гневающимися и прогневляющими, сражающийся ни за одну из враждующих сторон, но за Божественное, которое стоит выше всего, - человечество будет спасено" - Елена Блаватская.

Воины Света неспособны на ложь и предательство, ибо только они умеют творить Милосердие и дарить свой Свет всем жаждущим его. Когда человек выбирает духовный путь Воина, в его Душу входит Ангел, и тогда в проявленном мире рождается Воин Света - проводник божественной Благодати и Веры. Воины Света - спасители душ человеческих ценою сознательного принятия собственных испытаний на Земле при столкновении с жестоким противостоянием духовно убогих людей си$темы хаоса.
 
«Моя улыбка — большой покров, за которым скрывается масса боли» - Мать Тереза.  В своих «Дневниках» мать Тереза из Калькутты рассказывает, что и она, подобно Святой Терезе Авильской, пережила «темную ночь души». Душой матери Терезы хотел завладеть хозяин ада, и ей пришлось пройти обряд изгнания бесов. Сатана искушал ее всеми мыслимыми и немыслимыми способами, ему даже удалось на какой-то момент овладеть душой монахини. Но, после обряда изгнания, Князь тьмы оставил свою пленницу во имя Иисуса Христа. И Господь вознаградил мать Терезу из Калькутты за стойкость многими дарами, она снискала милость Божию и преисполнилась благодати. Иисус стал вновь являться матери Терезе, и она разговаривала с ним.
Тереза стала святым мистиком, подобно Святой Терезе Авильской (Santa Teresa) и Сан Хуану де ла Крус (San Juan de la Cruz), переживших «темную ночь души», то есть усомнившись в существовании Бога. Согласно доктрине католической церкви, победа над подобными искушениями является необходимым условием для достижения высшей степени святости.
 
Об искушениях матери Терезы рассказывает канадский священник Брайан Колодейчук (Brian Kolodiejchuk). Этот священник, занимающийся вопросами беатификации святой из Калькутты, получил доступ к личному дневнику, письмам и документам матери Терезы, о существовании которых до сих пор ничего не было известно. Многие из только что обнаруженных документов оказались достаточно откровенными. Год 1959 от Рождества Христова. Мать Тереза пишет письмо своему духовному наставнику: «Я чувствую себя потерянной. Господь не любит меня. Мой Бог может не быть истинным Богом. Возможно, его нет со мной», — читаем мы в письме. «Здесь мы становимся свидетелями испытания, через которое проходят все великие мистики и духовные наставники», - поясняет секретарь Ватиканской коллегии по беатификации святых монсеньер Новак (Nowak). «Этот период еще называют ночью души или чувств - это особые периоды духовной жизни, когда человек считает, что Господь покинул его, удалился».
 
Согласно утверждению специалистов, все великие святые подвергались двум видам искушений. Первые — это искушения дьявольские, когда Сатана не позволяет человеку спать или вести нормальный образ жизни. Второй тип искушений — это искушения духовные, цель их — уничтожить веру, зародив сомнения в существовании самого Бога. Мать Тереза не смыкала глаз несколько лет подряд и, судя по приведенному выше отрывку из ее письма, даже начала сомневаться в существовании Господа. Во время рассмотрения Ватиканской коллегией дела о беатификации матери Терезы, высокая комиссия узнала не только о ее духовных страданиях. Колодейчуку удалось узнать, что преданность Богу святой из Калькутты была абсолютной, сколько она сама себя помнит: «В пять с половиной лет, когда Христос впервые пришел ко мне, Сердце Христово открыло для меня любовь к миру», — пишет она в своем дневнике. Тринадцать лет спустя, когда Терезе исполнилось 18, она, еще не будучи послушницей, призналась: «Я хочу принадлежать Иисусу полностью. Я готова отдать за Него жизнь свою».

В заброшенном доме среди мусорных куч она основала школу для никому не нужных детей — младенцев из мусорных ящиков, маленьких инвалидов и сирот, что положило начало системе детских приютов ордена Милосердия. Однако ее подвижничество не замкнулось на уличных детях и организации школ. Она взяла на себя миссию помогать умирающим. Первая женщина, подобранная Матерью Терезой прямо на залитой помоями мостовой, была объедена крысами и муравьями, но еще жива. Ни одна больница не хотела ее принимать, однако мать Тереза не отступила и заявила, что она не бросит несчастную, пока та не умрет. В Калькутте прямо на улицах умирают сотни бедняков, и весть о блаженной монахине, стаскивающей куда-то умирающих бездомных, достигла городских властей. Муниципалитет выделил ей пустой храм, посвященный индийской богине Кали, и в огромном помещении, где некогда содержался жертвенный скот, разместились умирающие бедняки. Так возник первый в мире хоспис «Дом для умирающих», где обреченного на смерть бедняка окружали молитвой наполненной любовью и заботой, чтобы он мог дожить свои дни достойно, но главное – уйти в Вере. Тронутые милосердием матери Терезы, основанном на истиной Вере и любви ко Христу, сюда стекались благотворители со всего мира, уверенные, что их деньги пойдут только страждущим и неимущим.

