Досадный опыт

Евгений Косенко
 
Грибного сезона я дожидался давно, наблюдал за погодой, сначала утренние туманы радовали меня, и  думал ну вот, уже совсем скоро. Дождя все не было, небо затянуло тучами, а дождик шел местами и то не продолжительно, только начнется и сразу и закончится. По-настоящему осенняя дождливая погода установилась с пятого октября, весь вечер лил дождь, а утром выглянуло солнышко, уже  осеннее, прохладное. Я думал еще в пятницу рвануть за грибами в Кипти, но пришлось перенести поездку на субботу. Синоптик, работающий с поразительной точностью, вещал - +6 +11 днем, облачность, и начиная с 5 часов вечера сильный дождь и в дальнейшем похолодание на пару градусов.

Утром, пока все еще спали,одевшись по погоде,  тихонько на цыпочках, выбрался из дому, прихватив с собой большую кошелку и пакет, на всякий удачный случай. Маршрутка в Кипти с Чениговской,  стояла под загрузкой, и без четверти восемь  уже мчался в комфортном автобусе в свой лес, радующий меня каждый год грибными местами. Холодно не было, установилась ровная погода, с плотной облачностью, но чуть мы выехали за город, поля и ближайшие окрестности заволокло туманом. Мне хотелось спать, находясь в полудреме, я старался не проспать свою остановку возле  магазина в Киптях. Черниговская трасса свободной полосой лежала перед нами, навстречу неслись машины с включенными противотуманными фарами, Броварской лес пребывал весь в туманной поволоке, сам мир сулил отличную грибную охоту.

Кипти  не проспал, к девяти часам мы были уже на месте, до леса примерно 4 км, это полчаса спокойного шага, медленно, но уверенно  приближался к лесу, подстегиваемый грибным азартом, который рисовал в воображении приятные картинки. Булыжная дорога  к селу Гайове много лет знакома мне, деревенские ароматы разве могут раздражать городского жителя, конечно же, нет, я шел, смотря по сторонам и настроение было отличное. Несколько машин двигались на обгон, а одна остановилась рядом, и люди спросили дорогу в лес, предложили подвезти меня, чтобы  дорогу показал. Порадовавшись, замечательной возможности сократить свой путь сел в машину и через несколько минут мы уже сворачивали на проселочную дорогу, ведущую в лес. Все что мог рассказать о лесе,  рассказывал таким же грибникам как и сам, что да как и где нужно собирать грибы, внутри делать нечего весь гриб по краю кромки леса. И это было правдой.

Лес встретил меня влажный, сильно осыпавшийся листвой, в посадках берез возле поля, куда я сразу направился, не было ничего кроме редких мухоморов, даже поганки не росли, в прошлом году здесь практически под каждой молодой осинкой  собирал подберезовики и подосиновики, высокие грибы с коричневыми шляпками на толстых рябых белых ножках. Из этих грибов мне всю зиму жена варила потрясающе вкусный грибной суп.

В посадках ничего не было, просто ровным счетом ничего,  свернул вглубь, и там, на местах где всегда было море поддубника и польского гриба, лежал только стылый желтый лист и росли мухоморы с большими красными шляпками. Сложно было отыскать гриб в такой массе опавшей листвы, и что меня сразу насторожило, это тишина во всем лесу нет ни одной живой души. Но машины ведь в лес ехали, куда все грибники подевались, нет в лесу людей.

Когда прихожу сюда первым делом выбираю себе крепкую палку, и стараюсь выбрать такую, чтобы не сломалась сразу же, а прослужила мне весь период моей грибной охоты. В этот же раз,  все никак не мог найти себе такую, все ломались на ходу. Забираться глубже не было никакой охоты, там очень сыро, за пять минут  был бы мокрый с ног до головы, а вот головной убор я таки забыл взять дома и сейчас жалел что нет у меня шапки, поправляя каждый раз мокрые волосы.