Ей часто приходилось слышать от недоброжелателей: «Вы лечите не причину, а следствие. Вы латаете дыры. Ваш труд тонет в океане проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями на государственном уровне». При этом её с честью принимали во всем мире короли, президенты, папа Римский, Михаил Горбачев..., но она никогда никого не наставляла и ничего не просила, ибо знала, что каждый из людей самостоятельно волен сделать свой выбор и единолично ответственен за деяния и помыслы свои, поэтому не принимала критику в свой адрес и считала, что поступает в полном соответствии с буквой и духом Писания, где Христос сказал: «Я алкал — и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Выздоравливая в больнице после очередного инфаркта, Мать Тереза в своем дневнике оставила слабой рукой последнюю запись: «Что для меня Иисус? Иисус это - Слово, которое следует произнести. Это - Свет, любовь, мир… Иисус — голодный, которого нужно накормить, жаждущий… Бездомный! Больной! Одинокий! Нежеланный! Прокаженный! Нищий! Слепой! Калека! Заключенный!» - И, что, казалось бы, совсем уже странно,- «Иисус - это человек с зачерствевшим сердцем, которому надо помочь его смягчить, согреть Верой своей».  Она каждое мгновение жизни тратила только на передачу безграничной Веры своей, ради спасения - возгорания искры Божией в каждой человеческой душе, о которой даже не подозревал её носитель. Мать Тереза, став Воином Света, души обреченных на смерть физическую и духовную, но преисполненных Верою, возвращала в жизнь вечную - в Божественную обитель.

Редактор издания Саверио Гаета поместил материал об ужасах жизни в Калькутте, где юная послушница Тереза (Агнес Бояджиу) в 30-х гг. прошлого века начала свой путь сестры милосердия, помогая больным и умирающим обитателям трущоб. Имея доступ к «делу Терезы», Газета дополнила статью письмами и записками своей героини. И эти документы свидетельствуют о благочестивости автора дневника и сомнениях более в себе, чем в Боге. Ответа на вопрос «На самом ли деле я достойна служить Ему?», который мучил ее всю жизнь, великая праведница, по-видимому, так и не нашла. Между тем сама Тереза вряд ли обрадовалась бы публикации дневника со своими сокровенными переживаниями. Она не любила расспросы и не жаловала журналистов.
Один репортер, специально приехавший в Калькутту, чтобы взять интервью у Терезы, услышал в ответ: «Интервью со мной? Разговаривайте лучше c Ним…». На следующий день он уже помогал сестрам обмывать умирающих и за время своего пребывания в приюте больше не разу не заикался об интервью. Когда у умирающей матери Терезы спросили, были ли у нее выходные или праздники, она ответила: «Да! У меня каждый день праздник! Я возвращаю к Нему детей Его».
 
Вспоминается потрясший меня в юности документальный фильм, в котором худенькая маленькая старушка быстрыми, ловкими движениями тщательно мыла и чистила комнаты, где в металлических кроватках корчились детские полутрупики, от вида которых кровь застывала в жилах. В этом фильме у одного журналиста, наблюдавшего ежедневную возню матери Терезы и сестер ее ордена Милосердия с прокаженными, больными и умирающими, вырвалось: «Я бы не сделал этого и за миллион долларов». «За миллион и я бы не сделала, - ответила мать Тереза, - только бесплатно! Из любви ко Христу!» 

Приюты, больницы, лепрозории были потом, но в начале испытаний своего пути Воина Света она страдала от одиночества и не понимания людей, и первое время ей часто приходилось ложиться спать голодной. Но уже через три года, в 1949 году, как и положено для великих начинаний, люди ей поверили, и к ней присоединились 12 последовательниц, став ее ученицами, а в 1950 году орден Милосердия был признан Римом. Жизнь этих добровольцев была крайне трудна. Их собственность — сари, сандалии и тощий матрас. Их жизнь — это чудеса терпения и выносливости, это бесконечный тренинг любви, который начинается в 4 утра с молитвы Франциска Ассизского:
 Господь, дай мне силы
Утешать, а не быть утешаемым,
Понимать, а не быть понятым,
Любить, а не быть любимым…
Ибо, когда отдаем, получаем мы
И, прощая, обретаем себе прощение.
 
То, что начиналось как орден из 12 человек, сейчас насчитывает 300000 сотрудников, которые трудятся в восьмидесяти странах мира, управляя там детскими домами, хосписами, клиниками для лечения СПИДа, лепрозориями. В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия и, принимая эту награду во имя «нежеланных, нелюбимых и не обласканных», она была одета в то же монашеское сари, которое было на ней в день основания ордена. A средства, которые должны были быть потрачены на банкет, она попросила передать «Милосердию». Полем ее деятельности были горячие точки планеты: Северная Ирландия, Южная Африка, Ливан и т.д. В 1982 году во время осады Бейрута мать Тереза убедила армию израильтян и палестинских партизан прекратить перестрелку, чтобы дать ей время вывезти 37 детей, закрытых во фронтовом госпитале. Она называла себя карандашом в руках Бога, а ее мысли и высказывания можно найти не только в многочисленных мировых изданиях, но и на обложке меню индийского ресторанчика, равно как и на стене основанного ею приюта для умирающих от СПИДа. Мать Тереза: «Если бы все те деньги, которые вкладываются в изобретение способов убийства людей, использовались для того, чтобы накормить, приютить и воспитать их, каким прекрасным мог бы быть мир!»

Триста тысяч последователей Воина Света нашли свой духовный Путь благодаря деяниям одной ни чем не примечательной бедной девушки Агнес Бояджиу - послушницы Терезы из Калькутты. И триста тысяч не повинных сирийцев прервали свой жизненный Путь, потому что многие люди бессильны представить их искаженные лица и сделать свой выбор…