Путь лежал к молодым посадкам, в которых всегда росли маслята, по мере приближения к ельнику, у самого его края, начали попадаться крепкие осенние поддубники, с удовольствием  срезал их и клал на дно корзины. В молодых елочках высокая трава не росла, встречались островки укрытые мхом, и заячья капуста. Вдруг на моем пути начали попадаться маслята, рассыпанные под ветки елей и просто примостившиеся у обочины дороги. Красивыми плотными шляпками они буквально только появились изо мха, даже еще не набравшись грибной силы, тянулись к солнцу. Как только  напал на их след практически все оставшееся время и не разгибался. Маслята росли семейками, часто по пять и больше в одной грибнице, раздвигая мокрый мох, я находил в нем грибок с длинной плотной ножкой, со скользкой и мокрой шляпкой. Буквально за пару часов удалось собрать половину  корзины, вошел в грибной азарт и ни о чем, думать уже больше не мог, исследуя каждый метр своего пути. Крупный гриб практически весь был червивый, и тот который казался, не совсем уж источенным  продолжал бросать в корзину, в надежде дома в солевом растворе выгнать червей из гриба. Говорил себе в уме, ничего пойдет, мы не гордые и проходил свой грибной путь как бульдозер, срезая даже маслят величиной с ноготь большого пальца руки.

Через час в ельнике стремительно появились люди, буквально за спиной у себя  слышал голоса, а впереди местные бабки повязанные платками собирая маслята, переговаривались между собой и  заметил, что они режут только взрослый гриб, маленький же вообще не берут. Слышалась речь о том, что и нагибаться за этим маслюком совсем не хочется, а ведь трудно действительно в преклонном возрасте нагибаться, когда гриба так много как здесь. Местные набегали как орда, но на непродолжительное время, немного собрали и опять, куда- то уехали, вторая группа людей стояла на трассе с кошелками уже очищенных даров леса и продавались грибы по 40 гр за кг. Такой уж тут грибной бизнес, я бы не сказал, что он легкий.

Утренний туман лежал крупными каплями воды на ветках елочек, кустах, голова быстро стала мокрой, колени брюк тоже промокли, и честно говоря,  начал выбиваться из сил. Никогда  так изнурительно не собирал грибы как этот раз, буквально излазил каждый метр на корточках, а стоило подняться во весь рост и грибы становились, не видны, прятались под мохнатыми ветками. В грибном приятном азарте, разве думаешь об усталости, конечно же, нет. Часто  просто валился уже с ног и ложился на мох, вытягиваясь во всю длину, и смотрел в небо, с проплывающими серыми тучами. Белый диск солнца едва выглядывал сквозь облака, и хотелось так лежать и лежать.

Никуда с молодого ельника  так и не ушел, ползая по нему и как хирургическим ланцетом вырезая кончиком ножа маслят у самой ножки. Корзина стала тяжелой, почти полной и радовала глаз, ровными рядами ложились в нее целые семейки. К двум часа необычайно устал, мне даже с лесом этот раз не хотелось говорить, так я выжал себя, подошва обеих не убиваемых кроссовок Адидас, отвалилась на носке на прочь, цеплялась за траву,  добивал верхушку кошелки, медленно двигаясь к дороге не в силах уже продолжать сбор. Только молодой масленок был без червей, крупный же весь червивый и уже и не брал его вовсе. В лесу царила тишина, люди давно покинули это место, отправившись незнамо куда.

Выбравшись на дорогу, я в полной мере ощутил, как себя вымотал, 15 кг маслят в кошелке, а к трассе добрых 4 км пешего хода, вот так, еле волоча ноги, и пошел, отдыхая каждые 200 метров. А вокруг открывалась краса осеннего леса, в осиновых кронах шелестели  листочки, ветер шумел в них, а они как карнавальные гирлянды  переливались передо мной. Лес манил впереди всей своей осенней красотой, и даже поле с убранным подсолнухом казалось мне прекрасным. Воздух не вдыхался, он вливался порциями озона в мои легкие. Отдыхая на пеньке, не смотря на усталость, я был счастлив.

Примерно через полтора часа  выбрался на дорогу, и пришел в село, осталось преодолеть последний километр. Благо здесь каждые сто метров под дворами лавочки, на них было здорово посидеть отдохнуть. В озерцах плавали гуси, по улице, разгуливали, тощие кури. Все здесь словно остановилось и время тоже, приобрело медленные соразмеренные черты, как и обыденная деревенская жизнь. В одном дворе  заметил женщину, сидящую на ведре перед кучей белой кормовой свеклы. Из этой сахарной свеклы, кстати, получается потрясающе вкусный сладкий, желтый борщ, который так любит моя мама. В городе сахарную свеклу не продают ни в одном супермаркете, и стоит она не больше рубля за килограмм, дешевле коробки спичек. Иногда, моему взору открывались дворы с огромными кучами крупных желтых тыкв, даже не представляю себе, куда столько можно деть. Картофель с огородов давно уже выкопали и опустили в погреба. Копают здесь не в ручную, а механическим способом, поэтому часто урожай остается не полностью собранным, валяется на поверхности земли. Село живет, как может, но все равно из пятидесяти дворов, добрая четверть стоит в страшном запустении. С покосившимися крышами, заросшие травой и не чищеными деревьями приусадебные участки.

Очень хотелось хоть что- то съесть, на трассе неплохой магазинчик, в нем  купил бутылку ситро и багет с ветчиной, с удовольствием подкрепившись, вышел на автобусную остановку. Мелко пускался дождик, но холодно не было, наступал осенний вечер. Спустя 10 минут меня подобрала Черниговская маршрутка, и даже удалось сесть на переднее сидение возле водителя. 40 гривен, час пути и  возле метро. В Киеве  дождь уже шел полным ходом, ноги  дико болели от непривычной нагрузки, но начиналось самое приятное, путь домой с полной кошелкой маслят.

Казалось бы,  затягиваю свое повествование, но удовольствие просто ходьбы по городу с грибами всегда производит впечатление на окружающих и просто встречных прохожих. За твоей спиной шушукаются женщины, а то и в лоб говорят, вот это урожай. Один мужик пристал ко мне в маршрутке, выпытывая, где удалось столько маслят набрать. А дома, жена ходила вокруг и все нахваливала, какой я молодец, единственный такой в своем роде.

В семь вечера, притащив домой кошелку,  все, на что меня еще хватило это начать и кончить чистить грибы, бережно расфасовывая их в целлофановые пакеты и отправляя сразу без предварительной обработки в морозильную камеру. Все вещи, в которых  был, сразу же полетели в стиральную машину, а расслабляющий горячий душ, вернул  остаток сил. Грибы было немыслимо тяжело чистить, снимая пленку со шляпок и удаляя прикорневой ободок, но они белыми и красивыми падали в миску, а в кошелке медленно их масса уменьшалась. В 11 вечера  плюнул на это занятие, добрался до подушки, и моментально уснул.

Утром появились дела, пришлось на пару тройку часов отъехать по работе, примерно к часу  снова принялся чистить свои грибы, материться про себя и чистить. Оказалось, почистить их не менее затратный труд, чем собрать, ведь в таком количестве я не собирал еще маслят. Через пять часов такой работы,  обработав только верхушку грибной массы,  заметил что готово всего 5 пакетов на заморозку. Всунув палец в грибы, там, в глубине кошелки, пахнуло жаром. Одним словом основную массу грибов мне пришлось просто выбросить, потому, что они  сгорели в душной кошелке. Превратились в бесформенную массу похожую на переваренную дешевую вермишель. Как  ни старался привести их в чувство, о спасении уже не могло идти и речи. Шляпки выскальзывали у меня из рук, грибы налились шипящим соком, а те черви, которые в них попадались, за ночь, словно в тысячу раз расплодились, и я раз за разом бросал червивые грибы в раковину на кухне. Спустя шесть часов неустанной стремительной борьбы  сдался и бросил это гиблое занятие. Желчь досады разливалась у меня внутри, появилась злость на самого себя, а вскоре и жена чуть не упала в обморок, когда вошла на кухню и заглянула в раковину. Оказывается все белые черви с черной точечкой на кончике, своей массой вылезли из раковины наверх и устроили там себе ванну. Как она увидела эту множественную белую шевелящуюся кучу, пришлось мне мигом мыть всю кухню, вместе с раковиной и поспешно удалять этот ужас из ее поля зрения. Досады же не было никакого предела, так было жаль потраченного труда, жаль было всех тех маслят, которым я так и не дал возможности вырасти, и впрок и пользу они не пошли.

Следующим утром  встал с твердым намерением, во что бы то ни стало устроить себе еще одну, в этом сезоне, грибную охоту. Только вот теперь с большим опытом, надеюсь с не меньшей удачей. Грибы нужно чистить сразу же, и желательно при сборе перекладывать их сухим листом, а дома, сразу же высыпать на пол, чтобы они не задохнулись. Такой вот мой грибной теперь досадный опыт.